Цель спартанской системы воспитания

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образование

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет  им. С.А.Есенина»

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

Реферат на тему :

«Спартанская система  физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса

Группы 114

Факультет юриспруденции и Политологии

Луканцова Ольга

Проверила: Доцент кафедры физического воспитания

Плаксина Ольга Алексеевна


Рязань 2012

Содержание 

План

1.Спартанская система  воспитания

3.Цели и задачи воспитания в Спарте

4 Женское воспитание в  Спарте

5 Агоге .

6 Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного  большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также  военными конфликтами.

Главной целью спартанской  системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении  рабов.

Только здоровые дети при  рождении получали право на жизнь. Образование  в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения — агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица — педонома.

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору  за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты  носили легкую, одинаковую зимой и  летом одежду, ели простую пищу.


В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так  называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные  военные упражнения, обучение рукопашному  бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в  ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась  краткая, лаконичная речь.

С каждым годом ребенок  все больше привыкал к душевным и  физическим испытаниям. Его обучали  основам гимнастики и орхеристики (искусство двигаться и упражнения на ловкость), которым придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что мальчики растут "удальцами", в их среде намеренно провоцировались раздоры и драки. С 12 до 14 лет режим физического воспитания спартиат строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Юные спартиаты обязаны были добывать себе еду кражей, т.к. по мнению воспитателей (геронтов), развивалась ловкость, смелость. Одежда, даже зимой, сводилась к минимуму – для закалки. За малейшую провинность следовало жесткое наказание – так воспитывалось терпение. Одним из самых серьезных испытаний был праздник Артемиды.


В 14 лет на алтаре, в присутствии  родителей и жителей Спарты, подростков секли розгами. Кто выдерживал это  испытание с молчаливым мужеством, получал награду. Случалось, что  подростки без единого стона  умирали. В их честь воздвигалась статуя. Прошедшие испытание считались посвященными.

Прошедшие испытание с 15 лет допускались к ночным походам (криптиям). Это был испытательный год, по истечению которого подростки становились эйренами. В основу физического обучения эйренов входило владение техникой оружия и строевые упражнения, пятиборье, кулачный бой, "спартанская гимнастика", танцы с копьем. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях — криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали  в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым  переходным временем: молодой человек  уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий  приближается к военно-лагерной жизни  общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать  участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных  делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они  должны были сидеть молча и набираться опыта.


Только в тридцать лет  заканчивается период обязательного  военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым  философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание – это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – «фитидиях».

Воспитание спартанских  девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие  полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия  доступны по природе и женщине и мужчине,»- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени.


вушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская  половина населения Спарты также  получала после 30 лет. В это же время  по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем  не уступали в уровне своей военной  подготовки юношам, однако их роли в  социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Воспитание в семье

Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом  государственным, принимали участие  все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории  человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.


Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая  личность в человеке, отсутствие широкой  гуманистической образованности и  культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Физическое наказание  было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним  из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая  женщина, избивающая ребенка собственной  сандалией — настолько прочно подобное явление было связано с бытовой  жизнью, что его увековечили в  рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.

Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к  военной выправке. В семье закладывались  основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение  болью и страхом.

Про выносливость спартанских  детей ходили легенды. Однажды спартанский  мальчик украл лисенка и спрятал  его под плащом. Звереныш начал  царапать и кусать мальчика, который, стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Только когда лисенок прогрыз  ему живот, мальчик упал мертвым.

 Детей приучали выражать  свои мысли коротко и точно,  несколькими простыми словами.  Поэтому краткость в выражении  мысли получила название лаконизм, от названия области Лаконики. Например, спартанка, провожая сына на войну, вручала ему щит со словами: "С ним или на нем!» Это означало, что она желала ему победы, а если гибели, то только героической (воина, погибшего на поле боя, несли к месту погребения на щите). Слова "со щитом или на щите " стали крылатыми.


