Виды музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, так как вне организованной образовательной деятельности имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада.

Процесс целенаправленного музыкального воспитания и развития детей осуществляется с помощью различных форм организации музыкальной деятельности, обогащающих её содержание и методы руководства ею.


К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся: организованная образовательная деятельность, использование музыки в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения, музыкальное образование дошкольников в семье.

Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду являются: организованная образовательная деятельность; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОО в разнообразии форм (использование музыки в быту, праздники, развлечения).

Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством организации эстетически развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребёнка, нормализации его психофизического состояния. Она включает в себя:

— использование музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различную образовательную деятельность, утренняя гимнастика под музыку);

— развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы;

— праздники.

В повседневной жизни музыкальную деятельность детей организует воспитатель и включает её в разнообразную деятельность в течение дня. Это требует от педагога понимания целей и задач музыкального воспитания, обладания определённым уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей, овладения способами художественной практики.


Если в организованной образовательной деятельности воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.

Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

В свободное от образовательной деятельности время воспитатель может организовать слушание знакомых музыкальных произведений, что вызывает большой интерес у старших дошкольников. Ребёнку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. В этом возрасте дети начинают осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Появляются любимые произведения. Поэтому в ходе организации педагогического процесса в повседневной жизни можно слушать с детьми музыкальные произведения, с которыми они впервые познакомились в ходе организованной образовательной деятельности.


С целью формирования музыкальной памяти, способности запоминать музыку, понимать её содержание воспитатель может побуждать детей не только к словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, но использовать метод уподобления характеру звучания музыки, который предполагает активизацию творческих действий дошкольников. Это могут быть методы моторно-двигательного, цветового уподобления эмоционально-образному содержанию музыки.

Моторно-двигательное уподобление предполагает использование детьми дирижёрского жеста, образных, танцевальных движений и т.п. Это побуждает детей к экспериментированию, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, развитию творческой активности, удовлетворяет их потребность в движениях.

Цветовое уподобление так же внесёт элемент занимательности в процесс восприятия знакомого музыкального произведения и поможет закрепить представления о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, развития «словаря эмоций» детей. Во время звучания произведения, смены его частей дети поднимают соответствующие настроению музыки карточки (определённый цвет карточки связывается с соответствующим настроением музыки), проговаривая про себя характеристики эмоционально-образного содержания. Дети закрепляют знание слов-образов, с которыми их познакомил музыкальный руководитель во время слушания данного произведения в ходе организованной образовательной деятельности. Следует отметить, что слушая с детьми классическую музыку, воспитатель одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры.


Активное восприятие музыки в повседневной жизни воспитатель может организовать в форме музыкального досуга. Это могут быть тематические концерты, беседы – концерты. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах музыки. Беседу о музыке можно сопроводить показом слайдов с портретами композиторов, репродукциями картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времён. Концерты-беседы могут быть посвящены танцевальной музыке разных исторических эпох, маршевой музыке, песенным жанрам. Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др.).

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Различные виды детского исполнительства (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах) могут так же использоваться воспитателем, но в большинстве своём в играх. Игры, связанные с музыкальной деятельностью проводятся во всех возрастных группах.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует осторожного и гибкого подхода воспитателя.


, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, следить за динамикой исполнения. Организуя совместную игру, воспитатель может предложить построить часть игры или всю её на основе музыки. Это может быть знакомая песня, хоровод, пьеса для слушания. Педагог может участвовать в исполнении или быть инициатором пения конкретной песни, включения музыки для слушания или активным участником хоровода в игре. Тогда дети подхватят исполнение взрослого, и в дальнейшем не забудут включить в игру предложенный музыкальный репертуар. Если помощь воспитателя в исполнении музыкальных номеров в сюжетно-ролевой игре не нарушит хода игры, то в какой-то степени будет преодолён разрыв между игровым замыслом детей и их возможностями в области музыкальной деятельности, и игра приобретёт творческих характер.

Организуя музыкальную деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель может предложить детям и различные виды музыкально-дидактических игр:

— игры, предусматривающие спокойное музицирование (с использованием игрового материала);

— подвижные игры, где элемент соревнования в увёртливости и ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;

— игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения карточки разных цветов.


Второй вид игр дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями.

В дидактических играх, построенных по типу хороводных, двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Как правило, победители в игре поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактические игры всегда требуют значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть, музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигнет своей цели.

