Духовно нравственное воспитание личности

Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации в современных условиях

Содержание

Введение

.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности

.Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи

.Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

нравственный воспитание мораль

Социально-экономические и духовно-культурные преобразования начала XXІ века актуализировали идею гуманизма, привлекли внимание к проблемам человека и человечества. Все более очевиднымявляется тот факт, что глобальный цивилизационный кризис обусловлен, прежде всего, девальвацией духовно-моральных ценностей общества. Поэтому важнейшей задачей в контексте глобальных проблем человечества являетсянравственное воспитаниеличности, формирование моральной культуры, что отвечала бы гуманистическим запросам нашего времени. Актуально воспитание человека, способного ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, толерантности, человечности.


Образовательная и социальная политика РФ также обусловлена данной проблематикой, о чем свидетельствует ряд принятых на государственном уровне документов. Так, в Семейном Кодексе РФ в ст. 63 указано, что родители должны заботиться «о духовном и нравственном развитии детей». Право ребенка на духовно-нравственное развитие закреплено в Федеральном законе«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. От того, насколько образовательная практика страны будет отвечать новым социальным требованиям, решающим образом зависят перспективы интеграции ее в общемировоекультурное пространство на основе стратегии стойкого развития, провозглашенной Конференцией ООН в Йоханнесбурге (2002). В социально-педагогической теории и практике утверждается идея развития целостного мировоззрения, воспитания у подрастающего поколения чувства причастности ко всему, что происходит на планете, и моральной ответственности за последствия своей деятельности относительно других людей, природы, общества, самого себя (положения концепции ноосферы В.Вернадского).


Итак, очевидна общественная значимость проблемы, потребность поиска новых социально-педагогических тактик и технологий духовно-нравственного воспитания личности.

1.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ееморально — духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границыэгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально — духовной культуре человечества. Поэтому и цели,и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностногосамоопределения.

Однако, что следует понимать под духовностью и моралью? Существует довольно много разрозненных определений. Попытаемся подытожить их.

Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующихповедение людей, а также это непосредственное человеческое поведение (мотивы поступков, результатыдеятельности, чувства, мнения в человеческих отношениях). Это сфера субъективныхпредставлений человека о добре и зле.

Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведениилюдей. Это способность совершать добрые поступки не по принуждению, а благодарявнутреннему сознанию, по принципу добровольности.


Духовность рассматривают иногда как всестороннее развитие личности,формирование высоконравственной, эстетично развитой личности, которая умеет творить и строить отношенияпо законам красоты. Порой ее трактуют как внутреннее качество личности, один из факторов сознаниячеловека. Психологи под духовностью понимают творческую способность личности ксамореализации и самосовершенствованию, что предопределяется такими особенностями когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которые являютсянеобходимыми для успешного формирования и реализации потребности вцеленаправленном познании и утверждении в ее жизнедеятельности истины,общечеловеческих этических и эстетических ценностей, осознание единства себя ивселенной.

Духовное развитие некоторые исследователи трактуют как«иерархию метамотивов и потребностей,исходя из которых, личность оценивает себя, других, окружающую среду».Наиболее важными длядуховного развития они называюттакие потребности, как: самоуважение, познание мира и себя, смысл жизни,восприятие и воспроизведение красоты, осуществление добра и справедливости, достижениепсихического совершенства.

Итак, мы видим, что духовность рассматривается психологами как интегрированноекачество личности, которая объединяет все ее компоненты: интеллектуальные, моральные, волевые,эстетические. При их гармоничном сочетании личность стремится к приоритету общечеловеческих ценностей, избегая чрезмерной гордости, эгоизма.


Р.С. Буре связывает духовность со сферой культуры. По егомнению,духовность — это сложный психический феномен самоосознания личности,внутреннее восприятие, присвоение ею сферы культуры, очеловечение,«врастание» внеё и понимание как собственного достояния.

Таким образом, обязанность педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанника стойкую психологическуюустановку на постоянную и нелегкую воспитательную деятельность, которая требует максимальной концентрации его ума,чувств и воли. Любой успех в деле становления личности должен переживаться ею как удовлетворенностьсобственной жизнью, как праздник, которого нельзя достичь без приложения усилий.

