Принцип единства воспитания и обучения

С незапамятных времен возникновения человеческого общества вставал и продолжает вставать вопрос «чему и как учить подрастающее поколение?».

Содержание образования менялось с течением времени, подстраиваясь под новый общественный уклад, выполняя социальный «заказ», ибо в процессе обучения и воспитания должен получиться человек, нужный обществу на данном этапе его развития. В различные исторические эпохи проблема единства обучения и воспитания человека решалась с учетом свойственных ему ценностей, взглядов, уровня развития науки. Это понимали многие умы на протяжении всей истории человечества. И поэтому выдвигали различные гипотезы: как учить, чему учить, как сделать учебу эффективнее и т.д.

В трудах отечественных педагогов немало внимания уделялось тематике единства обучения и воспитания, т.н. «воспитывающего обучения».

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.


от принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых. Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала развивает не только познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

К.Д. Ушинский отмечал, что «ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-то не идущих к делу прикрас».[1]

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является авторитетной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему, так как это является одним из условий реализации гуманистического подхода в образовании.


ебовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между учащимися и учителем. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый заданный уровень развития личности ученика.

Воспитывает и обучает человека все окружающее его – общество, семья, религия, социальные институты и многое другое. Человек обучается на протяжении всего своего жизненного пути, но основы, базовая культура личности, закладывается у него в детстве и юношестве. Потому трудно переоценить роль педагога, направляющего подопечного в нужное русло духовного и интеллектуального обучения.

Как итог, в мире педагогики сложилась целая система обучения и воспитания, которые (как показывал опыт) не могут быть разделены, так как через обучение идет непосредственное воспитание учащихся.


В свою очередь, в процессе обучения можно выделить три превалирующие функции: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция обучения проявляется в том, что обучаемые овладевают богатством общечеловеческой культуры, научными знаниями о природе, об обществе, о способах научного познания. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.

Под развивающей функцией обучения понимается направленность процесса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности учащихся, на вхождение обучаемых в социальную среду. Обучение раскрывает природные задатки учеников, развивает их способности и эмоционально – волевую сферу (без этого никак не обойтись ввиду того, что преподает детям живой человек с его собственными убеждениями и принципами, эмоциями и тактом).

И, наконец, воспитательная функция процесса обучения находит своё выражение в выработке у учащихся научного мировоззрения, социально – политических взглядов и убеждений, подготовки их к трудовой деятельности, формирование нравственной, эстетической, экологической культуры.

В свете сказанного процесс обучения нельзя делить на компоненты, обеспечивающие воспитание и развитие тех или иных качеств и свойств личности.

Отечественные педагоги в известной мере раскрыли основные черты воспитывающего характера обучения. Анализ трудов Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластёнина, Е.Н. Шиянова позволяет выделить эти черты:


— воспитательное воздействие материала науки, мировоззренческая направленность изучаемого материала;

— связь знаний с жизнью;

— формирование нравственных представлений, духовности учащихся;

— развитие и воспитание чувства долга и ответственности.

В итоге воспитывающее обучение означает, что в процессе обучения реализуется основная культурно-гуманистическая функция образования.[2]

Образование  вообще может оказаться неэффективным в разделенном виде. Разделяя обучение на различные виды, на обучение и воспитание, мы тем самым разъединяем процессы, которые друг без друга невозможны, рискуя таким образом уничтожить воспитание как таковое.

    1. . Проблемы реализации принципа единства обучения и воспитания на уроках русского языка.

Говоря о необходимости придания обучению ярко выраженного воспитывающего характера, нельзя не учитывать особенности развития детей на современном этапе. Информатизация и компьютеризация расширяют познавательные возможности ребенка, но, вместе с тем, новые технологии, товары, реклама, создавая удобство и комфортность, способствуют стандартизации жизни, росту потребительства и бездуховности, переоценке моральных и этических ценностей.


Сегодняшние дети, с одной стороны, чрезвычайно информированы в различных областях знаний, но, с другой стороны, они испытывают информационное пресыщение, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье, кроме того, информация, получаемая учащимися, зачастую откровенно безнравственна и противоречива.

Благодаря средствам массовой информации, периодике, интернету у современного подростка больше, чем когда- либо проявляется желание провозгласить и предъявить миру собственное «Я». Позитивно то, что ярко выраженная Я-позиция позволяет ученику быть независимым, свободно высказывать собственную точку зрения, но, в тоже время, у детей формируется излишняя самоуверенность, демонстративное поведение, неприятие норм общественной морали.

Современные школьники мало общаются в классе, а формы организации урока порой не объединяют, а разъединяют детей; живое общение и подвижные игры во дворе заменили игры компьютерные, интернет и телевизор.

Е. Н. Ильин в своей книге «Путь к ученику», рассуждая о проблемах воспитания подрастающего поколения в семье и школе, пишет: «Школа, семья, будем откровенны, зачастую не союзники, а скрытые антогонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по-своему права. Занятые своей работой, производством, родители по объективным причинам хронически недовоспитывают детей, уповая на школу.


а же, целиком поглощенная учебными занятиями,… еще больше, чем семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую помощь. Роковым образом оказавшийся между двумя «недо», школьник как человек, как личность, и в итоге – как ученик деформируется. Можно, конечно, какими – то льготами усилить, углубить семейное воспитание, а рациональной организацией учебного процесса – школьное. Тем не менее, то и другое, на мой взгляд, полумеры. Требуется надежное скрепляющее звено. Не мероприятия, и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном ».[3]

Другими словами, создание учителем единого образовательного и воспитательного пространства на уроке — действительно актуальная задача сегодняшнего дня. Ибо, по словам древнегреческого философа Эпиктета, «из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек».

Таким образом, работу учителя невозможно сегодня сводить лишь к передаче ребенку определенной суммы знаний, учебных умений и навыков, он должен как можно эффективнее использовать возможности своего предмета для всестороннего развития личности ученика.

Несомненно, не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель не задается специальной целью оказать воспитательное воздействие на своего ученика, он воспитывает его через содержание учебного материала, своим отношением к учебному предмету и собственным знаниям, своими личностными качествами, созданием условий к познавательной, поисковой, исследовательской деятельности ребенка. Но гораздо больший воспитательный эффект достигается, конечно, когда учитель сознательно формирует единое воспитательное и образовательное пространство, реализуя важнейший дидактический принцип единства обучения и воспитания.


Выводы по главе I.

Демократические преобразования, проводимые в нашей стране в годы постсоветского периода, реформы образования не могли не отразиться на качестве обучения и воспитания школьников. Особое внимание уделяется в последние годы в России вопросу духовного и нравственного возрождения, гармоничного и всестороннего развития подрастающего поколения.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отмечает: «Наше будущее – это, прежде всего, наша молодежь. От того, как мы ее воспитаем, какого качества дадим образование,- зависит все остальное в деле строительства сильного демократического общества».

Несомненно, не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель не задается специальной целью оказать воспитательное воздействие на своего ученика, он воспитывает его через содержание учебного материала, своим отношением к учебному предмету и собственным знаниям, своими личностными качествами, созданием условий к познавательной, поисковой, исследовательской деятельности ребенка. Но гораздо больший воспитательный эффект достигается, конечно, когда учитель сознательно формирует единое воспитательное и образовательное пространство, реализуя важнейший дидактический принцип единства обучения и воспитания.


Источник: StudFiles.net

, полковник,

кандидат психологических наук

ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

В свете современных представлений о процессе формирования и развития личности обучение и воспитание неразделимы. Психика человека является целостным образованием. В ней нет каких-либо органов, отвечающих за отдельные сферы поведения человека. К сожалению, принятый сегодня путь изучения психологии порождает технократический взгляд на природу психики. Большинство людей представляют психику в виде некоего устройства вроде компьютера, состоящего из отдельных блоков. Но психологическая структура личности представляет собой условную модель. Выделение в ней таких элементов как, например, память, мышление, направленность, характер и т. п., позволяет нам лучше понять психическую жизнь человека, поскольку она слишком сложна, чтобы охватить ее в целом. Но это не значит, что названые феномены существуют в реальности. Наивно полагать, что можно формировать знание отдельно, а характер отдельно. На любое воздействие следует целостная реакция психики.

В соответствии с этим, педагогический процесс, как способ воздействия на психику человека, так же един. Разделение его на обучение и воспитание сложилось в процессе педагогической практики в глубокой древности.


