Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ стр.4

ГЛАВА I. Теоретические основы обеспечения межпредметных

связей в эстетическом воспитании младших школьников во

внеурочной деятельности

  1. Эстетическое воспитание как одна из сторон целостного воспитательного процесса стр.17

  2. Своеобразие эстетического воспитания в младшем школьном возрасте. Типичные уровни эстетической воспитанности младших школьников стр.40

  3. Межпредметные связи в системе эстетического воспитания младших школьников. Их классификация стр.62

ГЛАВА II Опытно — экспериментальная работа по организации межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности

2.1. Опыт экспериментального изучения межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной

деятельности стр.88


2.2. Педагогические условия обеспечения оптимального

функционирования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности и повьшіение на этой

основе уровня их эстетической воспитанности стр.129

Заключение стр.158

Список литературы стр.164

Приложения

Введение к работе

В наши дни возникает острая необходимость в разрешении противоречия между возрастающими потребностями общества в высоконравственной, эстетически и духовно развитой личности и современным состоянием нашего общества. Его характеризует рост преступности, появление псевдоискусства, развитие у части наших граждан алчности и меркантильности.

На преодоление перечисленных выше недостатков нашего общества должна быть направлена гуманистическая, научно обоснованная социальная и экономическая политика государства, функционирование его воспитательных систем. Необходимой частью этой системы, как известно, являются образовательные учреждения и, прежде всего, школа. Перед ее педагогами встает задача обеспечить во взаимодействии с другими социально-педагогическими силами формирование духовно богатого, нравственно и эстетически развитого подрастающего поколения.

Воспитанию подрастающего поколения с давних времен уделялось первостепенное значение. По этому поводу всегда существовало множество мнений и утверждений. Например, Демокрит писал, что: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи, горе не сравнимо ни с каким другим». (36)


Огромное внимание вопросам эстетического воспитания уделяли Плутарх, Платон, Томазо Кампанелла, Монтень, Роберт Оуэн, Жан Жак Руссо. Они утверждали, что наряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием необходимо вырабатывать у личности эстетический вкус, воспитывать высокие эстетические идеалы.

Вопросы эстетического воспитания всегда вызывали интерес у выдающихся деятелей русской педагогики. Например, П.Л. Каптерев в своих педагогических сочинениях постарался раскрыть суть природы эстетического развития человека. «Проводниками эстетических впечатлений служат органы внешних чувств; красоты вне чувственной, не воспринимаемой никаким органом в опыте не встречается. Одна из главнейших, существеннейших сторон первоначального развития дитяти заключается именно в развитии органов внешних чувств. Самое главное в деле эстетического воспитания детей — не ставить эстетическое образование обособленно от других сторон развития человека, но вести дело совместно, постоянно опирая эстетическое развитие на развитие органов внешних чувств, умственное и нравственное, а с другой стороны в эстетическом воспитании находят помощь для развития других сторон человеческого духа. Чрезвычайно важно пробудить и детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться по отношению к природе, способность наслаждаться по — видимому, самыми простыми и незатейливыми предметами, … развитая эстетическая впечатлительность по отношению к природе создаст источник непрерывного и высокого наслаждения». (59, 91-108)


Осуществление эстетического воспитания в школе П.П. Блонский считал основной задачей учителя, так как детский и юношеский возраст -период самых сильных эстетических переживаний, стремлений к эстетическому творчеству. «…Творца можно создать лишь посредством упражнений в творчестве. Творчество русского ребенка, развитие в нем инициативы и самодеятельности есть страхование будущих русских поколений от упреков в подражательности, пассивности и инертности».( 15)

Исключительно важную роль в разработке идей эстетического воспитания сыграл К.Д. Ушинский. Он посвятил проблеме эстетического воспитания несколько своих трудов, в которых писал: «Я считаю, что эстетически воздействовать прямо на детей трудно и что надобно взрослых образовать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влечение в жизнь, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в общение с детьми,- и уже в этой форме дети воспринимают изящное».(145)

Большой вклад в развитие эстетического воспитания внес В.П. Остро горский. Ценны и актуальны до настоящего времени его «Письма, об эстетическом воспитании», где он высказывает ряд советов и предложений родителям по эстетическому воспитанию в семье. «…Чтобы и в семье, и в школе обращалось внимание не только на формальное развитие ума и обогащение его знаниями, но и на воспитание чувств и воображения.


о воспитание воображения и чувства в связи с развитием в известном, определенном направлении разума, как высшей ступени ума с целью воспитать в человеке особое постоянное настроение, интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждение, в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самосовершенствованию и совершению благородных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и тоже наслаждение — и называется воспитанием эстетическим. Цель его, сделать человека, по возможности счастливым, а вместе с тем не только человеком полезным, но и приятным для других, живым и общественным.

Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в. постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе — в стремлении к нравственному идеалу, чем и способствует такое воспитание улучшению нравов».(99)

Проблемы эстетического воспитания волновали выдающихся педагогов и в послеоктябрьский период. Например, Н.К. Крупская неотьемлимой частью коммунистического воспитания считала эстетическое: «Как в процессе речи устной и письменной, человек лучше осознает свои мысли, так и, выражая свои переживания в песне, танце, в мимике, человек лучше осознает себя. При художественном воспитании важно особенно внимательное отношение к тому, чтобы не подавлять естественный рост выражения себя в песне, ритме, музыке, танце, не навязывать ребенку сложных развитых форм этого выражения у взрослых.


до помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». (71,124)

СТ. Щацкий внес ряд оригинальных по своему содержанию идей в теорию эстетического воспитания. Это обоснование диалектической взаимосвязи между интеллектуальным, физическим и эстетическим воспитанием, организующая роль эстетического воспитания в социалистическом государстве, пути создания системы эстетического воспитания на основе включения в нее всех политико-государственных и творческих организаций, демократизация школы на основе самоуправления. По мнению СТ. Шацкого система эстетического воспитания — это деятельность всего общества, всех сфер его и учреждений, направленная на эстетико-практическое утверждение личности, приобщение ее к культурным ценностям, а также к самореализации личности в различных видах деятельности.

А.С Макаренко в своей педагогической деятельности делал акцент на эстетическом воспитании учащихся как неотъемлимой части воспитания будущих строителей коммунизма. «Я не представляю себе коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике.


Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения… Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому, я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею… И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы. И я, и мои ребята кохались в этих цветах до предела». (80,216—218)

В.А. Сухомлинский важное значение придавал эстетизации школьной жизни. Чтобы у ребенка за школьной дверью не скрывался «изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский говорил, что переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. «Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткости, сердечности» задушевности. В гармоническом соединении красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих отношений».(137)

Проблемы эстетического воспитания всегда были в центре внимания специалистов педагогики. Им посвящены исследования С.А. Аничкина, Ю.Б. Алиева, А.В. Бакушинского, М.А. Верб, Г.И. Веденеевой, Н.С. Витковской, С.А. Герасимова, С.С. Гольдентрихт, И.Ф. Гончарова, А.С. Клюева, Д.Б. Кабалевского, Н.З. Короткова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Мищенко, , Б.М. Неменского, М.А. Некрасовой, В.П. Острогорского, Л.П. Печко, В.А. Разумного, В.А. Сухомлинского, Е.В. Шевцова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, И.М. Якобсон.


Проблемы эстетического воспитания школьников нашли отражение в выполненных в 80-90 гг. диссертациях Д.К. Бусурашвили, Е.А. Диченской, А.В. Елисеевой, Е.А. Елизовой, Н.А. Зубачевской, Т.Ю. Кочковой, Л.Н. Петровой, Н.Н. Савиной.

Областью нашего исследования явились межпредметные связи в эстетическом воспитании подрастающих поколений. Анализ литературы в избранной нами для исследования области педагогической науки и практики показал, что межпредметные связи были рассмотрены в различных аспектах: в процессе обучения (Н.С. Антонов, Г.И. Беленький, В.Ф. Боярчук, Г.И. Вергелес, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, И. Маца, В.Н. Максимова, Т.Г. Рамзаева, Г.Ф. Федорец); как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса (Н.А. Лошкарева).

Для большинства исследователей характерно стремление раскрыть функциональное значение межпредметных связей. В ряде работ утверждается, что межпредметные связи это: диалектическое условие (В.Н. Федорова); дидактический принцип (Н.А. Лошкарева); система работы учителя и учащихся с целью прочного усвоения программного материала (П.Г. Кулагин); отражение признаков содержания понятия, изучаемых на уроках других дисциплин (Е.Е. Минченков); дидактический эквивалент межнаучных связей (Н.Ф. Борисенко); одна из особенностей содержания образования (К.П. Королева); система отношений между знаниями, умениями и навыками (А.И. Еремкин).


В диссертациях межпредметные связи исследовались: как средство развития младших школьников (СМ. Гапеенкова); интегрирование предметов гуманитарно-эстетического цикла (Л.П. Ильенко, Т.Н. Иванова, Е.А. Солнцева); в обучении основам физической культуры (М.А. Милованов); на уроках иностранного языка (Н.В. Гончар); на уроках русского языка (М.В. Бабкина).

Анализ этих исследований показал, что функционирование межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности еще не являлось предметом специального научного исследования. Изучение опыта передовых учителей начальных классов позволяет сделать вывод о том, что использование этого типа межпредметных связей весьма важно в воспитании младших школьников, а учителя нуждаются в рекомендациях для их организации. Таким образом, на сегодняшний день вьывлено явное противоречие между стеценью разработанности избранной нами для исследования области и потребностями массовой практики учителей начальных классов. Это объективно обозначившееся противоречие обусловило выбор темы нашего исследования и служит основой формулировки его проблемы как исходного параметра.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ. Каковы педагогические условия оптимального функционирования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной (внеклассной) деятельности?


Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ нашего исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Функционирование межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности как средство повышения уровня их эстетической воспитанности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в предположении того, что организация и функционирование межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности при определенных условиях позволит повысить эффективность данного процесса.

Первая группа — это общие условия эффективности целостного воспитательного процесса, влияющие на эстетическое воспитание и на организацию в нем межпредметных связей. Главными из них являются: достаточно высокий уровень организации учебного процесса; создание коллектива младших школьников, его постоянное развитие и совершенствование.

Вторую группу условий мы определили как частные условия, непосредственно влияющие на эффективность эстетического воспитания младших школьников. К их числу мы относим: педагогически обоснованная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, в эстетическом воспитании младших школьников и межпредметных связей в каждой из сфер этой деятельности; систематическое воздействие на эстетическое сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования эстетических представлений, чувств, интересов и доступных для данного возраста умений; организация разнообразной эстетической деятельности; индивидуальный подход к учащимся с учетом уровня их эстетической воспитанности.


Третью группу условий мы определили как специфические условия, непосредственно обеспечивающие оптимальное функционирование межпредметных связей в эстетическом воспитании во внеурочнрочнои деятельности.

К числу этих условий мы относим: овладение учителями начальных классов методикой и способами организации межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности; анализ планируемой внеурочной деятельности и выявление возможностей для организации в ней межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников; систематическая реализация межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности с учетом задач эстетического воспитания и конкретных условий, в которых организуются эти связи.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Дать характеристику эстетического воспитания как одной из сторон целостного воспитательного процесса и его своеобразия в младшем школьном возрасте.

Исследовать межпредметные связи в системе эстетического воспитания младших школьников, дать их классификацию.

Выявить способы организации межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия оптимального функционирования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности как средства повышения уровня их эстетической воспитанности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий о личности; системный подход как общеметодологический принцип науки, созданная на его базе общая педагогическая теория (Ю.П. Сокольников), личностный, гуманистический, культурологический и деятельностный подходы к формированию личности.

На различных этапах исследования нами использовались следующие методы: изучение научной литературы, теоретический анализ, педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, обобщение педагогического опыта. А также участие в организации целостного педагогического опыта в школе — комплексе № 27 г. Белгорода в качестве учителя музыки в начальных классах и проведение на базе этой школы опытно-экспериментальной работы. Анализ продуктов творческой деятельности младших школьников, экспертная оценка, математическая обработка экспериментальных данных.

В эксперименте участвовали учителя и 294 учащихся начальных классов школы-комплекса № 27 г. Белгорода.

В настоящем исследовании можно выделить три этапа.

Первый этап — 1996-97 гг. На этом этапе, на основании анализа литературы и потребностей массовой практики была сформулирована проблема настоящего исследования и другие, вытекающие из нее параметры. Определены методологические основы исследования и выдвинута его общая гипотеза

На этом же этапе была разработана методика экспериментальной работы, определена база ее проведения. Были разработаны методические рекомендации для учителей — участников опытной работы. Эти рекомендации, анкеты срезов уровней эстетической воспитанности, инструкция по их проведению, ведомости фиксации результатов срезов, программы изучения воспитанности младших школьников, график проведения срезов были оформлены в виде папок педагогов-исследователей для всех экспериментальных классов.

Второй этап — 1997-99 гг. На нем центральное место заняла опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку, уточнение и обогащение гипотезы исследования. В соответствии с графиком были проведены срезы уровней воспитанности младших школьников, проанализированы их результаты. Диссертант в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов разрабатывал и организовывал внеклассные мероприятия с использованием межпредметных связей. Проводились наблюдения за изменением поведения учащихся, за работой учителей-участников опытно-экспериментальной работы, анализировались ее результаты и условия, в которых происходил процесс функционирования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности. На этом этапе общая гипотеза исследования в ходе ее проверки была несколько уточнена и обогащена.

