Развитие патриотизма

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности.

Важность проблемы, необходимость ее решения в интересах консолидации российского общества и укрепления государства актуализировали неотложность принятия мер на государственном уровне, что проявилось в разработке Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России.


щепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.

Проблема патриотического воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле эта проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

В новых исторических условиях патриотическое воспитание приобретает поступательный системный характер. Основным механизмом формирования патриотизма у подрастающего поколения является образовательная и воспитательная системы Центра развития творчества  детей имени Ивана Яковле6ва . Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Как и в любом направлении воспитательной деятельности, в формировании патриотизма сложно прогнозировать успех, если деятельность в этом направлении не опирается на целостный, системный подход. Формирование подлинного патриотизма связано с развитием личности ребенка в целом.

Учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, которое представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности ориентиров. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание  патриотического воспитания учащихся.


В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться  беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности. Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива,  страны, цивилизации.


Сегодня существуют десятки различных разновидностей  патриотизма. Наиболее известными являются: советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатриотизм; религиозный патриотизм; патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм и д. В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза  появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» и др.

Философ  Н.М. Ильичев выделяет следующие группы, так или иначе извращающие сущность, содержание и роль патриотизма:

1. Отрицание патриотизма: а) сводящие патриотизм к свойству «негодяев» (Чередниченко); б) рассматривающие патриотизм анахронизмом (Амосов); в)отрицающие возможность его определения (Гайдар).

2. Извращение сущности патриотизма: а) сведение патриотизма лишь к местному (Старовойтова, Доренко, Шульгин); б) оценка его как интимного (Ельцин, А.Н.Яковлев, Писарев); в) отождествление патриотизма лишь с государственным патриотизмом (Радзиховский, Хворостов); г) постановка знака равенства между патриотизмом и национализмом (Баркашов, Лимонов); д) оценка патриотизма как  неподдающегося воспитанию (Ельцин, Полозов); е) сведение патриотизма лишь к совокупности возможностей (Попцов).


3. Клевета на носителей патриотизма: а) на всех русских (Заславская, Щербина, Марк Захаров); б) на ветеранов (Юрьев, Кученкова);  в) на гениев русского народа (Синявский, Хворостов, Мень); г) на все прошлое русского народа (А.Н.Яковлев); преклонение перед американским (Познер, Хворостов) и т.д.

Так,  главный редактор газеты «Версия» Рустам Арифджанов создал ложную версию, размышляя о патриотах и террористах. «На мой взгляд, – пишет он, – терроризм начинается с того момента, когда человека убеждают, что за Родину или идею нужно умереть. Когда самоубийство за идею считается примером или подвигом». Отсюда его авторское неприятие героических поступков Матросова, Талалихина, Гастелло.

Вступая с ним в полемику, профессор В.М. Шепель  пишет: «Если следовать этой логике Р. Арифджанова, то надо снять со сцены оперу М.Глинки «Иван Сусанин» с его верой в царя, и 28 панфиловцев поступили опрометчиво, отдав свою жизнь за Отечество в недалеком Подмосковье.

Выходит партизаны Белоруссии и Украины по своим боевым деяниям – это террористы, как их не называй. Как считает Рустам Арифджанов, жертвовать своей жизнью за идеалы – это идеология веков прошлых поколений. Новым поколениям, которым принадлежит будущее нашего Отечества, «не рекомендовано» самопожертвование ни за Родину, ни за идеалы, ни за какие-то духовные ценности. Ибо это фанатизм, рождающий зло в виде терроризма.


Это обыкновенное самоубийство!

Покончив с социализмом, многие поспешили возрадоваться устранению многолетнего противоборства двух крупнейших общественных систем, забыв, что в мире разлита энергетика людского соперничества. И образовавшийся вакуум был довольно быстро заполнен религиозным противоборством различных  течений.

Это более сложное и менее аргументированное идеологически противостояние, в котором обыденное сознание становится определяющим мотивом поведения людей.  Разделяя обеспокоенность Р.Арифджанова по поводу того,  как  остановить религиозного фанатика, нельзя согласиться с его некорректной трактовкой патриотизма.

Один из специалистов патриотического воспитания молодежи   А.Н. Вырщиков  выделяет следующие   разновидности  патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.


