Для принципа диалогичности социального воспитания характерно

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом. Принцип диалогичности социального воспитания – основывается на рассмотрении воспитания как субъект-субъектного процесса. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.


 

 

Сущность социализации

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.


циализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

 

Этапы, факторы социализации

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая – охватывает период зрелости человека.


нако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая группа — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.Вторая группа — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).Третья группа — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

 

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.


дражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

илизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

 

Составляющие социализации

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность составляющих. Составляющие социализации (по А.В. Мудрику): стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями); относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.


); относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им.

Источник: studopedia.net

§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В любой воспитательной организации происходит процесс от­носительно социально контролируемой социализации ее членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соот­ветствующих нормативных положений и характера руководства объективно осуществляется в процессе систематического обучения (если это учебная организация), более или менее содержательной и соответствующей функциям организации жизнедеятельности ее членов, индивидуальной помощи им в решении проблем.

Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание ус­ловий для эффективных развития и духовно-ценностной ориента­ции членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система.

Понятие «воспитательная система» ввела Л.И. Новикова. Она и ее сотрудники (Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, И.В. Куле­шова и др.) дали характеристику гуманистической воспитательной системы, ряд положений которой излагаются в этом разделе.


Локальная воспитательная система имеет несколько обязатель­ных параметров:

наличие сформулированных педагогических целей, исходя­щих из задач социального воспитания и учитывающих акту­альные потребности и цели членов организации;

совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъект­ной позиции все больше членов организации;

упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соот­ветствии с ее целями;

гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отно­шений и руководства;

управляемое развитие организации в соответствии с ме­няющимися условиями (внешними и внутренними), запро­сами и целями ее членов.

Воспитательная система как целостность существует относи­тельно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллек­тива. В то же время надо отметить, что целостность воспитатель­ной системы относительна. И это естественно, ибо в любой вос­питательной организации идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощу­щать себя субъектом развития системы, иметь возможность вно­сить в нее что-то свое, новое.

Все воспитательные системы проходят ряд этапов своего раз­вития.


Этап становления системы начинается с того, что в уже суще­ствующую или вновь создаваемую воспитательную организацию вносится определенная идея, образ ее будущего. Иногда автор (или авторы) идеи четко осознает, чего он хочет с самого начала, иногда интуитивные представления кристаллизуются у него в ведущую идею постепенно.

Изо дня в день в процесс выработки, совершенствования, реали­зации идеального образа будущего организации вовлекается все большее количество ее членов. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами орга­низации. Со временем часть из них, «отобранные жизнью», «за­твердевают», превращаются в традиции, на их базе складывается поле интеллектуально-морального напряжения коллектива (его ценностные ориентации, нормы поведения, представления о допус­тимом и недопустимом во взаимоотношениях и т.д.).

После этапа становления следует этап более или менее ста­бильного функционирования воспитательной системы. Это озна­чает, что ее основные элементы (названные выше) и системообразующие связи между ними остаются относительно неизменными, но процесс их упорядочивания продолжается. Субъекты управле­ния и самоуправления приобретают опыт организации коллек­тивных быта и жизнедеятельности и коллективных переживаний, обеспечивают себе успех и общественное признание. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закреп­ляются традиции. В сферу действия поля интеллектуально-мораль­ного напряжения коллектива вовлекается большая часть его чле­нов. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.


Затем обычно наступает этап кризиса. Термин «кризисное раз­витие» в данном случае следует понимать с большой долей услов­ности. На самом деле часто происходит лишь относительное уве­личение дезинтегрирующих явлений, порой просто усиливается поиск чего-то нового.

Внешне проявления наступления кризисного этапа в развитии воспитательной системы весьма многообразны. Однако суть их одна: появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуа­ций быта и жизнедеятельности, а у большей или меньшей части коллектива возникает аппатия, разочарование, недовольство со­стоянием дел в организации.

Кризисный этап может разрешиться, как минимум, по трем сценариям.

Кризис преодолевается путем смены или видоизменения веду­щей сферы жизнедеятельности и, таким образом, восстановления и совершенствования системообразующих связей. Тогда кризис­ный период сменяется новым этапом стабильного развития, кото­рый, в свою очередь, вновь может привести к очередному кризису, т.е. развитие стабильных воспитательных систем характеризуется определенной цикличностью этапов.

Другой сценарий — в результате кризиса на базе прежней вос­питательной системы возникает новая, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, основывается на ином типе системообразующих связей (например, переезд коло­нии А.С. Макаренко в Куряж), т.е. воспитательная система может не только развиваться и укрепляться. Она может не только обнов­ляться, но и кардинально перестраиваться.

Третий сценарий завершения кризисного этапа — распад сис­темообразующих связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития локальной воспи­тательной системы — становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются — от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Иными словами, эффективность системы зависит от того, сколь полно и последовательно в ней реализуются принци­пы центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности социального воспитания.
^ ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Идея о том, что задачей воспитания является развитие челове­ка, зародившись в античности, получило свое воплощение в тру­дах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников.

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стра­тегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогаще­нии и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспита­тельные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обес­печения прав других личностей.

В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-куль­турных и социально-психологических. В соответствии с этими воз­растными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспи­тание в воспитательных организациях.

Необходимость решения естественно-культурных задач предпола­гает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, фор­мирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физиче­ской культурой);

сексуального (сообщение соответствующих знаний, формиро­вание и коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и фемининности и др.).

Необходимость решения социально-культурных задач предполага­ет планомерное создание условий для целенаправленного развития:

интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессив­ных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реали­зация возможностей в различных видах интеллектуальной дея­тельности);

социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способно­стей; формирование и коррекция умений и культуры социаль­ного поведения).

Необходимость решения социально-психологических задач пред­полагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих ас­пектов различны (в одних большие, в других ~ меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внут­ренних источников, а также факторов социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как вос­питателей, так и воспитуемых.
^ ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, за­родившись в древней Элладе, получила свое несколько специфиче­ское развитие в методах средневекового обучения, а затем в рабо­тах ряда педагогов новейшего времени.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности со­циального воспитания.

Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которо­го являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональны­ми, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также со­вместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми:

ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

ценностями, свойственными субъектам социального воспита­ния как представителям различных поколений и субкультур;

индивидуальными ценностями конкретных членов воспитатель­ной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обме­ном происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и харак­тер свойственных организации межличностных отношений, что оп­ределяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эф­фективными, способствуя позитивной социализации членов воспита­тельной организации, если:

воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фатического — только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного).

Диалогичность социального воспитания не предполагает равен­ства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено воз­растными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асим­метричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие «социальный опыт».

2. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов.

3. Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации.

4. Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения управ­ления с самоуправлением и самоорганизацией.

5. Спроектируйте варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным группам воспитуемых и покажите возможности их сочетания.

6. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сфе­рах жизнедеятельности в воспитательной организации определенного типа.

7. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразо­вания.

8. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизне­деятельности воспитательных организаций.

9. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организациях, где вы проходите практику (если она есть).

10. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

11. В чем сущность принципа диалогичности социального воспитания?
Темы для углубленного изучения
1. Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей.

2. Самообразование как условие жизненного успеха.

3. Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков.
Литература для самостоятельной работы
1. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в за­городном лагере. — М., 1994.

2. Веселова В.В. Билет в будущее. — М., 1990.

3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятель­ность и воспитание школьников. — М., 1977.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М., 1998.

5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — М., 1985.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

7. Караковский В.А.. Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи­тание… Воспитание! — М., 1996.

8. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? — М., 1982.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8 т. — М., 1983. — Т. 1. — С. 267-330.

10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М., 1997.

13. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая ме­дицинская помощь. — М., 1997. — С. 66-122.

14. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. -М., 1999.


Похожие:

Педагогика icon Семейная педагогика в системе педагогических наук
Современная педагогика представляет собой целую систему научных отраслей. Одной из таких отраслей является семейная педагогика
Педагогика icon *Вопрос Педагогика как наука о воспитании и образовании Педагогика — наука о воспитании человека;…
Педагогика познает свой объект растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального…
Педагогика icon Дисциплины
Институт ПиП, Педагогика (Социальная педагогика) очное, бакалавр педагогики 2012/2013 г, 4 курс
Педагогика icon Сурс педагогика в системе наук о человеке
Цель и задачи изучения дисциплины «Педагогика» и ее профессионально-личностная значимость
Педагогика icon Вопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов…
Педагогика как наука, ее основные категории, отрасли, методы педагогических исследований
Педагогика icon Тема: Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание
Педагогика icon Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для…
«Педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине, данный экспресс-справочник служит дополнением…
Педагогика icon Психология и педагогика
Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с
Педагогика icon Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика» для студентов биофака (2,3 курс)
Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания
Педагогика icon Д. В. Альжев Социальная педагогика
Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

Источник: userdocs.ru

ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

 

Социальное воспитание. Социальное воспитание можно рассматри­вать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

А.В. Мудрик выделяет 3 составляющие социального воспитания:

1. Организация социального опыта осуществляется через организа­цию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллек­тивов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализован­ных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт — в широком смысле — единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных устано­вок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодейст­вия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопо­знания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

2. Образование включает в себя: систематическое обучение (фор­мальное образование, как основное, так и дополнительное); про­свещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

3. Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия че­ловеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его пози­тивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуваже­ния и т.д.; стимулирования саморазвития.

Принципы социального воспитания

Принципы воспитания — основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

А.В. Мудрик в своем учебнике характеризует следующие принципы:

Принцип гуманистической направленности воспитания

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип вариативности социального воспитания

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципаль­ном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муници­пальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, диф­ференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип культуросообразности воспитания

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стра­тегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогаще­нии и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности социального воспитания

ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

 

Социальное воспитание. Социальное воспитание можно рассматри­вать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

А.В. Мудрик выделяет 3 составляющие социального воспитания:

1. Организация социального опыта осуществляется через организа­цию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллек­тивов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализован­ных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт — в широком смысле — единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных устано­вок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодейст­вия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопо­знания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

2. Образование включает в себя: систематическое обучение (фор­мальное образование, как основное, так и дополнительное); про­свещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

3. Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия че­ловеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его пози­тивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуваже­ния и т.д.; стимулирования саморазвития.

Принципы социального воспитания

Принципы воспитания — основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

А.В. Мудрик в своем учебнике характеризует следующие принципы:

Источник: cyberpedia.su

 

Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. С.в. — составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). С.в. осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения). Индивидуальный социальный опыт — в широком смысле — единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование), стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей. В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как воспитателей, так и воспитуемых.

Принцип диалогичности социального воспитания

Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми: ценностями, выработанными в культурах мира  и  конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер двойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность.

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует искренности, толерантности и взаимных уважения принятия.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;5) максимально опирался на собственную активность личности;6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу.

Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.

Гендерный подход в воспитании является достаточно новым, так как, по мнению некоторых специалистов, современная педагогика является «бесполой».  Подтверждением этого факта служит не только школьная и вузовская практика, но и направленность научно-педагогических исследований, среди которых значительное место занимают исследования женской психологии, специфики воспитания девочек в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, при практически полном отсутствии исследований психологии мальчика, юноши, мужчины .

Гендерный подход в воспитании имеет существенное значение как на институциональном уровне (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, учреждения дополнительного образования), так и на индивидуально-личностном уровне.

Феминизации российского образования имеет следствием гендерную деформацию воспитанника. Так, например, девочки, обучающиеся в общеобразовательной сфере, подвержены тотальному женскому воспитанию, что, при отсутствии мужского педагогического влияния формирует у них искаженное восприятие мужской психологии, не способствует выработке навыков стратегического и тактического взаимодействия с мужским полом, а способствует, наоборот, усвоению худших образцов поведения мальчиков-подростков.

С другой стороны, мальчики, воспитывающиеся в феминизированной среде, подвергаются тотальному женскому влиянию, что приводит не только к усвоению ими образцов женского поведения в качестве субъектно-личностного поведения, к выработке элементов женского мировосприятия, но и к отсутствию достойных образцов мужского поведения в соответствии со своей полоролевой принадлежностью.

Дифференцированный подход  в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация направлена  на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств

Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

  • Назад
  • Вперёд

Источник: lartdoll.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.