Третий этап — 1998-99 гг. Главным содержанием этого этапа явился заключительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы и литературное оформление результатов исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования заключается в уточнении сущности понятия межпредметных связей и их места в структуре учебно-воспитательного процесса младших школьников; в выявлении оснований для классификации межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности; в раскрытии содержания и методики их организации; в обосновании критериев, параметров, уровней эстетической воспитанности младших школьников; в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и функционирования в нем межпредметных связей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке теоретически и экспериментально обоснованных рекомендаций, направленных на организацию межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности и повышении на этой основе эффективности данного процесса. Рекомендации могут быть использованы в работе учителей начальных классов, в их профессиональной подготовке в учебных заведениях, а также при разработке учебных программ, пособий, спецкурсов и т.д.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования предопределяется четкостью и логичностью его исходных параметров, методологически правильным подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью его методики поставленным задачам и тщательностью анализа хода и результатов исследовательской работы.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования Белгородского государственного университета (1997), на заседаниях педагогического совета школы-комплекса № 27 г. Белгорода (1996, 1997), на ее методическом совете (1997), на методическом объединении учителей начальных классов (1996, 1997, 1998). Внедрение результатов осуществлялось путем использования разработанных нами рекомендаций педагогами школ №№ 7, 27 г. Белгорода, а также школ Корочанского и Белгородского района Белгородской области. Основные положения исследования были изложены на Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «Формирование духовной культуры в процессе преподавания гуманитарных дисциплин», (г. Белгород, 1996 .г.), на научно-практических конференциях «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (г. Белгород, 1999 г.), «Системное понимание действительности: история, теория, практика» (г. Чебоксары, февраль, 2000 г.), «Качество педагогического образования: история и современность» (г. Белгород, февраль, 2000).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: эстетическая воспитанность младших школьников характеризуется степенью сформированности эстетических представлений, чувств, интересов, умений и положительной нравственной мотивации эстетической деятельности; основанием для классификации межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности является характер их влияния на развитие эстетических чувств, на формирование системы эстетических знаний и на эстетическую деятельность; оптимальное функционирование межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности обеспечивается тремя группами органически взаимосвязанных условий: одни из них опосредованно влияют на этот процесс (общие условия), другие влияют на эстетическое воспитание младших школьников (частные условия), третьи обеспечивают непосредственное влияние на организацию межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности (специфические условия).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определялась логикой исследования и поставленным задачам.

Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, дается анализ литературы в изучавшейся области, характеризуются исходные параметры и методика исследования.

В 1 главе — «Теоретические основы обеспечения межпредметных связей в эстетическом воспитании во внеурочной деятельности младших школьников» — дается характеристика этого аспекта воспитания как одной из сторон целостного воспитательного процесса в свете его системного понимания. Показано его своеобразие в младшем школьном возрасте, описаны типичные уровни эстетической воспитанности младших школьников, характеризуются межпредметные связи в эстетическом воспитании, показано их место среди других связей и дается их классификация.

Во 2 главе — «Опытно — экспериментальная работа по организации межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности» — дается характеристика межпредметных связей и способы их организации. Теоретически и экспериментально обосновываются педагогические условия их оптимального функционирования в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности и повышения на этой основе уровня их эстетической воспитанности.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

В приложении приводятся материалы опытно-экспериментальной работы.

Источник: www.dslib.net

-театральные представления;

-проведение школьного  фестиваля искусств, приуроченного  ко Дню культуры.

3) общественно-патриотическое:

-встречи с ветеранами  ВОВ, «уроки мужества»;

-работа школьного музея;

-работа по сбору и  реставрации музейных экспонатов;

-экскурсионная работа;

-организация и проведение  субботника по благоустройству  школы.

4) физкультурно-оздоровительное  и спортивное:

-работа спортивных секций  по футболу и хоккею;

-общеоздоровительная работа;

-проведение подвижных  игр и «весёлых стартов»;

-проведение внутришкольных  спортивных соревнований;

-проведение бесед по  охране здоровья;

-заполнение «карточки  здоровья».

5) нравственно-правовое:

-беседа о правилах  безопасности дорожного движения;

-экологическая работа;

-беседы о правилах  поведения в общественном месте;

-работа с социально  неадаптированными подростками  и их семьями.