Использование дидактических игр в организации музыкальной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Старшие дошкольники могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, проводить друг с другом или коллективом музыкально-дидактические игры с использованием игрового материала (настольные) и хороводные. Дети могут объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.


этому воспитателю нужно более внимательно отнестись к участию в дидактических играх детей, легко возбудимых, неуравновешенных, с ослабленным вниманием, долго не посещавших детский сад. Наиболее одарённым детям, детям шести лет, наделённым быстрой реакцией, воспитатель может доверять роль ведущего, организатора подвижных музыкально-дидактических игр. Однако следует учитывать то, что ребёнок, увлёкшись ролью педагога, часто не может охватить своим вниманием действия всего коллектива, допускает паузы в ходе проведения игры, и здесь необходима поддержка со стороны педагога как участника совместной игры.

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлениям детей и участие его в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.

Изменение условий жизни меняют и игры детей-дошкольников. Технические и компьютерные игры завоевывают все более прочные позиции. И это надо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в том числе музыкальной образовательной деятельности. По своей сути компьютерные игры — это обучающие, развивающие дидактические игры нового поколения.

Из всего многообразия компьютерных игр педагог должен выбрать именно те, которые отвечают целям и задачам дошкольного образования и воспитания; доступны и корректны по содержанию; соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей (легкость для самостоятельной деятельности дошкольника); способствуют развитию навыков и представлений детей, занимательны для ребенка. Педагогу следует обращать особое внимание на то, чтобы занимательная сторона игры не заслоняла собой ее познавательную и развивающую функцию.


Компьютерные игры имеют свои преимущества:

— подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

— игры несут образный тип информации, понятный дошкольникам;

— движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, являются стимулом познавательной активности детей;

— предоставляют возможность индивидуальной работы с ребёнком.

К компьютерным играм предъявляются следующие требования: использовать компьютерные игры для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После проведения данного вида игр с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин. Расстояние от глаз ребенка до мультимедийной доски должно быть не меньше двух – трех и не больше 5 – 5,5 метров, до индивидуального компьютера — не менее 75 сантиметров; мебель (стол и стул) должна соответствовать росту ребенка.

Таким образом, в музыкальную деятельность старших дошкольников в свободное от образовательной деятельности время можно включить и компьютерные обучающие и развивающие музыкальные игры, тем самым, вызывая интерес к музыкальной деятельности и развивая творческие и интеллектуальные способности детей.


о могут быть игры, направленные на закрепление знаний о регистрах, динамических оттенках, о музыкальных инструментах. В занимательной форме дети упражняются в определении настроения, темпа музыки, тембра музыкальных инструментов, что способствует расширению кругозора детей, обогащению их словарного запаса.

Использование музыкально-дидактических игр нового поколения способствует повышению интереса и мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, формированию основ логического мышления, развитию творческих способностей и повышению качества знаний.

Музыкальная деятельность старших дошкольников может быть организована и в форме театрализованной игры. Дети старшего дошкольного возраста с увлечением играют в кукольный театр, превращая в артистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоскостных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития воображения у детей, понимания ими явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыгрываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров потешки, попевки, песни или некоторые пьесы из репертуара детского оркестра. Если этого не происходит, воспитатель может предложить детям вспомнить знакомый музыкальный репертуар (песни, пьесы) и посоветовать включить его в театрализованную деятельность.


Следует отметить, что музыкальная деятельность в повседневной жизни детского сада должна соответствовать возрастным особенностям детей. Планируя эту работу с детьми, необходимо:

— оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при проведении музыкальной деятельности с дошкольниками;

— осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для организации общения детей с музыкальным искусством;

— строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Для эффективной организации музыкальной деятельности с детьми воспитателю необходимо уметь самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием в области музыкального воспитания дошкольников.

Практическую помощь воспитателю в организации различных видов музыкальной деятельности с детьми может оказывать музыкальный руководитель.

Таким образом, любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на совместной деятельности, партнёрстве, всячески поощряя его инициативу. Организованная воспитателем музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста, обогащает их повседневную жизнь новыми впечатлениями, формирует познавательную и творческую активность, стимулирует развитие самостоятельной музыкальной деятельности. Это возлагает большую ответственность на педагога за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребёнка, становления его личности.

 

Литература.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие.– М., 2012.

