Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:


  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:


  • развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
  • развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии — опорно-двигательный аппарат);
  • активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);

  • получение представлений о сенсорных эталонах и их закрепление (в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с сенсорными образцами — формой, цветом, размером, в средней учатся находить эти формы в окружающих предметах, а в старшем пытаются своими руками создавать объекты, воспринимаемые глазом);
  • тренировка мелкой моторики (в младшем возрасте это важно для развития речи, в среднем и старшем дошкольном — для подготовки руки к письму);
  • пополнение словарного запаса и представлений о языке (дети первой, второй младших групп расширяют пассивный и активный словарь, знакомясь с названиями материалов для поделок, простейшими операциями – «приклей», «сложи», «проведи линию» и пр., в средней и старшей ребята учатся воспринимать цельные инструкции по выполнению работы, а также составлять собственные по образцу отработанных — к примеру, объясняя товарищу порядок склеивания квадратиков из цветной бумаги при работе с кубиками Никитина);
  • воспитание умения заниматься совместной деятельностью (так, в первой младшей группе от детей в этом смысле не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая друг другу, во второй и средней ребята учатся помогать товарищам, чтобы к старшему дошкольному возрасту прийти к выполнению заданий в парах и мини-группах с распределением обязанностей — все вместе отбирают подходящие по теме картинки, один располагает их на листе, а третий клеит).

Видео: развитие творческих способностей дошкольника через продуктивную деятельность на примере нетрадиционных изобразительных техник

Подробнее об организации и проведении занятий по развитию творческих способностей можно узнать из нашей статьи — Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду.

Виды продуктивной деятельности

В дошкольных образовательных учреждениях дети осваивают следующие виды продуктивной активности:

  • рисование (кроме традиционной техники, малыши осваивают целый ряд нетрадиционных — рисование ватными палочками, пальчиками, штампами и пр.);
  • лепку (из пластилина, кинетического песка, полимерной глины, теста);
  • конструирование (в младшем дошкольном возрасте это в основном кубики, природный материал, в среднем и старшем список пополняется моделированием из бумаги, конструкторов);
  • пение, хореографию, театрализованную деятельность;
  • занятия с макетами (этот вид продуктивной деятельности практикуется в основном в старшем дошкольном возрасте, например, когда ребята создают вместе с родителями макет проезжей части и с его помощью отрабатывают ПДД, подключая театрализованную деятельность с картонными куклами).

Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности (кроме макетов) происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.

Например, при изучении темы «Домашние животные» в средней группе на занятии лепкой мои воспитанники получают задание сделать козлёнка. Фигурку можно сделать объёмной, если малыши хорошо освоили навык раскатывания «колбасок» между ладошек, создания «шариков», умеют сглаживать, прищипывать места соединений. Если же создание пропорциональных объёмов через «колбаски» и «шарики» вызывает у ребят затруднение, отработать эти навыки я им предлагаю в процессе выполнения поделки на плоскости, то есть разместив её на картоне. При этом обязательно нужно обсудить с ребёнком недостатки в выполнении элементов (несоблюдение пропорций, неравномерное приложение усилий для прищипывания и пр.).

Это интересно. Продуктивная активность включается не только в непосредственно образовательную деятельность, и другие виды самостоятельной и совместной деятельности малышей. На прогулках, например, это реализуется, когда дети делают куличики в песочнице. А в рамках досуговой активности практика осуществляется тогда, когда, к примеру, малыши старшего дошкольного возраста рисуют наперегонки или вместе с родителями и соревнуются в командах за звание лучшего художника группы.

