Нравственное воспитание школьников в современных условиях

— Наталья Федоровна, с чем связано введение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в содержание начального образования и насколько актуален этот предмет в современном обществе?
— Мы живем в государстве с многовековыми традициями и древней историей. В нашей стране были разные периоды развития, в том числе период отказа и ухода от прошлого, связанного с историей религий, резкого отрицания права личности на поиск истины в религии. Другая причина — общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идет процесс социализации ребенка, то есть в младшем школьном возрасте.


е эти причины и послужили основанием для того, чтобы в учебном плане начальной школы появилась новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Приоритетная цель изучения данного предмета — духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российским духовным традициям; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в развитии общества и каждого человека, осознание роли традиционных религий в истории и становлении культуры России.
В Конституции РФ закреплены признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Таким образом, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отражает этическое ф.

ы. Такое понимание очень важно, так как сама идея формирования духовности теряет смысл, если участники процесса будут воспринимать указанные понятия как синонимичные. Вместе с тем такая тенденция уже намечается, в частности при рассмотрении отдельных компонентов программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Стоит обратиться к проекту программы по православию, чтобы подтвердить высказанное мнение. Содержание этой программы подробно знакомит четвероклассника с религиозными идеями, детально освещает жизнь святых и излагает библейские истории. Все это невозможно усвоить за отведенное учебное время. Кроме того, данная программа не соответствует концептуальным позициям стандарта, где определен культуроведческий принцип отбора содержания. Ввиду этого перед образовательным учреждением стоит сложная задача — отобрать содержание, методы и формы работы, наиболее адекватные задачам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Целесообразно, чтобы эти задачи решались уже на первой ступени систематического школьного обучения и составляли преемственную связь с задачами, которые реализуются в курсе «Окружающий мир» (1-4-е классы начальной школы).

енно на уроках окружающего мира младшие школьники получают первоначальные исторические, географические, обществоведческие представления. В этом возрасте у детей возникает глубокий интерес к личности, взаимоотношениям между людьми, законам общества и т. п.
Младший школьник открыт для диалога на самые различные темы, в том числе и о человеческих добродетелях и пороках. Здесь особенно важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей данного возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во взрослого, подверженность влиянию и авторитету воспитателя. Это накладывает на педагога особые обязательства: не навредить, не увлечься философствованием, подбирать для обсуждения с детьми только доступный материал и т. д.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания осуществляется не только посредством введения нового предмета, но и путем создания такой атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика. Поэтому педагогические коллективы начальных школ, которые приступают к сложной деятельности по организации процесса формирования духовно-нравственной культуры школьника, должны прежде всего ответить на вопросы: «Какая деятельность учащихся будет организована как нравственно ценная? Какие дела можно поручить учащимся как альтруистические?», «Что сделать для того, чтобы усваиваемые знания о нравственности не расходились с поведением?».

есь уместно обратиться к возможностям внеурочной деятельности с ее разнообразными формами работы.
Приведу мысль доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО А.Я. Данилюка, автора одного из вариантов программы духовно-нравственного развития младших школьников; он правомерно считает, что основой успешного осуществления идеи формирования духовной культуры школьника является создание определенного уклада школьной жизни как отражения многоукладности общественной жизни. Главная задача — выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества.
— В федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год, в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вошли 10 учебников четырех издательств. Один из них — учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 4-х классов (авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко и др.), входящий в систему учебников «Начальная школа XXI века». Не могли бы вы подробнее рассказать об особенностях учебника?
— Основные концептуальные положения, заложенные авторским коллективом при составлении программы и учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основаны на следующем:
1.

адший школьник проявляет большой интерес к окружающему миру и общественным событиям, он открыт для общения на различные социальные темы, включая и религиозные. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с этими пластами культуры может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
2. Содержание предмета построено на основе культуроведческого принципа, в соответствии с которым различные грани многонациональной российской культуры раскрываются как сплав традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью за предшествующие поколения и сохраненные ими духовные ценности.
Средствами учебника решаются основные задачи предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; развитие стремления к нравственному и духовному самосовершенствованию.
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.
3.

ознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это наследие жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.
4. Становление ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к человеку определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура — это результат интеграции разных этнических культур.
Таким образом, знакомство с ценностями, которые объединяют разные религии, а не анализ преимуществ и особенностей каждой религии — основное направление преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры».
В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:
1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия — страна, объединившая народы»).
2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и в духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).
3.

скрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).
Отличительные черты учебника:
— обеспечение диалога различных культур: раскрытие взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений (этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «Давайте знакомиться»);
— установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе (рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»);
— отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);
— последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).
В заключение хотелось бы отметить, что, организуя процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника, необходимо учитывать, что условием успешности решения поставленных задач должно стать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания, выражать свою деятельностную позицию.

строение системы духовно-нравственного воспитания детей как преемственного и перспективного социально-педагогического явления требует учета состояния культуры современного общества, существующих нравственных проблем, психологических особенностей и возможностей детей разных возрастных групп, высокого педагогического потенциала. Эта задача требует объединения усилий всех категорий работников: ученых, практиков, управленцев, государственных и общественных деятелей.

Источник: www.ug.ru

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить хорошего человека

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:


  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

В России всегда уделяли внимание духовному воспитанию детей

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Дети младшего школьного возраста

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок — это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники
Друзья-старшеклассники

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Формы духовно-нравственного воспитания

Учительница с учениками

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии
  • спектакли
  • игры
  • выпуск стенгазет
  • создание проектов
  • просветительская работа и много другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

Ученики на уроке с учебниками

Педагогическая культура родителей

Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

Источник: paidagogos.com

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, подростки, современная школа, традиции, перспективы.

 

In article examines the problem moral education adolescents of conditions modern school of position traditions, perspectives moral education of modern school.

Keywords:Education, moral education, adolescents, modern school, traditions, perspectives.

 

Воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Как считает И.П. Подласый, «воспитание готовит подрастающие поколения к жизни в обществе, прививает навыки поведения в определенных условиях, приспосабливает к изменяющемуся миру». [9, с. 39].

В контексте нашей статьи отметим, что понятие «воспитание» в педагогической литературе рассматривается и в узком, и в широком смысле. По мнению ученых, « под воспитанием в широком социальном смысле слова понимается воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы». [8, с.17 ].

В узком педагогическом смысле под воспитанием имеют в виду «специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс». [9, с. 56].

В широком педагогическом смысле воспитанием считается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни». [9,с. 55].

В качестве рабочего определения мы выбрали понятие «воспитание», данное в Российской педагогической энциклопедии: «воспитание — социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». [5 , с. 17].

Воспитание, по разным основаниям, классифицируется на виды, среди которых ведущая роль, на наш взгляд, принадлежит нравственному воспитанию, так как «назначение воспитания состоит в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного — homo etos» [9, с.39]. Предметом нашего исследования является нравственное воспитание как важнейшая сторона формирования и развития личности подростка. В современных условиях русское образование является той сферой жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак — нравственное воспитание.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести. Нельзя не согласиться с В.М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования. [13].

Таким образом, нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором школьник адекватно осознает обязанности перед обществом. Нравственное воспитание выполняет в становлении человека функции: ценностно-смысловую, направленную на присвоение ценностей различного уровня; нормативно ориентирующую, которая позволяет передать человеку социокультурный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря осуществлению которой человек реализует нравственные ценности и моральные нормы во взаимодействии с другими людьми, становится не только их носителем, но и выразителем; формально-поведенческую, предполагающую усвоение культуросообразных форм поведения.

Обобщая определения понятия «нравственное воспитание», остановимся на определении, данном в педагогическом терминологическом словаре, «нравственное воспитание — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения». [7, с.153] .

По мнению исследователей, необходимо «выстраивать современный воспитательный процесс как целостный нравственно — созидающий дискурс, последовательно обеспечиваемый управляемым всеединством деятельности государства и общества. Ведущим критерием в его инвариантном назначении становится деятельность субъектов в контексте осмысления сущности и выбора мотивации нравственно, социально — педагогически и созидательно обусловленных, объективно оправданных действий». [11, с.28].

Анализ теоретических исследований позволяет сделать вывод о том, что школьная практика периода ХХ — начала ХХI в. представлена двумя направлениями внедрения теории и методологии воспитания учащихся, одним из которых является «государственная система школьного воспитания, которая основывалась на институциональном подходе, содержательная логика которого исторически определялась двумя парадигмами. Первая — воспитание юного строителя социализма и коммунизма (советский период истории России), вторая — духовно — нравственное воспитание и развитие личности гражданина России (постсоветский период истории России) ». [11, с. 83 — 84].

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона понятий нравственного воспитания обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

В контексте вопросов нравственного воспитания, особое место занимает проблема ценностей. Ведущие российские ученые М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская рассматривают общечеловеческие ценности как основу идеалов воспитания. И.П. Подласый считает главной целью средней общеобразовательной школы в современных условиях — «способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей». [10 ,с.92].

Исследуя современные проблемы образования и воспитания, А.Н. Джуринский отмечал, что всплеск интереса к образованию означает, что в обществе возрождается понимание того, что в России сохранилась традиция высокой духовности. В 1990-х годах была обновлена официальная стратегия воспитания. Перед школой поставлена цель: содействовать духовному обновлению общества. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную при тоталитарном режиме психологию нации, формировать у нее ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. [12].

В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «традиция» дано в двух значениях: во-первых, это «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)» [6, с. 766 ]; во-вторых, это «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [ 6, с. 766 ]

Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Система ценностей, традиции складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. [2].

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И, А. Соловцева и др.), системно- нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких, как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Противостоять негативным социокультурным влияниям может система воспитания, актуализирующая нравственные традиции, связанные с историей и менталитетом Российского общества. Исследователи (М. Мид, А, В. Мудрик, M.B. Савин и др.) отмечают высокую эффективность нравственного воспитания, основывающегося на традициях отечественной педагогики.

Принимая во внимание современные исследования Л.И.Беляевой, С.И.Варюхиной, А.М.Виноградова, О.Л.Жук, В.А.Караковского, С.В.Петерина, Р.С.Пионовой, И.И. Рыдановой, Э.К.Суслова и многих других, мы можем утверждать, что традиции в воспитании, в том числе и в нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации (традиционный механизм), а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего мы можем сделать вывод о том, что роль традиций в процессе нравственного воспитании, рассмотренная в современной психолого-педагогической литературе, не утратила своей актуальности на современном этапе развития.

Субъектом нашего исследования является подросток, система нравственного воспитания которого является одним из проблемных течений современной системы нравственного воспитания, так как проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в подростковые год. Безусловно, ключевая роль в нравственном воспитании подростков принадлежит школе, которая является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, этот период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. [3]. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. «Особая роль в её решении принадлежит нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально — мотивационной сферы личности. Школа предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность». [12, с. 55] .

Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет предположить, что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания подростков в условиях современной школы. [3]. Для этого необходимо преодолеть использование традиций лишь в их «инструментальной» функции как средства трансляции внешних форм, по сути, ритуалов поведения, нежели нравственных норм и заложенных в них ценностей. По мнению М. Мида, А.В. Мудрика, M.B. Савина, традиции как ресурс нравственного воспитания, как источник и механизм приобщения подростков к ценностям и смыслам нравственного бытия могут «выпасть из обоймы» средств нравственного воспитания подростков в условиях современной школы, если не исследовать особенности традиций как средства и механизма включения подростков в систему общественных отношений и в контекст культуры на ценностной основе.