к и везде, здесь сначала сложился определенный порядок действий, а лишь потом началось научное исследование объекта деятельности. Но в отличие от других областей знания психология и, ее прикладная область – педагогика, так и не соединились в единую науку. Когда-то древние представляли физический мир как взаимодействие трех стихий – огня, земли и воздуха, а педагогический процесс, как совокупность обучения и воспитания. Последнее заблуждение существует до сих пор, хотя в педагогической литературе все чаще используют понятие «образование», не разделяя его на обучение и воспитание. Человеку сложно отказаться от привычных представлений, поэтому в качестве компромиссного варианта мы говорим: нельзя обучать не воспитывая, и нельзя воспитывать не обучая.

Военно-педагогический процесс направлен на изменение психики, а именно – формирование у данного человека внутренних элементов деятельности. Иначе говоря, воспитание совместно с обучением проводится для того, чтобы военнослужащий мог успешно заниматься определенной военно-профессиональной деятельностью. Но, в соответствии с традиционными взглядами, обучение и воспитание формируют различные психические элементы этой деятельности. Обучение формирует операциональный компонент деятельности, то есть знания, навыки и умения. Воспитание формирует мотивационный компонент — интересы, убеждения, ценности, то есть обеспечивает побуждение человека к деятельности.


единение и закрепление операционального и мотивационного компонентов в ситуации реальной деятельности порождает черту характера или качество личности. Следовательно, обучение и воспитание совместно формируют качества личности. При этом, повторим, не может существовать навыка без мотива (поскольку действия не произойдет и навык не возникнет) и не может существовать мотива без навыка. В чем же тогда разница в педагогических воздействиях преподавателя и офицера-воспитателя? Попытаемся решить этот вопрос.

На человека воздействует информация (розги мы сегодня не рассматриваем по понятным причинам). Информация, с помощью которой осуществляется педагогическое воздействие, может быть двух видов:

1. Обучающая, то есть информация об окружающем мире и способах действий человека. Эта информация формирует знание. Ее человек получает путем прямого обмена.

2. Организационно-деятельностная, то есть информация о результатах деятельности человека, его успехах, о возможностях удовлетворения его потребностей. Эта информация порождает эмоции, которые, в свою очередь закрепляют знание. Ее человек получает опосредованно, из оценок других людей и организации деятельности.

Убеждение человека – это знание, получившее эмоциональную окраску. Совокупность всех убеждений человека мы называем мировоззрением. Каждое убеждение формируется следующим образом: человек получает знание, испытывает его в деятельности, получает некий результат, подтверждающий или опровергающий это знание, и переживает соответствующую эмоцию. Убеждение формируется только в процессе предметной деятельности. Следовательно, даже в мельчайшем педагогическом действии должны присутствовать оба вида информационного воздействия. При этом возникает ряд проблем.

Первая проблема. В сложившейся системе военного образования эти два вида информационного воздействия находятся в ведении разных должностных лиц. Преподаватель в основном дает знание, а командир в основном осуществляет организационно-деятельностное воздействие. То есть существуют два основных субъекта воспитания, каждый из которых имеет по одной руке. В некоторых учебных заведениях их функции пытаются совместить с помощью, так называемой, тьютерной системы. Подобный подход реализован и в Суворовских училищах, где офицеры-воспитатели проводят занятия по всем военным дисциплинам, являясь, по существу, и преподавателями тоже. Но поскольку сделать это у нас невозможно, в связи со сложностью дисциплин, преподаваемых в университете, необходимо поставить этих должностных лиц рядом, чтобы они действовали согласованно. Уровень их взаимодействия сегодня можно пояснить следующим примером.

Когда я провожу занятия с курсантами по психологии и педагогике, то в каждом новом потоке мне обязательно задают вопрос: «Почему Вы не объясняете это нашим начальникам курсов?». Так было в КВИРТУ ПВО, в Военном университете Министерства Обороны, так происходит и здесь. Я отвечаю, что начальники курсов тоже были курсантами и все это изучали. В этом году я проводил занятия с начальниками курсов. Первый вопрос, который они мне задали, звучал так: «Почему Вы не объясняете это начальникам факультетов?». Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность и требует решения.

Упомянутые занятия с начальниками курсов, несомненно, полезны, они повысят психолого-педагогические знания данной категории офицеров. Однако одних знаний недостаточно, поскольку преподаватели и воспитатели разделены в организационно-деятельностном плане. А значит, не следует ожидать большого эффекта, как от этих занятий, так и от отдельных воспитательных мероприятий на факультетах, проводимых с участием преподавателей кафедры. Для того чтобы улучшить взаимодействие преподавателей и офицеров-воспитателей, мы предлагаем, в качестве педагогического эксперимента, привлечь начальников курсов к проведению семинарских и практических занятий по психологии и педагогике в подчиненных им учебных группах и отделениях. Конечно, эти занятия они должны проводить под руководством ведущего преподавателя, но с обязательным внесением в расписание занятий (иначе текучка не позволит командирам качественно готовится к занятиям и проводить их). Это, на наш взгляд даст следующие результаты:

Во-первых, начальники курсов не только повысят свою психолого-педагогическую компетентность, но и вынуждены будут применять научно обоснованные методы работы с подчиненными. Сложно учить одному, а делать нечто противоположное.

Во-вторых, преподаватели и начальники курсов, тесно взаимодействуя в процессе подготовки к занятиям, смогут и совместно решать конкретные проблемы курсантских подразделений. Участие преподавателей в воспитательной работе факультета станет, в этом случае, более предметным.

Наконец, возможно мы сумеем вырастить преподавателей, имеющих большой опыт работы с курсантами.

Вторая проблема связана с тем, что преподаватель все-таки имеет некоторый организационно-деятельностный ресурс, но возможно не всегда использует его в полной мере. Этот ресурс преподавателя включает:

1. Организацию познавательной деятельности слушателей и курсантов. На занятиях и в часы самостоятельной подготовки, обучающиеся должны активно и самостоятельно действовать, решать теоретические и прикладные проблемы. Это достигается внедрением, так называемых, активных методов обучения. И главным критерием служебного успеха слушателя и курсанта должна быть эффективность его основной деятельности, то есть обучения.

2. Профессиональное межличностное общение преподавателя и обучающегося. Самая удобная форма такого общения – научное руководство. В процессе совместной научной деятельности преподаватель оказывает на обучающегося постоянное воспитательное воздействие. В идеале каждый курсант и слушатель должен заниматься исследовательской деятельностью на всем протяжении обучения, а каждый преподаватель должен иметь группу учеников из числа слушателей и курсантов.

Таким образом, определенные мотивы и качества личности преподаватели могут и должны формировать непосредственно на занятиях. Часть из них необходима для обеспечения учебного процесса, их относят к учебной мотивации, например, познавательный интерес. Другие входят в структуру профессиональной деятельности будущего военного специалиста. К ним относятся:

— военно-профессиональные мотивы, например, интерес к технике, к работе с людьми, ощущение общественной значимости военной службы и принадлежности к офицерскому корпусу, следование нормам корпоративной субкультуры;

— качества, необходимые для любой профессиональной деятельности – ответственность, добросовестность, точность, творческое отношение к решению профессиональных задач, самостоятельность, стремление к профессиональному самосовершенствованию и т. д.;

— общечеловеческие качества, например, порядочность, честность.

Третья проблема. Часть профессиональных убеждений человека не могут быть подвергнуты испытанию реальной деятельностью в условиях вуза. Учебное заведение силами преподавателей создает лишь их информационную основу, как бы заготовки убеждений которые окончательно сформируются в войсках. Устойчивость этих «протоубеждений» или текущего мировоззрения зависит от многих факторов. Психология выявила в этом вопросе следующие закономерности:

1) чем больше человек имеет гуманитарных знаний, тем устойчивее его мировоззрение;

2) чем более взаимосвязанными, системными, согласованными и структурированными являются знания человека, тем устойчивее мировоззрение;

3) чем меньше человек склонен использовать психологические защиты, тем устойчивее его мировоззрение.

Реализация этих закономерностей предполагает согласование преподавания различных учебных дисциплин и формирование у слушателей и курсантов способности самостоятельно интегрировать выводы различных наук в единое представление о рассматриваемой проблеме. Для решения этой задачи на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин запланировано проведение педагогического эксперимента.

В основе разработанной нами методики, которая и подвергнется экспериментальной проверке, лежит использование в учебном процессе элементов проблемного обучения и специальных ментальных упражнений. Суть данной методики заключается в том, что в учебном плане выделяются несколько проблем, которые изучаются глубже остальных, с участием преподавателей различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Для эксперимента выбрано по одной теме из курсов политологии, экономики и социологии. Например, по теме «Субъекты политики и их политическое поведение» последовательно проводят занятия (лекции по расписанию и дополнительные групповые занятия) преподаватели философии, политологии, экономики, истории, социологии, психологии и педагогики, каждый из которых рассматривает соответствующий аспект изучаемой темы. Таким же образом будет организовано изучение тем «Политическая власть в системе общественных отношений», «Предпринимательство как основной фактор производства в условиях конкурентного рынка», «Социальные конфликты в современном обществе». Это позволит курсантам ознакомиться с различными аспектами данной проблемы и с различными точками зрения. В конце каждого занятия преподаватель задает группе несколько заранее подготовленных вопросов по изучаемой теме, которые в прямой постановке не рассматривались на занятии. Изучение темы завершает семинар-«РєСЂСѓРіР»С‹Р№ стол» с участием преподавателей всех учебных дисциплин. Но перед этим семинаром каждый курсант выполняет микрореферат. Темы микрорефератов подобраны таким образом, чтобы курсант не смог воспользоваться чужими идеями (темы не рассматривались на занятиях, их нет в прямой постановке в учебниках и периодической литературе). В приведенном примере темы рефератов звучат так: «Социально-политическая характеристика одного политического деятеля (политической партии, общественной организации) современной России». Мотивирование курсантов достигается тем, что тема исключается из вопросов зачета.

Результатом экспериментального воздействия будет формирование навыка самостоятельного анализа сложных социальных явлений, как одного из важнейших компонентов профессиональной деятельности. Кроме того, здесь формируется исследовательская установка, то есть изменяются мотивы учебной деятельности. Курсант переходит на качественно новый уровень целеобразования. Он начинает использовать более сложные и эффективные стратегии мышления. Те есть, курсант развивается в целом, что проявляется в его способности ставить и решать качественно новые задачи в различных, все более сложных сферах профессиональной деятельности, формировать собственные убеждения.

Таким образом, имеющийся разрыв между обучением и воспитанием вытекает из исторически сложившегося функционально-должностного разделения единой деятельности по формированию и развитию личности человека. Такое разделение, несомненно, снижает эффективность образовательного процесса в вузе. Для уменьшения этого разрыва необходимо:

1) улучшить взаимодействие преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов;

2) добиваться безупречной организации учебного процесса, широко внедрять в него, так называемые, активные методы обучения слушателей и курсантов, больше привлекать их к научно-исследовательской работе кафедр;

3) развивать у слушателей и курсантов самостоятельное мышление и навыки анализа сложных социальных явлений, как основу устойчивого научного мировоззрения.

Источник: pandia.ru

  Единство обучения и воспитания — это не закономерность и не закон, а принцип. В логическом смысле принцип — это центральное понятие, обобщающее и распространяющее какое-либо положение на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Также термин «принцип» обозначает этическую норму. В этом смысле по традиции и по существу он соответствует содержанию и задачам педагогических наук. Во-первых, дидактика и методики имеют дело с деятельностью. Они изучают особую область общественной деятельности, нацеленную на подготовку подрастающего поколения к личностной самореализации. Во-вторых, педагогические дисциплины должны давать в конечном счете нормативное знание, предписывать, как нужно строить, осуществлять и совершенствовать обучение и воспитание.
Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание. В более широком понимании педагогические принципы выступают в виде обобщений нормативного характера или общих регулятивов, предписаний к деятельности, распространяющихся на все явления данной области.
Другая соотносимая с принципом категория — закон (закономерность). Она отражает объективные, существующие помимо нашей воли отношения и неадекватно характеризует соотношения обучения и воспитания, поскольку оказывается исключенным момент целеполагания и сознательного конструирования. Принцип единства обучения и воспитания не констатирует, что такое единство существует, а дает установку на то. что его необходимо осуществлять.
Если обучение и воспитание различны (а это значит, что их единство должно быть специально организовано), то их правомерно рассматривать как относительно самостоятельные целостные объекты, которые лишь на основе такого рассмотрения можно будет в проекте и действительности наилучшим и целенаправленным образом объединить в более широкую целостность — в учебно-воспитательный процесс. В определенном смысле этот процесс можно рассматривать как процесс непрерывного слияния обучения и воспитания. При этом относительная автономность этих двух разделов педагогической деятельности обусловливает возможность специального анализа каждого из них с обозначенных здесь позиций. 

Источник: uchebniki-besplatno.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.