Принципы воспитания кратко

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

Принцип гуманистической направленностипредполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.


Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций.


облемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.


Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.


Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.


В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Источник: studepedia.org

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса. 

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно готовить человека к активной общественной жизни. Воспитание ориентировано на поддержку государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых в государстве идеологии, конституции, законов. Другими словами, на выполнение социального заказа и формирование социально необходимого типа личности.


Реализация данного принципа становится невозможной при рассогласовании целей государства, гражданского общества и личности.

Поэтому школа не может быть государственным учреждением; это общественно-государственный институт. Поэтому для преодоления огосударствления школы в большинстве стран развиваются частные (общинные) школы. 

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Воспитание должно опираться на жизненный опыт личности, ее реальную жизнедеятельность. Для этого следует:

1) привлекать воспитанников к посильной общественно-полезной деятельности, приветствовать попытки учащихся честно зарабатывать;

2) знакомить учащихся с основами современного производства, расширять их политехнический кругозор, прививать культуру труда и НОТ;

3) готовить учащихся к сознательному выбору профессии;

4) широко использовать на уроках и во внеучебной работе местный краеведческий материал.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Найти ведущее положительное звено в каждом конкретном случае – задача воспитателя.

1) в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций; необходимо сотрудничество, терпение, заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника;


2) опора на положительные интересы воспитанника (например, любовь к природе, к животным);

3) создание положительного воспитательного фона (спокойная деловая обстановка, высокая организация труда и отдыха, эстетизация среды, забота друг о друге);

4) не напоминать учащимся часто об их недостатках, не акцентировать их внимание на промахах; наоборот – не скупиться на комплименты, авансировать доверием, проектировать хорошее поведение, внушать уверенность в своих силах, ободрять при неудачах.

4. Принцип гуманизации воспитания. Гуманистическое воспитание предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности должно обеспечить  гармонию ее самости и социумности. В современной трактовке цели гуманистического воспитания человек мыслится как уникальное явление природы, а цель воспитания – формирование планетарного сознания, продуктивной направленности и альтруистического устремления личности. Сочетание принципа уважения с разумной требовательностью.

5. Принцип персонификации (учет личностных характеристик и возможностей воспитанников, опора на личностные качества – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении).

Принцип персонификации требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников, стиль мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;


2) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него, интересной ему и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

4) максимально опирался на собственную активность личности;

5) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

6) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь положительных преобразований.

6. Принцип дифференциации воспитания. Суть дифференциации заключается в том, что в воспитании необходимо учитывать гендерные, возрастные и другие индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент и т.д.).

Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.


Другой пример: один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

7. Принцип природосообразности воспитания. В самом общем виде этот принцип означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников. Этим устраняется противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую равность учеников, и далеко не одинаковыми способностями детей к усвоению тех или иных учебных предметов.


Исследования подтвердили, что забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классической педагогике.

7. Принцип культуросообразности воспитания – это учет условий, в которых живет человек, а также культуры данного общества и общечеловеческой культуры в процессе воспитания.

Например, важнейшей исторически сложившейся особенностью социальной и духовной культуры восточных славян, их менталитета является ориентация на совместную деятельность, общинный уклад жизни. В этом кроются истоки одного из традиционно сильных преимуществ общественного бытия белорусов – коллективизма с такими присущими для него ценностями как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от коллективных принципов жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм чреваты невосполнимыми нравственными потерями для подрастающего поколения и общества в целом.

8. Принцип единства воспитательных воздействий (координация воспитательных усилий школы, семьи, общественных организаций, творческих союзов). Для этого педагогу следует:

1) согласовывать свои педагогические требования с другими учителями, администрацией школы, родителями ученика, поддерживать разумные требования друг друга;

2) поддерживать и укреплять связь с семьей;

3) воспитатель должен быть воспитан сам, чтобы его поведение не шло вразрез с его требованиями;

4) во всех педагогических конфликтах (с той же семьей или с коллегами) опираться не на то, что разобщает, а на то, что объединяет;

5) создавать единую систему воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время.

Источник: students-library.com

История вопроса

В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.

Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики. Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори, Вальфдорская педагогика, автором которой является Р. Штайнер, и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через гуманистическую психологию К. Роджерса, которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека».

Основные принципы гуманистического воспитания

Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания. В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Источник: paidagogos.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.