По мнению исследований, «подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений». [4 , с.167]. Чтобы подросток понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Наибольшие возможности для этого создаются в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми участниками. Особое место в жизнедеятельности подростка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей. Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. [4]. Поскольку воспитание любого нравственного качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами. У детей подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.

Следовательно, цель воспитания — становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Таким образом, есть все основания утверждать, что существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания подростков в условиях современной школы на основе традиций как важного механизма их включения в общество и в контекст национальной культуры. [11].

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования нравственного воспитания подростков на основе традиций. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы. Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство, реализации им своей социальной сущности на основе моральных норм и нравственных ценностей. Сущностные характеристики традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство на основе усвоения им моральных норм представлены в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Хорда, Э. Фромма, Ф. Энгельса, Э. Эриксона и др., а также в работах отечественных исследователей Г. М. Андреевой, С. Ю. Бурениной, Л. C. Выготского, Н.Ф. Голованова, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлана, А.В. Мудрика, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В.А. Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитания. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной парадигме (A. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев), в традиционной (А.С.Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков) и гуманитарной (Н.М. Борытко, И, А. Колесникова, И.Е, Щурков) и других парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (T.Н. Лигачева, М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), в присвоении воспитанником социокультурных норм и ценностей (И.М. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании подростков в условиях современной школы и разработать соответствующую модель воспитания. [8 ].

Анализируя исследования социологов, психологов, педагогов, мы сделали вывод о том, что проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) с изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) с коренным и очень быстрым изменением социокультурной обстановки в обществе, что востребует, с одной стороны, способность подростков к социокультурному творчеству, в том числе в сфере общественной морали, с другой стороны — устойчивости его нравственной позиции, способности противостоять негативным социокультурным влияниям: 3) с ослаблением системы формального и неформального социального контроля за поведением и деятельностью человека, что востребует от молодых людей способность к самоконтролю, критериями которого выступают нравственные ценности и моральные нормы.

На наш взгляд, в условиях современной школы необходимы перспективные задачи нравственного воспитания, решение которых будет способствовать возврату традиций:

*придать нравственной сфере подростков устойчивость, обеспечивающую его способность транслировать в окружающую социокультурную среду нравственные ценности и моральные нормы в культурно приемлемых формах, осуществлять различные виды деятельности на нравственной основе. [4] Обеспечить такую устойчивость, по нашему мнению, можно, включив подростков в контекст национальной и мировой культуры и используя такой регулятор отношений между ними, как традиции в их ценностно-смысловом измерении. Необходимо найти оптимальный вариант сочетания инноваций и преемственности (традиций), единства учебного и внеучебного процессов.

—        усилить традиционное нравственное содержание в курсах словесности, в том числе путем определения перечня обязательных для изучения на каждой ступени школы литературных произведений, имеющих значение для формирования традиционной нравственной культуры подростков [5].

—        приоритетное значение в методологии исторического образования в условиях современной школы осмысления истории России, исторического процесса в целом на основе традиционной нравственной культуры русского и других народов России [ 5 ].

—        изучение русского языка на всех ступенях школы с формированием высокой культуры общения на русском языке [5].

Таким образом, обобщая проблему нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций и перспектив, обратим внимание на тот факт, что проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена. Вопрос непреложных истин нравственности занимает умы просвещенных мыслителей и сейчас. Нравственное воспитание должно быть процессом педагогического сопровождения, процессом педагогической помощи; нуждается в квалифицированном руководстве. Для современного общества характерно «размывание» традиционных ценностей, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Современные подростки отличаются от подростков предыдущих поколений и ориентировать подростков на нравственные ценности — большая проблема.В связи с этим возникла необходимость расширить диапазон возможностей современной школы, в значительной мере совершенствовать педагогический процесс по нравственному воспитанию в условиях современной школы, что поможет достичь ощутимых результатов в нравственном воспитании подрастающего поколения, будет способствовать гармоничному развитию современного подростка путем приобщения к сокровищам духовной культуры русского народа.

 

Литература:

 

1.      Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. 2000. — 937 с.

2.      Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века. // Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 3. — С. 44-49.

3.      Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Электронный ресурс] // http://lib.druzya.org/psichlogy/dla-chainikov/.view-kon.

4.      Крутецкий, В. А. Психология: учебник. — М.: Просвещение, 2005. — 352 с.

5.      Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования // Педагогика. № 5, 2013. С. 26

6.      Ожегов С.И. Словарь русского языка . — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 992с.

7.      Педагогический терминологический словарь [Электронная версия]. — Российская национальная библиотека.— С.-Петербург, 2006. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/.

8.      Петрова В. И. Азбука нравственного взросления : учебное пособие для студ. пед. специальностей, слушателей ИПК, учителей / Петрова В. И. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

9.      Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: ИД Юрайт , 2010.- 574с.

10.  Филонов Г.Н. Критерии эффективности воспитательного процесса // Педагогика , № 4 , 2014, с. 28.

11.  Ходусов А.Н. Воспитание в ХХ — начале ХХ1в. Педагогика , № 6, 2013., с. 83 — 84.

12.  Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. — Мн., 2006. — с. 55-56.

13.  Рада А.Н. Социально-философская и психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание». www.superinf.ru.

Источник: moluch.ru

Мухсинова Асия Наримановна

преподаватель английского языка второй категории

педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова,

г. Уральск

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи в современных условиях.

«Важнейшей задачей политики

должно стать воспитание самодостаточной

и конкурентно способной личности –

«казахстанца будущего»

Н.А. Назарбаев

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких. В нашей Республике издревле сложилось состояние межэтнического мира и взаимоуважения. Это великое наследие, которое нам досталось от наших предков и нам необходимо беречь и развивать этот бесценный дар.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет. Человек учится всю жизнь, получая что-то каждый день, но фундамент в формировании личности человека закладывается в детстве. Маленький ребенок чист по природе, его душа еще не успела увидеть ничего, он только начинает познавать этот мир и очень важно именно в этот период его жизни, чтобы родители и потом образовательные учреждения, в которых он будет находиться, поэтапно привили ему, в первую очередь, духовно-нравственные, моральные ценности.

Воспитание и развитие высокой культуры интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих.

Основная цель воспитательной работы в педагогическом колледже имени Ж. Досмухамедова – подготовка конкурентно- способной, высококультурной, компетентной личности с развитым патриотическим сознанием и эстетическим чувством; душевных, красивых, стремящихся вести здоровый образ жизни, творческих, ставящихся высокие цели, в будущем прекрасных, родителей, воспитателей, толерантных студентов, знающих и чтящих традиций и обычаи своей страны и других народов.

Воспитательная работа осуществляется на основе системы «Модель формирования личности». Воспитательные мероприятия проводятся в соответствии 5 разделам («Семья», «Коллектив», «Общество», «Мир», «Я- личность») и 11-ти духовно- нравственным направлениям («История моей страны», «Моя мечта, цели и мое будущее», «Если не я, то кто», «Культура межнациональных взаимоотношений», «Гендерная политика», «Этика взаимоотношений», «Религия в моей жизни», «Я и окружающая среда», «Традиции и обычаи моего народа», «Родная речь», «Моя семья»). Новая модель воспитания способствует развитию сознания, нравственности личности в соответствии с общепринятыми правилами и традициями, формированию общечеловеческих ценностей, правильных взаимоотношений и культуры.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie1.jpg

Воспитательная работа в группах младшего курса ведется по следующим направлениям:

создание условий для адаптации учащихся к новой среде;

формирование коллектива;

овладение основ культуры, формирование эстетического вкуса, привитие любви к Родине, труду, спорту;

привитие почтительного отношения к истории, традициям колледжа Направления воспитательной работы на старших курсах:

формирование гражданской сознательности, расширение познавательных способностей;

ориентировать на продолжение обучения в вузе;

формирование организаторских способностей, совершенствование нравственных, деловых качеств.