Чтобы это стало реальностью, хотя бы частично, у воспитанника вырабатывают представлениео жизни не только как оявлении биологическом, а, прежде всего, как о явление высшего, духовного уровня. То есть речь идет о смысле жизни. Поэтому, даже физиологический акт в сознании субъекта должен бытьдетерминирован определенной социальной мотивацией. То или иное бытовое или коммуникативное действие должнослужить единому стремлению — морально — духовному развитию личности.

В воспитании духовно — моральной личности, которая не действует в разрез с общепринятой культурой, видное местозанимает эстетика духовности.


верждаются эстетические переживания относительно морально — духовнойсферы как составляющей бытия человека. Формируются представления о прекрасном в области человеческих чувств и отношений. Воспитывая у молодежи эстетические чувства лишь к материальным предметам (естественные явления, вещи, достояния культуры), педагоги только обедняют ее мировосприятие. Духовная красота останется для нее закрытой, а значит, будут формироваться личностидалёкие от нравственного совершенства. Следовательно, усвоение морально-этетических ценностей должно сопровождаться их эстетизацией. И, наоборот, должна всячески избегаться эстетизация аморальности и зла.

На основе анализа общественно-политических, философско-педагогических иорганизационно-педагогических основ духовно-морального воспитания детей вхронологических границах исследования мы определили такие периоды духовно-морального воспитания в истории отечественногообразования: христианскаяпедагогика Просвещения и духовно-моральное воспитание детей в образовательныхучрежденияхРоссийской империи (XIX -начало ХХвв.); альтернативные подходы к духовно-нравственному воспитанию в школах и ВУЗах советского периода ХХ в.; духовно-нравственное воспитание детей в учебно-воспитательных учреждениях после распада СССР конца ХХ — начала ХХІ в.

Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности были заложены Н А.


рдяевым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Добролюбовым, Н.А. Корфом, Н.И. Пироговым, Д.И. Писаревым, М.М. Рубинштейном, К.Д. Ушинским, Н.Г. Чернышевским, и др. Позже к ним присоединились методики таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Гончарова. На сегодняшний день проблемами разработки комплексного подхода к духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения посвящены труды С.Ф. Анисимова, Р.С. Буре, Б.С. Братуся, С.В. Кульневича, В.В. Николинойи др.

Из зарубежных учёных и мыслителей особое внимание проблеме нравственного воспитания уделяли И. Кант, А.Дистервег, Г. Спенсер, Я. Корчак, Р. Штайнер и др.

Современные педагоги должны использовать их наработки, стремясь также освоить зарубежный опыт, ведь РФ и ее образовательная система неизбежно вливаются в культурное и образовательно пространство мира.

Поэтому современное духовно-нравственное воспитание, по нашему мнению, должно включать в себя элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.

В нынешних условиях экономического и духовного кризиса в обществе часть людей утратила веру, и потеряланастоящие идеалы высокого назначения человека.


агматизм и рационализм воспитания детей в семьи и школе неспособны сами по себе создать целостную картину мира. Именно поэтому необходим коренной пересмотр духовных иморальных основ формирования личности. Прежде всего, необходимо вернуть людям высокиедуховные идеалы. В сфере духовных идеалов, как основополагающих ценностей человека, ведётсянепрерывнаяборьба за самого человека. И это, следует отметить, люди знали давно (с этой точки зрения следует опираться на культуру и философию, наследие античности, эпохи Возрождения). Ведь настоящие духовные ценности, идеалыможно заменить псевдоценностями, псевдоидеалами.

. Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи

На основе изложенного выше, мы полагаем, что современное духовно-нравственное воспитание личности должно осуществляться по двум направлениям: привитие христианских и общечеловеческих моральных ценностей и использование произведений искусства с целью этико-эстетического воспитания.

Начиная с первых религиозных книг — Ветхого и Нового Завета, составляющих Библию, происходило становлениеосновоположных христианских ценностей. Они именуются добродетелями и в их числе: благоразумие, справедливость, мужество, честность, правдивость, верность слову. А также главные качества души: вера, надежда,любовь и милосердие. Постоянными моральными образцами, канонами являются десять христианскихзаповедей, которые также приняты в иудаизме и исламе.


Христианство, его базовые ценности стали источником и основой для синтеза в Европеморальных идей античности — истины, добра, красоты — с христианскими постулатами. Сформировалось активноеотношение человека к миру универсальности, не связанное с любыми политическими и этническимирамками, а личностьстала рассматривать как носитель исторической ответственности. Начиная со Средних веков, христианство формировало культурную традицию и обеспечивало культурное единство сначала Западной Европы, а постепенно мира в целом. Христианские культурные ценности стали основанием развития всей культуры,особенно музыки, живописи, литературы. Они интегрировались с другими родственными смыслами, например,моральными ценностями определенного народа, моральными обычаями и традициями, выстроили ценностныймир семьи, отношений детей, родителей, дружбы.

Безусловно, в современном секуляризированном мире не все родители и дети будут готовы к сугубо религиозному воспитанию. Поэтому речь идет скорее о синтезе христианских ценностей и современных общечеловеческих ценностей гуманизма.

Также необходимо строить воспитание с учетом возраста. Количество ценностей ограничено для восприятия и осознание личностью, а внутренний мир ребёнка — своеобразен и богат.Поэтому цель педагогического влияния становитсяприобщениидетей к тем христианскимценностям, которые имеют универсальное гуманистическое значение, абсолютный характер. И, что важно длявоспитания, к ценностям с положительной направленностью.


Цель конкретизируется через систему задач, а именно:

пробуждение у ребёнка желания быть моральной личностью;

рассмотрение христианских ценностей как основы развития общественно значимых черт и качеств личности;

формирование у детей и молодежи нравственного сознания на основе формированиянравственных отношений между детьмипутем включения их в стихийную или специально организованную деятельность;

формирование у детей понимания и личностного отношения к сущностным вопросам о смысле и целижизни человека;

выработка этико-эстетического отношения к жизни и к своей жизнедеятельности;

формирование моральной культуры, толерантностипо отношению к другим культурам и традициям;

развитие добродетелей и положительных моральных качеств ребёнка, побуждение к самосовершенствованию;

поддержка способностей, культурного творчества, направленного на личностное саморазвитие.

Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования, например, поощрения. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности. Могут проводиться ролевые игры, инсценировки, ставится спектакли, показываться документальные и художественные фильмы и мультфильмы с этической проблематикой. Важно приобщать к работе и родителей, семью. Следует на ранних стадиях выявлять проблемы в нравственном развитии детей, привлекая к работе социальных педагогов и психологов.


Особое место занимают формы и методы работы, которые приобщают детей к художественно-музыкальному миру, миру искусства, где запечатлены гуманистические ценности, где объединяются традиционные методы с художественной деятельностью самих детей -живописью, лепкой, декоративно-прикладным искусством, музицированием, драматизацией и т.п.

Конечным результатом применения всех активных и пассивных методов воспитания должно стать формирование нравственных чувств, убеждений и отношений, как отражения духовного уровня личности, усвоения еюнравственно-духовных ценностей и идеалов.

Нравственные чувства — эмоциональная составляющая духовной деятельностиличности, которая характеризует ее внутреннюю позицию, отношение к людям, к самой себе, к явлениямобщественной жизни, к обществу в целом. К таким чувствам относят чувство любви, доверия, сочувствия,сопереживания. А также предполагается отвержение зависти, ненависти, гордости и т.п. Их характерная особенность — деление ценностей наположительно значимые и отрицательно значимые, а также нейтральные, что предусматривает выбор, коллизию, позицию, принятиерешения.

Следующая составляющая нравственности — моральные убеждения, т.е. укоренившиеся нравственные чувства и представления(нормы, принципы, идеалы), которые человек считает обязательными для исполнения, следования им. Моральные убеждения даютвозможность человеку осуществить то или иное действие, поступок с пониманием необходимости и целесообразности поведения.

И,в конечном итоге, формируются моральные отношения как составляющая нравственности, духовности.Они возникают в процессе деятельности человека, из его действий,поведения, их можно классифицировать по смыслу, форме, связям; в основе моральных отношений такжележит определенная позиция, которая сложилась согласно идеалам, нормам и принципам и т.п.

Как было отмечено нами и замечено многими исследователями этическое и эстетическое имеют тесные связи.Влияние искусства на развитие духовности предопределяется тем, что художественные произведения могут опосредованнопередавать наиболее интимные процессы внутренней жизни индивида, раскрыть сложный комплекс егосознательных и несознательных реакций. Проникновение в глубокий смысл искусства требует напряжённых переживаний,раздумий, диалогов с самим собой, что связано как с субъективной реальностью существования произведения, так и свнутренней диалектикой воспринимающего. По мнению Гегеля, потребность в общении с искусством возникаетпод действием стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представить его как предмет, вкотором он узнает своё личное «Я». Гегель полагал, что размышляя над художественными произведениями,человек может подняться допостижения высших духовных ценностей. Эти ценности уже заложены в нем, и через нихон лишь познает себя.

Духовное озарение всегда связано с особым наслаждением или страданием, переводящим отношениечеловека к художественному произведению из повседневной сферы в эстетическое пространство. Духовное наслаждение отличается отличностных чувств, которые возникают в процессе восприятия, поскольку его специфика заключается в возвышении надсущностью самого художественного произведения. Под влиянием художественных образов непосредственные чувства переходят вэстетические, этические, гуманные представления субъекта.В этих представлениях духовность приобретает своё реальное выражение какценностный акт общения с прекрасным, направленный на самопознание своей идеальной сущности. Именно вэтом проявляется характер эстетическихобъектов, которые выступают способом развития духовностичеловека.

Народное искусство также может служить инструментом патриотического воспитания, сохранения и передачи традиций, формирования у детей уважения к семье, народу, любви к родине. Прикладные занятия искусством на уроках (рисование, лепка и пр.) позволяют снять напряжение, служат в качестве арт-терапии. А рукоделие, прикладные искусства приучают ребёнка к труду. У младших школьников развивается мелкая моторика.

Но помимо лепки, пения, танцев, необходимо и знакомство с произведениями искусства, формирование навыков восприятия художественных произведений. С этой целью очень важно организовывать посещение художественных музеев, выставок, литературных встреч, театров и др. мероприятий культурной жизни родного города, региона, а также поездки в другие города. Ведь сама архитектура является одним из прекраснейших искусств. Да и путешествия способствуют выработке толерантного отношения к другим людям, народам, культурам.

К тому же овладение навыками восприятия художественных произведений позволяет развивать светский аспект духовности. Ведь духовность и нравственность, в конечном счёте, — это своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние личности, существующее наположительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостное существо.

Духовность, как и счастье, существуют тогда, когда человек сам ощущает их наличие в своемсобственном «Я», равно как окружающие, что общаются с таким психофизическим «Я»,осознающие, что перед ними, действительно, человек высокой духовности во всех проявлениях егожизнедеятельности и творчества. Истолкование духовности как интегрированногопонятия обязательно должно охватывать и его социальную, и психологическуюсоставляющие.

. Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения

В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития нашей системы образования и воспитания проявляется немало проблем. Главныеиз них:

отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания, четко структурированногокультурологического учебного курса для всех уровней системы образования;

распад традиционного уклада жизни, основанного на традиционном мировосприятии обычаев, отношений(доброжелательности, открытости), правил нравственной жизни;

проблема малого количества настоящих носителей традиционной христианской культуры, что связано снедостаточностью духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования;

неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения к восприятиюдуховного содержания традиционной культуры;

распад и кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;

некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания детей;

недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методикидуховно-нравственного воспитания;

отсутствие финансовых средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукциина духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов;

отсутствие целостной программы духовного и нравственного воспитания в масштабах страны или региона.

В такой ситуации необходим комплексный, системный подход к организации духовно-моральноговоспитания детей и молодежи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единойцелью, общими формами организации и управления. Охарактеризуем семь основных аспектов системыдуховно-морального воспитания.

Содержательный аспект системного подхода включает разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования науровне отдельного учебного курса в виде составляющей, интегрированной во все школьные предметы;профессиональное образование; воспитание через средства массовой информации.

Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий духовно-нравственного воспитания разных возрастныхгрупп детей, подростков, молодежи.

Институционный аспект системного подхода предусматривает включение духовно-нравственных компонентов ввоспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений иобщегосударственных организаций.

Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мероприятий по подготовке и переподготовкеспециалистов разного уровня (управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) по вопросамдуховно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи.

Организационно-политический аспект. Перспективным является выстраивание системы духовно-нравственноговоспитания на уровне субъектов РФ, региональноми муниципальном уровне, в рамках территориальных компонентов образования. На основе существующих и новыхнормативно — правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ духовно-нравственного воспитания.

Экономический аспект системного подхода открывает возможность поиска средств на реализацию комплекснойпрограммы духовно-нравственного воспитания из разных источников, включая местные бюджеты, целевые фонды развития морали и культуры, образования.

Управленческий аспект разрешает включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальныеи институционные) и обеспечить новые формы реализации программ духовно-нравственного воспитания.

Формирование духовности посредством привития христианских и общечеловеческих моральных ценностейвозлагается на внешкольныеи дошкольные образовательные учреждения, школы, клубы, общественные центры, библиотеки,общественные организации, подчиняющиеся или действующие в сотрудничестве с Министерство образования и науки РФ. Кним могут и должныприсоединиться средства массовой информации; газеты, журналы, радио, телевидение. Большая роль отводится родителям, которыепервыми традиционно формируют моральные ориентации ребёнка на основе внутрисемейных ценностей и норм, передающихся из поколения в поколение.

Эффективность привлечения детей и молодежи к культурному достояниюи этике общества будет зависеть отуспешной реализации всех ее составляющих:

проведения научных и практических конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых данной проблематике;

проведения исследований в области христианской культуры как цивилизационного феномена;

изучения и учёта положительного опыта зарубежных воспитательных программ;

научной поддержки и научного сопровождения деятельности детских молодёжных организаций с положительной,конструктивной программой;

разработки и внедрения программ, направленных на социализацию и нравственное воспитание детей сотклоняющимся поведением;

участия педагогов и психологов и др. специалистов в подготовке телевизионных программ по вопросам морали, этики, народной культуры;

разработки и внедрения новых методик и инновационных технологий воспитания и образования;

научно-методического обеспечения подготовки учителей, работников внешкольных учреждений,социальных работников к деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

участия научных работников в разработке и издании программ, методических материалов по вопросам развития нравственности и морали;

участия воспитателей и педагогов, психологов в работе с родителями для повышения роли семейного воспитания в этой сфере.

Все это должно способствовать общему духовно-нравственному возрождению российского общества, его успешному развитию. А также положительно влиять на прогресс и формирование благополучия социума, преодоление кризисных, негативных явлений в социально-культурной жизни нашей страны.

Заключение

Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей,сфера субъективных представлений человека о добре и зле.

Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведении людей. А духовность можно рассматривать, как своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние человека, формирующееся на положительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостную личность.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание — это ряд педагогических мер, направленных на формирование высокой морали, нравственного поведения личности, выраженного в стремлении к реализации общечеловеческих ценностей, гармонии в отношениях между людьми, человеком и природой, самореализации и ощущению счастья от этой практической деятельности.

После краткого изучения истории духовно-нравственного воспитания молодежи в нашей стране, нами предложено использовать сегодня в этическом воспитании молодежи элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.

Наиболее важно привить детям любовь и уважение к себе (без тщеславия), семье, людям, родине, выработать представление о главных ценностях бытия, его смысле, прекрасноми полезном. Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности и т.д. Также необходимо принять ряд организационных, экономических и др. мер в рамках системного подхода к воспитанию. Все это будет способствовать общему духовному возрождению российского народа.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — М.: Эксмо, 2015. — 64 с.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». — М.: Омега-Л, 2015. — 16 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). — М.: Омега-Л, 2015. — 144 с.

Прочая литература

Ширшов В.Д., Существенные различия понятий «мораль и нравственность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 951-955.

Иванченко Г.В.. Казарян М.Ю., Кошелева Н.В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции. — М.: Смысл, 2012. — 192 с.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 80 с.

Розина О.Б. История науки и нравственном воспитании // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118-120.

Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.

Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников. — М.: Планета, 2010. — 288 с.

Кейра Ф. Характеры и нравственное воспитание. — М.: Либроком, 2015. — 136

Яковенко И.А. Христианская этика как социальный и индивидуальный феномен: научный поиск // В мире научных открытий. 2013. № 9.1 (45). С. 139-159.

Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2015. — 222 с.

Куприянова Н.С., Малыгина Т.А. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Репутациология. 2015. № 1-2 (35-36). С. 64-66.

Утлик Э.П. Психология личности. — М.: Academia, 2013. — 320 с.

Гущина О.В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Научные труды SWorld. 2012. Т. 23. № 4. С. 61-66.

Махмудова Р.Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема // Педагогические науки. 2010. № 1. С. 77-81.

Источник: www.BiblioFond.ru



Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается фундаментом общего образования, базой для самосовершенствования личности и социального взаимодействия. Она отражает складывающиеся этнические особенности народа и конкретно-исторические условия экономического, политического и культурного развития общества.

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Опыт понимания духовно-нравственного смысла и приобщения к ценностям культуры помогает плодотворному освоению разных отраслей и форм общественного сознания, способствует всестороннему изучению жизни общества и более глубокому осознанию человеком многообразия мира, позволяет решить актуальную задачу современной общеобразовательной школы — формирование гармоничной личности.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому воспитанию.

Приобщение детей младшего школьного возраста к духовному потенциалу русской культуры посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей — это приоритетное направление на пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Без обращения к истокам православной культуры, вековому опыту народа, его духовному наследию невозможно принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Возрождение национальных традиций — в народных обрядах, фольклорных произведениях, праздниках — говорит о неоценимом духовном богатстве.

Каждая нация в процессе исторического развития создает свою специфическую по форме культуру, в рамках которой в традициях сохраняется преемственность поколений, в культурных ценностях отражаются определенные мировоззренческие представления и моральные нормы, в особом укладе жизни фиксируется устойчивость связей и отношений между людьми.

Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал: «перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность» [2].

Реализация идеи воспитания ребенка на основе родных культурных традиций связана с глубоким изучением русской культуры, с возрождением семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с воспитанием духовно развитой личности, хорошо знающей и понимающей свои православные, национальные и общечеловеческие ценности.

Именно школа, являясь важным субъектом воспитательного воздействия на личность, призвана социализировать ребенка не только в системе знаний, образования, но и как носителя определенного типа сознания и мировоззрения, в том числе в системе доминирующих в обществе моральных норм и правил.

Сохранение существующих и накопление новых культурных традиций родной культуры от старшего поколения к младшему является главной задачей педагога, общества, государства.

В связи с этим особую значимость приобретает Послание президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ, в котором говорится о духовном единстве народа и объединяющих нас моральных ценностях как о таком же важном факторе развития, как политическая и экономическая стабильность. В. В. Путин подчеркнул: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи — когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…» [4].

Ведущая роль в процессе духовно-культурного развития общества принадлежит: 1) самой личности, которая должна обладать чувством собственного человеческого достоинства, активно и творчески развивать свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал в общественно-значимой деятельности; 2) государству — главному социальному институту, способному координировать процессы правовой и моральной регуляции, организовывать продуктивный образовательный процесс; 3) различным институтам (образовательные учебные учреждения, семья и др.), осуществляющим целенаправленное воздействие на формирование морального сознания, жизненной позиции личности, сохранение и обогащение национальной культуры.

Литература:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf.
  2. Ильин И. А. «О русском национализме» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [http://detectivebooks.ru/book/11447304/?page=1.
  3. История русской культуры: Пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина; Под ред. Л. В. Кошман. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/prezident—glava-gosudarstva/2/poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniyu-ot-26–04–2007.html.

Источник: moluch.ru

  «Духовно-нравственное воспитание —  основа формирования личности »

Нравственность — основа всех человеческих ценностей

(А. Эйнштейн)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.                                       Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.                                         Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Принципы воспитания:

  • гуманистической направленности;
  • природосообразности;
  • культуросообразности;
  • эффективности социального взаимодействия;
  • ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.                                                                Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Духовно-нравственное воспитание молодежи — неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Общечеловеческие ценности:

  • любовь к матери;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • самовоспитание;
  • добродетель;
  • совесть;
  • надежда;

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
  • в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

  • во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
  • во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
  • в-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.  В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.

Традиционными источниками нравственности являются:

  1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
  2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;
  3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
  4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;
  5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;
  6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;
  7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее — наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях. Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

В этом направлении работа ведется, но не достаточно. Не все учащиеся знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края в школе необходимо организовать факультативные занятия, и внеурочную деятельность по более глубокому изучению истории родного края, малой родины.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

C:UsersЯDesktopIMG_9101.JPG

Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.