Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Примерные вопросы к экзамену

1. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?

2. Назовите задачи музыкального воспитания и докажите, что их решение обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.

3. Раскройте взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития.

4. Дайте характеристику двух детей одного возраста, различных по уровню музыкального развития. Приведите пример одного и того же задания, но в разных вариантах, учитывая индивидуальные особенности этих детей.

5. Докажите познавательное значение музыкальных произведений различной тематики и жанров. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.

6. Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания. Докажите целесообразность применения принципа тематизма в программе обучения детей старших групп на музыкальных занятиях.


7. Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.

8. Проанализируйте программу воспитания и обучения пению, слушанию музыки, ритмики и покажите последовательность усложнения требований по возрастным группам.

9. Охарактеризуйте особенности музыкальной деятельности ребенка на разных его возрастных ступенях.

10. Каковы функции восприятия детьми музыки как самостоятельного вида музыкальной деятельности и как сопутствующего пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах.

11. Охарактеризуйте различные виды детского музыкального творчества. Перечислите основные художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару.

12. В чем сходство и различие музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?

13. Проанализируйте содержание нескольких музыкально-дидактических игр и оцените их как средство музыкально-сенсорных способностей.

14. Прочтите описание музыкальных игр, хороводов, танцев в сборнике (на выбор) и определите, какие программные умения могут усвоить дети с их помощью.

15. Разработайте содержание краткой беседы эмоционально-образного характера о конкретном музыкальном произведении. Раскройте взаимосвязь обучения и развития творчества детей.

16. Охарактеризуйте комплексный подход к использованию методов и приемов воспитания и обучения детей в целях формирования всестороннего развития личности.


17. В чем заключается развивающий характер обучения на музыкальных занятиях? Сформулируйте приемы обучения в зависимости от конкретных учебных заданий, от задач развития музыкальных способностей.

18. Раскройте особенности использования наглядных приемов и слова педагога в разных возрастных группах.

19. Раскройте методику организации слушания музыки в младших группах детского сада. Объясните, почему в программу воспитания включен специальный раздел "Слушание музыки".

20. Назовите и охарактеризуйте виды, структуру, варианты музыкальных занятий.

21. Дайте характеристику комплексных музыкальных занятий и их влияние на музыкальное и всестороннее художественное развитие ребенка.

22. Какова роль фронтальных музыкальных занятий? Расскажите об их взаимосвязи с другими видами музыкальной деятельности детей и музыкой в повседневной жизни.

23. Назовите педагогические задачи обучения пению. Раскройте воспитательное значение данного вида деятельности и приведите доказательные примеры.

24. Дайте определение понятия "самостоятельная деятельность" детей. Чем характеризуется музыкальная самостоятельная деятельность детей 4-7 лет, какова ее структура?

25. Охарактеризуйте косвенный характер педагогического руководства самостоятельной деятельностью. Сопоставьте методические приемы обучения с использованием показа с приемами косвенного руководства самостоятельной деятельностью.


26. Составьте план создания материальной базы, оборудования, пособий, способствующих становлению самостоятельной музыкальной деятельности детей в средней, старшей, подготовительной группах.

27. Разработайте примеры учебных заданий на занятиях, требующих от детей самостоятельной деятельности. Назовите условия, способствующие развитию самостоятельной музыкальной деятельности детей.

28. Каковы формы использования музыки в повседневной жизни детей? Составьте план физкультурного занятия с указанием компонентов его, требующих музыкального сопровождения.

29. Музыкально-игровая деятельность детей в детском саду. Разработайте план-конспект музыкально-игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

30. Охарактеризуйте развлечения и их место в повседневной жизни детского сада.

31. Назовите виды развлечений. Какова роль музыки в этих развлечениях?

32. Развлечение – одно из ярких компонентов содержания повседневной жизни детей. Разработайте план одного из видов развлечений (на выбор).

33. Раскройте значение театрализованных музыкальных представлений как одного из особых видов искусства для детей.

34. Влияние концертов на воспитание у детей музыкальной культуры и любви к музыке. Составьте план музыкального концерта для старших групп (с участием детей и взрослых).

35. Расскажите о видах развлечений, которые можно организовать в одной возрастной группе: а) самостоятельно, б) совместно с музыкальным руководителем. Составьте план сценария развлечения, где используется аудио запись.


36. Какова роль музыки на детских праздниках? Раскройте взаимосвязь различных видов искусства на праздниках.

37. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу? Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы.

38. Охарактеризуйте обязанности заведующего, музыкального руководителя и воспитателя в организации работы по музыкальному воспитанию детей.

39. Каковы формы работы музыкального руководителя с воспитателями детского сада? В чем проявляется деятельность воспитателя на музыкальных занятиях в младшей и старшей группах? Сопоставьте это.

40. Наметьте вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании. Расскажите, где лучше организовать музыкальный уголок в условиях одной из групп детского сада, в котором вы проходите практику (работаете).

41. Комплексное воздействие всех художественных средств праздника как особенность его воспитательного значения.

42. Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течении одного дня.

43. Значение музыкального фольклора в развитии творческих способностей ребенка. Классификация детского фольклора. (Проиллюстрировать).

44. Раскройте содержание понятия музыкальная культура детей. Охарактеризуйте роль музыки в воспитании начал музыкальной культуры детей.


45. Наметьте определенную работу с детьми по закреплению музыкального репертуара в ходе проведения музыкально-дидактических игр. Дайте обоснование вашего плана работы.

46. Охарактеризуйте понятие музыкальные способности. Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкальности?

47. При каких условиях музыкальная деятельность является показателем развития музыкальной культуры детей? Назовите компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка.

48. Охарактеризуйте музыкально-дидактические игры и пособия, используемые для развития основных музыкальных способностей.

49. Раскройте специфику видов музыкальной деятельности по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов. Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников.

50. Каковы особенности различных систем музыкального воспитания детей

Источник: megaobuchalka.ru

Тест 1. Расположите звуки вверх по высоте: а) фа б) ре в) соль г) си д) ля е) до ж) ми 2. Дополните звукоряд: до, си, ля, _____, _____, ми, _____, до. 3. На какой линейке нотного стана в скрипичном ключе пишется нота «соль»: а) на первой б) на второй в) на четвертой 4. Определите счет, соответствующий длительности «четвертная»: а) «1и, 2и, 3и» б) «1и» в) «1и, 2и» 5. Какая из пауз соответствует счету «1и, 2и, 3и, 4и» а) восьмая б) половинная в) целая г) четвертная 6.


какой тональности тоника «Ля» и три ключевых знака диез: а) До мажор б) Ля мажор в) Ля бемоль минор г) Фа мажор 7. В какой тональности тоника «Фа» и один ключевой знак бемоль: а) Фа мажор б) Ля минор в) Ми минор г) Ре мажор 8. Дополните интервальную последовательность: прима, секунда, _________, кварта, _________, секста, септима, октава. 9. Самый низкий инструмент группы деревянно-духовых инструментов
симфонического оркестра – это: а) флейта б) фагот в) гобой г) кларнет 10. Руководителем хора и симфонического оркестра является: а) скрипач б) президент в) дирижер 11. Дополните инструмент, входящий в струнно-смычковую группу симфонического оркестра: скрипка, альт, _____________, конрабас. 12. Назовите инструменты, входящие в медно-духовую группу симфонического оркестра: а) туба б) гобой в) труба г) валторна д) гонг е) тромбон 13. Исключите инструмент, не входящий в ударную группу симфонического оркестра: а) тамтам б) литавры в) треугольник г) фортепиано д) малый барабан е) большой барабан ж) тарелки 14. Определите название оркестра по перечисленным инструментам: баян, гармонь, балалайка, домра, гусли, дудка, рожок, жалейка, ложки, трещетка: а) симфонический б) джазовый в) народный 15. Дополните основополагающие жанры – «три кита» в музыке: Марш, ____________, Танец. 16. Назовите подвижный чешский народный танец в размере 2/4, имеющий акцент на слабую долю:
а) мазурка б) вальс в) полька 17.

Определите в основе какого танца, распространенного в Европе (Австрии, Германии, Чехии) лежит танец – лендлер: а) вальс б) полька в) полонез 18. Назовите трехдольный танец-шествие, которым открывался королевский бал: а) мазурка б) полонез в) танго 19. Как называется произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно любовно-лирического характера: а) романс б) баллада в) песня 20. Музыкальный спектакль, где главным является музыка и пение: а) опера б) балет 21. Музыкальный спектакль, где главным является музыка и хореография: а) оратория б) концерт солирующего инструмента с симфоническим оркестром в) балет 22. Назовите, что обозначает слово – УВЕРТЮРА: а) оркестровое вступление к опере б) название инструмента в) темп исполнения музыки 23. Какая музыкальная форма имеет формулу – АВАСА: а) трехчастная б) вариации в) двухчастная г) рондо 24. Назовите композитора, который является основоположником русской классической музыки: а) М. И. Глинка
б) П.И. Чайковский в) А.П. Бородин г) М.П. Мусоргский 25. Как называется творческое содружество русских композиторов, возникшее в середине 19 века: а) «Содружество музыкантов» б) «Могучая кучка» в) «Новая русская школа» 26. Назовите композитора, не входящего в содружество «Могучая кучка»: а) М. А. Балакирев б) Н.

Римский-Корсаков в) А.П. Бородин г) М.П. Мусоргский д) П.И. Чайковский 27. Исключите произведение, не принадлежащее композитору М.П. Мусоргскому: а) Фортепианный цикл «Картинки с выставки» б) Опера «Хованщина» в) Опера «Борис Годунов» г) «Ленинградская» симфония 28. Назовите русского композитора, который являлся ученым-химиком и написал оперу «Князь Игорь»: а) А.П. Бородин б) Н.А. Римский-Корсаков в) Д.Д. Шостакович г) С.С. Прокофьев 29. Исключите произведение, не принадлежащее композитору П.И. Чайковскому: а) Фортепианный цикл «Времена года» б) Опера «Руслан и Людмила» в) Балет «Щелкунчик» г) Балет «Лебединое озеро» д) Балет «Спящая красавица» 30. Назовите произведение, принадлежащее композитору Л.В. Бетховену: а) «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» б) Опера «Евгений Онегин» в) Симфоническая сказка «Петя и волк»
г) «Лунная» соната 31. Назовите вид искусства, отражающий окружающий мир и человеческие чувства в звуковых художественных образах: а) живопись б) музыка в) архитектура 32. Дополните перечисление видов деятельности школьников на уроке музыки: Слушание, ________________, Игра на детских музыкальных инструментах, ___________________________________________, Творчество. 33. Назовите авторов «Методов стимулирования музыкальной деятельности»: а) В.В. Алеев б) Н.Л. Гродзенская в) Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко
Ответы на тест 1.

), б), ж), а), в), д), г). 2. соль, фа, ре. 3. б). 4. б). 5. в). 6. б). 7. а). 8. терция, квинта. 9. б). 10. в). 11. виолончель 12. а), в), г), е). 13. г). 14. в). 15. песня. 16. в). 17. а). 18. б). 19. а). 20. а). 21. в). 22. а). 23. г). 24. а). 25. б). 26. д). 27. г). 28. а). 29. б). 30. г). 31. б). 32. пение, музыкально-ритмические движения. 33. в). Критерии оценивания: 30-33 балла – «5» 21-29 баллов– «4» 11-20 баллов – «3» 0-19 баллов – «2» Каждый балл начисляется за правильный ответ на один вопрос.

Источник: almanahpedagoga.ru

1. Пьеса Чайковского "Мужик на гармошке играет" отличается тем, что на медленная, мелодия звучит важно, тяжело, мужик играет на большой гармони и шагает. Как и в предыдущей пьесе, здесь много повторов. В конце мужик удаляется, звуки гармони все тише. Повторы делают музыку похожей на игру гармошки.

"Болезнь куклы" — медленная, с грустными интонациями музыка передаёт печ

альное настроение. Будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.

Форма пьесы двухчастная со своеобразной кодой. Фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает ребёнку услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости.

Пьеса Свиридова "Колыбельная песенка" Музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. В средней части музыка звучит немного грустно, тревожно, напряженно. В пьесе 3 части. Музыка все время повторяется без изменений, только один раз звучит низко, а сопровождение меняется, оно окрашивает ее в различные тона, меняя ее характер.