3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа, например, чувашский патриотизм. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием  формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять  и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и  духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, на наш взгляд, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой  и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

На мой взгляд наиболее точным и всесторонним является определение данного профессором Ильичевым Н.М.: «патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» (см.: «Вестник Российского философского общества», 2003, №3, с.87). Из данного определения вытекает, что в содержание патриотизма входит четыре основных элемента.


Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно  опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у обучающихся.

Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян. Чего  только стоит  утверждение З. Бжезинского, одного из идеологов «нового мирового порядка», направленного, по его словам, «против России, за счет России и на обломках России» («Правда», 1998,  № 43).


К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью.  Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

Как утверждал один из исследователей девиантного поведения людей Э. Дюркгейм, «самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми».

Вот почему для успешной борьбы с террористами-фанатиками недостаточно одних силовых действий по отношению к обществу, религиозных конфессий, политических партий, как советует автор статьи. Надо уберечь людей, имеющих ложное представление о патриотизме, от религиозной ненависти к другим народам, посодействовать в социально-экономическом обустройстве их стран, помочь осознать бесценность  собственной жизни и жизни других людей и подвести к пониманию патриотизма как общечеловеческой гуманитарной ценности. Л.Н. Толстой в своем  итоговом произведении «Путь к жизни» обращается к словам Паскаля: «Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом все  его достоинство и вся его заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно».


государственные силовые альянсы, ни карательные  акции против терроризма религиозного толка не дадут успокоительных результатов, если процветающие мировые  державы, опираясь на цивилизованные силы в мусульманском мире, не займутся интернационализацией нравственных ценностей, не окажут экономической поддержки в его гуманитарном просвещении. Надо, чтобы как можно больше людей во всем мире умели бы правильно мыслить. А потому почитали бы патриотов и презирали бы любых террористов», – пишет В.М. Шепель в  журнале «Мир образования – образование в мире» (2001, № 4, с.210 -212).

Сильным стимулом воспитания у народа патриотизма является уяснение всеми его значения. Из определения патриотизма, данного  Н.М. Ильичевым вытекают следующие его функции:

1. Мировоззренческая. Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее  общих взглядов человека на мир и  на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения.

2. Методологическая. Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.

3. Коммуникативная. Проистекает из того, что патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.

4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.


5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных  общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять всевозможные  антипатриотизмы, запрудившие современные российские СМИ.

Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива, всей страны, – пишет Ильичев Н.М. в «Вестнике Российского философского общества» (2003, №3, с.88-89).

Следует подчеркнуть, что педагогическая трактовка  качества патриотизма не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя со­ответствующую потребностно-мотивационную сферу лич­ности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характери­зуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения патриотизм определяется в педагогике как та­кое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в со­блюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных наций, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к язы­ку, национальным обычаям и традициям других народов. Приведенные определения позволяют более детально уяснить содержание этих качеств. В частности, патрио­тизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное от­ношение к языку своего народа; заботу об интересах ро­дины; проявление гражданских чувств и сохранение вер­ности и преданности родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважи­тельное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отноше­ний исследователи относят: уважительное отношение к людям различных стран и национальностей; соблюдение мораль­ного такта по отношению к языку, национальным обы­чаям и традициям других народов; проявление позитив­но-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов; стремление поддержи­вать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.

Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений?

Как пишет И.Ф. Харламов в  учебном пособии «Педагогика», для формирования патриотизма и культуры межнаци­ональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступа­ют как носители указанных качеств. Такими компонен­тами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, пове­денческий и волевой.

Формирование патриотизма осуществляется прежде всего в системе учеб­ных занятий, а также в процессе разнообразных форм в условиях дополдни тельного образования путем создания таких ситуаций, в кото­рых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, му­жеством и храбростью сыновей-патриотов, ее выдающей­ся ролью в развитии мировой цивилизации.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, трудовых коллективов, образовательных учреждений по формированию у растущих граждан высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основными направлениями патриотического воспитания являются: духовно-нравственное, военно-патриотическое, краеведческое и гражданское.

Ядром патриотического воспитания выступает гражданское образование и воспитание: подго­товка подрастающих поколений к сознательной деятельнос­ти в качестве полноправных граждан России; усвоение ими идеи верховенства закона, понятия и сущности права; знание и умение пользоваться и отстаивать свои права при уваже­нии таких же прав других людей; гражданская активность; ответственность за собственные действия; толерантное отно­шение к мнениям других, неприятие национальной и религи­озной нетерпимости; непримиримая позиция в отношении нарушений закона кем бы то ни было, злоупотреблений по­ложения должностными лицами, коррупции и других соци­альных патологий. Ценностной ориентацией для них должно стать создание в России гражданского общества и правового государства. При этом обязательным условием будет достижение единства российского общества.

Патриотическое воспитание связано с сохранением и развитием у учащихся  исторической памяти.

В памяти учащейся молодежи, всех граждан должны храниться и постоянно обновляться  научные знания в различных областях науки и производства; события и факты, связанные с историей рода, села, города, республики, страны, мира.  Без этого нет движения человека вперед, нет осознанной его деятельности на благо Родины. Без этого нет любви к Отечеству. Самое печальное то, что мы начинаем терять память о нашем героическом прошлом страны. Потеряем память – потеряем все.

Проведенный нами в ноябре-декабре  2011 года опрос  846  обучающихся Центра развития творчества детей имени Ивана Яковлева  показал, что  на вопросы: «Назовите  имена пяти героев Гражданской войны 1918-1920 гг. в России,  пяти  Героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пяти командующих фронтами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пяти Героев Социалистического Труда, пяти  первых советских космонавтов?» дали  полный ответ лишь 31%.   297   обучающихся героями гражданской войны назвали Колчака, Деникина, Врангеля, Корнилова, Белинского, Чапаева, Павлика Морозова, Степана Пугачева.

22% опрошенных  обучающихся не смогли назвать имена Героев Великой Отечественной войны – прославленных  маршалов Советского Союза  Г. К. Жукова, И. С. Конева, Л.А. Говорова, Р.Я. Малиновского, А.М. Василевского, комсомольцев Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова, Любы Шевцовой, Ульяны Громовой,  Лизы Чайкиной, Зои Козмодемьянской, Александра Матросова, летчиков Ивана Кожедуба, Федота Орлова, имен хлеборобов Терентия Мальцева,  Сергея Короткова  и др. Названные выше имена героев для старшего поколения людей, родившихся в 40-60 годов прошлого века, являются священными, особо почитаемыми и сегодня.

Мы обнаружили, что многие опрошенные обучающиеся, выросшие в годы деполитизации и деиделогизации воспитательного процесса, не читали книги Николая  Островского «Как закалялась сталь», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке, Александра Фадеева «Молодая гвардия», на которых воспитывалось не одно поколение школьников, студентов, тружеников, защитников Родины. Как видим, растет молодое поколение слабо  знающее  подлинную историю страны, ее боевые и трудовые традиции. А  Центр развития творчества детей

работает по сохранению развитию у учащихся исторической памяти.

По крылатому выражению академика РАО Г.Н. Волкова, «без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет нации, народа (как исторической личности)» [1, с.34 ].

Осознанная историческая память народа имеет сложную структуру. Она состоит из так называемых  мест памяти – феноменов, устойчивых образов, вызывающих положительные или отрицательные ассоциации у большинства населения страны или ре­гиона.

Общерусскими местами памяти являются, например, Куликово поле, Поле Полтавской битвы, Бородинское поле,  Мамаев курган,  Красная площадь, Московский Кремль,  памятник Минину и Пожарскому, Ясная Поляна, Зимний дворец, Пискаревское кладбище, мемориальный комплекс Хатынь, космодром Байконур, города-герои  Севастополь, Сталинград, Ленинград, Минск, Киев, Смоленск и др., картины художников А. Репина «Бурлаки на Волге», В. Васнецова «Три богатыря», Н Овчинникова  «Здравствуй земля» и др.

Региональ­ными  чувашскими феноменами являются, например, памятники И.Я. Яковлеву, Н. Я. Бичурину, В.И. Чапаеву, П.П. Хузангаю, К..И. Иванову, монумент Матери, возведенный  на берегу Чебоксарского залива, памятники  космонавтам Ю.А. Гагарину, А.Г. Николаеву установленные в г. Чебоксары; музеи И.Я. Яковлева, материнской славы, этнографический музей, музей  истории и др.