Агогэ

 В 7 летнем возрасте  мальчики расставались с родным  домом. Они были распределены  по отрядам (iliai,boiai,agelai), которые находились под надзором государственного чиновника (paidonomos) и возглавлялись одним из мальчиков (bouagor); в этих отрядах мальчики приучались к физическим лишениям и суровой дисциплине, а их преданность отряду закалялась в состязаниях с другими отрядами. В возрасте от 18 до 20 лет они проходили военную подготовку и состояли в тайном обществе (cripteia), которое терроризировало сервов. Далее до 30летнего возраста они жили в казармах в условиях военной дисциплины и только после этого считались закончившими курс обучения (agoge).

 Членство в мужском союзе (andrenion) должно было подтверждаться ежедневными голосованиями, причем в союз допускались лишь те, за кого проголосовали единогласно, Удачливый кандидат становился полноправным гражданином — «равным» (homoios); неудачливый или «низший» hupomenion) имел урезанные гражданские права и лишался права голоса. Браки могли заключаться в 20летнем возрасте, но до 30 лет мужчина не мог обзавестись своим домом. Но и потом до 60 лет он продолжал столоваться в своем союзе. Девушки также были организованы в отряды.


и жили и питались дома, но наравне с мальчиками обучались спорту, танцам и музыке и свободно общались с молодыми людьми, пока не надевали брачное покрывало, после чего вели жизнь затворниц. Благодаря такому образу жизни достигались высокие стандарты физического совершенства. Новорожденных младенцев осматривали старейшины филы и хилых бросали в ущелье на горе Тайгет. На каждом этапе длительного обучения будущий гражданин подвергался тщательным осмотрам и проверкам. По завершении воспитания из него навсегда получался настоящий спартанец — храбрый, дисциплинированный и преданный.

Философские взгляды Платона  и Аристотеля

Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят о  необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам  разнообразных игр. Аристотель указывает  на важность движения для детей в  раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.


еловек .должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый — обрабатывать землю, второй- возводить какие- нибудь постройки.”. Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас. Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.

С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона  высшим жизненным задачам. И здесь  особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного философа,” которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый дух.

Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью  подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.


В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел  стремление к “золотой середине.”  С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные .а обладание серединой благосклонно.”

Резкой критике подвергает филосов как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,” в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений путем захвата соседних территорий.

 

 

 Таким образом следует сделать вывод Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.  Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г.,
  2. . А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.
  3. 12. Финк Г. Древняя Греция. — М.: Мир книги, 2007.
  4. В.В. Кучма.Государство и право Древнего мира.

 

 

Источник: stud24.ru

Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми. Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины. Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

Спартанская система воспитания

Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

Spartanskoe_vospitanie

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanija

Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

  • 7-15 лет;
  • 15-20 лет;
  • 20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_1

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

Плюсы и минусы спартанского воспитания

Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

Pljusy_i_minusy_spartanskogo_vospitanija

Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты:

  • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
  • у воспитанников формируется самостоятельность;
  • постоянные тренировки прививают дисциплину;
  • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
  • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

  • чрезмерная агрессия;
  • потеря взаимопонимания между поколениями;
  • асоциальное поведение;
  • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
  • неспособность самостоятельно принимать решения;
  • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать. Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности. Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

Спартанская система физического воспитания

На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija

Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания. Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

Spartanskoe_vospitanie_istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanijaСпартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам. Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_2Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Spartanskoe_vospitanie_supruzheskaja_vernost

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Источник: lets-speak.ru

Задачи воспитания. Задача спартанского аристократического воспитания — подготовить сочлена классовой военной общины <…>

Семейное воспитание (до 7 лет). Контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни. Новорожденные осматривались в особом месте —«лесхе»— старшими членами филы, и только здоровые дети передавались обратно на руки отцу. Судьба болезненных не вполне ясна. Во всяком случае, болезненные дети росли вне замкнутой спартанской общины. Здоровые дети до 7 лет остав­лялись в семье <…>

Организация государственного воспитания. В семилетнем воз­расте детей отбирали от родителей и расселяли по особым детским государственным общежитиям <…>

Мужское насе­ление распадалось на три основные группы: «несовершеннолет­них» (до 30 лет), «мужей» (от 30 до 60 лет) и «старцев» (от 60 лет)— причем первые, хотя и составляли (наряду с «мужами») спартан­скую армию, однако не имели политических прав, вторые — обла­дали правом принимать участие в народном собрании, лишенном, однако, законодательной инициативы, и только последние могли входить в состав всевластной герусии, направлявшей — наряду с эфорами — государственный корабль по тем или иным путям.

Такому строгому разграничению возрастов в господствующем классе соответствовало возрастное деление мужской молодежи в условиях государственного воспитания.

В общем этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь в свою очередь на три «отрезка времени» — от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.

Таким образом, первый этап воспитания продолжался семь лет. Уклад жизни в этих отрядах был в полной мере построен по военному образцу, как о том очень ярко повествует Плутарх: «Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом… Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С летами их воспитание становилось суровее — им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году онм снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе по «илам», отделениям, и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа»

Однако, вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего господствующего класса — в лице представителей его старшего поколения: «Ста­рики… ходили в их школы для гимнастических упражнений, смотрели, если они [дети и подростки] дрались или смеялись один над другим <…>

Важною формой «общественного контроля» над тем, что происходило при такой воспитательной работе, являлись ежегодные публичные испытания, проводимые на началах соревнования, так называемые «агоны» <…>

Все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпенье и выносливости <…>

Год испытания протекал для молодежи главным образом вне Спарты. В то время из подростков образовывали особые отряды, рассылаемые по всей стране и долженствующие нести полицейскую и военную службу — главным образом по поддержанию покор­ности среди многочисленного, бесправного илотского населения.

В свете этих исторических фактов можно понять любопытный обычай ежегодного объявления спартанским правительством «войны» илотам, с проведением которой в жизнь связывалась так называемая «криптия», т. е. право входящей в указанные выше военные отряды молодежи — убивать любого из илотов, кажущегося подозрительным, без соблюдения каких-либо правовых формальностей <…>

«Пробный год» завершался после возвращения в Спарту новым публичным «агоном», после чего молодежь зачислялась в состав так называемых «эйренов» (делившихся на две группы: — от 15 до 17 лет и — от 17 до 21 года), — еще не обла­давших гражданскими правами (т. е. прежде всего — правом посе­щения народного собрания), но являвшихся ближайшими помощ­никами полноправных руководителей воспитательной работы с молодежью.

У Плутарха мы находим ряд указаний на то, к чему сводились права и обязанности эйренов в их «воспитательной работе» и даже описание отдельных приемов такой работы: «Начальником ста­новился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с него пример, исполнять его приказания и беспрекословно под­вергаться от него наказаниям, так что школа эта была школой по­слушания <…>

19

Плутарх вспоминает также любопытный спартанский «воспитательный прием», согласно ко­торому дети были обязаны доставать продовольствие для своего стола путем хищения в окружающих садах и огородах «Одни от­правлялись… в сады, другие прокрадывались в сисситии, ста­раясь выказать вполне свою хитрость и осторожность… Попа­давшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали кушанья, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей… кого ло­вили в воровстве, того били и заставляли голодать…»

Период жизни от двадцати одного года до тридцати лет являлся переходным временем на пути к полному получению прав члена спартанской государственной общины.

Получая в это время формально гражданские права, молодежь обычно, следуя дедовским обычаям, не могла приложить их к практической жизни.

Что касается воспитания спартанских девушек, то это воспита­ние мало чем отличалось от воспитания юношей. Такая система женского воспитания вызывала восхищение у представителей афинской аристократии эпохи Сократа и Платона. Отголоски этого восхищения мы находим у Ксенофонта в его «Лакедемонском Государстве» <…>

Общую картину можно пополнить данными, сообщаемыми Плутархом:

«Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом… Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Оки имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь его ошибкой, с другой стороны— прослав­лять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее соревнование и честолюбие».

<…> Военная подготовка и физическая трени­ровка лежали в основе занятий спартанской молодежи. Даже ис­кусство читать и писать не вхо­дило в официальную программу, и ему обучались как-то «между прочим».

Крайнюю недостаточность вос­питательной работы в этом на­правлении только отчасти воспол­няли те публичные хоровые выступления <…>

Cпартанское воспитание не давало никаких положи­тельных знаний. Это обстоятельство имело самые печальные последствия для культурного уровня Спарты. В историю гре­ческой философии, литературы и искусства Спарта не внесла ни­чего или почти ничего.

Жураковский. Г.Е. Очерки по античной педагогике.- М., Гос. учебно-педагогическое издательство, РСФСР.- 1947.- с.11-23.

Источник: StudFiles.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.