Духовно нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

Выполнил: учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №7 г. Североморска Мурманской области


Мясникова Оксана Валерьевна

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но

всех выше должно стоять образование

нравственное.

В.Г.Белинский

В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым  относится процесс духовно-нравственного воспитания…

Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности школьника.


этому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, т.к. именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.

В формировании духовно-нравственного компонента личности современного ребенка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, СМИ, Интернет. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, по моему мнению, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс.


Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Задача нравственного воспитания:

— формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».


Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.

Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.

Как уже говорилось, в проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей? Кто поможет обрести то, что А.С.Пушкин назвал "самостояньем человека" как залогом "величия его"? Безусловно, учитель — словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры.


Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Литературное образование — это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализации личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Учитель словесности – это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),


• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, родному краю, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Помимо основных уроков активно используется внеклассное чтение, способствующее формированию любви к родине и людям, т.е. воспитанию духовности и нравственности.

В этом нам помогает концепция национально-регионального компонента.

  В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в воспитании. В век высоких технологий теряется 


что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на мероприятиях несёт очень большой объём знаний по различной тематике.

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.


У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них, считал человек, зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи.

Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования малочисленных народов. Люди поэтому обожествляли природу.

Воспитание чувства уважения к другому народу начинается со знакомства с его традициями, обычаями, культурой. Лучшим источником для этого являются созданные этим народом искусство, и особенно, литература. 

Именно это является  целью использования материала национально-регионального компонента  это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.  


На национальный характер и этническую культуру народов севера оказали влияние природно-климатические условия проживания. Чтобы выжить в экстремальных условиях севера, человек должен был находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Основная идея менталитета народа саамов: «Человек – дитя природы. Природа – дом человека». Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, северный человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили  терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у народов крайнего севера в условиях циркумполярной цивилизации являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности – единения людей.

Духовный опыт народа нашел воплощение в произведениях фольклора. Картина мира, представленная в устном народном творчестве, ориентирует человека в системе ценностей, дает общее направление его стремлениям и жизненным целям.


Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Как указывала В.Н. Телия, оценочный компонент «закодирован» в системе национального языка с помощью существующих в данном социуме критериев оценки…»

В.И. Даль создал непревзойденное произведение – сборник пословиц и поговорок, ставший богатейшим кладезем народной мудрости. Работа с данным источником не только обогащает человека знаниями, но и приобщает к национальным корням.

Региональная литература продолжает традиции, заложенные классикой. Поэт Кольского севера, Михаил Зверев, размышляя о жизни, акцентирует внимание читателей на жизненных приоритетах. Например, уточняя семантику слова «богатство», автор заставляет нас задуматься о мире, о себе, о наших представлениях о жизни: не являемся ли мы пленниками иллюзий, открыты ли мы миру или окружены высоким забором. Поэтические выводы, ставшие афоризмами, легко соотносятся с русскими пословицами. Для М.Зверева приоритетными являются не материальные ценности, а духовные: постоянное стремление к материальному благополучию противопоставляется творческому отношению к жизни, например, красоте звучащего слова: «Прирастает богатство. Созвучия рифм»

А в лирике другого регионального поэта, В.Соловьева, явно прослеживается антитеза любви и богатства, «вечного» и «вещного»: наличие «дохода, еды и дома» не гарантирует полной жизни, если отсутствует любовь. Не случайно название стихотворения звучит как афоризм: «Где нет любви, там жизни нет»

Обратившись к сборнику «Духовная поэзия Севера», можно отметить, что в стихотворениях В. Евграфова, И. Козлова, Н. Колычева,  А. Попова, В. Рябкова, В. Тимофеева, М. Чистоноговой также раскрываются понятия «вечного». В. Евграфов, например, считает, что материальные ценности «не нажить» «без лукавства», «и если где-то богатеет кто-то, То, значит, стал беднее кто-то  жить…».

А Н. Колычев, противопоставляя богатство и бедность, материальное и духовное, преходящее и вечное, заставляет задуматься о милосердии, которое не измеряется деньгами:

Тощий звон ей в ноги падал

Милосердием грошовым.

А глаза искали — взгляда,

А душа просила — Слова!

Милосердие поэт связывает не с «материальной помощью», а со Словом, с духовной поддержкой.

А. Попов тоже размышляет о мире, в котором мы живём, о русских людях, таких талантливых и работоспособных, но почему-то «убогих» и «бездомных»: «Мне горько: на плече твоём сума, В ней хлеб чужой, Что милостыней нажит».

Подводя итог собственной жизни, другой автор, В. Тимофеев, констатируя факт отсутствия материальных благ, обращается к Богу со словами молитвы: «Не отвержи меня от лица Твоего, Сердце чисто созижди во мне».

М. Чистоногова алчных, ущербных отсутствием культуры, духа и веры людей, идущих напролом, ёмко и точно называет «саранчой».

Региональная литература, базируясь на народном восприятии жизненных ценностей, продолжает традиции русской классической литературы, отражая особенности национального мировосприятия.  Однако в литературе Кольского Севера приоткрывается еще один аспект раскрытия проблемы отношения к материальным ценностям. Рисуя свою модель мира, поэты пытаются показать читателю, что  «вечное» и «вещное» существуют бок о бок, находясь в состоянии своеобразного сосуществования. Но материально обеспеченная жизнь не будет полной, если отсутствует духовная составляющая. По мнению региональных поэтов, богатство не должно приобретаться ради тщеславия, гордыни, так как в этом случае оно ведет к гибели души. Человек может довольствоваться малым, иметь лишь необходимое,  если он способен жить, ориентируясь на духовные ценности.

Множество тем, раскрывающих понятие нравственности и духовности прослеживается в саамских произведениях, в частности – в сказках.

Здесь есть и истинная любовь к родному краю, и отношения между родственниками, и любовь, которой не страшны препятствия. В них есть стремление к миру, добру, честности, ценность смелых, сильных и справедливых. В этих сказках – мудрость и опыт предков, их мечты и надежды и красота земли Кольской.

Например, в сказке «Богатый, да скупой – бедный, да щедрый» говорится об отношениях между родными братьями, которых разделило богатство. Только один из них смог по-настоящему проявить свою любовь, не предать своего родного человека (не сказал чакхли имя брата). Но в трудную минуту сила человеческого достоинства позволила не отказаться от возможности помочь брату, уберечь от новых пороков. Это произведение учит умению прощать и помогать в сложной ситуации.

В сказке «Красивая Катерина» показана главная героиня, которая силой увезена с родной земли и очень страдает от этого, скучает по своим родным. Никакие материальные ценности ее не интересуют, важным остается лишь воспоминание о своей семье, о родных местах. Нельзя материальным заменить духовное.

Таким образом, рассмотрев произведения региональной литературы, мы пришли к выводу, что культурные достижения народа — это код, позволяющий понять нравственные приоритеты.  

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека».

Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

Источник: kopilkaurokov.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила:

Щедрина Татьяна Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ им. В.В. Матвеева г. п. Лесной

Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Цель: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи:

— работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;

— добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;

— воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;

— воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Ожидаемый результат:

Реализация мероприятий программы позволит:

— создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;

— создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;

— нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.

Актуальность в том, что это духовно-нравственное воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведется много исследований.

ВВЕДЕНИЕ

  След, который должны оставлять мы, учителя, —  это доброе слово, посеянное в душах учеников. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию учащихся. Моя цель как учителя – найти семя добра в каждом ребёнке и создать условия и возможности для его внутреннего духовного обогащения. А так же не стоит забывать, что дети часто попадают под плохое влияние различных социальных групп и очень важно вовремя разглядеть пагубное воздействие на ребёнка и постараться ликвидировать его, использую определенные методы. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.

Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.     

Общее понятие духовно-нравственного воспитания

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:

· патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя-словесники могут «проникнуть» в душу ребенка и добраться до самого потаенного уголка.

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Но здесь важно понимать, что когда дело касается тонкости душевной организации, как правило, у ребенка она еще не до конца сформирована. И для того, чтобы учитель смог затронуть струны души ребенка, нужно быть в глазах ученика не просто официальным лицом, а использовать некую модель поведения «учитель — друг».

На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Форма проведения таких примеров может быть различной, как правило, это совместная работа с учителем или самостоятельная работа в группах с последующей рефлексией, основная проблема состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы».

Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов — готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.

Так же на уроках мы уделяем духовно-нравственному воспитанию, на темах, связанных с пунктуацией или другим разделом, хороший пример служит данное высказывание «казнить нельзя, помиловать». Даже при прохождении этой темы, мы с ребятами сталкиваемся с выбором между хорошим и плохим, и обсуждаем, как бы мы поступили, и где поставили бы запятую, при этом каждый из учеников сам может выбрать и определить для себя, что ему важнее: спасти человека или все таки казнить. И как показывает практика, детям ближе добрый поступок.

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.

Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.

И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа.

На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и моя роль как учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Например, совсем недавно в 5 классе мы познакомились с ребятами с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», где заключена одна из таких проблем, как бессмысленность и жестокость национальной вражды. Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии
войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла. Дружба возможна, даже если народы разделены войной. Поэтому в рассказе «Кавказский пленник» именно ребенок, девочка Дина, дочь татарина, который держит русских офицеров в плену, выступает как верный, преданный друг, готовый всегда прийти на помощь, пожертвовать собой.
Толстой описывает такую историю дружбы татарской девочки Дины и русского офицера Жилина. Они похожи; в них много общего. Сначала появляется интерес к новому человеку, затем Дина почувствовала
в Жилине искреннего, доброго человека и стала ему доверять.
Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро,
отвечает тем же. Когда хороший человек Жилин попадает в плен к татарам, ему грозит беда, Дина помогает сбежать ему из плена.
Эта храбрая девочка спасла жизнь Жилину, не думая о себе, не боясь
наказания.

Обсуждая данных героев и их поступки, ребята на уроках литературы сопереживают героям и расширяют свои представления о дружбе и человечности, тем самым они становятся неравнодушными к чужой беде.

Приведу ещё один пример. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Это удивительная история о том, как неправильные слова или поступки одного человека могут стать причиной большого несчастья для его друзей, родных, близких и даже незнакомых людей.

«Молчаливый, недоверчивый» мальчик Филька — главный герой сказки. Он часто бывает груб и неласков с окружающими, его любимое выражение: «Да ну тебя!» Однажды Филька зло накричал на коня, просящего у него хлеб, да еще и сильно ударил его. А конь этот был не простой, а «заслуженный» — раненый, пострадавший от врага во время боевых действий. И вот, не успели утихнуть Филькины жестокие слова, как навалилась на все село беда, грянул лютый мороз, сковавший мельницу и грозящий обречь людей на верную голодную смерть.

Филькина бабушка говорила, что все беды приходят «от злобы людской» и «от охлаждения сердца». И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья.

Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли долгожданный хлеб. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.

Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.
Все эти произведения напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев и четко могли ответить «Что такое совесть, честь, добро и достоинство?» Меня поразило, в хорошем смысле, что наши дети способны рассуждать на высоко моральные темы. Они четко представляют себе, что значит быть благородным, честным человеком, но самое главное, чтобы эти моральные ценности, которые учащиеся получает на уроках русского языка и литературы стали светлым ориентиром, который позволит им совершать духовно-нравственные поступки по отношению к другим людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев .За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — №2 — С. 67-68

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская — Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3 — С. 9-12

6. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

8. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.

9. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.

Источник: infourok.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.