Понятие не являющееся принципом воспитания

Принцип воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

— обязательность;

— комплексность;

— равнозначность.

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):


— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитаннике;

— гуманизация воспитания;

— личностный подход;

— единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

100

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа — социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.


Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

— понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

— уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

— развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

— понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

— сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

— бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

— нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.


101

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного — задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания. Он требует:

— гуманного отношения к личности воспитанника;

— уважение прав и свобод;

— предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

— уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

— уважение права человека быть самим собой;

— доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

— признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

5. Личностный подход.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.


Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

— постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

— умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

— постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

— своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

— максимально опирался на собственную активность личности;

— сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

102

— развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип — принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.


ТЕСТ

Выберите верный вариант ответа

1. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям, это требование принципа:

a) личностного подхода;

b) общественной направленности воспитания;

c) гуманизации воспитания;

о) опоры на положительное в воспитании.

2. Принцип координации усилий школы, семьи и общественности — это принцип:

a) общественная направленность воспитания;

b) единство воспитательных воздействий;

c) связь воспитания с жизнью, трудом; о) личностный подход.

3. Принцип, требующий подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания — это принцип:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

4. Положение о том, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях положено в основу принципа:

a) единство воспитательных воздействий;

b) гуманизация воспитания;

c) общественная направленность воспитания; о) связь воспитания с жизнью, трудом.

5. Философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа:


a) личностный подход;

b) гуманизация воспитания;

c) опора на положительное в воспитании; о) единство воспитательных воздействий.

6. Предъявление посильных и разумно сформулированных требований — это требование принципа:

a) личностный подход;

b) опора на положительное в воспитании;

c) гуманизация воспитания;

о) единство воспитательных воздействий.

103

7. К требованиям, предъявляемым к принципам воспитания, не относятся:

a) обязательность;

b) индивидуальность;

c) комплексность; с!) массовость;

е) равнозначность.

Источник: texts.news

69. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

R С) поведение школьника

70. Главной движущей силой воспитания является:

R А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

71. Важным признаком результативности процесса воспитания является:

R С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

72. Требование личностного подхода:

R А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

73. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:


R С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

74. Закономерность воспитания — это:

R В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

75. Принцип гуманизации характеризует:R В) уважение права человека быть самим собой

76. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает:

R Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

77. Нравственное воспитание — это:R Е) усвоение общечеловеческих ценностей

78. Стержнем гражданского воспитания является:R Е) патриотизм

79. Цель экологического воспитания — это:R В) формирование экологической культуры

80. Цель физического воспитания — это:R В) формирование физической культуры

81. Цель эстетического воспитания — это:R Е) формирование эстетической культуры

82. Эффективность правового воспитания зависит от степени:

R Е) сформированности правового сознания, строгости

83. Методы воспитания — это:R В) способы достижения цели воспитания

84. Наказание — это:

R А) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия


85. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним — это:

R А) формирующая деятельность

86. Поощрение — это:

R Д) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

87. Формы воспитания:R В) варианты организации конкретного воспитательного акта

88. Самовоспитание — это:

R Е) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию

89. Сознательность и активность в воспитании — это:R В) принцип воспитания

100. С позиций психологии воспитания, воспитывать — значит :

R С) управлять иерархией потребностей и мотивов

101. Владение способами поведения в обществе, применять усвоенные знания на практике называется:R В) воспитанностью

102. Средством воспитания называется:R D) то, с помощью чего педагог воспитывает

103. Путь достижения цели и задачи воспитания — это:R В) его метод

104. Методы воспитания позволяют ответить на вопрос:R Е) как воспитывать

105. Двусторонний характер воспитания проявляется во взаимовлиянии :


R В) личности ученика и личности педагога

106. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, — это:R D) принцип

107. Индивидуальный показатель откликаемости на воспитательное воздействие извне:

R В) воспитуемость

108. Действительно объективным показателем успешности воспитания учащихся является:

R D) овладение умениями социального поведения

109. Движущей силой воспитательного процесса является:

R С) противоречие между социально приемлемым и наличным уровнем воспитанности

110. Принципом воспитания является:R С) природосообразность

111.Понимание соответствия воспитания обычаям, традициям народности относится к принципу:R В) кульуросообразность

112. Процесс воспитания — это:

R В) совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся

113. Базовые понятия теории воспитания:

R С) воспитание, самовоспитание, перевоспитание, взаимовоспитание

114. Регулятором характера и содержания воспитания выступает принцип:

R С) общественная направленность

115. Термин "принцип воспитания" означает:

R Д) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению воспитательного процесса


116. Если, содержание воспитания знакомит учащихся с объективными фактами, явлениями, и отражает современное состояние процессов общества, то, это соответствует принципу:

R А) научности

117. Если воспитание учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные перегрузки, то это реализация принципа:

R В) индивидуальный подход

118. Форма воспитания, когда педагог, опираясь на знание и опыт учащихся, с помощью вопросов подводит их к усвоению новых знаний, называется:R Д) беседа

119. Целью педагогического внушения является:

R Д) получение представления о своих личностных качествах

120. К формам организации процесса воспитания относится:R Е) дискуссия

121. Многократное выполнение действий с целью отработки умений и навыков поведения — это:R А) упражнение

122. Воспитание — это:

R Е) процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности

123. Самовоспитание — это:

R Д) процесс и результат целенаправленной деятельности человека в стремлении к совершенству

124. Субъективные факторы воспитания:R А) средства массовой информации

125.Принцип научности воспитания — это:

R А) обеспечение учащихся системой знаний, основанных на современных достижениях науки

126. Наказание — это метод:R А) коррекции

127. Поощрение — это метод:R А) стимулирования поведения

128. Закономерности воспитания — это:

R В) объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными компонентами, частями процесса воспитания

129. Основные элементы гражданственности:R А) нравственная и правовая культура

130. Целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности, взглядов и убеждений:R Воспитание

131. Наблюдаемые визуально и реализуемые на практике выработанные у школьников знания, умения и навыки поведения:R Воспитанность

132. Откликаемость личности на воспитательные воздействия извне — это:R Воспитуемость

133. Устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе — это:

R Закономерности воспитания

134. Одной из закономерностей воспитания является:

R воспитание осуществляется в коллективе и через коллектив

135. К методам стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:

R поощрение, наказание, соревнование

136. Убеждение часто используется наряду с такими методами как:

R беседа, диспут, пример, дискуссия

137. Какой из перечисленных принципов не является принципом воспитания:

R принцип учета мотива и действия

138. Формирование представлений, мировоззрения личности возможно методами:

R убеждением и внушением

139. Дополните

Принципы воспитания — это к педагогическому процессу воспитания

Правильные варианты ответа: требования;

140. Под воспитанием понимается:

R процесс организации устойчивого взаимодействия между воспитанником и воспитателем

141. Закономерности воспитания- это:

R устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе

142. Выделите педагогически нецелесообразный метод воспитания:R принуждение

Источник: megaobuchalka.ru

А) привычка                                                                                                                 

Б) навык

В) умение

Г)  способности

39. Наиболее важным при формировании навыков культуры еды является:

А) правильная сервировка стола

Б) использование разнообразных методических приемов

В) учет уровня сформированности навыков  у каждого ребенка

Г) все ответы верные

40. Художественное слово при формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в первую очередь  используется для:

А) обучения новому действию                                                                                  

Б) повышения интереса к выполнению действия

В) осознанного отношения к выполнению действия

Г) развития речи детей

Вариант 2

21.В переводе с греческого педагогика означает:                                        

А) повторение

Б) воспроизведение

В) управление

 Г) детовождение

22. Отец педагогики как науки:                                                                      

А) Ян Амос Коменский

Б) К.Д.Ушинский

В) А.С.Макаренко

Г) Конфуций

23. Воспитание – это:                                                                                     

А) общение людей в неформальных объединениях

Б) воздействие среды на личность

В) передача социального опыта

Г) учебная деятельность школьников

24. Развитие – это:                                                                                          

А) количественные и качественные изменения в организме человека

Б) увеличение роста и массы тела ребенка

В) стихийный процесс, независимый от воли человека

Г) приспособление к условиям жизни

25. Отрасль педагогики, рассматривающая воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:                                                                                                                    

А) дефектология

Б) сурдопедагогика

В) тифлопедагогика

Г) логопедия

26.Совокупность учреждений, призванных решать образовательно-воспитательные задачи – это:                                                                                                                

А) содержание образования

Б) система образования

В) концепция образования

Г)  образовательное пространство

27. Национальный проект «образование» включает в себя:                       

А) компьютеризацию школ

Б) поддержку молодых и талантливых учителей

В) создание региональных обучающих центров

Г) все ответы правильные

28. Понятие, не являющееся принципом воспитания:                                  

А) опора на положительное

Б) проблемность обучения

В) личностный подход

Г) сознательность воспитанников

29.  Поощрение – это:                                                                                      

А) эмоционально-словесное воздействие   на воспитанников

Б)  неодобрение и отрицательная  оценка  действий и поступков личности

В)  привлечение воспитанников к выработке  правильных оценок и суждений

Г) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

30.  Автор книги «Материнская школа»:                                         

А)  Фридрих.Фребель

Б)  Ян Амос Коменский

В) Мария Монтессори

Г)  Жан-Жак Руссо

31.  Первый детский сад  в дореволюционной России был открыт:         

А)  в Петербурге

Б)  в Москве

В)  в Гельсингфорсе

Г) в Петергофе

32. Стиль  взаимодействия воспитателя с детьми, для которого  наиболее характерным            

является использование приказов, окриков, распоряжений, диктат и опека?

А) авторитарный

Б) демократический                                                                                                    

В) либеральный

33. Функции воспитателя ДОУ, включающая определение  психо-эмоционального состояния детей, уровня  освоения ими содержания образовательной программы:

А) материнская

Б) коммуникативная                                                                                                   

В) конструктивно-организаторская

Г) диагностическая

34. Эмпатия – это:                                                                                         

А) способность к творчеству

Б) педагогический оптимизм

Источник: vunivere.ru

 

В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, законо­мерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогическое руководство познавательной, трудовой, творче­ской, игровой и другими деятельностями детей.

Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономер­ностями воспитания как общественного явления, а также закономерно­стями развития личности.

Это важнейшие общие закономерности:

♦ Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъек­тивных факторов общественной среды.

♦ Единство целей, содержания и методов воспитания.

♦ Единство обучения и воспитания.

Более частные закономерности:

♦ Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в де­ятельность.

♦ Воспитание есть стимулирование активности формируемой лично­сти в организуемой деятельности.

♦ В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм
и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

♦ В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися пер­спективы их роста.

♦ В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло­жительные качества учащихся.

♦ В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.

♦ Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

♦ В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо­ванности усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Достаточно обоснованные теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Они отражают закономерности воспи­тания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс вос­питания. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспи­тания и служат реализации ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.

Например, авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов воспитания, которая служит развитию способностей детей.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систе­матическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.



Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, или таких, осуществление ко­торых можно отложить на завтра.

Вместе с тем принципы воспитания—это не готовые рецепты, а тем более, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специ­альных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин­ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составля­ют систему. Существовало и существует много систем воспитания. И ес­тественно характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отече­ственная система воспитания руководствуется следующими принципами:

♦ принцип гуманизма;

♦ личностный подход;

♦ принцип веры в ребенка;

♦ принцип сотрудничества;

♦ принцип включения личности в значимую деятельность;

♦ связь воспитания с жизнью, трудом;

♦ общественная направленность воспитания;

♦ принцип сочетания педагогического управления с развитием ини­циативы и самостоятельности воспитанников;

♦ принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка;

♦ опора на положительное в воспитании;

♦ принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и об­щественности;

♦ принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания пря­мых и параллельных педагогических действий) и др.

На первое место можно поставить принцип гуманизмав воспита­нии. Человек (ученик) является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и осо­бенностями.

Принцип личностного подходаутверждает, что воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают такие важные для воспитания характеристики, как направленность лич­ности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип веры в ребенка(оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказаний помощи ребенку, в его самоутверждении в жизни, самовыражении.

Принцип сотрудничества педагога с детьмине приемлет привыч­ные модели воспитания (типа «кнут и пряник»). Главное в этом принци­пе — взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к опре­деленным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность.Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы зна­чимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи вос­питания с жизнью и производственной практикой.Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущи­ми событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческо­го материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пре­делами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Принцип общественной направленности воспитания.Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой, благо­приятной жизни. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность вос­питателей на формирование социально ориентированного типа личности.

Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость прин­ципа сочетания педагогического управления с развитием инициати­вы и самостоятельности воспитанников.Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творче­ство. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспи­тание детей. Необходимым условием развития инициативы и самостоя­тельности школьников является развитие самоуправления.

Важнейший принцип организации детской деятельности — уважениек личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная тре­бовательность всегда себя оправдывает.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положитель­ноев человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Замечено, что даже у самых трудных ребят есть стрем­ление к нравственному самосовершенствованию, которое можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие поры­вы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Понятие не являющееся принципом воспитанияВыявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвы­шения личности.

Успешная реализация принципов единства требований и уважения к лич­ности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще од­ного принципа—согласованности требований школы, семьи и обществен­ности.Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанни­ков имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.Сущность его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. На фоне педагогических требований воспитателя в раз­витом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет ре­гулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Вопрос 26: Раскрыть сущность методов воспитания и объяснить их классификацию

 

В педагогике встречаются различные и зачастую не совсем верные трактовки сущности методов воспитания. В одном педагогическом источнике под методом воспитания понимается «то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми мо­ральными убеждениями, нравственными привычками, навыками и т. д.». В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность спосо­бов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Для более детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования у учащихся личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования у учащихся потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и спо­собов проявления тех или иных качеств ;развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятель­ности учащихся и проведения разъяснительной работы, использования поло­жительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обой­тись без коррекции поведения учащихся, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

И. Ф. Харламов определяет методы воспитаниякак совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек по­ведения, его корректировки и совершенствования.

Приемы воспитания — частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении бе­седы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику и т. д.

Классификация методов воспитания — это построенная по определен­ному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И. Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавли­вая их определенную связь с формированием соответствующих структур­ных компонентов личностных качеств:

♦ убеждение;

♦ положительный пример;

♦ упражнение (приучение);

♦ одобрение;

♦ осуждение;

♦ требование;

♦ переключение на другие виды деятельности;

♦ контроль за поведением.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом про­цессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, иг­рают определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы исполь­зуются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):

1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства
сознания и поведения).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, са­монаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тре­нинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания— это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

♦ Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении в сознании школьников.

♦ Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей.

♦ Обобщение, анализ собственного опыта школьников.

♦ Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Методы организации деятельности и формирования опыта пове­дения— это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие—воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами фор­мирования сознания. Основная функция—выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта пове­дения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспи­тывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Методы стимулирования—это методы побуждения к социально одоб­ряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, выз­ванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.

К основным методам контроляза эффективностью воспитания относят­ся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выяв­ление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов об­щественно полезной деятельности, деятельности органов ученического само­управления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

К условиям воспитания относятся материальные, психо-физические, са­нитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в клас­се. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагоги­ческой практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания—высокое искусство, опирающееся на на­уку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль напол­нены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы вос­питания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

Источник: studopedia.su

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз-ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В совр. отеч. педагогике проблема П. в. не имеет однозначного решения. В уч. пособиях по педагогике, как правило, П. в. и принципы обучения рассматривались раздельно. Теоретики традиционно относили к П. в. (в разл. сочетаниях): классовость воспитания, партийность, связь воспитания с жизнью, единство сознания и поведения воспитанников, воспитание в труде, воспитание в коллективе и через коллектив, пед. руководство и самодеятельность воспитанников, уважение к воспитаннику в сочетании с разумной требовательностью к нему, опору на положительное в человеке, учет возрастных и индивидуальных особенностей, преемственность воспитат. влияний и т. п.

Большое число разнообразных П. в. объясняется теоретич. неразработанностью проблемы, разл. пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идео-логич. и конъюнктурными соображениями.

Разрабатывая в 70—80-х гг. понятие целостного пед. процесса, Ю. К. Бабан-ский и В. А. Сластенин сформулировали обобщенную систему его принципов как конкретизацию идеи единства обучения и воспитания: целенаправленность пед. процесса; связь школы с жизнью; научность содержания воспитания и обучения; доступность; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность, творчество учащихся; связь обучения и воспитания с общественно полезным и производит, трудом; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения; выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания; прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития; комплексный подход к воспитанию и др. Целостный пед. процесс является весьма существенной, центральной, но все-таки только частью процесса воспитания, поэтому и принципы пед. процесса не могут быть идентичны П. в., определение к-рых связано с его трактовкой.

Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П. в., к-рые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи воспитуемым.

Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центра-ции воспитания на развитии личности. Связь воспитания с др. факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.

Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в антич. обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). наиб. глубоко она была обоснована и разработана Я. А. Коменским. Принцип природосообразности занимал Значит. место в пед. системах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При разл. трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.

Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребенка, его возрастным особенностям, создавать» условия для естеств. развития его врожденных свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчеркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от «чувственно-животных свойств». Дистервег считал необходимым учитывать процесс естеств. развития человека на каждом возрастном этапе (см. также Природосообразности принцип).

Принцип природосообразности в европ. педагогике 18—19 вв. послужил основой разл. теорий воспитания, получивших общее название пед. натурализма, в т. ч. и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, нек-рые идеи к-рой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода. Развитие наук о природе и человеке в 20 в. существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло учение о ноосфере В. И. Вернадского.