6) эстетическое и игровое:

-организация выставок  детских рисунков, поделок и творческих  работ учащихся;

-проведение тематических  классных часов по эстетике  внешнего вида ученика, культуре  поведения и речи;

-участие в конкурсах,  выставках детского творчества  эстетического цикла на уровне  района;

7) лекционно-образовательное:

-проведение родительских  собраний;

-лектории;

-индивидуальная работа  с родителями.

 Педагог должен многое  знать и уметь для правильной  методической организации всех  этих форм работы. В частности,  следует осознавать, что в разных  формах воспитательной работы  классного руководителя преобладает  то или иное основное средство  воздействия. В беседе, конференции  по нравственным и другим социальным  проблемам главным будет воздействие  словом, информацией (вспомним метод  убеждения). В театральной постановке  осуществляется воздействие образом,  зрелищем, совместным эстетическим  переживанием. В соревновании, в  трудовой акции на воспитание  работает игра, действие, деятельность  детей. Конечно, в большинстве  форм слово, образ, игра, действие  тесно слиты, но педагог должен  понимать, что является основным  средством воздействия, и в  зависимости от этого организовывать  какое-либо дело с детьми.

Важным средством организации  разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные  формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к  творчеству и делают первые шаги в  литературе, музыке и изобразительном  искусстве.

Внеклассная и внешкольная  работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается  в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического  воспитания учащихся во внеурочное время  можно выделить три взаимосвязанных  звена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств и 3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое воспитание школьников на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – кружки, беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Подведём итоги материалов первой главы. Нами были охарактеризованы теоретические подходы к эстетическому  воспитанию младших школьников. Итак, внеурочная деятельность является важным средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их физическое и психическое развитие, способствуя росту их общей культуры. Нами были рассмотрены взгляды великих педагогов, а так же их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.

Кроме того, нами рассмотрены  особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где  главную роль в жизни школьника  играет учитель. Поэтому педагог  должен не только заложить прочный  фундамент эстетически развитой личности, но посредствам эстетического  воспитания заложить подлинное мировоззрение  человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет неотъемлемую роль в жизни  ребёнка.

Говоря о средствах  эстетического воспитания можно  констатировать, что эстетически  воспитывает буквально всё, вся  окружающая нас действительность. К  важному источнику приобретения эстетического опыта детей относится  и внеурочная деятельность.

Большими возможностями  для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.

Система внеурочной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальная  работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности

 

2.1 Констатирующий эатп исследования по эстетическому воспитанию младших школьников

 

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что  внеурочная деятельность  является основным средством эстетического  воспитания.

Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной  работы, целью которой явилось  выявление возможностей внеурочной деятельности в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей внеурочной деятельности, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования. Эксперимент проводился с сентября 2011 года по май 2012 года.

Чтобы профессионально судить об эстетической воспитанности младших  школьников, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (греч. – «отличительный признак»).

На основании педагогических исследований определены критерии и  показатели сформированности эстетической воспитанности.

Исходя из выделенных критериев [4, 67], в литературе предложены разнообразные диагностические методики, дающие представление о развитии тех или иных признаков и показателей. На основании рекомендаций (О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С Любимовой) и организована наша опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

Таблица 1

Критерии и  показатели сформированности эстетической воспитанности

Критерии эстетической воспитанности

Показатели сформированности эстетической воспитанности

Наличие

эстетических

знаний

Объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и  искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными  возможностями)

Способность

к эстетическому восприятию

Адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального  и эмоционального

Способность

к  эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)

Проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной  реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру  происходящих явлений в природе  и общественной жизни; умение чувствовать  настроение людей, сопереживать; способность  оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания с окружающей обстановкой, нормами поведения, управлять  своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция)

Проявление

эстетического

вкуса

Способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования  своей оценки; проявление эстетического  вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности

Ценностно-

художественные

ориентации

Степень устойчивости увлечений  и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста

Наличие эстетических интересов  и потребностей

Познавательная направленность на эстетические предметы и явления  действительности; широта интересов  в области искусства; проявление положительного отношения к овладению  эстетико-предметной деятельностью; связь  эстетического переживания с  потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность

Способность к эстетико –  предметной творческой деятельности

Проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу)

 

Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в МОУ СОШ № 1 города Бугуруслана. В исследовании были задействованы дети первого класса: 1 «В» – экспериментальный класс 10 человек.

При изучении эстетической воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

  • В музыкальной деятельности;
  • В изобразительной деятельности;

Весьма продуктивной в  изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».

Цель – выявление способности  к сравнительной рефлексии и  видение прекрасного в музыкальных  произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии  предъявления теста, каждая из которых  состоит из трех фрагментов музыкальных  произведений:

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие  из трех произведений в каждой серии  схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем  отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты диагностики  занесены в таблицу 2 данных и показаны на диаграмме 1.

Уровни сформированности эстетических проявлений в изобразительной деятельности.

 

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной  деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

Серов В.А. Девочка с персиками.

Ренуар О. Читающая девочка.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с  помощью изображения экспрессивных  признаков (мимика, пантомимика) и специфических  средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные  состояния героев.

Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие  вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у  них настроение»?

Уровень развития эмоциональных  представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла – высокий уровень  – ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла – средний уровень  – ребенок определяет, о чем  думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах  неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл – низкий уровень  – ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Так же мы применили еще  одну методику диагностики эстетической воспитанности – недописанный тезис (незаконченное предложение). Цель методики – выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры. Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

Источник: turboreferat.ru

Фрагмент работы:

1.2 Внеурочная деятельность младших школьников

     В системе обучения детей младшего школьного возраста внеурочная деятельность представляет собой очень существенную и обязательную составляющую в обучении. Отличительной чертой внеурочной деятельности служит то, что она составляется, делая опору исключительно на увлечения и потребности детей младшего школьного возраста. Она обеспечивает развитие, воспитание, а также социализацию учащихся. Интерес учебного учреждения в задействовании внеурочной деятельности обусловлен не только внесением её в учебный план 1-4 классов, но и взглядом с иного угла на образовательные итоги. Проявляя интерес к внеурочной деятельности, школа даёт подлинное множество вариантов образования, предоставляет учащимся право выбирать.

     Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форма организации свободного времени учащихся [1, 284]. Разумеется, что на протяжении времени значение содержания внеурочной деятельности подверглось коренным изменениям.  Раньше внеурочная деятельность была обязательной и включала в себя лишь узкий круг детей, остальные же учащиеся младшего школьного возраста не были включены в эту деятельность и играли лишь пассивную роль, не приносящую абсолютно никаких результатов как для самих детей, так и для образования в целом. Однако во второй половине 80-ых гг. был начат поиск  новых подходов к внеурочной деятельности, который должен был ориентироваться не только на интересы узкого круга детей, а на личность каждого ребёнка, а также на развитие его творческой активности.

     Нужно понимать, что деятельность во внеурочное время предусматривает деятельность лишь с группой детей одного возраста и направлена на разработку требований для неформального общения детей из одного класса или одной параллели. Зачастую внеурочная деятельность имеет воспитательный и социально-педагогический характер. Устраиваются такие мероприятия, как, например, вечер знакомств с необычными и интересными для детей младшего школьного возраста людьми, различные экскурсии по интересным местам, хождения в театры, музеи, кино, дискуссионные клубы и прочее. Обязательным является дальнейшее анализирование и разбор увиденного и услышанного, так как это помогает усовершенствовать и закрепить общекультурные интересы учащихся, способствует закреплению нравственного воспитания. Немаловажным преимуществом внеурочной деятельности значится и то, что она является помощником в организации межличностных отношений в классе, как между учениками младшего школьного возраста, так и между учащимися и руководителем класса – всё это является эффективным и хорошо замаскированным способом образования и сплочения ученического коллектива и органов самоуправления.

     Существует ряд потребностей, они же являются и условиями, выдвинутыми детьми младшего школьного возраста, а также их родителями, без которых существование внеурочной деятельности было бы неактуальным [8, с. 119]:

Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

    Воплощение вышеуказанных потребностей в учебной деятельности даёт возможность реализовать социально значимые цели развития личности.

   Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей младшего школьного возраста во внеурочное время служит неотъемлемой частью современного учебного образования. А для некоторого количества детей внеурочная деятельность служит не только необходимой, но и ведущей деятельностью. 

     Стоит отметить, что каждый из видов внеурочной деятельности имеет свои образовательные результаты, которые, в свою очередь, подразделяются на три уровня:

На данном уровне формируется первичное осмысление социальной реальности и повседневной жизни путём приобретения специальных знаний об нормах, принятых обществом, об устройстве его же, о нормах поведения в обществе и т.д. Для данного уровня очень важна взаимосвязь между учащимися и преподавателем, так как именно преподаватель является для ребёнка кладезем положительного социального знания и носителем большого жизненного опыта. Второй уровень подразумевает формирование у ребёнка ценностного отношения к социальной реальности. Особое внимание уделяется базовым ценностям, характерным для общества – семья, личность, трудовая деятельность, Родина, природа, культура и т.д. Для данного уровня важны межличностные отношения учащихся младшего школьного возраста, потому что именно в такой среде ребёнок сможет получить (или не получить) своё первое практическое подтверждение социальных знаний, в результате чего он станет относиться к ним как к ценности, либо начнёт отвергать. Третий и самый важный уровень включает в себя самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на получение жизненного опыта, ведь только при самостоятельной деятельности ребёнок сможет стать социальным деятелем, гражданином.

     Преподаватель обязан поддерживать данную установку, помочь ребёнку младшего школьного возраста достичь первого уровня. Как показала практика, во втором и в третьем классе доминантным становится процесс создания детского коллектива, наиболее ярко становится выражено межличностное отношение между учащимися младшего школьного возраста, что является благоприятным условием для реализации второго уровня образовательного результата. В результате первых трёх лет обучения, строящихся на первых двух уровнях, к четвёртому классу у ребёнка автоматически начнёт формироваться потребность к общественному действию, следовательно, к третьему уровню результата.    

     Разумеется, каждому из предоставленных уровней должна отвечать собственная образовательная форма. Это говорит о том, что для уровня под номером один характерна самая лёгкая форма внеурочной деятельности, для уровня под номером два – уже сложнее, а для самого последнего, третьего  уровня – самая сложная. Нельзя добиться итогов уровней под номерами два и три, используя формы внеурочной деятельности первого уровня, но в то же время, абсолютно невозможно прийти к наивысшим уровням, пренебрегнув первым, самым, с точки зрения образования, лёгким уровнем. Отличительной чертой данных уровней является то, что педагог ни в коем случае не должен форсировать в этом плане для того, чтобы добиться эффективности, а также повысить качество обучения – это будет являться лишь имитацией желаемых результатов.

     По своей структуре внеурочная деятельность условно делится на три модели. Прежде чем описать данные модели, следует уточнить само определение «модель». Классик Е. Б. Евладова подчёркивает: «В образовании модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями». [9, с. 3].

Внутришкольная модель. Если школа имеет необходимые ресурсы, данная модель организации внеурочной деятельности осуществляется в школе, не прибегая к дополнительной помощи. Внешняя модель. Данная модель организации внеурочной деятельности осуществляется в том случае, если у учреждения образования отсутствуют необходимые ресурсы, при этом помощь в данной организации начинают оказывать социальные партнёры, с которыми учреждения образования договариваются на определённым условиях о взаимодействии. Смешанная модель. Является самой распространённой, так как многие учреждения образования имею как недостаток собственных ресурсов, так и желание сотрудничать с другими учреждениями дополнительного образования.

В отличие от моделей организации внеурочной деятельности, формы организации её же намного разнообразнее. Наиболее значимыми формами являются экскурсии, культпоходы в музеи, концертные залы, походы в театры, кино, организации различных кружков для детей младшего школьного возраста, секций, проведение познавательных викторин, инсценировок, бесед, осуществление прогулок по интересным местам, организация встреч с интересными для детей людьми и т.д. В любом случае, каждое мероприятие, которое проводится в или вне учреждения образования, подчинено воспитанию гармоничной личности и способствует становлению и развитию личности в целом.


Список использованной литературы:

 

Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск : Университетское, 1990 г. – 560 с. Буткевич, В.В. Теоретическая модель формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова // Веснiк адукацыi. – 2011. № 3. – С. 5–11. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с. Галахов, Н. Н.Психологическое сопровождение урочно-внеурочной проектной деятельности младшего школьника / Н. Н. Галахов, М. Н. Стрыгина // Методист. – 2009. – № 1. – С. 56–61. Голубева, Н. Е. Внеурочная деятельность в начальной школе / Н. Е. Голубева // Образование в современной школе. – 2012. – № 7. – С. 16–19. Городецкая, Ю. А. Проблемы эстетического воспитания школьников в условиях развития отечественной педагогической системы / Ю. А. Городецкая // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 3. – С. 71–73. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. – №4. – С. 15–21. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М. : Владос, 2002. – 269 с. Ермакова, О. Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. Компетентностно-контекстный подход / О. Б. Ермакова // Педагогические технологии. – 2012. – № 2. – С. 3–8. Зарецкая, И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И. И. Зарецкая // Методист. – 2010. – № 8. – С. 17–20. Ильинская, И. П.Эстетическое воспитание школьников: взаимодействие семьи и школы / И. П. Ильинская // Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 116–119. Иваник, Ю. Б. Эстетическая компетентность и способы её формирования / Ю. Б. Иваник // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 34–38. 1 Капустин, М.П. Воспитание и образование как усвоение молодёжью социально-культурных ценностей. Эстетическое воспитание молодёжи / М.П. Капустин. – Минск : Наука, 1981. – 171 с. Клепиков, В. Н.Формирование эстетической культуры учащихся – важная задача современной школы / В. Н. Клепиков // Воспитание школьников. – 2014. – № 10. – С. 3–11. Костромина, И. М.Организация внеурочной деятельности в первых классах / И. М. Костромина // Методист. – 2012. – № 8. – С. 60–62. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание подростков : Метод. рекомендации / О.П. Котикова. – Мн. : НИО, 2000. – C. 7–8. Любимова, Ю. С. Эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. – 2007. – № 1. – С. 38–40. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 18–19. Одинаев, К.Сущность эстетического воспитания / К. Одинаев // Педагогические науки. – 2011. – № 1. – С. 86–90.   Черникова Н. В. Формирование эстетической культуры личности в условиях образовательной среды : теория и практика : монография / Н. В. Черникова ; под науч. ред. В. А. Капрановой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2010. – 152 с.

 

 

 

Источник: megabank.by

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

Рис.1

Приобщение школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве, помогает воспитать высоконравственного, образованного, многогранного члена современного общества. Процесс эстетического воспитания носит социальный характер, потому что именно через искусство происходит передача духовного опыта, эмоционально-ценностных отношений к людям и жизни, восстанавливаются отношения между поколениями.

Эстетическое воспитание связано с развитием личности. Эстетическое формирование личности школьников в педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания.

Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с разными видами искусства, приучаются к эстетическому восприятию и простым эстетическим суждениям. На этом этапе большая роль отводится примеру и художественной подготовке педагога. Он должен иметь красивый почерк, уметь выразительно с эмо-циями читать литературные произведения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Это создает внутренние противоречия у детей между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, что в свою очередь рождает потребность в приобщении к искусству. Важно учитывать возрастные особенности при организации эстетического воспитания.

Воспитывая художественное восприятие у школьников можно использовать прием сравнения при изучении литературных произведений, музыкальных произведений и созерцании картин. Необходимо побуждать ребят к оценке этих произведений, выражению собственного мнения. На помощь придут простейшие наводящие вопросы. Через них можно выяснить, что ученикам нравится в произведении, какая картина или музыкальная композиция лучше. Это обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий школьников необходимо применять заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.

Важно подружить школьников с природой. Показать им красоту родной природы, научить эмоционально воспринимать ее. С этой целью можно проводить экологические экскурсии, организовывать наблюдения за сменой сезонов, проводить выставки картин, посвященных родной природе. Важно параллельно воспитывать потребность к сохранению природы, организуя для этого различные экологические кружки.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей продолжается на протяжении всего периода школьного обучения. В старших классах это происходит на более высоком уровне.

Элементарные эстетические представления и суждения формируются на начальном этапе обучения. Однако основная работа по эстетическому воспитанию осуществляется со старшими школьниками. Они способны более глубоко понимать искусство. Необходимо обогащать учащихся этого уровня представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

В школьной практике, с целью формирования эстетических суждений и взглядов, используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок. Эстетическое воспитание необходимо и в рамках занятий по математике, физике, химии, географии и других. Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного».

Эстетическое воспитание в процессе изучения естественных дисциплин берет за основу концепцию — признание объективной красоты в природе; понимание целостности, гармонии, единства в разнообразии, единства форм и функций, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность.

Математика — абстрактная наука. Математика отличается логической безупречностью, обоснованностью и последовательными структурными выводами. Современные программы по математике в школе повышают уровень математической культуры учащихся. Педагог в данном случае должен не только глубоко знать и понимать предмет, но и чувствовать его красоту. Красота точных наук заключается в силе мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательств.

Эстетическое воспитание осуществляется и на уроках истории. История — это богатейший источник эстетического. Эстетика в истории обусловлена объективными закономерностями развития общества. Необходимо развить у школьников способность видеть и чувствовать эстетическое начало в истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.

В процессе эстетического воспитания необходимо уделять внимание эстетике поведения учащихся. Эта работа должна проводиться в системе урочных и внеурочных занятий. В школе формируется культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам, учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между людьми.

Источник: spravochnick.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector