Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение, как специфичный и сложный психический процесс

Любой человек оперирует образами. В образах человек воспроизводит как то, что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не воспринимал. Рубинштейн Л.С. утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного». (13, С.317)

Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.

Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» (12, С.368).


Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» (2, С.15).

Рубинштейн отмечает, что воображение «может быть только у человека» (13, С. 319). Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

По мнению Дубровиной И.В., «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» (3, С. 146).

Значимость воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности. К.Марс отмечал, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (3, С.16).

Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с 265-266):


1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2) воображение регулирует эмоциональное состояние – при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5) воображение – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. «В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)» (9, с.266).


Рубинштейн Л.С. утверждает, что в «воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения» (13, С.322). Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.

Рубинштейн Л.С. выделяет:

— пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;

— воспроизводящее и творческое (преображающее) – воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое – в самостоятельном создании новых;

— конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.

Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (см. схема 1).

Схема 1

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:


— сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;

— галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.

Пассивными произвольными формами воображения считаются:

— грезы – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;

— мечта – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Основные формы активного воображения:

— воссоздающее – воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;

— антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;

— творческое – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.


Помимо всех указанных видов воображения Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное (9, С.262).

Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности» (13, с.323). Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Особенности творческого воображения


Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.» (16, С.54).

Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:

— Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

— Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

— Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.

— Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству.

— Аглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.


— Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

— Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

— Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

— Замещение – это замена одних элементов другими.

— Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Необходимо отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции.

Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека» (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: «Избушка на курьих ножках». Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.


3) На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.

Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются» (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.


Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.

Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.

1.3. Развитие воображения детей дошкольного возраста

В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что «это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» (8, с.201). Психологи выделяют три периода:

— младший дошкольный возраст (3–4 года),

— средний дошкольный возраст (4–5 лет),

— старший дошкольный возраст (5–7 лет).

Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.


Ефимкина Р.П. отмечает, что «игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий» (5, С.21). Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.

Средний дошкольный возраст характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

Ребенок в игре развивается, а следовательно в игре складывается и развивается и воображение ребенка. По мнению Матюхиной М.В. «воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни» (7, С.70). О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.

Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:

1) ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;

2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;

3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;

4) ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Мухина В.С., говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что «на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней» (8, С.245).

По мнению Мухиной В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Мухина говорит о том, что «сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки» (8, С.246).

В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.

Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят то, что уже известно. В таких случаях детские воспроизведения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Мухина отмечает, что «сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца» (8, С.246).

По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что «достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа» (17, С.36).

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

Мы считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.

В период с трех до четырех лет ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.

В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

— замысел в форме наглядной модели;

— образ воображаемого предмета, существа;

— образ действия существа или образ действия с предметом.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.

Литература

1) Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3) Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

4) Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

5) Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

6) Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, – 2000. – 255 с.

7) Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.–М.: Просвещение, 1984.–256с.

8) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

9) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

10) Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

11) Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002, 784с.

12) Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.

13) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

14) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001.

15) Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

16) Теплов Б.М. «Психология» Учпедгиз, Москва, 1953 г.

17) Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. – 2005 г.

18) Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.

Источник: ekrost.ru

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Определение, что такое воображение
Что такое воображение — определение

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными. Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов. Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения у людей
Виды воображения — классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций. Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах. Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника.

С этой особенностью очень тесно связана и повышенная эмоциональность ребенка, благодаря которой вещи, существующие только в его голове, приобретают личную значимость.

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Развитие воображения у детей
Развитие воображения — это высвобождение способностей

Этапы развития воображения ребенка

Согласно данным исследований Б.М.Неменского, Г.Каринского следует выделять три главных этапа развития у ребенка творческого мышления.

Первый этап – обучение. В это время происходит освоение ребенком азов использования на практике навыков нестандартного мышления. Дети учатся использовать обычные материалы не по назначению, находить новые свойства привычных предметов, либо использовать нетрадиционные материалы для творчества и т.д.

На втором этапе происходит закрепление уже усвоенных навыков. Ребенок ставит перед собой творческие задачи и учится решать их доступными ему способами. В его распоряжении уже находится значительно больше приемов и средств выразительности, чем раньше. Тематика занятий может быть абсолютно любой. Конечно же, во главу угла необходимо ставить потребности ребенка и его интересы. Но также можно соотносить их с текущим временем года, погодными условиями, значимыми событиями в жизни каждого ребенка (походом в школу, днем рождения, любимым праздником и т.д.).

Задачи развития творческого воображения у детей
Задачи развития творческого воображения

Ребенок уже владеет достаточным количеством средств художественной выразительности, приемами и некоторыми техниками. Если взять в качестве примера живопись, получится, что ко второму этапу он уже способен равномерно заполнять лист изображением, видит разницу между передним и задним планом, составляет композицию из нескольких фигур, выделяет отдельные элементы при помощи нажима, плотности краски, цвета. На рисунке может быть передано движение. Ребенок уже умеет рисовать не только карандашом, но красками, мелками, углем и т.д.

На третьем этапе ребенок уже переходит непосредственно к самостоятельной творческой активности. Он способен самостоятельно выбирать определенную цель в качестве творческого замысла и стремиться к ее реализации. Он свободен и в выборе средств достижения результата.

Но, несмотря на то, что развитие творческих способностей можно и нужно стимулировать, стоит отметить, что большинство из них заложены в человека изначально.

Идея для развития воображения у детей
Идея и материалы для развития воображения

И для того, чтобы они начали проявиться, нужно не создавать их с нуля, а помочь им пробудиться. К условиям, необходимым для этого, можно отнести:

  1. Обеспечение ребенку возможности иметь доступ к разным материалам для творчества.
  2. Расширение представлений ребенка о доступных ему материалах для творчества.
  3. Пробуждение в ребенке эмоций, испытываемых в отношении процесса творчества и его результата.
  4. Организация систематического наблюдения за творческим процессом.
  5. Методы развития творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Методы, при помощи которых будет осуществляться развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, весьма разнообразны. Они затрагивают большинство сфер жизни и могут легко и ненавязчиво применяться абсолютно в любых условиях. Родители, в свою очередь, смогут легко оценить полученные результаты.

Наблюдение за миром ребенком
Наблюдение за миром — один из методов развития воображения

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

  • Наблюдение за явлениями природы, их активное обсуждение и объяснение причин
  • Рассказы о животных и растениях, наблюдение за их жизнью
  • Обсуждение происходящих вокруг событий совместно с ребенком (дома, на улице, за городом)
  • Ответы на всевозможные детские «почему?», «зачем?», «отчего?»

Детские развивающие игры

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в настольных играх, рассчитанных на участие нескольких человек
  • Игрушки ребенка должны носить не только развлекательный, но и полезный для него характер
  • Игрушки должны обязательно соответствовать возрасту ребенка
  • К числу наиболее полезных для ребенка игрушек относятся конструкторы, а также пазлы для сборки

Изобразительное искусство

Учитывая то, что изобразительное искусство является одним из наиболее мощных инструментов развития творческих способностей ребенка, необходимо чтобы ему были доступны самые разнообразные средства художественной выразительности – карандаши и краски, фломастеры и цветные мелки.

Занятие по рисованию в детском саду
Занятие по рисованию помогает развивать творческие способности
  • Материалы для рисования также должны отличаться разнообразием. Разрешите ребенку порисовать на разных поверхностях – гладких, шероховатых и т.д.
  • Ничего страшного, если в процессе рисования ребенок испачкает одежду или руки. Более того, рисование пальцами признается психологами не только средством творческого развития, но и отличной антистресс-терапией. Но, в то же время обязательно приучайте ребенка следить за чистотой и порядком на рабочем месте.
  • Совмещайте рисование с изучением формы, цвета; изучайте разнообразные техники живописи, позволяющие получить результат, который нужен ребенку.

Лепка

Лепка – одно из лучших средств развития и совершенствования навыков мелкой моторики, а также позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности и фантазию ребенка.

Лепка - способ развития
Лепка — способ развития воображения
  • Начинать лепку лучше всего с самых простых деталей – геометрических фигур (шариков, кубиков, колечек, колбасок и т.д.).
  • После того как ребенок освоит наиболее простые формы, предложите ему попробовать вылепить что-нибудь посложнее.
  • Ребенку будет легче и приятнее работать с пластилином, если он будет ярким и приятным на ощупь. Желательно также размять его перед началом занятия.

Чтение книг

Приобщать ребенка к чтению книг необходимо начиная с самого раннего возраста. Это не только позитивно скажется на его интеллектуальном и творческом развитии, но сформирует у него привычку к чтению, а также хороший литературный вкус в будущем.

Чтение книг и воображение
Чтение книг и воображение тесно взаимосвязано
  • Чтение должно занимать не менее получаса в день – причем, как утром, так и перед сном, когда ребенку будет легче воспринимать информацию
  • Подбирая материалы для чтения, необходимо учитывать как возраст ребенка, так и его интересы
  • По мере взросления ребенка обогащайте его литературные представления сказками, детской поэзией, простыми рассказами и т.д.
  • После прочтения книги старайтесь организовывать обсуждение каждой книги с ребенком. Это позволит решить задачу не только творческого, но и морально-нравственного развития
  • Ближе к окончанию дошкольного детства запишите ребенка в библиотеку, регулярно посещайте ее вместе
  • Немалую пользу ребенку принесет проигрывание с детьми сценок из полюбившихся книг. Причем, будет хорошо если вы дадите ребенку возможность не только исполнять ту или иную роль, но участвовать в подготовке сценария, оформлении костюмов и т.д.
  • Развитие речевого творчества дошкольников также невозможно без хорошего словарного запаса, который также обеспечивается чтением.
  • Немаловажную роль в воспитании детей также будет играть устное народное творчество. Обязательно читайте детям сказки народов мира и объясняйте, чему именно они учат.
  • Если к моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенок уже овладеет навыками чтения, вы можете доверять ему самостоятельно чтение книг. Если же нет – не стоит торопить его. Излишне интенсивные занятия на развитие школьных навыков не только создадут излишнюю нагрузку, но могут негативно сказаться на мотивации ребенка к обучению в будущем.

Музыкальное развитие ребенка

Музыка, особенно классическая, благотворно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и настроение ребенка. Она успокаивает ребенка, устраняя излишнюю тревожность и возбудимость. Поэтому с самого раннего возраста его нужно приобщать к классике (похожий эффект также имеют натуральные звуки живой природы).

Музыка и рисунок
Музыку можно объединить с изобразительным искусством

Учитывая то, что классическая музыка довольно непроста для восприятия, начинать можно с классических произведений в специальной аранжировке для самых маленьких.

Развитие мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики обязательно для ребенка старшего дошкольного возраста потому, что именно эти навыки дают ему возможность осуществлять большинство видов творческой деятельности.
  • Наиболее существенную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, лепка, раскрашивание.

Обязательные условия творческого развития ребенка

Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.

Театр для развития воображения у детей
Театр для развития воображения играет важную роль
  • Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)
  • Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.
  • Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнение Кляксы как игра
Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На  KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Источник: detki.guru

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Девочка в костюме бабочки и с бабочкой

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством. Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

 Папа с дочкой читают на ночь сказку на ночь

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

 Замок из облаков

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

«Совет. Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои».

 Мальчик читает книгу и фантазирует

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Видео о том, как с помощью необычной книги можно заниматься с ребёнком, развивая фантазию и воображение

Источник: paidagogos.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.