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду

В психолого-педагогической и методической литературе выделяется четыре этапа развития продуктивной деятельности детей:


  • накопление и расширение комплекса знаний, умений и навыков в первой младшей группе (дети знакомятся с элементарными формами, получают представление о размерах объектов, например, собирая пирамидку учатся собирать кольца от большего к меньшему, или рисуют линии красками, карандашами и фломастерами, а педагог комментирует различия в толщине и интенсивности цвета);
  • подражание во второй младшей группе (дети на примере взрослых осваивают основные модели творческой деятельности — клеят аппликации, рисуют, лепят и т. д., а также знакомятся с базовыми технологиями в каждом виде деятельности — с монотипией в рисунке, с изображением на плоскости в лепке, с аппликацией из заготовок, а также осваивают сюжетно-ролевые игры, основанные на личном опыте ребят, к примеру, «Дочки-матери», «У врача» и др.);
  • преобразование в среднем дошкольном возрасте (дети выполняют творческие задания по образцу, к примеру, повторяют комплекс из 3–4 танцевальных движений за педагогом, но опираются при этом на свои возможности, поэтому у кого-то это задание получается сразу, а кто-то из-за недостатка чувства ритма не может повторить всю последовательность и с третьего раза);
  • поиск альтернатив в старшем дошкольном возрасте (дети выполняют задание по словесному (!) заданию педагога, например, в рамках закрепления темы «Я будущий первоклассник» рисуют школьные принадлежности — у каждого малыша будет свой набор, способ размещения на листе, цветовая палитра).

Это интересно. Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. Так, подражая во второй младшей группе, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте. К примеру, в подготовительной группе ребята дополняют ряд сенсорных эталонов, знакомясь с метрической системой мер.

Методы организации продуктивной деятельности

Выделяется четыре метода организации практической деятельности детей:

  • информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
  • репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
  • эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
  • исследовательский, предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах, как в задании для подготовишек «Нарисовать впечатления о лете»).

Приёмы для занятий продуктивной деятельностью

Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.

Таблица: виды наглядных приёмов в практической деятельности

Группа речевых приёмов

Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.

Беседа

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается. К примеру, во второй младшей группе ребята, получив задание нарисовать яйцо, сначала его обследуют, а затем, отвечая на наводящие вопросы педагога («Яйцо круглое?», «Яйцо одинаковое со всех сторон?» и т. д.), систематизируют свои представления о его форме. Важно: беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.


Объяснение

Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер. Например, в работе над рисунком одуванчика отпечатком скомканной бумаги, педагог даёт такой комментарий: «Чтобы получить такой красивый одуванчик, мы должны быть предельно аккуратны. Берём кусочек газеты и комкаем её в тугой шарик. Открываем краски. Обмакиваем шарик в жёлтую краску и прикладываем его по центру листа. Карандашами дорисовываем стебель, листочки. Выбрасываем «печать», складываем карандаши, краски по местам, оттираем руки».

Это интересно. Объяснение в старшем дошкольном возрасте часто приобретает форму совета или напоминания с короткими словесными инструкциями.

Поощрение

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого (!) ребёнка используется поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу. Иными словами, если педагог похвалил мальчиков 6–7 лет, разучивающих танец к 8 Марта, можно ожидать того, что эти малыши сами попросятся участвовать в мероприятии, посвящённом Дню победы, с хореографическим номером.


Художественное слово

Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней или старшей групп отгадывают такие шуточные загадки:

  • На плите стоит — пыхтит.
    В нём вода бурлит — кипит.
    Из-под крышки выйдет тучка,
    Носик есть и сбоку ручка.
    Чайных чашек всех начальник.
    Называется он… (чайник)!;
  • Кудревато Слон пыхтит,
    Но нас чаем угостит.(Чайник).

Это интересно. Чтение как приём мотивации к продуктивной деятельности применяется с детьми, владеющими этим навыком. Например, перед сборкой деталей самолёта из блоков, малыши читают инструкцию по созданию модели.

Игры

Универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями разработки:

  • формулированием игровых задач (например, в старшей группе дети формулируют правила этикета для Буратино);
  • активным развитием смысла развития игры (сделать портрет Буратино);
  • собственно игровыми действиями (малыши рисуют портреты Буратино, а потом дарят друг другу).

Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть:

  • моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых);
  • имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов;
  • звукоподражательными (дети голосом создают образ, к примеру, при изучении темы «Дикие животные» педагог предлагает ребятам старшей группы показать разных жителей леса — волка, медведя, сову и др.).

Картотека тем по продуктивной деятельности

Поскольку практическая деятельность реализуется во всех направлениях образовательного процесса, картотека тем составляется в рамках учебно-воспитательных курсов и совпадает с тематикой занятий, на которых этот вид активности вводится. Например, в курсе формирования целостной картины мира (ФЦКМ) при изучении в старшей группе темы «Космос» дети выполняют аппликацию планет солнечной системы «Космос». А вот, так сказать, в концентрированном виде продуктивная деятельность представлена в планировании образовательных курсов этого направления:

  • рисования;
  • лепки и аппликации;
  • физической культуры, хореографии (если в ДОУ есть специалисты для занятий с детьми танцами);
  • музыки;
  • конструирования и моделирования (в программе «От рождения до школы», по которой работает бо́льшая часть детских садов в стране, этот курс называется «конструктивно-модельная деятельность»).

Таблица: перспективный план по рисованию в средней группе (фрагмент)

Автор — Каштанова Е.П., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», г. Саранск.

Таблица: перспективный план конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе (фрагмент)

Автор — Миронова Н.Н., воспитатель МБДОУ ДС ОРВ № 37 «Лучик», г. Химки.

Временной план занятий

Хронометраж занятий продуктивной деятельностью зависит от возрастной группы детей:

  • первая младшая — 15 минут;
  • вторая младшая — 20 минут;
  • средняя — 20–25 минут;
  • старшая и подготовительная 25–30 минут.

При этом все четыре этапа работы будут одни и те же, вне зависимости от направления творческого занятия:

  • введение и объяснение задания (от 5 до 8 минут), включающее беседу или игру для мотивации малышей, рассматривание образца или наблюдение, показ способов воплощения образа, физминутка и закрепление порядка выполнения творческого задания;
  • основная часть — от 6 до 15 минут — выполнение задания детьми и реализация приёмов индивидуализации (советы, указания малышам, испытывающим трудности);
  • подведение итогов — от 4 до 7 минут (поощрение и анализ работ педагогом, а в средней и старших группах и самими детьми).

Это интересно. Занятия продуктивной деятельностью от уроков другого направления отличает проведение физкультминутки на первом, вводном, этапе. Это объясняется тем, что основная часть имеет цельную структуру, посвящённую выполнению творческого задания, которую нарушать нельзя.

Таблица: Варганова А.С. конспект занятия по продуктивной деятельности (рисованию) на тему «Подснежники» во второй младшей группе (фрагменты)

Таблица: Доронина Ж.В. конспект занятия по аппликации «Птица счастья» в подготовительной группе (фрагменты)

Видео: лепка в первой младшей группе — занятие на тему «Проложим дорожку из камешков для Колобка»

Видео: рисование во второй младшей группе — занятие на тему «Дождь идёт»

Видео: конструирование в средней группе — занятие на тему «Мебель»

Видео: аппликация в старшей группе — занятие на тему «Корзина с цветами» (групповая работа)

Видео: рисование в подготовительной группе — нетрадиционная техника рисунка через мокрую марлю

Анализ продуктивной деятельности в ДОУ

Все виды деятельности в детском саду регулярно, два раза в год, анализируются. Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика продуктивной деятельности по Т.С. Комаровой — доктора педагогических наук, автора целостной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также соавтора образовательной программы «От рождения до школы». По ссылке можно ознакомиться с образцом диагностической карты. Для проведения анализа в группах разного возраста можно воспользоваться традиционным инструментарием.

В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений:

  • речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения);
  • подвижные (для развития мелкой и общей моторики);
  • манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками), применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму;
  • музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.

Источник: melkie.net

Игра — не единственная деятельность, которая влияет на

психическое развитие ребенка. Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих

видов деятельности является то, что они направлены на создание

того или иного продукта — рисунка, конструкции, аппликации. Но

каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности,

требует овладения особыми способами действия и оказывает свое

специфическое влияние на развитие. Развитие графических образов. Мы уже видели, что истоки

изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему

детству. К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже

имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических

образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы.

Однако эти изображения имеют с предметами лишь самое

отдаленное сходство. Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов

совершенствования изобразительной деятельности. Это совершен-

ствование имеет длительную историю. В детский рисунок

внедряются разные формы опыта, который ребенок получает

в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия,

самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых.

Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета,

которые можно воспринять зрительно. Ребенок же использует весь

опыт. Поэтому среди детских рисунков наряду с изображениями,

соответствующими зрительному восприятию, можно встретить

такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на

предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети

плоскую остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее

ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него коротень-

кими черточками, которыми они пытаются подчеркнутьостроуголь-

ность изображаемого предмета. Такие изображения остроуголь-

ных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели

сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой

кругообразной линии. Графическая форма, в которой дети изображают предметы,

обусловлена прежде всего тремя моментами: имеющимися в распо-

ряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатле-

нием от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобрета-

емым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает

в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание

предмета, свое знание о нем. Так, один маленький мальчик,

наблюдавший, как мать рисует женскую фигуру, настаивал, чтобы

сперва были нарисованы ноги, а затем уже платье.

Бедный, едва намеченный рисунок ребенка показывает, что он

не делает серьезной попытки точно и полно воспроизвести

изображаемый предмет. Очень часто, когда ребенок рисует

человека без волос, ушей, туловища и рук, его «искусство»

остается далеко позади его познаний. Ребенок рисует, опуская

части и детали, которые ему кажутся неважными.

Для того чтобы проследить, в какой мере при изображении

сложных предметов дети стремятся отобразить их реальные

особенности, было проведено следующее наблюдение. Детям

предлагали рассмотреть чучело белки. Каждый ребенок получал

возможность поиграть с белочкой, рассмотреть ее мор-

дочку, лапки, погладить ее по шерстке. При этом он оста-

вался в полном неведении относительно того, для чего

ему дали белку. Минут через пять у ребенка забирали бе-

лочку и предлагали нарисовать ее. Оказалось, что детям

в равной мере свойственно опираться как на зрительное,

так и на двигательно осязательное знание о предмет

Таким образом, ребенок создает изображения, которые

в определенной степени соответствуют предмету. Характер изобра-

жений определяется способом обследования и тем, что выделяет

для себя ребенок в процессе обследования. Дети, гладившие белку

и отмечавшие ее мягкость, пушистость, максимальное внимание

уделяли затем изображению шерсти, часто упуская многие детали

строения тела животного, а дети, которые тщательно рассматрива-

ли чучело зверька, стремились передать все, даже мелкие

характерные детали (например, коготки).

Характерно, что дети способны узнавать изображения,

сделанные сверстниками. Так, детям предложили несколько

игрушек, не похожих ни на какие известные. Они могли рассмот-

реть их, потрогать, поиграть. После того как дошкольники

привыкли к игрушкам и запомнили их названия, нескольким детям

из каждой возрастной группы предложили нарисовать все

игрушки. Сначала дети рисовали по памяти (игрушки были

спрятаны). Во второй раз дети рисовали, когда игрушки находи-

лись перед ними. Затем все рисунки предъявляли детям, знакомым с игрушками,

но не изображавшим их. Оказалось, что дети узнают в рисунках

своих сверстников игрушки, причем узнают не только изображе-

ния, отражающие достаточное число признаков, но и такие

рисунки, в которых передается один-два существенных с точки

зрения маленького художника признака. Хотя детский рисунок ориентирован на отражение действитель-

ности, он очень часто не соответствует тому, что ожидает увидеть

взрослый. Когда один ребенок рисует машину с количеством колес,

во много раз превышающим число, отпущенное конструкторами,

у другого ребенка такой рисунок не вызывает сомнений. Взрослый,

рассматривая подобный рисунок, упрекает ребенка за то, что это

вовсе не похоже на машину («Скорее похоже на нитку с бусами!»).

Дошкольник огорчается. Он не доволен взаимным непониманием.

Но как бы ребенок ни противостоял взрослому, он ориентирован

прежде всего на то, чтобы быть таким, как взрослые. Рисунок

ребенка поэтому медленно, но верно развивается в направлении,

приемлемом для данной культуры. В построении графических

образов ребенок все больше ориентируется на зрительные

впечатления. К этому приводят его, безусловно, взрослые, которые,

отвергая неудачный с их точки зрения рисунок, предлагают

посмотреть на предмет. Рисование с натуры возникает под влиянием специального

воздействия взрослого. Если наблюдать за рисующими детьми,

перед которыми поставили предмет, то можно установить общую

для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на

предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге.

У ребенка, как правило, нет потребности в систематическом

наблюдении натуры, и потому его рисование даже при наличии

натуры скорее можно оценить как рисование по представлению.

Образование графических шаблонов. Создаваемые в процессе

обучения условия побуждают детей совершенствовать графические

образы, вносить в них новые элементы, отображающие ха-

рактерные черты изображаемых предметов. Постепенно графиче-

ские образы становятся все более соответствующими реальному

предмету. Однако детскому рисованию присуща известная тенден-

ция к закреплению привычных графических образов. При

определенных условиях это превращает образы в застывшие

шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма

прочные образования, так как они отвечают элементарным

требованиям изображения и находят признание у окружающих

людей. Распространенными шаблонами являются изображения

домиков, цветов, деревьев и т. п. Подобные шаблоны обладают

удивительной живучестью — на протяжении десятилетий они

передаются из поколения в поколение. Усваивая шаблон, ребенок

начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его

совершенствовании. Только специальная задача, возникшая в про-

цессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона,

пририсовывать к нему отдельные детали. Например, если юная

художница рисует себя и папу, то для портретного сходства одному

человечку пририсовывается каракулька, означающая бант, а дру-

гому — папироса с неописуемо густым дымом. С детьми дошкольного возраста проводили следующий опыт.

Им показывали поочередно желудевых человечков. У первого

человечка не было шеи. У остальных шея была, причем у каждого

последующего длина шеи увеличивалась на ‘/2 сантиметра. Дети

с легкостью начинали рисовать человечка, но на шею долго не

обращали внимания. Многие из них спохватывались лишь после

шестого-седьмого предъявления. В этом случае дети либо сразу же

рисовали необычайно длинную шею, где ей положено быть, либо

пририсовывали ее вертикально сверху головы, либо рисовали

в виде галстука, идущего от головы вдоль всего туловища. Этот

пример показывает, что затвердевшие шаблоны затрудняют

рисование, соответствующее реальному предмету. Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны

представляют большую опасность для развития детского рисова-

ния. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не

научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем

определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение

застывших шаблонов. Таким образом, в развитии детского рисунка тенденция

к развитию графических образов сталкивается с тенденцией

к закреплению этих образов, превращению их в графические

шаблоны. От того, какая из этих тенденций будет преобладать,

в значительной мере зависит судьба детского рисования. А это,

в свою очередь, определяется главным образом особенностями

обучения. Обучение, основанное на копировании готовых образцов,

способствует образованию шаблонов. Обучение, направленное на

совершенствование способов передачи свойств объекта в изобра-

жении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму

рисунков. Поэтому воспитатели должны обратить особое внимание

на развитие изобразительной деятельности детей.

Использование цвета. В ходе развития рисования у ребенка

появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают

проявляться две тенденции в использовании цвета. Одна тенденция

заключается в том, что ребенок использует цвет произвольно,

т. е. может раскрашивать предмет или его части любыми красками,

часто не соответствующими реальному цвету предмета. Так,

у нарисованного человека одна рука может оказаться красной,

а другая — синей; отдельные пряди волос на голове могут быть

нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается

в том, что ребенок стремится окрасить изображаемый предмет

в соответствии с его действительным цветом. При этом дети

используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного

признака и закрашивают изображение предмета однотонно, без

передачи оттенков. Это объясняется тем, что часто дети пользуются

знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя

собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены

цветовыми штампами (трава зеленая, дерево с зеленой кроной

и коричневым стволом, солнце красное или желтое).

Свободное применение цвета в детском рисунке может иметь

глубокие основания. Только у совсем маленьких детей (двух-трех

лет) одинаковое отношение к краске любого цвета. Получив в руки

кисть и бумагу, они мажут всеми красками без разбора. Когда

ребенка спрашивают, какая самая красивая, он отвечает: «Все

красивые». Но уже в три-четыре года положение вещей суще-

ственно меняется. Характерная особенность детских рисунков та, что в них дети

выражают свое отношение к самому рисунку. Все «красивое» дети

изображают яркими красками, часто с нарядными орнаментами.

«Некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо исполняя

рисунок. Взрослый художник и злодея будет тщательно прорисовы-

вать, находя особые приемы для выражения отрицательного

отношения к изображаемому субъекту. Ребенок разрешает себе

нарисовать злодея, бабу-ягу, забияку небрежно — с его точки

зрения они не стоят стараний. Таким образом, цвет и тщательность

прорисовки выражают отношение ребенка к содержанию рисунка.

Эмоционально воспринимая цвета и предпочитая один цвет

другому, ребенок часто использует любимый цвет не для передачи

реального цвета предмета, а для украшения изображаемого.

Поэтому дети раскрашивают изображенные предметы цветными

полосами или узорами, которые вовсе не свойственны им.

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влия-

ние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании

переходит от диффузных (неопределенных) графических образов,

выступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно

изображению конкретного реального предмета. Развитие изобра-

зительной деятельности в таком направлении требует от ребенка

прежде всего развития восприятия и мышления, умения не только

смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по

принятым изобразительным законам. Использование цвета в свою

очередь влияет на развитие восприятия и эстетических чувств

ребенка.

Источник: studopedia.org



Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Вместе с ведущей деятельностью дошкольника — игровой — одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.

Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала, собирание мозаики, вышивание, рисование, лепка и аппликация. Как считает Л. Ю. Алексеева, «от игры данные занятия отличаются тем, что связаны с созданием какого-то итогового продукта — рисунка, постройки, поделки и так далее. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата» [1, с. 176].

Все продуктивные виды детской деятельности направлены на создание того или иного результата. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и представлениями. Например, в ДОО применяют предметное, сюжетное и декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка.

Поэтому, как считает коллектив авторов: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец — педагог «должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев» [4, с. 581].

При этом важно поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель. Лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, «очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет), сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями)» [5, c. 6].

Другой вид продуктивной деятельности — аппликация — позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, соломка и т. д.).

Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка:

− по образцу;

− по условиям;

− по замыслу.

Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры-головоломки. Большую популярность в работе с дошкольниками, считает С. Климова и Ю. Чичиланова, «приобретает LEGO конструирование. Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща» [6, с. 95].

Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами; изготавливают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани дети осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.

В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, общая и мелкая моторика руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество.

Кроме того, овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе. Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности, сформировать мотивацию к предстоящей работе, подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей, предоставить свободный доступ к художественным материалам, предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели, оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве, признавать детские достижения.

Как отмечают авторы О. В. Бережнова и Л. Л. Тимофеева, «взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы). Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно» [2, с. 30].

Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации всех образовательных областей по ФГОС ДО. Рассмотрим на примере организации работы по математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. По словам Т. Н. Дороновой, «она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии» [3, с. 61].

В воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.

Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Литература:

  1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
  2. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
  3. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–64.
  4. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
  5. Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
  6. Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 95–99.

Источник: moluch.ru

марина шекалина
Опыт работы по теме «Продуктивная деятельность старших дошкольников»

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.

Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. В данном опыте, я не буду представлять традиционные техники изобразительной деятельности, а остановлюсь на таких техниках как:

монотипия, по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении;

граттаж еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов;

пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие — бумага должна быть достаточно мягкой;

Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.

Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества (устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности. Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.

Существуют следующие виды конструирования:

• из строительного материала,

• наборов конструкторов,

• бумаги,

• природного, и других материалов.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести:

• органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.);

• целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;

• создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать).

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является всестороннее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную деятельность.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

• развитие творческого воображения ребёнка,

• формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,

• развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,

• воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,

• формирование умения предвидеть будущий результат;

• обогащение и развитие речи;

• формирование пространственных представлений,

• развитие мускулатуры руки, координации движений,

• стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности,

• формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Содержание продуктивной деятельности, проводимой мною с детьми, следующее:

работа по образцам;

работа по графическим схемам;

работа по словесному описанию;

работа по понятию;

работа по замыслу.

Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

• изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

• создание произведений для собственной художественной галереи;

• создание макетов;

• изготовление украшений и сувениров к праздникам (поздравительные открытки, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр.);

• создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей, летопись группы, дневник природы, книга сказок);

• создание коллективного рассказа, где все слова начинаются с одной буквы и пр., данный вид деятельности развивает устное творчество детей, способствует освоению чтения и письма;

• подготовка материалов для «театра»(спектакля) — изготовление декораций, элементов костюма и пр. Данный вид деятельности связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.

Результатом проделанной работы является:

• создание системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников;

• формирование у детей творческих способностей;

• улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;

• успешное подготовка детей к обучению в школе.

Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей. В настоящий момент в речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.

Занятия непосредственно-образовательной деятельностью с детьми проводились по следующим направлениям:

• пересказ программных литературных произведений и рисование отдельных эпизодов с целью составления иллюстраций этого произведения,

• индивидуальное придумывание слов на заданную букву, составление предложения из этих слов и рисование сюжетной работы,

• сочинение небольших стихов, по определённой форме, написанных на поздравительной открытке,

• составление описательного рассказа о своей постройке, семье, гербе семьи, о себе,

• рисование в виде знаков, по типу дорожных, правил поведения в группе, раздевалке и т. п. ,

• придумывание сказок о городе и запись их с использованием мнемотехники,

• использование пиктограмм при рисовании сказки по условию и запись её содержания воспитателем,

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

Детские поделки использовались в оформлении детского сада, были организованы выставки поделок из природного материала.

При взаимодействии с родителями использую следующие формы работы:

• консультации,

• папки – передвижки;

• провожу выставки с участием родителей,

• изготовление поделок,

• развлечения,

• родительские собрания.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносили разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью.

1 год обучения

Месяц Содержание работы Итоговый продукт

ноябрь Проектная деятельность по теме: Знаки дорожного движения. Конкурс «Мой дорожный знак». Создание макета «Транспорт и люди».

декабрь Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

январь Знакомство с техникой «плетения» из бумажных полосок. Выставка работ детей «Звери в клеточку».

февраль Техника «оригами». Складывание сердечек. Поздравительная открытка для родителей.

март Изготовление «гофротрубочек» с целью создания живописных работ. Выставка «Мой космос». Коллективная работа «75 лет Калинискому району».

апрель Знакомство детей с техникой «торцевание». Создание выставки детских работ «Мой пушистик».

май Техника «квиллинг» или «бумагокручение» (использование полосок из гофрокартона). Оформление пригласительных открыток на праздник.

2 год обучения

Месяц Содержание работы Итоговый продукт

ноябрь Знакомство с техникой «монотипия». Развитие творческого воображения ребёнка. Создание выставки работ «Там, на неведомых дорожках.»

декабрь Техника «граттаж» или «цап-царапки». Развиваем навыки ручного труда. Выставка работ детей «Силуэты родного города».

январь «Мозаика из бумажных комочков» — один из видов детской аппликации. Начало изготовления индивидуальных подарков к Дню Защитника Отечества.

февраль Знакомство детей с «портретом», «горельефом», «барельефом». Поздравительная открытка и барельеф папы к празднику.

март Знакомство с техникой «пуантирование». Создание афиш к спектаклю «Красная Шапочка».

апрель Модельное конструирование из бумаги (картона) и проволоки. Изготовление самодельных часов для занятий НОД.

май Техника «квиллинг» или «бумагокручение» (использование полосок из тонкой бумаги). Оформление пригласительных открыток на выпускной бал.

Систематическая работа продуктивной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста привела к созданию системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников, что способствовало формированию у детей творческих способностей, улучшило психологическое самочувствие каждого ребенка в группе и позволило успешно подготовить детей к обучению в школе.

Литература:

• Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование, М., 1999г. ,

• Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., 2005г. ,

• Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М., 2005 г. ,

• http://spb-tei.ru/2005/08/18/produktivnye-vidy-dejatelnosti. html,

• http://disslib.ru/catalog/117/28214,

• http://dohcolonoc.ru/cons/1617-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-rechi-starshikh-doshkolnikov.html,

• http://stranamasterov.ru/.

Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector