Принцип связи воспитания с жизнью предполагает

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.

Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Если суть воспитания — формирование отношений к окружающему миру, то, стало быть, в процессе воспитания главная задача — представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира, показать так и в таком ракурсе, чтобы очаровать, пленить явлениями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и сформировать негативное отношение к ЛОЖНОМУ, ЗЛОМУ, БЕЗОБРАЗНОМУ.


организованной жизнедеятельности детей в школьном воспитательном процессе обязательно должно быть общение с высоким искусством (музыкой, поэзией, художественной прозой, живописного, дизайном в быту, архитектурой…), с прекрасной природой (причем не только любование ею, но и активная помощь ей), с красивыми и добрыми людьми (разными: историческими личностями, литературными героями, современниками разного ранга, окружающими людьми — взрослыми и сверстниками), с результатами прекрасных и добрых деяний человека, с богатым и оригинальным содержанием собственного «Я» воспитанника.

В последнее время педагоги обратились вновь к принципу культуросообразности, открытому еще Я.А. Коменским, ставшему предметом изучения многих выдающихся педагогов прошлого (Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.). Этот принцип определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский).

Культуросообразность воспитания в современных условиях означает, что оно (СНОСКА: Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 75):

§ «соответствует многообразной… палитре культур общества, его сообществ;

§ способствует культурному (и субкулътурному) самоопределению… ребенка;

§ строит образовательную среду как мультикультурную и изначально разнородную без каких-либо культурных доминант;


§ обеспечивает систему культурных функций (а не одну только функцию трансакции культурного опыта);

§ способствует раскрытию личностной культуры ребенка и взрослого и ее росту».

Любая деятельность детей должна быть инструментована как ценностно-ориентированная: в педагогической деятельности важны акценты и оценки, обращение внимания детей, «высвечивание» позитивного и негативного, помощь в оценках явлений с позиций взрослого опыта и большего запаса знаний. Приведем примеры. Все многократно видели березу, но вот Есенин описал ее так: «Белая береза под моим окном…» Никто лучше Пушкина не сказал утешительную в горе фразу: «Печаль моя светла». Путешествуя по стране, постоянно восторгаемся деяниями Петра I, мужеством участников Великой Отечественной войны, красотами русской природы, чудодейственной силой музыки, живописи, поэзии, архитектуры…

Разными педагогическими приемами корректируем собственное поведение воспитанников: замечанием, выражением восторга, одобрения, восхищения, сожаления; возмущения, негодования, улыбки, жеста и т.д. Оцениваем и собственное отношение к происходящему: выражением и оценкой собственной позиции, извинением, если причинили неудобство или обиду другому человеку, объяснением взглядов и поступков… Все это помогает взрослеющему человеку оценивать окружающий мир и его соприкосновение с ним самим, анализировать все происходящее, вырабатывать критерии оценок и с их меркой подниматься в собственном саморазвитии, во вхождении в культуру.


Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношений с окружающей действительностью: природной и социальной средой, деятельностью людей, различными культурными ценностями… В конечном счете формирование и развитие собственной жизненной позиции растущего человека.

В педагогической практике принцип связи воспитания с жизнью реализуется в трех аспектах. Первый – когда педагог, замечая проявленное отношение ребенка к предмету или явлению, мысленно анализируя сложившуюся для ребенка социально-педагогическую ситуацию, поддерживая его в трудностях и невзгодах жизни, помогая ему обрести «точки опоры» в сложных жизненных ситуациях, сопереживая с ним в радостных и печальных оценках жизненных явлений… влияет (утверждая или корректируя) на формирование определенного, позитивного или негативного, отношения ребенка к объектам окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ.

…Метким выстрелом из рогатки мальчишка подстрелил птичку. Четвероклассники в скорбном молчании столпились вокруг, осуждая товарища. А он, может быть, защищаясь, бравировал своим «мастерством»: «А ну, кому не слабо попасть из рогатки в летящую птицу?!» В ситуацию вмешивается директор; он подвел детей к кустам, раздвинул их рукой — все увидели галдящих в гнезде, раскрывших клювики птенчиков. «Теперь они погибнут, ведь у них нет заботливой мамы», — сказал директор и оставил детей для размышления.


есь с «героя» была сбита, и он вместе с одноклассниками стал обсуждать, как теперь выкормить оставшихся сиротами птенчиков… Второй аспект принципа — когда педагог (разумеется, уважаемый и значимый), передавая собственный опыт столкновений с окружающей действительностью, раскрывая свой опыт становления личности с учетом жизненных фактов и событий, проявляет определенное, чаще нестандартное и оригинальное отношение к проявлениям характера ребенка, поступкам, эмоциональному состоянию, к высказанным им суждениям о жизни… Из опыта московской учительницы Ильиной А.: В пятом классе кража — у одного из мальчиков пропала фирменная авторучка. Классный руководитель Нина Ивановна самостоятельно вычислила воришку и вернула пропажу владельцу. Но ни ребятам, ни родителям, ни даже своим коллегам не сказала, кто это сделал. Как-то в разговоре Нина Ивановна попыталась объяснить свое решение:

— Однажды, когда мне было лет десять, я ухитрилась стащить в магазине красивую заколку. Родители поверили, когда я сказала, что это подарок подруги. Но я так и не смогла ее носить и потихоньку выбросила. Стыд перед собой был так велик, что если бы кто-нибудь узнал, меня бы это просто раздавило.

— А вы уверены, что ваш «похититель» так же раскаивается, что этот случай вылечит его от воровства?

— Нет, не уверена. Но я думаю, для учителя, как для врача, на первом месте должно быть «Не навреди!».


И наконец, третий аспект принципа связан с непосредственным конструированием жизненного опыта воспитанника через создание в педагогическом процессе воспитывающих ситуаций, в которых ребенок действует в логике отношений к окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. А вся система воспитательной работы превращается в данной логике в систему жизнедеятельности «растущего человека, связанную «тысячами, нитей» с окружающей действительностью.

… Десятиклассники социально-педагогического класса школы № 45 г. Москвы систематически вовлекались в благотворительную деятельность социальных работников микрорайона. Получены инвалидные коляски для детей-инвалидов — их задача: изучить инструкцию, освоить все манипуляции с коляской и научить этому детей-инвалидов. И неизвестно, кому больше пользы приносит такая совместно-разделенная деятельность — детям-инвалидам или школьникам. Привлечение же их к уходу за беспомощными и одинокими стариками и инвалидами-взрослыми позволило школьникам переосмыслить свое отношение к людям’не только этих категорий, но и к ценности человека как такового и к самой жизни (по отзывам самих десятиклассников)…

Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании предполагает наличие этого триединства в воспитательных воздействиях:

§ школы, семьи, внешкольных общественных и учебно-воспитательных учреждений;

§ всех педагогов, работающих с классом;

§ разнообразных факторов воспитывающей среды;


§ разнообразных учебных и воспитательных программ, в которых участвуют школьники;

§ между различными этапами обучения и воспитания (начальной, средней и старшей школой);

§ единство системы средств, методов, организационных форм обучения и воспитания;

§ стиля и тона общения воспитателей и воспитанников…

Однако единство, целостность и преемственность не означают единообразия. В системе могут быть самые разнообразные влияния и воздействия, самые разнообразные факторы. Система предполагает еще и взаимодополняемость, и взаимозаменяемость. То есть в основу должны быть положены единые цели, стратегические и тактические задачи, единые принципы, содержание, средства, методы… Кроме того, важно соблюдение чувства меры, педагогического такта.

Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития — один из главных принципов гуманистической педагогики. Он прекрасно соотнесен с идеей самоактуализации личности в процессе воспитания и самовоспитания. Изначально в любой момент своей жизни каждый человек (и наш воспитанник тоже!) имеет определенную систему отношений к окружающему миру, сложившуюся в его предыдущем опыте. В процессе воспитания нам надо формировать определенное ценностное отношение к событиям, предметам, явлениям окружающего мира — отношение, которое поначалу «не вписывается» в систему ценностей воспитанника.

Принятие воспитанника таким, какой он есть, — дело тонкое.


зультативность его в воспитании зависит от позиции педагога, понимающего глубинный смысл этого принятия. Вот как об этом размышляет психолог Н.Л. Маленкова: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Эта фраза сейчас очень популярная, даже, можно сказать, избитая. Интерпретировать ее можно по-разному: «Я тебя принимаю таким мерзавцем, какой ты есть» (говорит мазохист садисту); «Я тебя принимаю таким, какой ты есть, но за это ты должен мне…» (заключение взаимовыгодного договора); «Я-то тебя принимаю, принимай и ты меня таким, каков я есть» (нежелание работы над своими проблемами, т.е. над собой); «Придется мне тебя принять таким, каков ты есть» (бессилие) и бесчисленное множество других вариантов.

Все это — условное принятие. «Если ты.., то я…». Один человек ставит другого в зависимость от себя. Насколько это конструктивно?

Практика воспитания подтверждает: наиболее конструктивным является не условное принятие, а безусловное принятие одним человеком другого. Оно строится на трех китах:

1. «Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете»;

2. «Я принимаю тебя таким, каков ты есть»;

3. «Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению».

Это и есть современный подход к личностно-ориенти-рованному воспитанию.

Аксиомой в гуманистической педагогике является положение о том, что нельзя давать оценки, «навешивать ярлыки» на личность в целом, оценивая ее конкретные поступки. Надо давать оценку поступку, а не личности. С этим принципом тесно связаны два следующих принципа: «сочетание уважения и требовательности к воспитаннику» и «оптимизм и мажор, опора на положительное в воспитательном процессе» (А.С. Макаренко).


Именно уважение и требование к личности воспитанника позволяют выявлению высшей меры человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. И наоборот: наивысшая мера требовательности возвышает меру уважения, а значит, и меру достоинства человека.

У принципа уважительного отношения к ребенку есть как бы две грани. Первая — это: уважая, беречь. У Я. Кор-чака: «уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста». И вторая грань уважения — возрастающая мера требовательности к человеку, которого я считаю добрым, умным, справедливым, порядочным, умелым и т.д. Вот почему в гуманистической педагогике требование выражается в самых различных приемах воздействия на учащихся: просьба, совет, уверенность, авансированное доверие, право выбора и т.п. Дети, воспитанные в диалектическом сочетании уважения и требования, очень хорошо это понимают, вырастая людьми с высоким чувством собственного достоинства.

К сожалению, печальным фактом школьной практики является бытующее у некоторых педагогов упование лишь на требовательность, выражающуюся в самых разных формах: угрозы, наказания, насилие над личностью, недопускание права выбора, голое и нудное морализирование, упование на дисциплинарные меры… И чем сложнее и самобытнее личность воспитанника, увы, тем больше.


Принцип «подхода к человеку с оптимистической ги-.потезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко) позволяет маленькому человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми.

В г. Севастополе есть подростковый клуб «Данко», в котором много лет работает Е.В. Сидоренко, она так описывает несколько случаев со своим воспитанником Сашей Ч., который по школе характеризовался весьма нелестно, будучи в мнениях школьных педагогов в категории «трудный». Доверие, обращение к нему в экстремальных ситуациях, уверенность, что не подведет в клубе сотворили буквально чудеса… С температурой 38° играл перед малышами Деда Мороза, неоднократно выручал школу на фестивалях (занимается музыкой в клубе); однажды во время концерта, когда испортилась аппаратура, 40 минут подряд развлекал зрителей пародиями -все смеялись; в походе во время военной игры тяжело повредил ногу, но поручение выполнил до конца, превозмогая боль… Думается, серия подобных жизненно-педагогических ситуаций способна коренным образом изменить не только тональность жизни подростка, но и его общую тенденцию самовоспитания и саморазвития.

И еще один ракурс принципа оптимизма, мажорного стиля и тона в воспитании —• опора на положительное в личности воспитанника. «Каждый из нас рассчитывал на большее»— утверждал И.С. Козловский, В осмыслении качеств личности: «Каждый раз, когда вы замечаете в ребенке дурную черту характера, поспешите отметить и хорошую, дать ему знать о том, что вы ее видите». В подходе к организации воспитания: «Надо учить детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему, ожидать его, предпринимать шаги к решению проблем, помогать им в этом. Самое страшное — воспитать детей, не умеющих надеяться на лучшее и на себя» (из писем учителей в «Учительскую газету»).


Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное, удовлетворяющее его место среди сверстников, ибо известно, что в подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека.

Учет этого принципа воспитания предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, учет этого в организации коллективной жизнедеятельности: распределение поручений и обязанностей, удовлетворяющих каждого, комплектование групп согласно психологической совместимости и по интересам, создание ситуаций успеха для каждого, забота о самочувствии и настроении каждого, индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности, личностная ориентированность всех проводимых с детьми форм воспитательной работы.

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса достаточно хорошо описан практически во всех учебных пособиях по педагогике и педагогической психологии. Сейчас ученые-педагоги возвращаются к трактовке его как принципа природосообразности, требующего опоры на природу ребенка, на законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации, адаптации к окружающей внешней среде, веры в его силы и потенциальные возможности.

Этот принцип предполагает также предостеречь воспитателей от ошибок такого рода: воспитатели порой, желая добра своим воспитанникам, пытаются априори прививать «взрослые» взгляды и формы поведения, осуждая «детские» выходки, шалости, ошибки и болезни роста. От этого предостерегал еще Ж.-Ж. Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее вашей». Вспоминает учительница Н.Л. Исхакова: «У меня однажды было педагогическое прозрение… После 7-го урока я сидела в своем кабинете и проверяла тетради. Вдруг услышала в коридоре дикий топот и вопли. Первым побуждением было вскочить и в жестких выражениях попросить ребят (а это мальчики-девятиклассники после компьютерного класса уходили домой) успокоиться и вести себя в школе «как подобает ученикам, а не стаду мамонтов», «воспитанным молодым людям, а не дикарям» и т.д. и т.п. Но был солнечный весенний день, хорошее — творческое — настроение. И вдруг я представила себя на их месте: 50 с лишним лет, 90 с лишним килограммов, солидная прическа и строгий костюм… я скакала по пустынному солнечному коридору и вопила. Смешно, не правда ли? Вот так же смешно и нелепо было бы молодых, сильных, стремительных юношей, просидевших 7 часов за партами, представить чинно шагающими по коридору, когда кончились уроки, никто тебя не видит и не контролирует. «Каждому возрасту — свое», — подумала я, села поуютнее и открыла очередное сочинение».

Источник: studopedia.info

Принцип воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

— обязательность;

— комплексность;

— равнозначность.

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитаннике;

— гуманизация воспитания;

— личностный подход;

— единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

100

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа — социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

— понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

— уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

— развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

— понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

— сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

— бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

— нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

101

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного — задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания. Он требует:

— гуманного отношения к личности воспитанника;

— уважение прав и свобод;

— предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

— уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

— уважение права человека быть самим собой;

— доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

— признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

5. Личностный подход.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

— постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

— умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

— постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

— своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

— максимально опирался на собственную активность личности;

— сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

102

— развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип — принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

ТЕСТ

Выберите верный вариант ответа

1. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям, это требование принципа:

a) личностного подхода;

b) общественной направленности воспитания;

c) гуманизации воспитания;

о) опоры на положительное в воспитании.

2. Принцип координации усилий школы, семьи и общественности — это принцип:

a) общественная направленность воспитания;

b) единство воспитательных воздействий;

c) связь воспитания с жизнью, трудом; о) личностный подход.

3. Принцип, требующий подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания — это принцип:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

4. Положение о том, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях положено в основу принципа:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

5. Философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа:

a) личностный подход;

b) гуманизация воспитания;

c) опора на положительное в воспитании; о) единство воспитательных воздействий.

6. Предъявление посильных и разумно сформулированных требований — это требование принципа:

a) личностный подход;

b) опора на положительное в воспитании;

c) гуманизация воспитания;

о) единство воспитательных воздействий.

103

7. К требованиям, предъявляемым к принципам воспитания, не относятся:

a) обязательность;

b) индивидуальность;

c) комплексность; с!) массовость;

е) равнозначность.

Источник: texts.news

1. Принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в посильном производительном труде.

2. Принцип требует соединения воспитания с практичес­кой деятельностью людей.

3. Принцип требует решений всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, трудовую деятельность лю­дей, разумно организованное и посильное участие воспи­танников в трудовой деятельности.

4. Принцип требует участия воспитанников во всех обще­ственных делах, проводимых в микрорайоне школы.

5. Принцип требует идти в воспитании от жизни, ее про­блем и вырабатывать главное качество личности — тру­долюбие.

48

Принцип связи воспитания с жизнью предполагает

Опора на положительное

Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигне­те хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспи­тателям можно встретить в старинных педагогических руковод­ствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспи­танном человеке те положительные качества, опираясь на ко­торые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: пе­дагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опира­ясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформирован­ные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа — известное фило­софское положение о «противоречивости» человеческой приро­ды. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неуме­нием держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отри­цательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положи­тельного и меньше отрицательного, — задача воспитания, на­правленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приноси­ла быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересован­ное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положи­тельные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания дей­ствуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положи­тельное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и ис­правлять. Но главное все же—это формирование положитель­ных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положитель­ные интересы воспитанников (познавательные, эстетические,

49

любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эс­тетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспи­тателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанни­ков, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выра­жение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим де­лом, никто не мешает друг другу, где высокая организация тру­да и отдыха способствует бодрому, уверенному движению впе­ред, где и стены воспитывают, потому что продуманы все ме­лочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и забот­ливое отношение друг к другу, не может не оказывать благопри­ятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостат­ках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном дости­жении высоких результатов, оказывают доверие воспитанни­кам, ободряют их при неудачах,

Источник: StudFiles.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.