2. Глухих И. А., Казанцева Е. В., Васильева М. Г., Исламова А. Г. Музыкальные сюжетно-ролевые игры // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3.

3. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

4. Музыкальное воспитание дошкольников /О,П.Радынова, А.И. Кати-нене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000.

5. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Дубна, 2011.

6. Груздова И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально – игровой деятельности в детском саду./ Справочник музыкального руководителя.//№ 1 – 2013.

7. Деркунская В.А. ФГОС о музыкальном развитии ребенка. /Справочник музыкального руководителя.//№ 2 – 2014.

8. Роот З.Я Музыкально – дидактические игры. Муз.руководитель,// № 3 -2014.

9. Скуратова К.В. Информационно-компьютерные технологии как условие перевода детского сада в режим функционирования и развития от-крытой образовательной системы.// Детский сад от А до Я №5 , 2008.

10. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки /Сост. Н.Н. Доломанова. М.:ТЦ Сфера , 2002.

11. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей. /И.В. Груз-дова, Е.К.Лютова . Ростов н/Д : Феникс , 2010.

12. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ.ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012.

13. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2016.

Источник: dohcolonoc.ru

Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.) . Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, каждый из этих видов деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников.

Музыкально образовательная деятельность детей дошкольного возраста — Документ — стр.1

г. Йошкар-Ола ул. Й. Кырля д.16 «б»

т. 73-33-98

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема:Музыкально – образовательная деятельность детей дошкольного возраста.

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни.

В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Главной задачей музыкального развития дошкольника является формирование у детей системы музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, развитие эмоционально-чувственной сферы, приобщение маленького слушателя к шедеврам музыкального искусства. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.

В комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой в разделе «Музыкальное воспитание» упор сделан на исполнительскую деятельность дошкольника и недостаточно полно определено содержание, направленное на развитие познавательной активности ребёнка. Для развития музыкально-эстетического сознания, развития музыкальности и побуждения детей к проявлениям различных форм творческой активности необходимы новые виды музыкальной деятельности.

Так, в комплексной образовательной программе «Из детства — в отрочество» в разделе «Музыка» (автор Е. А. Дубровская) , к традиционным видам музыкальной деятельности дошкольников добавлен новый вид – музыкально-образовательная деятельность(начиная с пятого года жизни) . Музыкально-образовательная деятельность формирует знания о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально — образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно — эмоциональную сферу.

Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов — классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.

Задачи:

  1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

  2. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о музыке.

  3. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.

  4. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.

  5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.

  6. Привлекать родителей к участию в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.

Объект: Музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста, развивающая система музыкального образования детей, процесс сотрудничества педагогов, детей и родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной компетентности детей, сотрудничество воспитателей, детей и их родителей в музыкально-образовательной деятельности.

Гипотеза: Организационно-педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках, в домашней самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Реализована модель музыкального образования.

Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкальной компетентности ребёнка. Формирование системы музыкального образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения для развития детской музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость: Разработана модель музыкального образования дошкольников, перспективно – тематические планы, серия тематических занятий, дидактических игр по музыкально-образовательной деятельности; определено содержание, формы, методы взаимодействия педагогов, детей, родителей в музыкально-образовательной деятельности. Произведена дифференциация методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Понятийно-категориальная основа:

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка основывается на способности человека ассоциировать слуховые ощущения с собственными переживаниями, с состояниями и процессами внешнего мира.

Музыкальность – комплекс индивидуально — психологических особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью. Основным признаком музыкальности является способность переживать музыку эмоционально, отзываться на музыку, воспринимать звуковую ткань достаточно тонко и дифференцированно (Б. М. Теплов) .

Музыкальный слух – способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

Музыкальное воспитание – область эстетического воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Музыкальная деятельность– сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике музыкального воспитания дошкольников музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох) ; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения) ; творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах) ; музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства) ; музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры) .

Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию музыкального восприятия и музыкальных способностей – ладового и музыкально-ритмического чувства в процессе обучения музыкальным умениям.

Музыкознание – наука о музыке, рассматривающая её в теоретическом и историческом плане (теория музыки, история музыки, музыкальная эстетика, музыкальная критика и другое) .

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительском воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Мелодия – слово греческое, означает «пение», «напев». Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения, имеет тот или иной ритм, складывается из семи основных звуков лада.

Ритм – греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритм, это чередование звуков, различных по длительности и силе звучания.

Нотное письмо (нотация) – система графических знаков для записи музыки, а также сама её запись.

Аккорд – одновременное сочетание нескольких (не менее трёх) звуков различной высоты.

Гармония – слово греческое, означает «созвучие», «стройность», «соразмерность». Гармония – одно из самых важных выразительных средств в музыке, основанное на сочетании, взаимосвязи звуков в созвучиях, в аккордах.

Балет – от итальянского «балло», что означает «танец», «пляска». Главное в балете – союз танца и музыки. Танцовщицы и танцоры, исполняющие массовые сцены и танцы, составляют кордебалет, что в переводе с французского означает «личный состав», «корпус» балета.

Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов.

Опера – в переводе с итальянского означает «произведение», «действие». Опера родилась в Италии в конце 16 века. Опера – это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют.

Обычная человеческая речь в оперном спектакле или вообще не звучит, или звучит лишь в отдельных немногочисленных эпизодах. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор и симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты – инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков.

Оркестр – группа музыкантов, исполняющая одно музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах. Существуют оркестры симфонические, народных инструментов, духовые, эстрадные, камерные и другие.

Дирижёр – в переводе с французского означает «управлять». Дирижёрами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров. Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…».

Д. Шостакович.

«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства».

К. В. Глюк.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают».

Г. Нейгауз.

  1. Созданы условия, направленные на формирование музыкальности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.

  2. Сформирована музыкальная компетентность дошкольника:

  3. Сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает музыку и говорит о ней.

  4. Уверенно различает вокальную и инструментальную музыку, имеет представление о музыкальной форме – опера, балет, оперетта, соната, сюита, симфония.

  5. Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш) .

  6. Знает состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

  7. Владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах.

  8. Подбирает по слуху несложные мелодии на металлофоне.

  9. Организована работа «Музыкальной гостиной» по восприятию классической музыки и знакомству с творчеством композиторов-классиков.

  10. Организована работа музыкального кружка «Домисолька» по музицированию на детских музыкальных инструментах.

  11. Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников.

Презентация проекта:

Оформление творческого пакета, представление проекта.

Бюджет проекта.

Методическая разработка на тему Музыкальная деятельность дошкольников — Art.Ioso-Wiki

  • 5Источники

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя) , с помощью которого осуществляется и общее развитие. Также она является одной из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой. Музыкальное образование оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Как правило детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Детское музыкальное творчество – это наличие эмоционального содержания, выразительности образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность.

Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Музыкальные занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Использование музыки в повседневной жизни ДОУ придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка. Наряду с музыкальными занятиями музыка используется в развлечениях, на праздниках, в не регламентированных видах деятельности ребенка в свободное время.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Музыкальные занятия базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут.

Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, — вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнивший успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ И ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Использование тематические музыкальные вечера, беседы-концерты,театрализованные представления, игры-драматизации, концерты детской самодеятельности, и т.д. Так как это придает музыкальной деятельности большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Соблюдение принципа свободы; Накопление впечатлений от восприятия искусства; Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) ; Развитие основных музыкальных способностей; Обучению способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись и не пере возбуждались. Оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Источники

Виды музыкальной деятельности детей — Страница 6

Виды музыкальной деятельности детей

Деятельность — это активный процесс овладения обществен­ным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников- это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя) , с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

— слушание музыки;

— детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах) ;

— музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты) ;

— продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенно­сти, предполагает овладение детьми теми способами деятельно­сти, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством раз­вития какой-либо музыкальной способности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение — деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельностидетей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин — певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции.

Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания — ритмики.

Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах — металлофоне и ударных — полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует) , а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре) .

Музыкально-дидактические игры — музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер — музыкальному переживанию.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

При построении музыкальной деятельности руководствуются задачами эстетического воспитания.

Главная из них — воспитание эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени — в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости выполняет свое специфическое назначение(служит средством развития какой-либо музыкальной способности) , и поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Источник: raguda.ru

 

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая частьосуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй частизанятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах — три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно — для сравнения по сходству или контрас­ту — исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья частьзанятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал — картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении ипросят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках — 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

 

Источник: helpiks.org


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.