"Парень с гармошкой". Музыка веселая, озорная, игривая, плясовая. Слышен незатейливый простой гармошечный наигрыш, много раз повторяющийся мотив, похожий на народную мелодию.

Пьеса Шумана " смелый наездник" Музыка Бодрая, решительная, смелая, энергичная, боевая. В пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Ударения, акценты подчеркивают это. В пьесе 3 части. Впервой и третьей частях музыка смелая, решительная бодрая; а в средней более тревожная, темная, беспокойная.

2. "Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова." П.И. Чайковский

Звучит аудиозапись пьесы "Песня жаворонка" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это "Песня жаворонка" Чайковского.

Воспитатель: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. "Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни", — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный "Детский альбом". Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, В. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Тема 1.2 Развитие у детей музыкальных способностей

1. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. Ведущими задачами отечественного музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры. Все музыкальные способности объединяются единым понятием — музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство), музыкальный слух, чувство ритма.

1. Эмоциональная отзывчивость (ладовое чувство) на музыку — это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

2. Музыкальный слух (музыкально-слуховое чувство) необходим для чистого интонирования при пении.

3. Чувство ритма — для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Уровневая оценка музыкального развития детей старшей группы № 7

Имя ребёнка

Ладовый компонент

мелодического слуха

Слуховой компонент

мелодического слуха  

Чувство ритма  

Настя

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Алена

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Виталина

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Даша

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

София

средний / высокий

высокий/ высокий

средний / высокий

Таня

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Илья

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Егор

средний / высокий

средний/ средний

средний / высокий

Дима

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Кирилл

средний / высокий

средний/ средний

средний / высокий

Саша

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Матвей

средний / высокий

средний / высокий

средний / высокий

Источник: www.refsru.com

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по дисциплине: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

(раздел: методика музыкального воспитания младших школьников)

Раздел «Общие вопросы теории и методики музыкального воспитания младших школьников»

1.Приведите в соответствие формулировки задач музыкального воспитания с их пояснением:

1)Формирование эмоционального отношения к музыке

А) Формирование ощущения сопричастности процессу музыкального творчества, становление и развитие исполнительских навыков

2)Формирование осознанного отношения к музыке

Б) Развитие музыкально-эстетических чувств, пробуждение интереса к музыке, формирование потребности в общении с музыкальным искусством

3)Формирование деятельно-практического отношения к музыке

В) Формирование знаний о музыкальном искусстве, умений их самостоятельно применять в новых ситуациях

2.Назовите специфические принципы музыкального воспитания

1) обусловленность учебно-воспитательного процесса общественным потребностям;

2) комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

3) единство художественного и технического;

4) соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

5) взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и развития;

6) обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания;

7) единство эмоционального и сознательного;

8) сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

9) постоянство требований и систематическое повторение действий.

3.Приведите в соответствие формулировки необходимых способностей учителя музыки и их пояснения: 

1)коммуникативные

А) Способность к отбору музыкального репертуара, проектирование учебно-воспитательного материала, разработка планов уроков музыки и внеклассных форм работы

2)дидактические

Б) Способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой

3)организаторские

В) Способность к общению с учащимися, сотрудничеству

4)конструктивные

Г) Способность включать учащихся в различные виды музыкальной  деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестре, и направлять их интересы на реализацию поставленных целей

5)прогностические

Д) Способность объяснять, передавать знания, обучать

6)перцептивные

Е) Способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности

7)креативные

Ж) Способность к творчеству

8)экспрессивные

З) Способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии

4.Приведите в соответствие важнейшие стороны деятельности учителя музыки с их пояснениями:

организаторская

А) анализ музыкальных произведений, изучение опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы, изучение научной и методической литературы

исследовательская

Б)  планирование, распределение учебно-воспитательных задач

проектировочная

В) установление с учащимися взаимоотношений на основе взаимоуважения и доверия, завоевание авторитета у них

конструктивная

Г) практическое решение учебно-воспитательных задач

коммуникативная

Д) построение урока, внеклассных мероприятий

5. Выберите основные специфические требования к учителю музыки

Музыкально-теоретическая подготовка учителя. Психологическая зоркость и наблюдательность. Дирижерско-хоровая подготовка учителя. Профессионально-педагогическое мышление. Инструментальная подготовка. Методическая подготовка учителя

6. Выберите правильный ответ.

Музыкальность – это …

1)Комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности,  необходимых для успешного её осуществления.

2Активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

3)Отражение предметов и явлений окружающей действительности в момент их воздействия на органы чувств.

4)Деятельно-практическое отношение о музыке в процессе её исполнения.

5)Форма творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.

7.Выберите три основные музыкальные способности:

1)творческое воображение; 2)ладовое чувство; 3)чувство ритма; 4)вдохновение; 5)творческая воля;

6)музыкально-слуховые представления; 7)внимание; 8)чувство природы.

8. Приведите в соответствие виды музыкального слуха и их пояснения:

Звуковысотный мелодический слух

А) способность воспринимать различную окраску звучания голосов и музыкальных инструментов

Звуковысотный гармонический слух

Б) способность различения звуков различных по длительности

Динамический слух

В) способность различать в мелодии интервальное соотношение звуков различной высоты

Тембровый слух

Г) способность различать звуки по силе звучания

Чувство ритма

Д) способность различения звуков различных по высоте при одновременном звучании

Раздел «Виды детской музыкальной деятельности»

1.Выберите правильный ответ

Музыкальное восприятие – это:

1)один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки

2)сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

3)форма творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального  произведения, его музыкального языка

4)индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности  выполнения какой-либо одной деятельности или многих

5)способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на реализацию целей и задач музыкального воспитания

2.Какому этапу в организации процесса слушания музыки соответствует задача:

Направить внимание учащихся, заинтересовать их.

3.Установите соответствие.

Этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:

1 этап  1) Анализ – разбор произведения

2 этап  2) Повторное прослушивание произведения

3 этап  3) Слушание произведения

4 этап  4) Вступительное слово учителя

4.Выберите функции хорового пения:

1)знакомство с разноплановыми музыкальными сочинениями,

2)формирование умения управлять движениями тела

3)воспитание интереса к игре в оркестре

4)развитие слуха и голоса учащихся

5)воспитание активного слушателя

6)развитие правильных двигательных навыков

7)развитие общеучебных навыков и умений

8)формирование умения различать на слух тембры инструментов и осознавать  их выразительную сущность

9)осознание  выразительных музыкальных средств и овладение способами их передачи в инструментальном исполнении

  10)развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально — нравственного  смысла каждой песни.

5. Укажите вокально-хоровые навыки:

1)атака звука; 2)певческое дыхание; 3)мелодизация стихотворных текстов; 4)певческая установка

5)сочинение подголосков к известным песням; 6)певческое звукообразование; 7)строй;

8)импровизация мелодии без текста в заданном характере; 9)ансамбль; 10)певческая дикция и артикуляция; 11)сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию; 12)импровизация былинного напева.

6.Установите соответствие.

Этапы работы над песней:

1 этап  1. Показ песни

2 этап  2. Репетиции

3 этап  3. Беседа о содержании песни

4 этап  4. Исполнение выученного произведения целиком

5 этап  5. Определение репертуара, методов и приемов работы над 

  песней, разучивание произведения педагогом.

7.Выберите правильный ответ

Музыкальное творчество:

1)наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения

2)ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения

3)основная форма организации музыкального воспитания в школе

4)сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности

5)один из видов исполнительской деятельности, который способствует развитию певческой культуры школьников,  их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.

8.Укажите виды пластического интонирования

1)свободное дирижирование; 2)музыкальные игры; 3)упражнения; 4)пластические этюды;

5)ансамбль; 6)инсценирование песен; 7)имитация игры на музыкальных инструментах; 8)дикция; 9)танцевальные движения; 10) строй.

9.Приведите в соответствие виды импровизации и их пояснения:

1) пластические импровизации

а) подбор свободного ритмического сопровождения к пьесам

2)речевые импровизации

б) подбор цветовых пятен, фона, раскрывающего разное состояние природы и души человека

3)изобразительные импровизации

в) сочинение окончаний к стихотворным строкам

4)инструментальные импровизации

г) сочинение голосом мелодии

5)вокальные импровизации

д) воплощение музыкального образа с помощью движения рук, корпуса, мимики

Раздел «Формы и методы организации музыкальной деятельности»

1. Выберите основные типы уроков  музыки:

1)комбинированный урок;  2) урок введения в тему;  3) урок обобщения темы; 4)урок повторения; 5)урок углубления  темы; 6)урок проверки и оценки знаний; 7)заключительный урок-концерт.

2. Выберите правильный ответ.

Методы музыкального стимулирования – это:

1) Исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся.

2) Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы,  которая необходима для уроков музыки.

3) Способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

4) Отражение предметов  и явлений окружающей действительности в момент их воздействия на органы чувств.

5) Деятельно-практическое отношение к музыке в процессе ее исполнения.

3, Назовите специфические особенности уроков музыки

1)Урок музыки – урок искусства.

2)Урок целостный.

3)Единство эмоционального и сознательного.

4)В основе лежат психолого-педагогические закономерности.

5)Комплексное воздействие музыки.

6)Единство художественного и технического.

7)Формирование  всесторонне развитой гармонической личности.

8)Преимущественно коллективная форма работы.

9)Преподавание строится на основе обще-дидактических принципов.

4, Вместо точек напишите соответствующие методы стимулирования музыкальной деятельности:

а)  метод эмоционального воздействия; б) метод создания  проблемно-поисковых ситуаций;

в) метод  сравнения; г) метод создания эффекта удивления; д) метод создания ситуации успеха

1 … — когда перед учащимися ставятся различные творческие задания

2 … — умение учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами.

3 … — учит ребят анализировать музыку, следить за  изменением звучания и развитием музыкального образа, создавать свои впечатления и делать выводы.

4 … — когда учащиеся  проявляют старания, но испытывают определенные трудности. Учитель поощряет ребят, а переживание радости предаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей.

5 … — привлечение необычных, интересных фактов.

5.Приведите в соответствие  основные типы уроков музыки и их пояснения:

Урок введения в тему

Наличие в уроке новой характеристики ключевого знания

Урок углубления темы

Наличие в уроке целостной, обогащенной характеристики ключевого знания

Урок обобщения темы

Наличие в содержании урока первоначальной, обобщенной характеристики ключевого знания.

6.Из предложенных вариантов выберите обобщающий урок:

  1 вариант

  2 вариант

Музыкальный материал урока:

«Три кита» — определение простейших образцов самими учащимися; «Во поле береза стояла» (русская народная песня) – разучивание и исполнение в ансамбле с учителем; «Песня о школе» Д. Кабалевского – разучивание; «Итальянская полька» С. Рахманинова – слушание и исполнение в ансамбле с учителем; «Марш» С. Прокофьева – слушание.

Музыкальный материал урока:

Исполнение и слушание музыки по усмотрению учителя и желанию учащихся.

  Основная литература

1. , «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». — М.: Академия, 2002

2. , Черноиваненко музыкального воспитания в школе. – М.,  Академия, 2002 г.

3.  , Безбородова музыкального воспитания младших школьников. – М., Академия, 2001 г.

4.  Сергеева по методике музыкального воспитания в школе. – М.:

Академия, 1998 г.

Дополнительная литература

Абдуллин проблемы теории и методики музыкального воспитания в  школе. Кн. 1. – М., 1991 г. Абдуллин и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе – М., 1983 г. Алиев книга школьного учителя — музыканта.- М.: Владос, 2002 г. Анисимов музыкальных способностей.- М.: Владос, 2004 г. з истории музыкального воспитания (хрестоматия) — М.: Владос, 1999 г. Критская Е., Сергеева Г.. Шмагина Т., Методика работы с учебниками «Музыка» с 1 по 4 классы, — М.:  Академия, 2002 г. Музыка: Начальная школа. Программно – методические материалы. – М., 2001 г. Юдина первый учебник по музыке и творчеству,- М.: Аквариум, 1997 г. Журналы «Музыка в школе», «Искусство в школе». 

Источник: pandia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector