Актуальность патриотического воспитания в современном обществе

елена медведева
Консультация «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе. Детям о ВОВ»

Консультация «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе. Дошкольникам о Великой Отечественной войне»

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов- авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,

если мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.


Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства Российской Федерации то 4 октября 2000 г. № 751) подчёркивается, что

«Система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.


Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Тема нравственно- патриотического воспитания волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.


Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка подходов к организации патриотического воспитания, является актуальной задачей.

«Годы детства- это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Являясь глубоко патриотичным человеком, любящим свою Родину, свой народ, его культуру и традиции, хочу принести пользу своей стране, стремясь воспитать и передать нашим детям все свои нравственно- патриотические чувства через свои способности посредством музыки, поэзии, изобразительной деятельности.

Необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку.

Учёными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и самым прямым образом, вызывают различные чувства.


Работая над темой нравственно-патриотического воспитания, реализуются следующие задачи:

• донести до подрастающего поколения самобытность, многогранность русской национальной культуры;

• вызвать интерес к истории нашей Родины;

• активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

задачи:

• пробуждать любовь к родной земле, бережное отношение к природе и всему живому;

воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю;

• формировать уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны;

• развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование должно осуществляться постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. Нравственно- патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы ДОУ по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаток теоретических и методических разработок.


Уровень представления детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно- развивающая среда в группе. Особое значение имеют формы работы в этом направлении. Они должны быть разнообразными.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой посёлок, свой народ, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны.

Формы работы с детьми:

1. Подготовка и проведение праздников: традиционных, обрядовых, религиозных и сюрпризных.

2. Посещение один раз в неделю детей в группе: пение песен по выбору детей; рассказывание историй, сказок об интересных звуках, существующих в природе, окружающей музыке, мелодиях, существующих в природе, окружающей жизни. Развитие способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Хочется отметить, что в своей работе больше внимания уделяю красоте родной природы, той которую дети могут постоянно наблюдать, той, с которой они соприкасаются и являются её частью.

3. Знакомство детей с творчеством местных поэтов, композиторов, путём организации встреч с ними, проведения бесед, концертов, поэтических вечеров.


4. Показ настольных кукольных театров. Затем старшие дошкольники самостоятельно показывают их для малышей.

5. Организация экскурсий в музеи, к памятникам, по улицам посёлка.

Источник: www.maam.ru



В развитии общества есть периоды, когда в основе мировоззрения лежат идеи, обращенные к Родине, когда политические взгляды важны лишь тогда, когда они имеют связь с патриотизмом. Это — эпохи национального испытания, национального возрождения и становления новых государств, эпохи переломных этапов в их политической жизни. В эти периоды, когда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев и групп населения, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться.

Патриотизм представляет собой особо значимую духовную ценность, являющуюся основой единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе. Ее нельзя свести к узкому, однозначному пониманию. Она сложна, многогранна, неоднородна. Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и вера в собственные силы и силы общества. В конечном счете это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны. Таким образом, патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающая особое, возвышенное, преданное отношение человека к Родине. Не случайно утрата Родины, утрата чувства Родины всегда воспринимались людьми очень остро и болезненно.


Казахстанский патриотизм — явление уникальное, своеобразное. Об этом свидетельствует «многовековая и многотрудная история казахского народа», в которой до самой независимости определялась судьба, как страны, так и борьба казахского народа за свободу. Говоря словами президента Н. А. Назарбаева, «это борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков — скифов, гуннов, огузов, саков, уйсуней, канлы, кипчаков — до скорбных событий в декабре 1986 года» [1, c. 15].

Актуальность проблемы патриотизма для современного общества находит подтверждение в работах философов сегодняшних дней. Не отрицая идеологического влияния на понимание сущности патриотизма в конкретных исторических условиях, необходимо отметить, что непреходящими составляющими этого явления по нашему мнению, были, есть и будут любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Роль патриотизма как объединяющего начала в сложных, противоречивых и неоднозначных процессах, вызванных, с одной стороны, продолжающейся развитием всей системы общественных отношений в нашей стране, с другой стороны, глобальным финансовым кризисом, ставшим серьезным вызовом всему мировому сообществу.


льзя не учитывать и тот факт, что становление суверенного Казахстана сопровождалось структурными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества — экономике, политике, социальной и духовной сферах. Они не могли не вызвать изменения в сознании людей, выразившиеся в утрате старых ценностей и установок, т. е. в недостатке мировоззрения.В результате в какой-то момент патриотическое сознание в обществе приобрело неустойчивый и неопределенный характер.

Наиболее сильно недостаток мировоззрения и появившаяся нравственно-идеологическая нехватка сказалась, безусловно, на молодежи как наименее защищенной и наиболее подверженной всякого рода идеям части населения. В этих условиях патриотическое воспитание студенческой молодежи, формирование у нее активной гражданской позиции и осознание ею ответственности за свое будущее и будущее своей страны становится важнейшей задачей всего общества. Именно от ее политической воли, ценностей, идеалов во многом зависит, каким образом и насколько успешно будет проходить развитие Казахстана. Как отмечал в одном из своих выступлений Н. А. Назарбаев, «нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих поколений, молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры» [2]. Важно при этом иметь в виду, что казахстанский патриотизм — явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для всех народов его населяющих, родине. Поэтому сегодня, как никогда, актуальным становится вопрос о том, как и в каких формах следует осуществлять патриотическое воспитание, что должно стать его методической целью.


Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такая цель ставится перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана. В Конституции Республики Казахстан к основополагающим принципам государства относится также и казахстанский патриотизм.

На сегодняшний день цели и задачи воспитания студенческой молодежи определяются в соответствии с потребностями общества. Как подчеркнул Глава Государства Н. А. Назарбаев в своем выступлении на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «…историческое сознание казахстанцев должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему» [3].

На данный момент вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена различной общественно-политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями, которые буквально навязываются СМИ как некие общественные идеалы.


этом информационном потоке молодым людям, не имеющим достаточных знаний и необходимого жизненного опыта, бывает очень трудно адекватно добраться до сути и оценить ее. Это повышает роль воспитания как целенаправленного, специально организованного педагогического процесса, направленного на организацию разнообразной деятельности с целью формирования у молодежи политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития ее способностей и духовных сил.

Воспитательная функция осуществляется в процессе политической социализации, заключающейся в участии студентов в посильной и доступной общественно-гражданской деятельности, в том числе участие в различных общественно-политических акциях, конференциях, иных мероприятиях. В ходе этой деятельности у студентов происходит формирование таких чувств, как привязанность к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к государственному и родному языку, к государственной символике, забота об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, отстаивание ее свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому Республики Казахстан и унаследованным от него традициям, стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Отчизны, т. е. всех тех чувств, из которых складывается патриотизм как явление.

В Карагандинском государственном техническом университете по инициативе ректора, академика НАН РК Газалиева А. М. была разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента Республики Казахстан. Интересным представляется мотивационное обоснование этой модели: патриотизм, понимаемый как любовь к Родине, как гражданская ответственность за ее судьбу можно формировать разными способами, в том числе через изучение истории страны, ее великих и трагических страниц. В соответствии с разработанной в КарГТУ моделью патриотического воспитания его основой может стать также изучение жизни великих личностей, составляющих гордость страны. Для современного Казахстана такой личностью, безусловно, является Н. А. Назарбаев.

С именем Президента страны Н. А. Назарбаева казахстанцы связывают стабилизацию и модернизацию экономики страны, повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана. С его именем казахстанцы связывают демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека в обществе, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия, превращения страны в центр всемирного диалога религиозных конфессий.

Следовательно, в жизни нашего государства нет сферы, где так или иначе не прослеживалась бы роль Первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация воли, решительность и мудрость позволили Н. А. Назарбаеву стать не просто Президентом страны, а настоящим национальным Лидером, олицетворяющим Казахстан не только в глазах собственного народа, но и за рубежом. Все это позволяет рассматривать личность Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева как пример служения своей Родине, своему народу, как образец истинного патриотизма.

Знакомство с формами и методами реализации Концепции патриотического воспитания на примере Первого Президента страны Н. А. Назарбаева, разработанной в КарГТУ, показало, что значительная роль в достижении поставленной цели отводится кураторской работе. Для того, чтобы сделать ее более эффективной, в 2009 г. в Университете была подготовлена и издана книга «Патриотическое воспитание на примере Первого Президента страны Н. А. Назарбаева. В помощь кураторам». Она состоит из статей, посвященных основным этапам жизненного пути Главы государства, его вкладу в становление и развитие экономических, политических, социальных и духовных основ суверенного Казахстана, его роли в создании позитивного имиджа страны в мировом сообществе и в превращении Республики Казахстан в регионального лидера. Кроме того, в книге предлагаются тематика кураторских часов, а также методические рекомендации по их организации. Цельность и последовательность в реализации общей Концепции обеспечивают Планы мероприятий по патриотическому воспитанию, разработанные для каждого учебного семестра и предполагающие преемственность воспитательной работы.

Традиционной, но от этого не менее значимой формой патриотического воспитания в КарГТУ являются конференции, такие, например, как «Президент и современная молодежь — как грань казахстанского пути», «Задачи студенческой молодежи по реализации решений Первого съезда Молодежного крыла «ЖасОтан» НДП «НурОтан»», «Казахстанский патриотизм: состояние, проблемы и пути формирования» и т. д. Обращает на себя внимание большое число студентов, участвующих в конференциях, что свидетельствует об их заинтересованности этой деятельностью.

Новой, но очень эффективной формой воспитательной работы в университете стало создание на базе телестудии КарГТУ цикла видеолекций по патриотическому воспитанию, которые могут быть использованы при подготовке и проведении кураторских часов. По мнению ректора университета Газалиева А. М., они могут стать особой формой доверительного, «живого» общения с молодежью. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что есть положительные результаты в проведении патриотического воспитания.

«Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде, всего гордость за страну и ее достижения», — говорится в послании Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства», размещенном на официальном сайте главы государства.

По его мнению, сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. «Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы. Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания», — полагает он. По его словам, к 2050 году «нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем».

«Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле», — подчеркнул Назарбаев.

Президент отметил, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. «Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе», — добавил глава государства [4].

Но на сегодняшний день существует такое понятие как национализм. Не стоит путать с патриотизмом. Оба этих слова используются неопределенно, и любые их толкования оспариваются. В то же время нельзя смешивать данные понятия. Национализм — это политическая идеология, основная цель которой — защита интересов конкретного народа, его языка, традиций и обычаев. Понятие зарождается в условиях борьбы с глобальной верховной властью, где относительно небольшие социальные общности «перемалываются» в кругах имперских интересов. Отдельные течения национализма противопоставляют свой этнос другим народам, считая его более развитым и совершенным.

На данный момент в данных понятиях представлено множество концепций и идеологий. В основе патриотизма лежит любовь к своей родине и стране, а в основе национализма лежит любовь к собственной нации. Таким образом, у людей разные взгляды, как к согражданам, так и к иностранным гражданам. Патриот будет уважать всех граждан страны, а к гражданам другой страны будет относиться настороженно. В то время как националист косо смотрит на представителей других этносов. Неважно кто это, гражданин страны или иностранец: другой цвет кожи, отличное от других произношение, то он автоматически становится врагом человека, а возможно даже и общества.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство — гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов защищать все присущие этой нации недостатки и глупости» [5, с. 36].

В статье Джорджа Оруэлла «Заметки о национализме» [6], британский писатель и публицист рассматривает понятие «национализм» как не связанное с нацией, т. е. географическим положением и определенной расой. Он рассматривает людей, как насекомых, и что к каждому из них может быть приклеен ярлык «плохой» или «хороший». Патриотизм носит оборонный характер, как в военном, так и в культурном отношении, но при этом не навязывается силой другим людям. В то время как национализм неотделим от стремления к власти. Каждый стремиться достичь большей власти, но не для себя, а для нации или группы к которой он себя относит. Автор также подчеркивает, что националистические чувства могут быть только негативными. Националист это тот, кто думает исключительно. Он может быть позитивным и негативным, т. е. использовать свою интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, но в любом случае его мысли направлены на победы и поражения, триумфы и унижения. Д. Оруэлл также отмечает три основные черты националистического мышления: одержимость, нестабильность, безразличность к реальности. К одержимости относится то, что ни один националист не будет думать, писать и говорить ни о чем, кроме превосходства своей собственной группировки. Тем самым показывая, что он причастен к ней. При малейшей тени на группировку националиста, выводит его из себя, и избавиться от этих чувств он может, только дав решительный отпор. Нестабильность, очень часто основатели националистических движений даже не принадлежат той стране, которую они прославили. Иногда они просто иностранцы, или, чаще всего выходцы провинциальных районов. И их национальность сомнительна. Например: Иосиф Виссарионович Сталин, Адольф Гитлер, Наполеон Бонапарт. В третьем пункте — безразличие к реальности, публицист упоминает, что любое действие националиста будет расцениваться как хорошее или плохое, не по существу, а относительно того, кто осуществляет данные действия. Практически нет нарушений законов — пыток, тюремное заключение без суда, принудительного труда, использование заложников, — если их совершает «наша» сторона. Националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной стороной, но обладает замечательным свойством вообще не слышать о них. Целых шесть лет английские обожатели Гитлера предпочитали не знать о существовании Дахау и Бухенвальда.

Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое можно менять. Он подолгу живет в некоем фантастическом мире, в котором события совершаются так, как им следовало бы. И националист, если ему представится такая возможность, обязательно перенесет часть своих мечтаний в исторические книги.

Таким образом, можно сделать вывод, что национализм провоцирует к разобщенности народа страны, что может привести даже к распаду страны, в то время как патриотизм — сплачивает государство, при этом, неважно, какой национальности будет человек, независимо от его вероисповедания и прочих расовых признаков. Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. «Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте» — Джордж Оруэлл [6].

Есть люди, которые мечтают уехать из страны и, мечтая о заграничной жизни, говорят, что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы безнадежная страна и ни чего уже не изменить. А сами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли? Так если все будем бежать, то ни чего и не улучшиться. Кому всё менять? Кому улучшать? Люди забывают о судьбе страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон.

Мы считаем, что если уж любить Родину, то любить всем сердцем. И ни в коем случае нельзя отворачиваться от неё. Да, у нас много минусов и проблем, но только любя её, мы можем их исправить. Как говорил 35-й президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины» [7].

Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и полезные ориентиры, а наша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела.

У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молодёжь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Учёба отодвигается на второй план, а все возможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю Родины, уже не помнят национальных героев, а вместе с этим и совсем забывают ценности. Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, чтобы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие-либо действия, для их исправления.

Задача нашего поколения — сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды.

В заключение нашей работы хотим процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы — как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени — с их нелегкой и сложной судьбой» [8].

Литература:

  1. Назарбаев Н. A. Қазақстан тәуелсіздігіміз: тарихта ғылымыдары және қазіргізаман //Егемен Қазақстан. — 1996. — 17 желтоқсан.
  2. Патриотическое воспитание молодежи: состояние и перспективы. http://www.parlam.kz/
  3. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: один народ — одна страна — одна судьба». http://www.akorda.kz/
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. http://enc.mangystau.gov.kz/
  5. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости (сборник). — М.: Философия, 2015. — С. 403.
  6. Оруэлл Д. Заметки о национализме. http://www.orwell.ru
  7. Инаугурационная речь президента Джона Фитцджеральда Кеннеди. http://www.jfklibrary.org/
  8. Пикуль В. Полёт и капризы гения. http://mreadz.com/

Источник: moluch.ru

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

       История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.                                                                                                                                                              Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление.    Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

       В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры,  ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся  — деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции  Соединенные Штаты Америки.

   Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

     В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так  и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

 Цели  патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события  и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях 

Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.