Важнейшая задача семейного воспитания это

Задачи и содержание семейного воспитания

Семейное воспитание — специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;


— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет свои принципы.

Наиболее общие из них:

▪ гуманность и милосердие к растущему человеку;

▪ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

▪ открытость и доверительность отношений с детьми;

▪ оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

▪ последовательность в своих требованиях;


▪ оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме общих, есть ряд частных принципов, не менее значимых для семейного воспитания: не применять физические наказания, не читать чужие письма и дневники; не морализировать; не говорить слишком много; не требовать немедленного повиновения; не потакать негативным поступкам и др.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Одной из основных задач семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ей достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.


Педагогический потенциал семьи.

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или педагогическим потенциалом.

Понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.


По определению социологов, педагогический потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, численностью и структурой семьи, развитостью семейного коллектива и характером отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.

В целом педагогический потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, педагогический потенциал семьи составляют:


— личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;

— образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

— эмоционально-нравственный микроклимат;

— обучение детей практическим навыкам, необходимым для жизнедеятельности;

— разумная организация свободного времени и досуга семьи.

Уровни воспитательного потенциала семьи:

— Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания.

В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.

— Средний (критический) уровень воспитательного потенциала: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.


— Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.

Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества.

Психологический контакт между родителями и детьми.

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Опасность для родителей состоит в том, что причины отклонения психического развития детей (или нежелательные проявления в индивидуальном развитии) легко усмотреть не там, где они коренятся на самом деле. Очень важно быть осторожными в выводах. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт, который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.


При построении психологического контакта с детьми педагоги родителям рекомендуют:

— принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать акцент на положительном;

— по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;

— дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;

— признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи, сдерживать свою «родительскую ревность»;

— не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;

— остерегаться проявлений «родительского эгоизма» – желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя, воплотить непременно в ребенке то, что у самих не сбылось;


— проявлять постоянство по отношению к ребенку;

— стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;

— чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

— расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

— на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

Педагогическая культура родителей.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), – одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

Педагогическая культура — это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.


Педагогическая культура включает несколько компонентов:

— понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

— знания о развитии, воспитании, обучении детей;

— практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

— продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Механизмы воспитания.

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя.


овом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно, негативное поведение – отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок – «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи полностью. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом – внутренней потребности.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на работе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка – слишком строгой грубой матери. В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

Стили и типы семейного воспитания.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем типовую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить меру требовательности к детям, организовать правильный режим дня или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам. В таком случае говорят о либерально- попустительском стиле.

Ряд авторов выделяют типы воспитания, которые по сути сходны со стилями:

— Авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие его индивидуальности. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль. Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам.

— Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребенку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким.

При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулезно выполняет все, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца.

Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности), возможен и неустойчивый тип поведения (ребенок может быть импульсивным, упрямым и т. п.).

Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждаются варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, и малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми. Следует отметить, что негибкий доминирующий тип воспитания формирует, навязывает малышу определенный тип поведения (в психологии это называется психологической ролью).

Сотрудничество детей и взрослых в семье.

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт, который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка. Развитие ребенка во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

— во-первых, взрослый даёт ребёнку образец действий с предметом, его общественную функцию;

— во-вторых, он организует практические действия, передаёт ему технические приёмы их осуществления;

— в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Очень важно, чтобы близкий человек был не только воспитателем, но и помощником, участником совместных дел. Ребенку просто необходимо сотрудничество со взрослым. Мама и папа помогут в трудную минуту, подбодрят при неудаче, похвалят за достижения, помогут правильно выполнить то или иное действие. Ребенок еще не сложившаяся личность, но тем не менее уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от поддержки близких людей. С одной стороны, нельзя подавлять желание ребенка что-то сделать, даже если он пока делает неправильно. Если же его будут ругать за каждую неудачу, у него пропадет желание чему-то учиться, что-то осваивать. С другой стороны, надо мягко, но настоятельно объяснять, что он делает неправильно и почему. Нужно давать ребенку небольшие поручения. Такие задания очень помогают формированию самостоятельности и ответственности у ребенка. А от родителей потребуются помощь и терпение, терпение и еще раз терпение. Родители должны помнить о том, что категорические запреты тормозят развитие ребенка; чрезмерная опека ничему не научится; упреки ребенка разовьют чувство неуверенности в себе. И. Ильин говорил, что семья для ребенка – школа взаимного доверия и совместного, организованного действования.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Источник: multiurok.ru

Задачи и функции современного семейного воспитания

Особенности современной социально-педагогической ситуации. Идеи демократизации и гуманизации воспитания.

Закон Российской Федерации «Об образовании» об определяющем значении в формировании личности социума, общественной среды, семьи.

Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания.

Функции семейного воспитания в условиях гуманизации:

• приобщение воспитанников к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирования духовности и нравственности;

• социальная защита жизни, здоровья детей, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры;

• оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении.

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

Семья, как и школа, – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. А то на заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком и все! Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в обществе.  законе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур». Родителям необходимо проектировать те качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем. Но как их определить? Цель воспитания обусловливается и порождается особенностями современной социально-педагоги-ческой ситуации, ведь воспитание – зеркало (своего общества).

Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. С тревогой и беспокойством, умом и сердцем учителя и родители пытаются осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные и гражданские ориентиры.

Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.

Так, наблюдаются факты массового нарушения прав детей при приеме в учебные и дошкольные учреждения, «скрытый» отсев, всевозможная «селекция», в том числе по признакам материального положения. О равнодушии современной массовой школы к судьбам подрастающего поколения убедительно говорят следующие данные: уже в 1993 г. 1,7 млн. детей школьного возраста оказались «на улице», не получив никакого образования. Сегодня несколько утрачены даже такие, несомненно, значимые завоевания советского периода, как доступность образования, осуществление школой своих воспитательных функций и других ее достижений.

Молодые люди понимают, что нестабильность современного периода – не обычный спад социально-экономической сферы, а глубокий общий кризис, который обнаруживается в расстройстве потребительского рынка, разбалансированности экономики, инфляции, резком снижении производственной дисциплины, господстве «теневой» экономики, спекуляции. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада интереса к учебе, труду, пренебрежение элементарными нормами нравственности. Многих учеников школ отличает бездуховность, эмоциональная напряженность, агрессивность, склонность к эгоизму, зависти, потребительству. Вместо стремления к созиданию доминирует страсть к распределению и перераспределению.

Наряду с теми, кто думает получить фундаментальное образование и именно таким образом обеспечить себе достойное будущее, многие ребята уже сегодня пытаются заниматься улучшением своего материального положения (причем последних не меньше, а то и больше). В основном это подростки из малообеспеченных семей с низким уровнем достатка.

Ассортименты магазинов, ломящихся от дорогостоящей прекрасной продукции, с низкой зарплатой родителей, выбивающихся из сил, чтобы прокормить семью, рождает понятное чувство протеста в душе школьника, желающего «жить, как все – ездить на красивой машине, есть вкусные продукты, носить нарядную одежду». Путь к достижению всего этого через собственные знания, тяжелую работу долог и очень труден, тем более, что награда может оказаться слишком скудной, если тебе не повезет устроиться куда-нибудь в иностранную фирму, уехать за границу или попасть в процветающее отечественное предприятие, организацию. Гораздо проще попытаться украсть, отнять, «разделить» с кем-то его достаток, морально оправдывая свои действия рассуждением о неправедности путей приобретения большого капитала, – ведь не нищих грабит бывший подросток…

Наблюдаются процессы отчуждения, необщительности среди сверстников, утрата традиций. Это усугубляется неподготовленностью основной массы населения к вступлению в рыночные отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, личную инициативу, обогащение, предпринимательство.

Рынок – это сфера деловых альтернатив предпринимательского риска, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявление незаурядности ума. Для молодых рынок может стать стимулом развития чувства хозяина, самостоятельности, самодеятельности.

В условиях рынка находят себя люди грамотные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, умеющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений.

Новые способы жизнедеятельности в условиях рынка потребуют изменения ценностных ориентаций молодых. Растет безработица, преступность, наркомания.

Безрадостная картина, открывающаяся за стенами школы, не может не пугать ее питомцев, поэтому не удивительно, что современные дети думают больше о том, на что они будут жить завтра, а не о «разумном, добром, вечном».

В это трудное время одной из сил, которая способна обеспечить гражданское согласие, является культура. Но в ней происходят опасные рыночные тенденции: коммерциализация культуры, литературы, искусства Законы рынка, меркантильная ориентация уже привели к значительному снижению качества произведений серьезной литературы, музыки, живописи.

Происходят серьезные перемены в детской и молодежной культуре. В последние годы настоящая литература резко утратила прежнюю значимость для общества в целом и молодежи в частности, она перестала быть «учителем жизни», так как не могла успеть и не успевала за общественными переменами. Не оставив юным времени на размышление над «вопросами вечности», действительность заставила одновременно отказаться от опыта родителей, запечатленного в книгах, – новое время требует новых решений. Один за другим закрываются детские клубы, вытесняемые коммерцией из удобных помещений на окраины и в подвалы. Распались многие из бесплатных кружков, оставшиеся перешли на хозрасчет. Разрушается старая государственная общедоступная система (которая строилась по принципу: «всем поровну, сколько достанется»). Формируется новая коммерческая, дорогая, элитная (дающая «за дорого» и не всем, а только избранным). Пока же обычный (и даже одаренный) ребенок из малоимущей семьи никому, кроме своих родителей, не нужен.

Глубокое влияние на социально-экономическую обстановку в стране оказывает сегодня обострение национальных конфликтов и религиозных противоборств, в которые втянуты подростки и молодежь. Под влиянием жизненных трудностей молодежные национальные движения порой выливаются в национал-шовинизм. Размываются понятия «Родина», «патриотизм». Страна стала «вулканом народов», и, как следствие, часть молодых отошла от принципа интернационализма.

Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на молодежь, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и семейного воспитания; ухудшение здоровья населения; социально-полити-ческие и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться.

Такая ситуация требует формирования особого типа личности, для которой характерна порядочность, справедливость, чувство человеческого достоинства. Если в самосознании и поведении молодых не будет этих качеств, цивилизованные рыночные отношения будут обречены на провал. Воспитание высоких нравственных качеств становится непременным условием подготовки деловых людей, способных возродить и развивать экономику.

Таким образом, общественное развитие привело к иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвало необходимость его радикального обновления. Смысл изменения системы воспитания в стране, в условиях гуманизации и демократизации общественной жизни, радикальной экономической реформы, в ее гуманизации и демократизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил человека. В статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Следовательно, главная цель воспитания сегодня заключается в развитии личности, ее способностей, дарований, таланта.

Гуманизация – это поворот к ребенку, уважение его личного достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов. Общей основой воспитания должна стать не какая-то конкретная идеология, а общечеловеческие ценности. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду понятие «добра», как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?

Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, обоготворение матери.

Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.

Демократизация школы, превращение ее в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитательных функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи семейного воспитания. Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся:

1. Приобщение детей к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирование духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

2. Социальная защита жизни, здоровья детей. Трудно вспомнить время, когда ребенок чувствовал бы столь остро свою социальную незащищенность, как в последние 2–3 года. Очень тяжело ребенку в обществе. Первая задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Защитником ребенка в семье выступает прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

3. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня, проведенную в коллективе, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей.

4. Оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширении их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов, организовать совместный отдых. Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают. Важно поддержать детей, умело направить их азарт, бескомпромиссность, энергию в русло сознательной деятельности. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Методические рекомендации

Форма проведения – лекция-диалог.

В начале лекции родители на листочках письменно отвечают на вопрос: «Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?» В конце лекции каждый сопоставляет свое мнение с материалами, изложенными учителем, организуется общее обсуждение.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)// Вестник образования. 1991. №8.

3. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1998. Глава 7.

4. Гурова Р. Вопрос вопросов – кого мы хотим воспитать// Воспитание школьников. 1991. №2.

5. Караковский В. A. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Самоукина и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.

7. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования// Народное образование.1995. №6.

Источник: pandia.ru

При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.

Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.

Важнейшая задача семейного воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.

Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое, важное значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все переживают. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизнь, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии – «все воспитается само собой».

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» накажут. Одна старая няня рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: в одной запрещалось все, а на самом деле можно было делать все, что хочешь; в другой можно было делать все, но уж если что-нибудь было нельзя, так действительно нельзя.

Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Почему сегодня так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному заработку? Этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей «слепой» любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Важно также заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания. В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимущественное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплинирует детей. В каждом же человеке ценна его внутренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нравственная ответственность.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование порой заслоняет основное. Например, увлечение сочинением стихов, дающее быстрые результаты, может увести ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскрытия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незначительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно. В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители должны воспитывать ребенка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.

Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка прежде всего человека. Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится заниматься в два раза больше. В первом случае может вырасти способный «ленивец», привыкший к легким путям и победам, уверенный в своих способностях. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которыми оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания – это больше, чем память; это способность человека правильно применить в деле накопленную информацию. Если не приучать ребенка с детства прикладывать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прилагать усилий не будет.

Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребенка. Биологическая функция семьи – поддержание родителями здоровья ребенка. Также важны функции педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное. Умелое развитие разумных привычек способствует сохранению их на всю жизнь.

Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону. Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным. При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.

Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно в семье – ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в такой большой степени. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи. Этому в большой степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит.  В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее почти неизбежно ведет к лишению собственной инициативы, а значит и внутренней силы.

При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.

Основные принципы семейного воспитания – сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, акцент на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы.  В первых веках христианства люди своим жизненным примером вызывали в детях такое настроение, что воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Нельзя воспитать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни.

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения является одной из причин появления в практике воспитания «трудных детей».

Разногласия между родителями в предъявлении требований учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.

Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем школы. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов. Дети часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса. Единство требований предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.

Все педагогические теории прошлого и настоящего пронизаны идеями гуманизма: любви к ребенку, пробуждения светлых сторон его природы, развития в нем социальных сил, стремления к свободе. Реализация этих важнейших гуманистических принципов во многом зависит от семейного микроклимата. При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу.

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В доброжелательной обстановке он спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Неблагоприятная семейная атмосфера предопределяет и плохое психическое самочувствие ребенка в семье. У него растет чувство непрочности семейного дома, он начинает с тревогой относиться ко всяким новым обстоятельствам, которые могут оказаться, по его мнению, не под силу его родителям, и семья распадется, а он останется один в непонятном и враждебном мире.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливость или же ворчливость, мелочность, видит хмурые лица.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок – равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: во-первых, традиций семейного общения, нравственно-психологической атмосферы в доме; во-вторых, степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; в-третьих, формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; в-четвертых, типа семьи – многодетная, малодетная; ее состава – полная или неполная; ее структуры – главенство и подчинение; в-пятых, психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости, контактности.

Вследствие этих условий, особенно связанных с развитием современной культуры, существенно изменились традиции семейных отношений. Это, прежде всего, коснулось мер социального контроля за реализацией семейных и брачных отношений (церковная и светская мораль, общественное мнение), содержания отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, взаимоотношения, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.

В современных условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни наибольшее распространение получила семья, состоящая в основном из родителей и детей.

 По сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, взаимоотношения в таких семьях приобретают во многом новый характер. Прежде всего, резко ограничивается поле социализации личности. Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, оказавшего на него наибольшее влияние в силу определенных причин. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются и в личности ребенка.

Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками и юношеством. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко порой оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи. В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям. Вот почему так важно для родителей и воспитателей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него. Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.

Основа педагогической деятельности родителей – педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой, прежде всего, ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей, и что для них значит быть родителями.

Одна из характерных особенностей современной семьи – это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др. В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.

Процесс подготовки к семейной жизни сложный, многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные аспекты. Это, прежде всего, формирование у ребенка, начиная с детских лет, осознания значимости семьи для него. Каким оно будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей. Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действия родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей. Именно родителям следует вести ребенка по ступеням психосексуального развития. Все воспитание ребенка в семье, начиная с рождения, должно быть направлено на становление его как будущего родителя. Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.

Значительно острее, чем в полной семье (где есть оба родителя), проблемы воспитания стоят в неполных семьях, состоящих из одного родителя и детей. Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья.

Внебрачная семья – семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым подсознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда порой возникает несправедливость в отношениях с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против нее. Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье заключаются в создании доверительных отношений в семье, формировании чувства взаимопомощи и в вовлечении детей в дела и заботы семьи, разумном соотношении родительской любви и строгости, возрастании роли личного примера, формировании у детей положительного идеала взрослого. Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им.

По оценке самих детей, следует уважать родителей за то, что они должны быть в меру строги, требовательны, справедливы; могут дать хороший совет, правильно оценить поступок, показать, объяснить, помочь в работе. Плохо, когда родители много обещают, а потом не выполняют своих обещаний. Это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость и искренность старших и считают возможным для себя поступать также. Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному авторитету родителей, но и нравственному воспитанию детей.

Авторитет родителей во многом зависит от характера их личных взаимоотношений, соблюдения единых требований в воспитании, соответствия слова и дела.

Дети могут простить родителям и чрезмерную строгость, и многое другое, но они не любят равнодушия к своим делам и проблемам. Известно, что авторитет теряется во много раз быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неправильного действия, поступка, и можно надолго потерять доверие ребенка. Поэтому родителям необходимо вести постоянную, настойчивую работу над собой, которая должна основываться на умении создать доверительные, уважительные отношения в семье. Это требует от родителей терпения, тактичности. Эффективность воспитания полностью будет зависеть от того, насколько родители смогут правильно построить свои отношения с детьми, понять их интересы.

Как видно, семья, давая много ценного в смысле воспитания детей, вместе с тем не является до конца тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников. Школа есть особенно благоприятная социальная среда для ребенка.

Задача школы – помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь.

Это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но подчеркивает необходимость постоянно согласовывать ее влияние с влиянием школы. В то же время существенно изменяются педагогические задачи воспитания в семье в связи с тем, что основным содержанием детской жизни становится повседневная организованная и планомерная учебная деятельность. К сожалению, многие родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают ее узко, ограничиваясь тем, что обеспечивают ребенка необходимыми школьными принадлежностями, отводят ему рабочее место, помогают в затруднительных случаях. Но этого бывает, как правило, недостаточно. Школьная жизнь насыщена массой впечатлений и представлений, и поэтому очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая бы поддерживала и углубляла внутреннюю жизнь ребенка. Родителей, как правило, больше интересуют отметки, полученные детьми в школе, в то время как главным является получение знаний, то новое, интересное, что входит в жизнь ребенка. Огромное значение имеют в этом смысле беседы родителей с детьми на темы, связанные с учением, подкрепляющие то, что узнали дети в школе, а также домашнее чтение детей. Из правильных семейных взаимоотношений, как пишет Конради в своей книге «Исповедь матери», вырастает, как правило, плодотворная педагогическая среда.

Одно из главных направлений семейного воспитания – воспитание духовное. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать их внутренний мир. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Заботой родителей, прежде всего, должно стать формирование внутреннего мира ребенка в целом – развитие всей эмоциональной сферы, ибо чувства отражают те процессы, которые совершаются в душе. Нужно еще пройти немалый путь, чтобы чувства помогали человеку понимать и правильно оценивать жизнь, ибо от здоровья чувств зависит духовное здоровье человека. Если дети имеют неверные, мелкие, ядовитые чувства, то в них не может быть правильной духовной жизни.

Духовно развитый человек – тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье – это общая духовная жизнь детей со своими родителями. Отношение детей к семье, к родителям должно стать неисчерпаемым источником духовных жизненных сил.

Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит следовать ему. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти к совершенству.

Семейная педагогика решает задачи с помощью определенных методов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно их установить и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изолированных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи (например, особенности воспитания в зависимости от состава семьи, ее типа и т.д.).

Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности, изучение документации, опытная работа и др.

Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

Основные социологические методы – социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Усилия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства  и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный состав, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного материала, но не подменять его.

Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить характеристику семьи. Искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры, называется педагогической герменевтикой.

При изучении семьи, особенностей тактики у содержания домашнего воспитания используется метод идентификации. Идентификация – понимание исследователем другого человека благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в нем.

Таким образом, методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, раскрываются взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д.

Источник: StudFiles.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.