Эстетическое развитие это в педагогике

Восприятие прекрасного все чаще сводится к стоимости художественного шедевра на аукционе. Оценивание «престижности» красоты вытесняет истинные эстетические ценности, мешает воспринимать прекрасное как высшее мерило человечности и составляющее нравственности. Можно ли воспитать вкус у детей и взрослых или это прерогатива только «утонченных» натур? Насколько актуально эстетическое воспитание сегодня, как правильно его организовать? Искать ответ на эти сложные вопросы будем в нашей статье.

Эстетическое развитие это в педагогике

Что такое эстетическое воспитание

Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.

Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.


Эстетическое развитие это в педагогике

«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.

Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.

Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании.


Эстетическое развитие это в педагогике

Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.

Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.

У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.

Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.


Эстетическое развитие это в педагогикеВажная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.

Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Методы и средства

В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:

  • Общаться;
  • Ухаживать за собой;
  • Относиться к себе и окружающим.

Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:

  • Беседы;
  • Творческие мастерские;
  • Занятия в кружках, секциях;
  • Посещение выставок, театров, музеев;
  • Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
  • Домашние творческие вечера.

Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.

Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.

Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.

Эстетическое воспитание


В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.

В семье

С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.

Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:

  • Опрятность членов семьи, чистота в доме;
  • Эмоциональная и нравственная атмосфера;
  • Умение выражать эмоциональные привязанности;
  • Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.

Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:

  • Пение колыбельных песен мамой;
  • Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
  • Рисование предметов окружающей действительности;
  • Чтение сказок и стихов;
  • Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
  • Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.

Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:

  • Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
  • Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
  • Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
  • Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
  • Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.

Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.

В школе

Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.


Эстетическое развитие это в педагогике

Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.

Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку. Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями.

В обществе

Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.

Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.


Эстетическое развитие это в педагогике

Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.

Источник: vospitannie.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС

Этапы и условия

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:

  • 3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

  • 5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
  • 6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития:

  • грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения;
  • высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей;
  • интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания;
  • продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Воспитание преобразует развитие в направленный и управляемый процесс, по мнению Л.С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие».

Цель такого воспитания в педагогическом определении

  • Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
  • Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
  • Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
  • Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Н. Варкки

Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. С.53.

Задачи и принципы

Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:

  • Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
  • Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
  • Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументированно оценивать любое произведение.
  • Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.

Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию.

  • Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
  • Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
  • Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
  • Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
  • Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
  • Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Виды и формы

Виды художественно-эстетического развития:

  • Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
  • Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
  • Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
  • Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
  • Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
  • Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития:

  • Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
  • Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
  • Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
  • Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
  • Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.

Планирование

Как осуществляется планирование

Проект педагогической деятельности — это необходимое условие для осуществления научно обоснованной, упорядоченной, последовательной и управляемой организации воспитательно-образовательного процесса с конкретизацией необходимых программных задач, методов и средств. Колоссальное значение при планировании имеет не только понимание педагогом особенностей возрастной психологии, но и учёт личностных возможностей и способностей ребёнка. Развивающая концепция образовательной стратегии потребует от воспитателя:

  • изучения личностных особенностей характера, мировоззрения, наклонностей, социальных условий жизни ребёнка;
  • умения оценить уровень зрелости личностных качеств;
  • понимания психологической мотивации поведения, знания сферы интересов воспитанников;
  • умелого стимулирования активности, инициативности, самоорганизации деятельности ребёнка;
  • своевременного диагностирования и устранение проблем, препятствующих достижению образовательных целей.

Задачи планирования:

  • осознание перспективы деятельности;
  • равномерное распределение учебного материала с учётом конкретного периода времени;
  • подготовка необходимых форм работы, разработка педагогических приёмов и техник.

Календарный план — разрабатывается на короткий временной период (1–2 занятия) и включает:

  • содержательную часть с указанием программных целей;
  • формулировку воспитательных задач;
  • указание методических приёмов;
  • перечень необходимых дидактических пособий.

Перспективный план — стратегическое распределение образовательного процесса на длительный временной период (от 1 месяца до 1 года).

План базируется на программном документе, в котором для каждой возрастной категории указывается объём знаний, умений и навыков.

Программа развития в соответствии возрастным группам

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Младшие дошкольники. Первая и вторая младшие группы (2–4 года).

  • Развивается самостоятельная предметная деятельность — осваиваются нормативные способы манипуляции с различными предметами. В 3–4 года ребёнок выходит за ограниченные рамки домашнего пространства семьи, это становится причиной первого возрастного кризиса, вызванного конфликтом желаний и реальных возможностей малыша. Начинает закладываться самооценка, но ключевыми ориентирами продолжают оставаться оценки взрослых.
  • Совершенствуется речь — продолжается процесс знакомства с названиями окружающих предметов, усложняется ситуативно-деловое общение со взрослыми, помимо этого, обогащается лексикон, осваиваются основные грамматические конструкции построения предложения. К концу периода младшего дошкольного возраста дети запоминают небольшие отрывки любимых произведений.
  • Закладываются первичные формы произвольного поведения — преобразование природной модели активности ребёнка в культурную на основе подражания взрослым формам поведения, воспринимаемых ребёнком в качестве регулятивного образца для воспроизведения.
  • Совершенствуются навыки сенсорно-пространственного ориентирования — ребёнок может выполнять простые задания на определение и выбор из двух-трёх предметов по отличительным признакам цвета, формы, величины. Постепенно у детей закрепляется понимание сенсорного эталона, младшие дошкольники четырёх лет могут определить более пяти форм предметов и более семи цветов, свободно ориентируются в пространстве своей группы детского учреждения.
  • Развивается звуковое и слуховое восприятие — ребёнок способен различать звуковой рисунок мелодии, может петь, правильно слышит звуки речи, но произношение пока довольно искажённое.
  • Возникает осознанная изобразительная деятельность — ребёнок чётко формулирует желание изобразить предмет, распространённым является рисунок человека в форме «головонога» — большого круга с отходящими от него линиями.
  • В игровой деятельности развивается воображение, когда в сознании ребёнка одни предметы являются символическими заместителями других.

Видео: художественно-эстетическое развитие детей в детском саду

Средняя группа (4–5 лет).

  • Игра начинает приобретать ролевой характер, ребёнок уже отделяет себя от исполняемой им роли, ролевые и реальные события не смешиваются.
  • Интенсивно развивается изобразительная деятельность. Рисунок приобретает детализацию, графическое изображение человека обладает конкретной и точной прорисовкой черт лица, частей тела, элементов одежды. Дети учатся самостоятельно вырезать и наклеивать фрагменты аппликации на бумагу.
  • Развиваются способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации, формируется произвольное запоминание, дети могут выполнить задание на запоминание.
  • Усложняются грамматические конструкции речи, пополняется словарный запас.
  • Уровень развития образного мышления детей позволяет включать в педагогическую деятельность задания, связанные с умением расшифровать простые схемы.
  • Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 15–20 минут, в подготовительной группе это способность окрепнет до продолжительности в 30 мин.

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет).

  • В шесть лет дети сопровождают ролевое взаимодействие речью, имитирующей игрового персонажа. Дети осваивают социальные роли в игровой ситуации, в связи с этим могут возникать конфликты по причине распределения ролей.
  • Совершенствуется техника рисунка, дети много и с удовольствием рисуют, это могут быть иллюстрации к любимым мультикам или книгам, а также воображаемые сюжеты.
  • Умственные навыки анализа и синтеза делают возможным разнообразить и усложнить своё увлечение конструированием. При создании построек ребёнок опирается как на заданную схему, так и на оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного конструирования проявляет стремление к солидарности и взаимопомощи.
  • Степень развития образного мышления и воображения позволяет сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.

Знакомство со сферой искусства

Младшая группа

  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к литературным произведениям, обучение навыкам формулировки ответа на вопросы взрослого к сюжетным картинкам. Важно знакомить детей с традиционной народной игрушкой, фокусировать внимание детей на чертах характера фольклорного героя, декоративном стиле её оформления.
  • Активизация внимания и интереса детей к различным контурам и линиям рисунка. Педагог помогает освоить изображение простых предметов разных очертаний, прямых пересекающихся линий, несложных композиций.
  • Необходимо приучать осмысливать и обсуждать самостоятельно нарисованное изображение, пробуждать у малыша чувство эмоционального удовольствия и радости от общения с миром красок и форм.
  • Обучение бережному и правильному отношению с художественным материалом. Задача педагога научить ребёнка свободно удерживать карандаш тремя пальцами, аккуратно набирать краску на кисть, снимать избыточную краску с ворса кисточки о край баночки с водой.

Старшая группа

  • Детей знакомят с профессиями художника, композитора, писателя, актёра, а также жанрами искусства, такими как живопись, музыка, архитектура, литература, цирк, театр.
  • Воспитанники учатся узнавать явления природы и окружающие предметы в художественных образах литературных произведений, сказок, музыкальных композиций.
  • Рисунок становится более сложным, детей учат смешивать краски, закрашивать, ритмично проводя линии в одном направлении, не выходя за контуры. Формируются навыки пропорционального размещения частей изображения с учётом размеров и формы.

Подготовительная группа

Ребёнок осваивает мастерство рисунка с натуры и по памяти, совершенствуется техника изображения деталей и форм предметов, построение сюжетной композиции. Развивается предметное и сюжетное рисование, разнообразной и насыщенной становится цветовая палитра.

Лепка

  • Цель — познакомить детей с разнообразными пластическими материалами, такими как пластилин, глина, развивать мелкую моторику рук, обучая отламывать мелкие кусочки, раскатывать, лепить несложные формы.
  • Детям старшей группы помогают освоить навыки прищепывания, сглаживания, обучают приёмам вдавливания с целью получения полой формы.
  • В подготовительной группе дети самостоятельно лепят фигурки любимых персонажей, создают сюжетные композиции.

Аппликация

  • Во второй младшей группе детей начинают приобщать к искусству изготовления аппликации. Взрослые обучают ребёнка предварительно выкладывать подготовленные элементы по форме задуманного предмета, потом переходить к наклеиванию получившегося рисунка на бумагу.
  • В старшей группе дети приступают к самостоятельной работе с ножницами, обучаются вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.
  • Воспитанники подготовительной группы могут самостоятельно разрабатывать и исполнять сюжеты и композицию более сложных конструкций из различных геометрических и произвольных форм.

Конструирование

Знакомство детей с геометрическими элементами настольного и напольного строительного комплекта. Взрослые продолжают обучать детей возводить конструкции по образцу, при этом стимулируют самостоятельную творческую фантазию и воображение.

Музыкальное развитие

  • Цель — пробуждать интерес к музыкальным произведениям, стимулировать искреннее желание слушать и чувствовать гармонию звучания музыки, проявлять эмоциональную реакцию, подпевать, выполнять движения, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
  • Детей второго года младшей группы знакомят с песней, танцем, маршем, обучают различать эти три жанра. Дети учатся определять одночастную и двухчастную форму музыкального произведения, различать звуки по высоте в пределах октавы, слышать и определять силу звучания (тихо, громко).
  • Воспитанники старшей группы осваивают искусство инсценировки, воспроизведение простейших мелодий на металлофоне.
  • В подготовительной группе дети определяют жанр и общее настроение прослушанного произведения, различают его композиционные части, узнают звучание музыкальных инструментов, учатся передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Перспективно-календарное планирование занятий по музыкальному воспитанию в младшей группе на 1 месяц.

Перспективное планирование по художественному творчеству (вторая младшая группа) на 1 месяц.

Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников

«Как прекрасен этот мир»

Содержательная часть:

  1. «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
  2. «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
  3. «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
  4. «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  5. «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
  6. «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  7. «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.

Видео: рисование ладошками и пальчиками

«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)

План.

  • Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
  • Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
  • Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
  • Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
  • Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
  • Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
  • Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».

Видео: проект «День музыки»

Как и для чего проводится диагностика развивающих программ

Диагностика проводится для определения уровня овладения умениями и навыками художественной деятельности детей в соответствии с программными требованиями. Проводится с помощью специальных методик тестирования, которые включают задания по каждому виду художественной деятельности для конкретной возрастной категории детей.

Критерии для проведения мониторинга развития художественно-эстетического развития детей разных возрастных категорий:

Младшая группа

  • Рисует красками, фломастерами, карандашами, знает цвета, может изобразить отдельные предметы, композиционно простые сюжеты.
  • Эмоционально воспринимает свои творческие работы, способен рассказать, что изображено на рисунке.
  • Знаком с пластическим материалом, мастерством лепки, ребёнок может с помощью круговых движений кисти рук создавать несложные формы.
  • Классифицирует элементы строительного набора по форме.
  • Конструирует с помощью педагога элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей.
  • Слушает и узнаёт мелодии, различает высоту звуков.
  • Вместе с педагогом активно подпевает и совершает движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
  • Поёт вместе с другими детьми, не опережая и не отставая от них.
  • Знает и может назвать простейшие музыкальные инструменты, такие как бубен, погремушки.

Средняя группа

  • Выражает свои чувства, мысли, эмоции доступными для его возраста изобразительными средствами.
  • Рисует простые сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных и сказочных сюжетов с использованием различных художественных техник.
  • Вырезает ножницами под контролем воспитателя, наклеивает фрагменты аппликации на бумагу.
  • Конструирует различные по назначению постройки с учётом формы, величины и свойства строительного материала.

Старшая группа

  • Участвует в ролевых театрализованных импровизациях, запоминает небольшие стихотворения.
  • Рисует предметы чёткой формы, подбирает и смешивает цвета, умеет аккуратно закрашивать.
  • Может передать в изображении содержание простого сюжета, равномерно располагая предметы на всём пространстве листа.
  • Определяет жанр музыкального произведения, различают его композиционные части.
  • Узнаёт звучание музыкальных инструментов, учится передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
  • Самостоятельно работает с ножницами, обучается вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.

Подготовительная группа

  • Знает и определяет различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
  • Формулирует собственные эстетические суждения.
  • Создаёт пластические образы разных предметов, используя сложные технические приёмы рельефа, объединяя их в общую композицию.
  • Самостоятельно конструирует как из подручных средств, так и с использованием игрового строительного материала, организовывает ролевую игру вокруг объекта.
  • Владеет навыками предметного и сюжетного рисунка с натуры и по памяти.

Итоговые выводы:

  1. Высокий уровень — ребёнок увлечённо и внимательно занимается художественной деятельностью, показывает высокий уровень знаний и эмоциональной реакции.
  2. Средний уровень — демонстрирует слабый интерес к занятиям, недостаточный уровень знаний, проявляет незначительный уровень эмоционального восприятия.
  3. Низкий уровень — не проявляет заинтересованность эстетической деятельностью, не отвечает на вопросы о сфере искусства.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

Метки:

Источник: shkolabuduschego.ru

Юлия Тришина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Получить в детстве начало — эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Н. А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка, как духовно богатой, эстетически воспитанной Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического развития детей. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно— эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития. Для этого следует особое внимание обратить на художественно-эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты

Понятие художественно — эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно— эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно— эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно— эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. А так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно–эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно-эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне. Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира, помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Интегральный способ художественно— эстетического воспитания учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Художественно— эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно— эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно— эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

В сложившейся ситуации с принятием нового ФГОС каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию художественно— эстетической культуры детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно— эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы ДОУ, мы выделили следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

— эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно — практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

— эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс, который состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов: развивающих, воспитательных, образовательных и практических. Ожидаемый результат всей работы заключается в расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив, их воображение и мышление, дети нескованные страхом перед неудачей или насмешкой, а раскрепощенные, развиваются познавательные и творческие способности ребенка, художественно-эстетическое мировоззрение.

Для получения ожидаемых результатов в нашем ДОУ создается система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая включает в себя:

•Обновление содержания образования (выбор программ и технологий, специально организованное обучение);

•Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

•Организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями);

•Координация работы с другими учреждениями и организациями;

•Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и конечно же родителей воспитанников ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сам процесс художественно-эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование. В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность. При отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка;

· разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах.

Вся работа в нашем ДОУ учитывает изменения в ФГОС и строится на принципах личностно-ориентированной модели, которая обеспечивает эмоционально- психологическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка. Тактика общения педагогов ДОУ с детьми строится на сотрудничестве в трех направлениях: специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей Тактичная передача педагогами эстетических вкусов, отношений к окружающему миру, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей. Специфика эстетического общения с детьми строится на обмене личностными представлениями, переживаниями, оценками того или иного продукта художественной деятельности. Эстетика общения — манера поведения, облик и речь педагогов, вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собственными представлениями детей об идеале личности, о гармонии облика, убеждений, поведения человека.

В работе по художественно— эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия, так как воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Общим педагогическим условием развития художественно -эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно — эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Сформированность этих качеств определяет высокую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду. Критерии эстетической воспитанности личности — это широта эстетической потребности, т. е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется в художественном вкусе и идеала; активная творческая деятельность, как исполнительская, так и авторская, касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

На основании вышесказанного сделать следующие выводы:

Художественно— эстетическое воспитание действительно занимает важное место в системе образовательно -воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно и это не случайно. Кроме того, художественная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Для художественно-эстетической деятельности детей нам, педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя: уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно-эстетическую деятельности детей

Проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги способны посредством художественно-эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны, то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством

Литература.

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.

3. Дошкольная педагогика, Под ред. В, И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983

4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986

5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.

6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О. К. Ожерельева // Начальная школа. 2002. — №6.– с. 58-63.

7. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е. М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.

8. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с. 35-38.

9. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч. пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Источник: www.maam.ru

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.

Понятие эстетического воспитания и его особенности интересовали отечественных педагогов достаточно давно. Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность [2].

Особый интерес представляет мнение Б. Т. Лихачева [3]. Он утверждал, что эстетическое воспитание содержит систему столпов, без которых эстетическое сознание ребенка не развивается в полной мере.

основы эстетического воспитания

А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира [4].

Часто можно столкнуться с тем, что «эстетическое» в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и «обслуживающие ее психолого-педагогические теории». Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину [6].

Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Опираясь на это можно утверждать, что становится понятным, то что имел в виду Б. С. Братусь, говоря о личности и эстетическом воспитани. Согласно его восприятию эстетическое воспитание позволит личности, «без долгой рефлексии» отделять истинную красоту от безвкусицы, понимать произведения искусства и таким образом быть сопричастным тому великому наследию человечества, которое мы с гордостью называем культурой [1].

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей [1].

У эстетического воспитания можно выделить две цели:

  1. Ближайшая цель эстетического воспитания.
  2. Конечная цель эстетического воспитания.

Если рассматривать каждую из заявленных выше целей подробно, то ближайшая цель эстетического воспитания – это формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Конечная цель эстетического воспитания намного шире, чем ближайшая.

Конечная цель эстетического воспитания – воспитание человека с развитым кругозором и чувством прекрасного.

Эстетическое воспитание помимо целей обременено и системой сложных задач, от решения когорых зависит дальнейшее развитие личности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность[5].

задачи эстетического воспитания

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Итак, под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Действующий ФГОС уделяет много внимания эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Именно пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.

В современной педагогической науке существует четкое разделение способов и методов эстетического воспитания.

Средства эстетического воспитания – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.

Средства и методы эстетического воспитания представлены в таблице ниже.

Средства и методы эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Изобразительное искусство

Метод убеждения

Взаимодействие с живой природой

Метод приучения

Драматургия, театр, балет

Метод проблемных ситуаций

Литература

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания)

Метод использования игровых технологий

Архитектура

Методы эстетического воспитания реализуются при помощи средств эстетического воспитания, что и является фактом связывающим два этих понятия..

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.

Метод убеждения в рамках эстетического воспитания считается методом, объединяющим в себе наглядное приобщение, словесный метод. Это обусловлено тем фактом, что любое наблюдение ребенка в обязательном порядке сопровождается комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Так рекомендуется использовать художественные средства и учить ребенка создавать художественные изображения или произведения, что позволит раскрыть склонности ребенка и его таланты.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Отдельно нужно остановиться на проблемном методе эстетического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Если обратить к понятию проблемный метод, то становиться очевидным, что оно не отделимо от проблемного обучения, под которым подразумевается процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной познавательной деятельностью детей направленной на усвоение новой информации.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире используется на любом этапе воспитательной деятельности. Чем раньше воспитатель покажет ребенку как и чему сопереживать, тем быстрее ребенок сможет самостоятельно отличать что красиво, а что бездарно, что уродливо, а что бессмысленно и т.д.

Литература

  1. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 3–21.
  2. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Развивающее образование. – 2006. – №1. – С.10–13.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 2009 – С.66
  4. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Публикация и комментарии А.А. Тахо-Годи. // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63–87.
  5. Тропинки / Под ред. В.Т. Кудрявцева – М.: Вентана-Граф, 2014
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.: Академия, 2012 – С.33

Источник: odiplom.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.