Деятельность клубов, кружков, спортивных секций.

В колледже с целью оптимальной организации досуга, развития творческих способностей и формирования поликультурной личности проводится определенная работа. В колледже действуют 20 кружков и 5 клубов, в которых задействованы свыше тысячи студентов.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie6_small.jpg

Клуб «Дарын»

Содействует совершенствованию компетентностей, раскрытию таланта учащихся, обладающих большими, творческими возможностями.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie7_small.jpg

Клуб «Зерде»

Приглашаются на встречи популярные писатели, поэты, которые оказывают влияние на развитие познавательных, творческих способностей студентов.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie8_small.jpg

Клуб «Юный политолог»

Поддерживая политику Президента, пропагандирует достижения страны в области политики, содействует активному участию студентов в общественно политической жизни государства.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie9_small.jpg

Клуб «Вдохновение»

Ведет большую работу, раскрывая роль поэзии в жизни человека, участвует в работе программы « В мире поэзии» областного радио.

http://www.pedcolleg.kz/images/tarbie/tarbie10_small.jpg

Драматический клуб

Оттачивая творческие возможности студентов, содействует раскрытию таланта, природного дара обучаемых. Члены клуба в праздничных мероприятиях участвуют сценическими постановками.

Независимость нашего государства является  символом  казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны.

Президент неоднократно  обращал внимание на то,  что патриотизм необходимо развивать  особенно среди  молодежи.  Важно каждому делать максимально полезное на том поприще, которое он выбрал. Если ты школьник, надо хорошо учиться, если студент — познавать азы науки. Общественные деятели, государственные служащие, военные, люди культуры, предприниматели — всем необходимо направлять усилия на то, чтобы процветала наша страна и каждый гордился ее достижениями.

Масштабные социально-политические задачи решаются молодежными объединениями и организациями, прежде всего молодежным крылом «Жас Отан». Действуют многочисленные молодежные объединения при учебных заведениях, по интересам, на местном уровне и так далее. На сегодня в Казахстане их более тысячи, и крупнейшая сеть молодежных организаций консолидирована под эгидой Конгресса молодежи Казахстана.
Масштаб и спектр деятельности молодежных объединений должны и далее расширяться.

Известный психолог Роберт Чалдини утверждает, что одним из психологических принципов формирования жизненных устремлений молодежи является принцип подражания. В связи с этим очень важным фактором становится влияние ярких личностей, которые играют роль маяков на жизненном пути взрослеющих граждан страны. Многие поколения воспитывались на примерах жизни известных людей.
Безусловно, таким примером для сегодняшних молодых казахстанцев является яркая личность Президента Нурсултана Назарбаева. Вся наша молодежь выросла в годы руководства Лидера Нации страной и воочию видела, как благодаря его политике Казахстан возродился из руин тоталитаризма и превратился в государство, уважаемое на мировой арене. И очень важно понимать, что нравственное и патриотическое воспитание – это процесс, выходящий далеко за рамки образовательной системы, требующий плотного взаимодействия государства, семьи, школы, колледжей и вузов, НПО, СМИ, армии и трудовых коллективов, многих других институтов государства.

На съезде молодежного крыла «Жас Отан» Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал замечательные слова: «Я часто спрашиваю себя, каким он будет «казахстанец будущего». Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине». Эти слова Главы государства лучше всего характеризуют сущность казахстанского патриотизма, вектор его устремленности в будущее. И я абсолютно уверен – именно так и будет.

Литература:

  1. Назарбаев Н. А. «Послание Президента народу РК 2050»

  2. Коллеги — педагогический журнал Казахстана. (электронная версия)

  3. Веб-сайт www.zakon.kz

  4. Научно – методический журнал «Профессионал Казахстана» №4 2013 г

  5. Платон (Игумнов) // О вере и нрав., с. 329.

  6. Веб-сайт http://www.pedcolleg.kz

Источник: www.metod-kopilka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.