Совр. трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на науч. понимании естеств. и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Принцип культуросооб-разности воспитания. Идея впервые появилась в трудах Д. Локка, к-рый выступил против теории «врожденных» идей и утверждал, что душа ребенка — это tabula rasa («чистая доска»). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в к-ром определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеции, основываясь на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Локк и Гельвеции уделяли Значит. внимание социо-культурному фактору в воспитании. Песталоцци сформулировал принципы нар. школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде.

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Дистервег, к-рый утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в к-рых родился и живет человек, т.е. всю совр. культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребенка. Этот принцип отразил тенденцию формирования нац. гос— в и нац. культур и получил широкое признание в педагогике 19—20 вв. Рус. педагоги также развивали эту идею. К. Д. Упшн-ский, Л. Н. Толстой писали о народности воспитания. П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, к-рую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа. С. И. Гессен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны, как единство школы с обществом и нацией в целом, а с другой — обосновывал необходимость создания специфич. «областной педагогики» (применял это обозначение вслед за франц. педагогом Ж. Орузом).

Идеей культуросообразности была проникнута разработанная под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева реформа школы в России в 1915—16, в проекте к-рой в Значит. мере учитывались культурные традиции России и необходимость ее интеграции в европ. культуру.

В СССР принцип культуросообразности иногда трактовался как противоречащий установкам классовости и интернационализма, декларативным утверждениям о развитии культуры каждого народа как национальной по форме и социалистической по содержанию. Вместе с тем полного отказа от принципа культуросообразности в сов. педагогике не произошло. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Совр. трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнич. и региональной культур: решать задачи приобщения человека к разл. пластам культуры (бытовой, физич., сексуальной, материальной, духовной, полит., экон., интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культу-росообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Принцип центрации воспитания на развитии личности основывается на зародившейся в антич. обществе и получившей свое воплощение в трудах мн. мыслителей идее о том, что задачей воспитания является развитие человека. В филос.-пед. традиции нового и новейшего времени сложилось 3 подхода к ее раскрытию. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного (а позднее и целостного) развития наиб. характерна для Ж. Ж. Руссо, К. Маркса и их последователей.

В нач. 20 в. в русле философии прагматизма (Д. Дьюи и др.) идея развития в процессе воспитания рассматривалась как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. Во 2-й пол. 20 в. большую популярность приобрела гуманистич. психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), в к-рой развитие человека трактуется как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание как создание возможностей для самореализации и самоактуализации. Принцип исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, гос-ву, социальным институтам, группам и коллективам и предполагает, что это положение должно стать основой философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания, центр. ценностной ориентацией как воспитателей, так и воспитанников. Ограничение приоритета личности возможно лишь при необходимости обеспечения прав др. личностей. Процесс воспитания, институты воспитания и общности воспитанников при этом подходе рассматриваются лишь как средства развития личности.

Принцип дополнительности воспитания — способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций. Выдвинутый физиком Н. Бором (1927) при интерпретации квантовой механики, он стал применяться в разл. сферах познания как методологич. принцип. В педагогике его предложил использовать В. Д. Семенов (90-е гг.) для преодоления свойственного сов. системе образования ведомств, подхода. Однако принцип дополнительности имеет для педагогики более существ, значение. Он предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Во-первых, при рассмотрении социализации как сочетания стихийного, а также частично направляемого и относительно социально контролируемого (целенаправленного воспитания) процессов развития принцип дополнительности позволяет трактовать воспитание как один из факторов развития человека. Воспитание дополняет природные, социальные и культурные влияния, что ведет к отказу от традиц. преувеличения его роли и возможностей. Во-вторых, принцип дополнительности дает возможность рассматривать само воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного (частного), религиозного (конфессионального) и общественного (социального) воспитания, что ведет к отказу от школо-центризма и этатизма (от франц. etat — гос-во). В данном случае отказ от школо-центризма приводит к пониманию совр. школы лишь как одного из мн. институтов воспитания, лишившегося монополии в образовании, но сохранившего приоритет в систематич. обучении. Отрицание этатизма означает признание того, что в гражд. обществе воспитание осуществляет не только гос-во, но и общество через семью, частные, обществ. и др. орг-ции.

Лит. см. при ст. Воспитание, Методы воспитания. А. В. Мудрик.

 

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: didacts.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.