Городскими местами памяти являются,Пямятни к трудовой славы –машина  полуторка;памятник воинам интернацтоналистам;памятни к участини кам ли квидации аварии на ЧАЭС;Мемориальный комплекс погибшим при исполнении воинского и гражданского долга в локальных вооруженных клнфликтах;Мемориальный комплекс с «Вечным огнем»;Скульптура –памятник В И Ленину;Скульптура Володи Ульянова;

Чем больше памятных мест у человека, тем он близко связан с малой и большой родиной, тем он сильнее любит свою Родину. «Вне памяти, пишет В. Белов, – вне традиции истории и культуры нет личности. Память формирует духовную зрелость человека. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно» (В. Быков. Лад. Очерки о народной эстетике. -М., 1962,Э с.5.). Культура каждого народа – это неисчерпаемый источник духовной стойкости, мужества и благородства. В.И. Ленин писал о чувстве национальной гордости, о необходимости обогатить свою память «знанием всех те богатств, которые выработало человечество» (Полн собр. соч., т. 41, с. 305), о развитии лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры. Эти слова и сегодня звучат актуально для каждого россиянина. Для этнопедагогики и этнопедагогизации системы образования важнейшим является формула, являющейся «золотой»: без памяти (исторической)-нет культуры, без культуры –нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности –нет народа (исторической личности)» (Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика .-Чебоксары, 2004, с. 34 ).

Патриотизм – это одно из высших чувств, которое по­является уже в детском возрасте, развивается и обогащается в со­циальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни.  Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее  бытии, это целостное и потому неискоренимое  ответственное отношение к Родине.

Патриотизм зиждется на любви к земле, на кото­рой родился, уважении к людям, среди которых  вырос, к языку, на котором с детства говорил, на ответственном отношении к нацио­нальным традициям и обычаям, героическому прошлому Отечества.

Для истинного патриотизма харак­терны не просто приверженность традицион­ной обстановке и формальное признание быта, а любовь к духу, скрытому в них и проявляю­щемуся через них. Не случайно русский фи­лософ И.А.Ильин назвал любовь к Отечест­ву «творческим актом духовного самоопределения». Владимир Маяковский писал: «Отечество славлю которое есть, но трижды которое будет». Главным элементом Отечества являет­ся народ.

Патриотизм и национальное самосо­знание интегрируют Родину и народ в еди­ный, неразрывный образ, высшую ценность.  Поэтому патриотизм и выступает делом  совести каждого, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб Отечества. В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел,  сохранением традиций старших поколений.

Патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания растущих граждан, важнейший ресурс социальной энергии, направленной на возрождение страны, ее экономики, культуры,  обороноспособности.

Высший уровень развития чувства патриотизма не­разрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Оте­чества. Таковыми были дела и поступки, помыслы  великих сынов и дочерей России Александра  Невского, Дмитрия Донского, Петра Первого, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Николая Пирогова, Александра Пушкина, Екатерины Дашковой,  Льва Толстого, Дмитрия Менделеева, Константина Ушинского, Контантина Циолковского, Ивана Яковлева, Николая Островского, Антона Макаренко, Михаила Шолохова, Константина Жукова,  Ивана Кожедуба, Дмитрия Карбышева,  Александра Матросова, Олега Кошевого, Сергея Королева, Василия Сухомлинского, Андрея Сахарова, Петра Хузангая, Мустая Карима, Расула Гамзатова, Юрия Гагарина, Андрияна Николаева, Владимира Куца,  Виктора Чукарина, Ирины Родниной, и многих   патриотов нашей страны, оставивших заметный след в истории нашей многонациональной Родины. Все они являются  для учащихся примером для подражания, верного служения Отчизне.

Политика деполитизации и деидеологизации воспитательного процесса нанесла огромный вред стране.  Центр развития творчества  имени Ивана Яковлева вне воспитания стоять не может, она обязана ориентировать учащихся на  общечеловеческие и отечественные ценности, помогать им   разобраться в окружающем мире и учить  делать  осознанный нравственный выбор. Школа не имеет  права отдавать души наших детей наркоманам, алкоголикам, телевизионным пиратам, пропагандирующим на всех каналах телеэкрана секс, вседозволенность, жестокость, убийство и т.д.

Новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  в своей речи в день  избрания его предстоятелем Русской Православной церкви 1 февраля 2009 года особое место уделил вопросам воспитания молодежи, отметил, что «пропаганда насилия и разврата похищает души. Государство и церковь должны идти навстречу молодым».

В этих условиях очевидна    неотложность государственного решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В  решении этой  задачи важнейшее место принадлежит  семье, образовательным и общественным учреждениям.

Педагог был и остается главным воспитателем личности. От его теоретической и методической подготовленности к организации  педагогического процесса зависит успех в решении  современных  учебно-воспитательных задач.

В  ближайшие годы высшая школа переходит на новую, двухуровневую  форму подготовку специалистов (бакалавриат, магистратура), в связи с чем предстоят перемены в организации  учебно-воспитательной работы в  школах и в вузах по развитию исторической памяти растущей смены.

Память человечества хранится в знаниях. Образование призвано расширять систему мировоззренческих и ценностных установок со­временного человека-гражданина, патриота Родины,  способствуя тем самым расшире­нию и обогащению системы его отношений к малой и большой Родине, окружающему миру.

Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Выражается это в составлении региональных и местных (городских, районных, школьных и т.д.) программ, в которых только и может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, школе, в организациях и общественных объединениях данной местности.

Эффективными путями патриотического воспитания в  Центре развития творчества детей являются:

• использование обновлённого содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического;

• создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы;

• реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы;

• дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края;

•  увековечение памяти воинов, погибших при  защите Отечества;

• использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

•  борьба с отклонениями и извращениями и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании нами были поставлены задачи, решение которых позволило выявить потенциал народной педагогики в формировании патриотизма у обучающихся; изучить готовность педагогов  к формированию патриотизма; разработать модель процесса формирования патриотизма у  школьников средствами народной педагогики; определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности патриотизма у обучающихся; теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование патриотизма у обучающихся средствами народной педагогики в системе деятельности педагогов  с обучающимися.

1.      Патриотизм обучающихся нами определен как нравственное качество личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке, любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении беречь  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость Родины.

2.      Народная педагогика представляет собойсовокупность знаний и навыков воспитания, сохранившихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

3.      Средствами народной педагогики выступают: природа, труд, ремесло, фольклор, игры, традиции и др.

4.      Типичными трудностями в работе педагогов по использованию средств народной педагогики являются: недостаточная теоретическая и методическая готовность к организации процесса формирования патриотизма средствами народной педагогики, недостаточное знание государственных документов по патриотическому воспитанию учащихся и осведомленность о формах и методах современного патриотического воспитания средствами народной педагогики.

Нами была разработана модель процесса формирования патриотизма, состоящая из следующих компонентов: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект-субъектный (педагог, учащиеся, родители, педагогический коллектив  Центра развития творочества детей имени чувашского просветителя Ивана Яковлева, общественность, руководители детских  кружков и секций), содержательный (направления деятельности, этапы (алгоритм) работы  педагога), процессуально-коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико-результативный (критерии, показатели, уровни, результат). Стержнем данной модели выступает авторская программа «Моя Родина – Россия».

5.  Критериями сформированности патриотизма у  обучающихся являются:

— когнитивный (связан с познанием). Показатели: желание узнать о культуре своего народа, следовать его традициям, потребность в изучении и говорении на родном языке, знания, представления и понятия, которыми владеет ученик о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины; умение устанавливать связи между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к историко-культурному наследию; умение использовать знания в различных ситуациях;

— оценочно-эмоциональный. Показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение ученика к Отечеству; способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этническим ценностям; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью школы, семьи, класса, страны; сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности; действенно-критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям;

— мотивационно-поведенческий. Показатели: устойчивая форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.

Уровни проявления сформированности патриотизма: высокий, средний, низкий.

Как показало исследование, эффективность формирования патриотизма у обучающихся средствами народной педагогики обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:

— выявлении воспитательного потенциала народной педагогики в формировании патриотизма у  обучающихся;

— организации воспитательной деятельности на основе научно обоснованной модели процесса формирования патриотизма у  обучающихся средствами народной педагогики, включающей целевой, содержательный, процессуально-коммуникативный, организационно-методический и диагностико-результативный компоненты;

— обеспечении повышения теоретического и методического уровней готовности педагогов к использованию средств народной педагогики в воспитании патриотизма путем внедрения авторской программы «Народная педагогика в системе воспитательной работы  педагога»;

— организации разнообразной познавательной и добротворческой деятельности, моделирующей этнически реальные ситуации погружения в мир народной педагогики;

— обеспечении интеграции воспитательных сил учителей, воспитателей, родителей, руководителей ученических творческих коллективов по интересам.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся подросткового и старшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

Библиографический список

  1. Августевич, И.И. История школы и педагогики России 1917 – 1992 гг.: учеб. пособие. [Текст] / И.И. Августевич. – Москва – Белгород, 1994. – 105 с.
  2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.
  3. Кондратенко, Е.В. Гражданское воспитание в современной гимназии: личностно-ориентированный подход / Е.В. Кондратенко, Р.Г. Чулкова: монография. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. – 178 с.
  4. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрайт, 2008.
  5. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

 

Источник: psychology.snauka.ru

Лилит Григорян
Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности

«Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Проблема развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности в научно-методической литературе. 5

2. Разработка комплекса занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников. 8

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Приложение 18

Введение

Актуальность работы. Проблема поликультурного воспитания и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию поликультурной образовательной среды на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания», С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом», Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие», О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

В. В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».

Процесс воспитания поликультурной среды только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.

Цель работы: разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора для старших дошкольников.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса развития патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности.

2. Отобрать средства и содержание патриотического воспитания в образовательном процессе.

1. Проблема развития патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности

в научно-методической литературе.

Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, формирования в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОО рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В. В. Белорусова, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, Д. Н. Щербаков и др., другие (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, В. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, И. П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И. С. Марьенко, Н. П. Егоров, А. Д. Солдатенков, А. В. Янковская и др.).

Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств: Л. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, П. В. Конаныхина, О. И. Павелко, Л. Т. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия И. Е. Кравцева: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству, к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3. уважение личности ребенка;

4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие;

5. Учет этнокультурной ситуации развития детей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

При соблюдении этих принципов при правильно-организованной образовательной деятельности с привлечением всех участников образовательного процесса развитие патриотизма у старших дошкольников будет протекать своевременно и значительно продуктивно.

2. Разработка комплекса занятий по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников.

Фольклорные занятия включают в себя наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.

Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.

В течение года рекомендуется проводить ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками:

• уточнение жанровых особенностей,

• сравнение пословиц с другими фольклорными формами,

• подбор пословиц к художественным текстам и т. д.

Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные — «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

• игровые: «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы»;

• подготовки к школе: «Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе»;

• соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о труде. ?»;

• личные: «Назовите поговорки, которые вам нравятся», «Подберите пословицу, которая вас учит добру».

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

• игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

• дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

• можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

• можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;

изобрази пословицу пантомимой;

• нарисуй пословицу, загадку;

изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;

• найди лишнюю пословицу;

• найди пару;

• картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

• проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;

• еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

При работе с загадкой можно использовать такие формы:

• нарисуй отгадку;

• придумай свою загадку;

• придумай загадку по картинке.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Образовательная деятельность по темам: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.

Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».

Образовательная деятельность «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.

Задачи:

• формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

• формировать представления о народах, населяющих Самару;

• познакомить с культурой и традициями самарского народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.

В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.

К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.

Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина — Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.

Образовательная деятельность «Семья. Родословное древо моей семьи».

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

На занятии использованы методы словесные и наглядные.

Предварительная работа: Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

В ходе занятия дети закрепили понятие «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.

Послушали рассказы детей о родословных древах их семей.

Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи.

Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.

Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка – член семьи.

В конце занятия спели песню «Моя Родина».

Образовательная деятельность «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном городе.

Задачи:

• расширять знания о городе;

• пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;

• воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: беседа по теме «Мы Самарцы», рассматривание фотоальбома «Самара», домашнее задание: составить рассказ о своей улице, чтение пословиц о доме.

В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.

В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.

Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом – моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.

Дальше дети отправляются в путешествие по родному городу.

Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.

Проходит викторина.

1 тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.

2 тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.

3 тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и памятников города, дети отгадывают загадки к каждому слайду.

Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.

Под песню «С чего начинается Родина» детям предлагается нарисовать свое настроение.

Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию патриотических чувств посредствам фольклора у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера.

Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что наложило отпечаток на психологический склад этих народов, проявляющийся в сфере духовного производства, духовной культуры: письменности, литературы, искусстве, быте, традициях, обычаях, обрядах, фольклоре и т. д.

В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.

Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.