Понятие нравственного воспитания

Понятие нравственного воспитания

На сегодняшний день одной из важнейших задач любой образовательной организации является нравственное воспитание личности ребенка. Потребность в нравственном воспитании обусловлена все более возрастающей роли нравственных начал и морали личности.

В процесс нравственного воспитания у ребенка формируются такие качества личности как патриотизм, товарищество, активное и реальное отношение к окружающей действительности, уважительное отношение к труду и людям, понимание своего «Я» и его положение в обществе.

Цель нравственного воспитания – формирование у детей системы нравственных отношений, основанных на моральных нормах и ценностях.

Задачи нравственного воспитания:

  1. Группа задач направлена на формирование нравственного механизма: представлений, привычек, норм, чувств, поведения.
  2. Группа задач отражает потребность в людях, имеющих ряд определенных нравственных качеств.

Сущность нравственного воспитания

Механизм нравственного воспитания личности ребенка состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов:

  1. Формирование представления о сущности нравственности и морали, необходимости их овладением.
  2. Формирование мотивов, направленных на приобретение необходимых нравственных качеств.
  3. Становления положительного отношения к социальным и нравственным чувствам.
  4. Формирование и развитие привычек того или иного нравственного качества.
  5. Воспитание нравственного поведения и поступков.
  6. Формирование и развитие нравственных качеств личности.

Методы нравственного воспитания:

  • метод формирования нравственного воспитания
  • метод стимулирования нравственного поведения
  • метод осознания значимости нравственного поведения

Средства нравственного воспитания:

  • художественные средства (рисование, лепка, аппликация и т.д.);
  • природные средства (экскурсии, наблюдения и т.п.);
  • собственная деятельность ребенка;
  • общение со сверстниками и взрослыми на нравственные и этические темы (беседы, рассказы и т.п.);
  • окружающая обстановка.

Содержание нравственного воспитания:

  • Гуманность
  • Коллективизм
  • Дружелюбие
  • Отзывчивость
  • Взаимопомощь
  • Нравственные нормы
  • Культура отношений и поведения
  • Патриотизм
  • Гражданственность

Специфика нравственного воспитания:

  1. Содержание общественной морали, необходимость внедрения норм общественного и индивидуального нравственного создания и поведения каждого ребенка.
  2. Своеобразие цели и задач нравственного воспитания, особенности проявления нравственной воспитанности или невоспитанности.
  3. Включенность в процесс нравственного воспитания иных форм воспитания: трудового, умственного, этического, физического и т.д.

Основные принципы нравственного воспитания

Эффективность процесса нравственного воспитания во многом зависит от принципов, которыми руководствуется педагог. Основными принципами нравственного воспитания являются:

  1. Принцип целенаправленности. Согласно данному принципу весь процесс воспитания должен быть направлен на формирование и развитие нравственных качеств личности ребенка, с целью воспитания нравственно самодостаточной и самостоятельной личности.
  2. Принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников. Данный принцип направлен на то, чтобы показать детям как нравственные качества реализуются в повседневной жизни. К чему приводит добро и зло, милосердие и жестокость, правда и ложь и т.д. Реализация этого принципа осуществляется в процессе бесед, чтения художественной литературы, обсуждений поступков и т.д.
  3. Принцип согласованности в воспитании. В процессе воспитания родители и педагоги образовательного учреждения должны поддерживать связь для того, чтобы использовать одни и те же методы и средства по формированию нравственных качеств у ребенка. В том случае, если будут использованы разные методы и средства, то результата такое воспитание не принесет. У ребенка может сформироваться искаженное представление о нравственности и нравственном поведении.

  4. Принцип воспитания в коллективе, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип направлен на то, что самое эффективное воспитание личности ребенка возможно только в коллективе и посредством коллектива. Однако важно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
  5. Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что нравственное воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
  6. Принцип уважения и требовательности. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
  7. Принцип опоры на положительные качества. Согласно данному принципу воспитание ребенка протекает в коллективе, который оказывает на него влияние, задача педагога выделить и показать ребенку положительные и отрицательные качества, поддержать в выборе линии поведения и т.д.
  8. Принцип учета индивидуальных особенностей. Данный принцип имеет в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
  9. Принцип ведущей роли педагога в организации нравственного воспитания. Успех зависит от умелого проведения воспитательной работы, от искусного подхода к детям, от организации деятельности. Все это обусловливает ведущую роль учителя в нравственном воспитании.

Источник: spravochnick.ru



В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239]. Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.


Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:


– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);

– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);

– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);

– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий. В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов.


м раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении. Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Процесс воспитания нравственности включает в себя:

– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;


– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;

– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;

– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;

– формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.

Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.

Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.

Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью.


о приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение. Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования. Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести. О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.

Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.


«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания. Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.

Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д. Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире. Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.

Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей. Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни. Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор. Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.

Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом. Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.

Литература:

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  2. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).

Источник: moluch.ru

Формы нравственного воспитания

Определение 2

Классификация форм нравственного воспитания может быть различной, поскольку зависит от выбранной основы классификации. Одна разновидность классификации форм воспитания и нравственного воспитания базируется на количестве воспитанников:

  • Индивидуальная форма;
  • Групповая форма;
  • Фронтальная форма.

К примеру, в индивидуальных формах нравственного воспитания учитываются особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, используют самые эффективные методы воздействия на конкретную личность. При этом такая форма воспитания ограничивается квалификацией педагога и может быть односторонней. Данная форма воспитания, как правило, дополняется другими.

Следующая классификация содержит методы нравственного воспитания:

  • Словесная форма (коллективная встреча, собрание, лекция, доклад, диспут);
  • Практическая форма (поход, экскурсия, спартакиада, олимпиада, конкурс);
  • Наглядная форма (музей, выставка, тематический стенд).

Многогранный процесс нравственного воспитания включает разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Определение 3

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонним. В нем обычно участвуют

2

стороны. Он подразумевает тесное взаимодействие педагога и ученика.

Наиболее популярными методами нравственного воспитания являются:

  1. Метод упражнений: предусматривает постоянное организованное осуществление конкретных действий и практических дел. Цель данных упражнений состоит в формировании и развитии личности, включая становление взглядов и убеждений;
  2. Метод убеждений: проявляется в воздействии на сознание, чувства и силу волю ученика. Целью метода является развитие положительных качеств и избавление от недостатков;
  3. Метод нарушения;
  4. Метод стимулирования и мотивации;
  5. Метод дилемм и рефлексии;
  6. Метод внушения;
  7. Метод поощрений для одобрения хороших поступков;
  8. Метод наказаний для избавления от нехороших поступков;
  9. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

На выбор метода влияет содержание и направленность воспитательной деятельности.

Все вышеперечисленные формы и методы воспитания на практике тесно взаимосвязаны и пересекаются. Главное, чтоб содержание процесса нравственного воспитания имело общую основу, имело единые начала во всех своих проявлениях. Важное значение имеет также не только нравственное просвещение, но и сочетание с развитие навыков нравственного поведения. Велика роль при этом руководителя, педагогов и родителей.

Средства нравственного воспитания

Рассмотрим основные средства нравственного воспитания:

  1. Природа. Общение с природой, тесная связь с ней, исследование природных явлений вызывает у человека гуманные чувства, желание заботиться о слабых и незащищенных. Контактирование с живой природой и ее представителями формирует уверенность в человеке.
  2. Окружающая атмосфера. Для развития личности имеет значение то, в какой атмосфере происходит процесс нравственного воспитания. Атмосфера может быть наполнена доброжелательностью, любовью, добротой или, наоборот, жестокостью, безнравственностью. Лишь в условиях доброжелательных отношений, душевной теплоты, взаимопонимания, человеколюбия можно вырастить полноценную личность, подтолкнуть к раскрытию природных талантов и способностей.
  3. Художественные средства. Сюда входит художественная литература, искусство рисования, музыка в разных направлениях, театральное искусство. Художественные средства и формы нравственного воспитания способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, воспитанию чувств.
  4. Повседневная деятельность. Повседневную жизнь наполняют игры, трудовые будни, обучение, а также общение дошкольников как средство нравственного воспитания. Это имеет широкое практическое значение, поскольку дает возможность оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с остальными детьми и взрослыми.
  5. Окружающая обстановка. Окружающие люди такие, как родственники, учителя, сверстники, оказывают большое влияние на становление морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка расценивается как средство воспитания чувств, представлений и поведения.

Средства нравственного воспитания

В.А. Сухомлинский рассматривал в качестве цели нравственного воспитания обучение детей азбуке морали. Он истрактовал основные положения данной азбуки:

Определение 4

Азбука В А. Сухомлинского о нравственной культуре помогает ребятам осознавать смысл понятий “добро”, “зло”, честь“, “бесчестье”, “справедливость” и “несправедливость”.

Источник: Zaochnik.com

Соотношение понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «мораль», «нравственность» и «нравственные качества»

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание [3: c. 293]. Мы рассматриваем нравственное воспитания дошкольников.

Понятие нравственного воспитания всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, то почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [4: c. 179].

В основе понятия нравственное воспитание лежат термины мораль и нравственность.

Мораль, как известно, — общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы мораль была не только усвоена личностью, но и определяла ее образ жизни. [2; c. 5].

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [3: c. 330].

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. [1;с 57].

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество [2;стр 57].

Итак, процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества детей. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо – формировать у старших дошкольников соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства [5; с 205].

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.

Список литературы:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416

  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой . — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с

  4. Теория и практика социокультурного развития личности

  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с

Источник: infourok.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.