Уроки патриотизма в школе

— Катя, причешись, пожалуйста. Ну не в классе же, выйди!

Я сама попросилась в школу №2098 на урок патриотического воспитания. У нас их не было. А у нынешних школьников постоянно. Так сказала директор и разрешила зайти посмотреть. Когда я все же зашла, оказалось, что занятие не планировали, а проводят специально ради меня — жертвуют обществознанием. Учитель, Ирина Юрьевна, предлагает одиннадцатиклассникам поговорить о повестке дня. Сначала — наводящие вопросы:

— Скажите, какие опасности существуют в современном мире?

Школьники догадываются, что от них хотят услышать вовсе не об опасности провалить экзамены. «Межнациональный конфликт в Украине, санкции», — понятливо перечисляют они, приближаясь к следующему вопросу учителя:

— А может ли Россия быть в этом виновата?

Ученики, до этого мирные и сонные, начинают возмущаться:

— Да ни в чем она не виновата! Это Европа обвиняет Россию. И пусть обвиняет в чем угодно, но это не так. Можно подумать, это мы все начали и Майдан устроили!


— Между прочим, это в российском законодательстве так написано, что, если наши граждане в чужой стране живут плохо, то Россия может вмешаться и забрать их к себе! — проявляет осведомленность молодой человек за первой партой.

В дискуссии участвует уже почти весь класс, только тихий мальчик, сидящий позади всех, не проявляет, кажется, никакого интереса — он то ли списывает не сделанное домашнее задание, то ли заканчивает сочинение, заданное на следующий урок.

Его одноклассники в это время пытаются разобраться, чем патриотизм отличается от национализма и может ли русский человек жить не в России.

— Как вы думаете, почему большинство СМИ ставит знак равенства между человеком, живущим на территории России, и россиянином? — спрашивает Ирина Юрьевна.

— Это провокация! — вдруг выкрикивает девочка из среднего ряда.

— Почему провокация?

Девочка смущается:

— Ну… Да потому что у нас все провокация.

— Конечно, — поддерживает ее одноклассник. — Им выгодны все эти митинги, и неизвестно, кто их устраивает.

— Я настоятельно советую вам включать новости и слушать их, пока вы собираетесь в школу, — советует учительница. — Вот совсем недавно депутат одной из эстонских партий заявил, что в фашизме есть прекрасные черты. Почему патриотизм так легко переходит эту грань?


И тут весь класс начинает обсуждать какого-то мальчика Энрике — ученика той же школы. Судя по разговорам, недавно случился большой скандал из-за его публикации в соцсетях.

— Он взял картинки с тех сайтов, где переписываются люди его национальности, — объясняет Ирина Юрьевна, — и выложил их. Там были комментарии взрослых людей по поводу Абхазии, России, Грузии, они писали, что «стыдно быть русским». А он взял и скопировал это. И ведь это мальчик из хорошей семьи, который всю жизнь жил в России… Он ведь не понял даже, что он копирует.

— А может, это на него в классе так повлияли? — предполагает кто-то из учеников.

— Да у него в классе все русские, как они могли так повлиять?

— Я с ним про это разговаривал. Говорю: «Ты сам не понимаешь, что это неправильно?» А он отвечает: «Я никого не хотел оскорблять, я имел в виду только поступки политиков». А я ему: «Ты оскорбил весь народ».

— Дети, посмотрите, как легко раскачивается лодка, — комментирует Ирина Юрьевна.

Молодой человек по имени Арсен — самый активный участник беседы о патриотизме — заявляет, что он патриот, «потому что Россия — это великие политики: Лавров, Путин…» Когда мальчик называет фамилию президента, в классе раздаются тихие смешки.

— Кстати, о Путине, — вмешивается учительница. — О нем говорят разное, и у молодежи уже становится неприличным произносить его имя. Почему так?


— Да потому что большинство молодежи выступают за Америку и говорят, что это великая страна, — отвечают ученики.

— Я вот в последнее время только укрепилась в своем мнении по поводу величия России, — рассказывает девочка Саша с первой парты. — Потому что, когда вырастаешь, начинаешь вникать в политику, смотреть новости, анализировать…

— Так значит, патриотизм появляется с возрастом! — подхватывает учительница и меняет тему: зачем-то говорит о том, что каждый год на 9 мая к ним в школу приходят ветераны.

— Получается, патриотизм в нас воспитала наша школа? — догадываются одиннадцатиклассники.

— Думаю, да, — отвечает Ирина Юрьевна и, с гордостью оглядывая класс, добавляет: — Вот вспоминаю вас маленьких и удивляюсь. И как это из тех несмышленышей выросли такие взрослые, умные ребята?

Дальше класс вместе с учительницей размышляет о том, что любить, в том числе и свою страну, надо просто так, а вовсе не за что-то. И тут мальчик с задней парты, который до этого момента был занят своими делами, вдруг вступает в обсуждение:

— А мне почему-то кажется, что, когда любишь, хочешь сделать лучше. И указываешь на какие-то ошибки. Вот моя мама меня любит, и она всегда говорит мне, когда я что-то делаю не так. Потому что пытается меня исправить.


Говорит он тихо, но многие на него оборачиваются. Ирина Юрьевна, помедлив несколько секунд, отвечает: «Да, конечно, те, кто критикует, — не меньшие патриоты». Дальше о безусловной любви уже не говорят.

В конце урока учительница пытается провести с детьми своеобразную игру. Каждый должен сказать: «Я патриот, потому что…» — и продолжить фразу. Или хотя бы просто: «Я патриот». Многие из тех, кто рассуждал о величии страны и президенте, предпочитают промолчать. Но мальчик с задней парты, который так неожиданно заявил, что, если любишь, можно критиковать, отвечает сразу же: «Я патриот, потому что люблю великую русскую культуру».

— Да это Егор, — рассказывает мне Ирина Юрьевна на перемене. — Я уверяю вас, если бы все ученики, например, начали высказываться против президента, то он высказался бы за. Такой вот характер. Что угодно, лишь бы не как все.

Нахожу в школьном коридоре Егора, прошу поделиться впечатлениями о прошедшем уроке:

— Да вы же сами видели, как все обернулись, когда я это сказал. А вот спорить со мной никто не стал. Потому что, если подумать, я прав.Только вот думать никто не хочет, все повторяют то, что от взрослых слышат или по телевизору. У меня вот тоже дома телевизор есть, и я его смотрю. Только не все повторяю. И не хочу я, чтобы у нас в школах обязательное патриотическое воспитание вводили. Подмена понятий какая-то получается. Это как с Великой Отечественной. Все погибших героев чествуют, а в это время старушка-блокадница где-нибудь… Да вы и сами знаете. У нас мертвых любят больше, чем живых.


Я готова ретироваться из школы. Но Ирина Юрьевна отводит меня в школьный военный музей — маленькую комнатку, где, кроме нас двоих, никого нет.

— Вы поймите, мы же не против того, чтобы протестовали. Только осознанно, со знанием истории, своих корней. Вы уж постарайтесь резко про нас не написать.

А я резко и не пишу. Пишу как есть.

Источник: snob.ru

Краснянский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Креповская средняя школа

Реферат на тему:

«Патриотическое воспитание в современной школе».

Выполнила:

учитель истории, обществознания ,

русского языка и литературы

Мамонова Л.В.

хутор Красный, 2018г.

Содержание:

I.Введение

II. Патриотическое воспитание в современной школе.( на примере Краснянского филиала МБОУ Креповской СШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области)

III. Заключение.


I.Введение

В настоящее время воспитание патриотизма и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педа­гогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество.

Патриотизм (от греч. Раtris — родина) — преданность и любовь к своему отечеству, своему народу, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание — процесс воздействия на обучащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримости к врагам России.

Актуальность и современность этой темы для современной России трудно оспорить. Наша страна переживает тяжелый идеологический кризис, связанный с крушением Советского Союза, реформами девяностых годов двадцатого века.

Многие причины этого кризиса лежат в истории России, ее прошлом. Россия потеряла целостную идеологию, целевые ориентиры (для чего живем, куда идти?!). Молодежь и дети пострадали особенно сильно, так как не подверглись воспитательному воздействию советской школы (при всех «минусах» было много и положительного). Школу захватили такие негативные явления, как вандализм, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность», растет агрессивность школьников по отношению к своим сверстникам, учителям, родителям, окружающим.


лодежь эмоционально глуха к истинной культуре, слабо эстетическое начало, отсутствует чувство сострадания и милосердия. Человеку нужны не только знания, но и внутренняя нравственная опора, не только критическое мышление, но и любовь к богатствам культуры, уважение и почитание традиций. Общество, в котором нет надежных ценностных, ориентаций имеет и шаткое воспитание , оно обречено на поглощение более сильными культурами и растворение в них. Поэтому возрождение патриотизма, национально-культурного самосознания народа просто необходимы для будущего нашего государства. В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Чтобы понять это, достаточно вспомнить русский былинный эпос, сказания, произведения литературы.

Не случайно Правительство России неоднократно принимало документы, целью которых было патриотическое воспитание : Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства.


r />Ситуация развития современного общества России на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу воспитания гражданина России составляет патриотизм и национальное согласие.
Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика, выражающаяся в мировоззрении человека, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Россия всегда была страной, где любовь к Родине стояла на первом месте, а предательство считалось страшным преступлением. Наши предки считали, что честь Родины выше личной жизни, и поэтому они были непобедимы.


Истоки такого понимания лежат в седой древности — языческой Руси. Богом-Вседержителем славянорусов был Род- батюшка, и все остальные боги были лишь его проявлениями, ипостасями. Родина была для них земным воплощением и проявлением Единого Бога — Рода, и поэтому защищать ее -было святым долгом любого русского человека. Отсюда и такие понятия, как природа — то, что окружает Рода, при нем, народ — ведущий свой род от Бога (славянорусы считали себя даждьбожьими внуками, сынами и дочерьми богов и богинь, своих предков), родичи, родник.

Такое понимание сохранялось в народе долго, и поэтому Киевская Русь при Ярославе Мудром стала самой могучей державой Европы.

В последующий период в период удельной раздробленности, «элитарусского общества» — князья и боярство, забыв о единой Русской земле растащили ее по частям. Появляются новые понятия: «новгородцы», «рязанцы», «москвичи» и так далее. Это привело к страшной катастрофе — нашествию хана Батыя (1237-1240 года), феодальным усобицам и войнам, игу Орды. Но в народе понятие «Русь, Русская земля» было живо, и это позволило московским князьям вести объединительную политику и создать новое единое государство. Патриотизм народа поддерживался героическими эпосами, песнями, былинами, сказаниями.


Это были не только былины и сказы эпохи становления Киевской Руси (об Илье Муромце, Добрыне, Алеше, Святогоре и многих других), но новый, творческий дух народа был жив. После каждой победы или поражения появлялись новые произведения — «Повесть о разорении Батыем земли Русской», о гибели Рязани, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, «Задонщина» Софония (о Куликовской битве 1380 года), «Казанская история», песни и сказы о Ермаке Тимофеевиче, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о народном герое Степане Разине, «История Свейской войны» (о Северной войне 1700 — 1721 годов) и многое другое.

Патриотизм поддерживался в народе в то время (большинство были неграмотными) народными сказками, где добро всегда побеждало зло, герои были справедливы и сильными духом; былинами, песнями, сказаниями. Именно через них русский народ сохранял любовь к Родине .

Церковь тоже внесла определенный вклад в патриотическое воспитание. Лучшие представители церкви всегда были с народом и поддерживали в нем дух патриотизма: это митрополит Алексий, воспитатель и соратник Дмитрия Ивановича (в будущем Донского) и Сергий Радонежский, духовно поддержавший русскую рать в противостоянии с Мамаем, и патриарх Гермоген — в годы Смуты.

В Российской империи 18 века патриотическое воспитание было довольно хорошо организовано, начало ему положил Петр Первый. Но слабостью его была ориентация России на Запад: в образовании , воспитании, науке, военном деле. В итоге дворяне, составлявшие офицерский корпус, французский и немецкий языки знали лучше русского, а зарубежную культуру лучше русской народной культуры. Французский язык вообще стал родным многим дворянам первой половины девятнадцатого века, позже, такое же положение занял английский язык и английская культура. С этим боролись, и небезуспешно: М.В.Ломоносов создал труд по русской истории, отвергнув изыскания германцев-«норманистов», заложил основу русской науке. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли: князь М.М.Щербатов, фельдмаршал А.В.Суворов (основал русскую военную науку), адмирал Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, «славянофилы» и многие другие. Все они понимали и пытались на уровне государства доказать, что патриотическое воспитание возможно только с опорой на народную культуру и традиции. Государственная власть, которая не учла это, получила сожженную Москву, Крымскую катастрофу, поражение в русско-японской войне (1904-1905годы),тяжелые поражения в Первую мировую и как итог, Российская империя перестала существовать, хотя был шанс стать после 1913 года мировым лидером, если бы в корне изменили систему воспитания и образования, сделав ее русской по духу.

Советская система воспитания имела положительные и отрицательные стороны. Большевики совершили «культурную революцию», после 1917 года они попытались построить «новый порядок», разом отмахнув все, что было до 1917 года и хорошее и плохое. Из учебников исчезли имена Александра Невского, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и многих других. Но самые дальновидные понимали, патриотическое воспитание невозможно без опоры на прошлое, победы и поражения (для урока на будущее) императорской России, княжеской Руси. И поэтому с тридцатых годов двадцатого века в учебники возвращаются имена героев Руси -России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Петр первый, Иван Грозный, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Багратион, М.И.Кутузов; имена цвета ее культуры и науки: М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и другие.

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания, отмечал, что каждый воспитанник «дол­жен быть… патриотом». При этом он справедливо утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках («героических вспышках»), а в «длитель­ной, мучительной, нажимной работе, часто даже очень тяжёлой, неинтересной, грязной».

В СССР в 30-е годы прошлого века обратились к воспитательному потенциалу героическо­го прошлого Отечества: выпускали книги, ставили спектакли, снимали фильмы, отражающие историю страны, восстановили исторические факультеты в университетах, институтах.

В период Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания населе­ния приобрела ярко выраженный практический характер. Сформированные патриотические чувства обусловили массовое проявление героизма и патриотизма на фронте и в тылу.

Большое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, полагавшего, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский точно подметил, что одной из главных воспитательных задач школы являет­ся подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

Особенно этот процесс усилился в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 года) и после нее, снимались фильмы патриотической направленности, писались книги, исследования. В этот период патриотическое воспитание достигло высокого уровня. В последующие годы (60-80-е) патриотическое воспитание идет по «затухающей», особенно на государственном уровне. Забыты золотые слова: «лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности, неизмеримо выше жизни моей и твоей — это жизнь нашего Отечества. Наша Родина живет и будет жить вечно, потому что миллионы героев пошли на смерть во имя ее чести и достоинства. Спасать свою жизнь ценой предательства уклоняться от опасности, когда для Родины наступает час тяжелых испытаний, — позорно и омерзительно».

Верхушка СССР это забыла или не знала, и поэтому Русская цивилизация потерпела страшное поражение в построении коммунизма: катастрофа 1990- 1991 годов.

Причины этой катастрофы лежат в системе воспитания и образования. Слишком много усилий было потрачено на помощь народам мира (Африка, Азия, Южная Америка, Восточная Европа), на развитие интернационализма, развитие окраин СССР, их инфраструктуры и культуры.

После развала СССР патриотическое воспитание переживало тяжелый кризис. Ценности, идеология Советского Союза были отвергнуты, а новые еще не сформировались. В некоторых кругах слово «патриот» стало ругательным, синонимом понятия «фашист» и «нацист». В России на рубеже двадцатого — двадцать первого веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и так далее. Ни в одном из них не указаны даже праздники — государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями, и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе* и на уровне государства (День Независимости в США, День взятия Бастилии во Франции и так далее). В девяностые годы двадцатого века это было связано с тяжелым положением Российской Федерации, которая фактически стала сырьевым придатком Запада. В начале двадцать первого века часть государственных деятелей видимо осознала, что «так жить больше нельзя», и предприняло некоторые шаги в патриотическом воспитании: пышно отмечено шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне, сняты новые фильмы на эту тему, прославляющие подвиги русских воинов. Сняты новые мультипликационные фильмы, направленные на восстановление национального самопознания: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».

Чтобы у России было будущее, как у свободной, процветающей, мирной державы, воспитание патриотизма необходимо, он должен стать стержнем новой идеологии России.

Новые социально-экономические условия жизни россиян, становление новой государствен­ности, переход к рынку дали основание для пересмотра изучаемых понятий с позиций обще­человеческих интересов, ценностей и идеалов.

В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. С учетом этого в новых социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления.

Среди причин, обусловливающих необходимость активизации   патриотического воспитания молодежи, можно выделить: развитие процессов деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность процессов преобразований, происходящих в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к внутренним факторам развития личности в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.

Направления и цели патриотического воспитания на современном этапе могут рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти­ческого поведения).

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Таким образом мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее воспитание подрастающего поколения .

II. Патриотическое воспитание в современной школе.( на примере МКОУ Краснянской ОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области)

Исходя из вышеизложенного, в МКОУ Краснянской ОШ разработана программа «Я – гражданин России».

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании учебно – воспитательной работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

День Победы;

День вывода войск из Афганистана;

День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:

«Солдатские письма»;

«Герои живут рядом»;

«От сердца к сердцу».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

«А ну-ка, парни!»;

«Веселые старты»;

«Папа, мама и я – спортивная семья!»;

смотр строя и песни;

проведение спортивных секций;

работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные».

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

линейки, посвященные памятным датам истории;

общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;

организацию помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;

проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края:

экскурсии в музеи;

туристические поездки;

экскурсии по родному краю;

изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;

благоустройство территории школы;

уход за памятником;

создание школьного музея «Культура и быт родного края».

6. Организация конкурсов:

«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека; конкурс чтецов;

конкурс патриотической песни;

конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;

конкурс рисунков «Защитники Отечества».

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В результате осуществления Программы ожидается: повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности обучащихся; внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы; возрождение духовных ценностей школьников улучшение условий для формирования патриотических чувств.

III. Заключение

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через глубокое изучение нашего прошлого.

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на определенные ошибки (которые нужно не ретушировать, а выявлять и анализировать), не может не вызвать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В связи с этим, необходимо перестать быть «Иванами родства не помнящими» и ярко показывать все достижения языческой Руси — Киевской, Владимиро-Московской, Российской империи, СССР, Российской Федерации, а не отрицать все с 988 года — отвергнута высокая народная культура дохристианской Руси, с эпохи Петра первого -поворот к западным ценностям, с 1917 года — отвергнут «царизм» с его достижениями, с 1991 года- вся советская эпоха, полная борьбы, побед и свершений.

И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.

Патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов нашего народа — прекрасных иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Евпатий Коловрат, Степан Разин, Иван Сусанин, Багратион, Нестеров, герои-панфиловцы, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты к колонны танков, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, но шли на смерть и пытки.

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»*. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения отечеству.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании нетерпимости к недоброжелателям, врагам и предателям Отечества.

В этом отношении воспитание требует исправления ошибок, допущенных органами власти и средствами массовой информации, активно внушающими народу информацию об отсутствии у России врагов. Какие силы относятся к враждебным России? В условиях, когда нет открытых военных действий, таковыми являются те, кто всячески и всесторонне — экономически, политически, экологически, идеологически, информационно подрывают устои России, наносят ей непоправимый вред. Эту сторону патриотического воспитания нельзя забывать, здесь нет места христианскому смирению, от этого зависит будущее государства, ее народов.

8

Источник: kopilkaurokov.ru

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность.  Патриотическое воспитание – не каприз государства . Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Задачи патриотического воспитания в школе

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

🔴 Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.Девочки с фрагами РФ

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

  • уроки героико-патриотической тематики;
  • интегрированные уроки;
  • проблемные уроки;
  • дискуссии;
  • театрализованные уроки;
  • групповые семинары.

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так  тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Патриотическое воспитание старшеклассников

Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности. Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания. Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков — наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.

Формы мероприятий в школе

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта);
  2. Тематический урок;
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам;
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами);
  5. Тематические выставки;
  6. Организация школьного музея и музейные уроки;
  7. Открытые уроки;
  8. Тематические классные часы;
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Источник: vospitanie.guru

Оппозиционные митинги в России заметно помолодели: как отмечали наблюдатели и исследователи, на антикоррупционную акцию 26 марта вышло много школьников и студентов. Вслед за этим многие учителя начали проводить воспитательные беседы с подростками — «Медуза» публиковала записи нескольких таких встреч и уроков. А 4 апреля стало известно, что депутаты от нескольких фракций подготовили законопроект о патриотическом воспитании в России. Специально для «Медузы» Юлия Дудкина («Секрет фирмы») рассказывает, как уже сейчас обстоят дела с патриотическим воспитанием в школах и что об этом думают преподаватели, ученики и их родители.

Смотри молча

«Встал, быстро! Ты любишь агрессию?» — с этими словами учительница толкнула восьмиклассника в плечо и продолжила: «Ты экстремизм любишь? Агрессию? Встал быстро!» Все это ученик снимал на телефон. Камера была направлена в потолок, поэтому на видеозаписи не видно, что именно происходит, но отчетливо слышен звук удара и последовавший диалог:

— Что сейчас произошло? — спросил ученик.

— Ты мешаешь смотреть фильм.

— Я просто сказал два слова.

— А не надо просто. Надо смотреть молча. Тебе нравится, когда с тобой так разговаривают? Я с тобой так разговариваю. Получай удовольствие. Отвернись и смотри молча.

— Что вы меня сейчас тронули?

— Чтобы ты принял какое-то решение, либо не трогал, либо сидел спокойно. Ясно?

В тот день — третьего апреля — ученики восьмого класса средней самарской школы № 114 вернулись с каникул и учительница географии Ирина Горбатенко решила поговорить с ними про политику и показать фильм «Экстремизму нет», выпущенный одним из самарских телеканалов. Она постоянно отвлекалась на одного из учеников — Антона (имя изменено по просьбе его родителей). Недавно Антон стал волонтером в местном штабе Навального, и в классе его стали называть «Навальный-мэн». Все знали, что 26 марта он выходил на митинг против коррупции. «Что ты улыбаешься? Я догадалась, что ты там [на митинге] есть», — говорила она ученику. Антону не хотелось смотреть фильм про экстремизм, и в итоге учительница решила применить силу.

Дома Антон рассказал родителям (они попросили не публиковать их имена), что случилось, и сообщил, что собирается выложить видео в интернет. «Мы не советовали ему этого делать, но и не отговаривали, — говорит отец Антона. — Это было его решение». На следующий день они поехали в школу, чтобы обсудить случившееся с директором. По словам матери Антона, директор им не поверила: «Ответила, что в нашей школе такого просто не может быть». Ничего не добившись, они уехали домой — учительницы, которая толкнула их сына, все равно в тот день не было в школе, и супруги решили вернуться на следующий день, чтобы с ней поговорить.

Родители Антона вспоминают, что за сутки запись, которую их сын выложил во «ВКонтакте», успели посмотреть многие школьники и учителя, а директор и преподавательница географии были ошарашены и как будто напуганы. В итоге учительница извинилась перед Антоном. «Я надеюсь, что больше такого не повторится и нам не будут показывать фильмы сомнительного содержания — и уж тем более кричать и пинать меня или кого-нибудь еще», — написал школьник у себя на стене во «ВКонтакте» 6 апреля. Но его родители продолжают переживать. «Многие поддержали его в соцсетях, — говорят они. — Но было и очень много негатива: люди пишут, что он подставляет учителя. Причем кое-кто из этих людей учится с ним в одной школе. А еще директору пришел запрос из прокуратуры по поводу случившегося. Так что мы боимся, что эта история еще не закончилась».

Уроки политинформации

Фильм «Экстремизму нет» показали не только в школе № 114. До этого губернатор Самарской области Николай Меркушкин собрал студентов и сотрудников местных вузов на молодежный форум «Экстремизму — нет», где продемонстрировал запись. Позже депутат губернской думы Михаил Матвеев написал в твиттере, что этот фильм показывали и в лицее, где учится его сын, и во многих других самарских школах.

Проводить воспитательные беседы с политически активной молодежью решили не только в Самаре: директор брянской школы № 1 Кира Грибановская рассказывала ученикам о том, что Владимир Путин — лидер «с высоким рейтингом за счет внешней политики», а в Томске учитель истории и ОБЖ из русской классической гимназии № 2 прочитал лекцию по противодействию экстремизму, где назвал участников митингов «холопами англосаксов». В одной из сельских школ Ростовской области завуч вызвала ученика, участвовавшего в митинге, к себе в кабинет и провела беседу о том, что ему еще рано вмешиваться в политику и отстаивать свободу слова: «Пока ты в школе, эта свобода слова прекращается».

О появлении политически активной молодежи заговорили сразу после прошедших митингов, но политинформацию в школах обсуждали и до этого. За несколько дней до всероссийской антикоррупционной акции на сайте The Question опубликовали вопрос: «Что вам в школе рассказывают про российскую политику — перескажите подробно и близко к тексту?» Выяснилось, что многие учителя проводят в школах классные часы о патриотизме.

«В основном говорят о величии Путина, восхваляют его. Любых оппозиционеров сразу же зовут агентами США», — рассказал на The Question пользователь Антон Антонов, представившийся учеником десятого класса. Пользователь под ником Евгений Колфилд написал, что 1 сентября 2014 года «на классном часе классрук в подробностях рассказала о присоединении Крыма и „преимуществах“ данного события. Все это было подкреплено презентацией». Пользователь под ником Луи Остин рассказал, что в его школе учительница говорит, что «Путин лучший президент! Если бы не он, везде было бы все американское! Весь мир против него, а мы должны быть за, ведь он такой сильный и честный человек!»

Учителя из разных городов и школ подтверждают: политинформация в школах появилась задолго до того, как школьники вышли на митинги. «У нас в городе уже третий год проводятся классные часы, где рассказывают про воссоединение Крыма с Россией, — рассказал „Медузе“ Андрей Рудой, учитель истории из Дзержинска. — Это рекомендованная тема для классных руководителей — рекомендации, как правило, направляются директорам из местных департаментов, так что мы, учителя, не знаем всех тонкостей. Но в нашей школе никто не ходит по кабинетам и не проверяет, обсуждают ли со школьниками Крым, так что можно потратить классный час на что-то более важное. Я, например, так и делаю. Вообще в школах сегодня есть патриотическое воспитание, но это очень индивидуально. В моей школе, например, удается обойтись без ура-патриотического угара, но от коллег я знаю, что в другие школы приезжают чиновники с лекциями или даже священники. Кстати, пару лет назад к нам в город приезжал Нижегородский митрополит Георгий — и школьников согнали слушать лекцию о том, что нужно любить родину и запретить аборты. Но мой одиннадцатый класс просто не стал в этом участвовать».

Анна Инютина — учительница русского и литературы из Ижевска — говорит, что в ее городе школьников тоже растят патриотами: «Сейчас я временно не работаю в школе, занимаюсь репетиторством. Но год назад успела застать, как ученики поют гимн России и маршируют после уроков целыми классами — и мальчики, и девочки. Я видела это и в Камбарке, где преподавала много лет, и в Ижевске». Анна Бабушкина из Самары преподает английский, она тоже заметила, что в последние годы в учебном процессе что-то изменилось: «В нашем учебнике по английскому есть раздел, который называется „Spotlight on Russia“ — там все про Россию, английские названия российских праздников и так далее. Так вот, недавно к нам в город приезжал автор учебника и проводил семинар для учителей. Нам сказали, что мы можем пожертвовать любыми другими разделами, но тот, что связан с Россией, пройти должны обязательно и посвящать ему каждый пятый урок. Вообще-то патриотическим воспитанием занимаются классные руководители и учителя ОБЖ, которые регулярно возят старшеклассников на военные сборы. Но теперь и нас, преподавателей иностранных языков, это немного коснулось».

Родина в опасности

В марте психолог Ирина Катин-Ярцева рассказала в фейсбуке, что в московской школе, где учится ее сын, второклассников без ведома родителей фотографировали в военной форме. Позже выяснилось, что школа участвует во всероссийской акции «Бессмертный полк» и учеников не только фотографируют. «Мой ребенок пришел из школы и начал с жаром рассказывать мне, как это круто — защищать родину, — вспоминает Катин-Ярцева. — И что им, детям, нужно привыкать к мысли, что родина в опасности и, может быть, однажды придется отстаивать ее с оружием в руках. Он точно не мог услышать этого дома, да и я ведь могу отличить, когда мой ребенок высказывает собственные мысли, а когда повторяет чужие слова».

По словам Катин-Ярцевой, когда школьников сфотографировали в военной форме, большинство родителей были в восторге. И только в другом, закрытом чате, где нет классного руководителя, несколько родителей возмутились. «На следующий день классная руководительница в общей рассылке очень сухо сообщила нам, что наш класс прекращает участие в проекте „Бессмертный полк“, — рассказала психолог „Медузе“. — Большинство родителей стали бурно об этом сожалеть, так что в итоге решили, что участвовать класс все-таки будет, но кто не хочет, может отказаться».

В комментариях к статусу Катин-Ярцевой другие родители вспомнили, что сталкивались с подобными ситуациями. Создатель сообщества для детей и взрослых «Потомучка ТВ» Родион Соловьев рассказал, что еще восемь лет назад обратил внимание на милитаристский уклон в школе, где учился его сын. «Кроме военной подготовки там еще много говорили про православие, — вспоминает он. — Периодически наш класс организованно посещал церковь, и батюшка сам приходил в школу. В итоге мы перевели ребенка в другую школу, а теперь он уже окончил одиннадцатый класс и патриотическое воспитание ему не грозит. Правда, теперь мне предстоит отправить в первый класс младшего, но я уже обо всем позаботился и нашел школу с театральным кружком и музыкой, где не будут ходить строем».

Пусть покажут про Димона

С официальной трактовкой патриотизма часто не согласны не только ученики и родители, но и сами учителя. Преподаватель Андрей Краснов (имя изменено) пригласил журналистку «Медузы» в московскую школу, где он работает, чтобы показать, проводится ли там политинформация.

Перед учениками десятого класса экран проектора, на нем крупным планом — известная фотография с московского митинга 26 марта: несколько омоновцев в шлемах за руки и за ноги несут в автозак безоружную девушку в белом пальто. Краснов ходит перед экраном и рассуждает: «Обратите внимание. Один омоновец в тот день пострадал. Его ударили очень сильно по голове, он две недели будет лежать в больнице с сотрясением мозга. Я вот помню, у меня было сотрясение мозга, меня, конечно, тошнило, но к вечеру я оклемался. А ведь я был без шапки и без шлема. А смотрите, ведь мальчики-то молодые. Они когда присягу давали, они родину хотели защищать. А здесь они что, преступника поймали? Вот сзади люди стоят нормальные, а эти ублюд… Простите, стражи порядка — они кого охраняют?»

Школьники переглядываются, иногда вставляют замечания: они обсуждают, можно ли выходить на политические акции, если тебе еще нет 18. Учитель выводит на экран сайт «Сторонники „Единой России“». Там говорится, что заявление на вступление в сторонники партии может подать любой гражданин РФ, которому исполнилось 16 лет и который поддерживает «программные цели и практические действия Партии». Учитель возмущается: «Вот говорят, что ходить на митинги и поддерживать Навального подросткам еще рано. А что, в едросню вступать не рано?» Позже Краснов скажет мне, что специально так активно заявлял на уроке о своей политической позиции — «чтобы было видно, что не во всех школах пропагандируют. А вообще-то я белый и пушистый».

Сами десятиклассники, оставшись наедине с журналисткой, первым делом просят пообещать, что никто не узнает ни номера школы, ни их имен. После этого они, перебивая друг друга, начинают рассказывать, что учительница истории призывает всех верить в Бога и отмечать Пасху. «Мы ей говорим: „Религия — личное дело каждого, зачем вы настаиваете?“ — а она нам: „Пусть каждый останется при своем мнении, но Бог все-таки существует“. И еще говорит, что не надо с ней спорить, потому что она учитель, а мы еще дети».

Про Краснова, рассказывавшего про «едросню», они объясняют, что «он учитель хороший, но слишком радикальный и объясняет все не слишком объективно. Но его тоже можно понять, у него сына забрали на митинге». По словам школьников, они хотели бы, чтобы никто из учителей не рассказывал им о своей политической позиции — пусть лучше подробно и без эмоций объяснят, что происходит в мире.

«Андрей Михайлович перегибает палку, но кроме него никто даже не пытается поговорить с нами про теракты или обсудить эти митинги, — жалуются школьники. — Наверное, учителям опасно это делать. Мы слышали, что один учитель показал на уроке расследование „Он вам не Димон“ и его уволили. Есть столько мнений, и у всех учителей они разные, и все пытаются нам рассказать о своих взглядах. А лучше бы просто показали про Димона и объяснили, как проводилось это расследование. И пусть на обществознании про это расскажут с точки зрения закона, а не про Бога говорят. А как к этому всему относиться — мы уже сами как-нибудь разберемся».

Высокая гражданская ответственность

Власти, впрочем, считают, что в формировании взглядов подрастающему поколению нужно помочь. 30 декабря 2015 года правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Ее основными исполнителями стали министерство образования, министерство обороны, министерство культуры и Федеральное агентство по делам молодежи. Причем, как говорится в документе, к моменту его принятия в России уже были реализованы три такие программы. К 2015 году в стране было две тысячи оборонно-спортивных лагерей — их составители программы называют одной из эффективных форм работы с «молодежью допризывного возраста». По приведенным в документе данным, в мероприятиях по патриотическому воспитанию к 2015 году участвовали 21,6% «молодых граждан».

Патриотическое воспитание россиян с 2016 по 2020 год будет стоить более полутора миллиарда рублей, большую часть которых выделят из федерального бюджета. Одна из целей новой программы — растить солдат и полицейских («содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных сил Российской Федерации, правоохранительных органов и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы»).

В планах программы — всероссийский сбор руководителей клубов и организаторов, занимающихся историческими реконструкциями, проведение по всей России акции «Георгиевская ленточка», «литературный патриотический фестиваль», фестиваль военно-патриотической песни «Крымская волна», всероссийский конкурс военного плаката «Родная армия». А также молодежно-патриотическая акция «День призывника», всероссийский слет казачьей молодежи «Готов к труду и обороне» и еще десятки мероприятий, в которых Минобрнауки выступает исполнителем наравне с Минобороны и Центром патриотического воспитания.

Один из главных координаторов программы — «Росмолодежь» (на запрос «Медузы» о комментарии пресс-служба агентства не ответила). Александр Бугаев, назначенный руководителем агентства 21 марта, рассказал в интервью «Известиям», что собирается работать «с протестной, с провластной и особенно с аполитичной частью молодого населения», потому что «в нашей стране плохой молодежи не бывает». По его словам, представители ведомства в последнее время «осознали значение видеоконтента для современной молодежи».

По мнению Бугаева, России не хватает закона о молодежной политике, чтобы «систематизировать работу с молодежью со стороны органов власти в регионах». Такой закон, возможно, и правда появится — в начале апреля депутаты Госдумы подготовили законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», который, по мысли авторов, должен «установить единообразие в системе патриотического воспитания на всей территории Российской Федерации».

Инструменты советского образования

Пока что учителя, которым нравится идея патриотического воспитания, сами разрабатывают планы занятий и рассказывают о своих достижениях коллегам. Например, на сайте социальной сети работников образования «Наша сеть» учитель ОБЖ и физкультуры Александр Гордеев из лицея № 17 в городе Сухой Лог рассказывает о проекте «Будь готов!», который под его руководством разработали ученики из военно-патриотического клуба «Знамя». Гордеев пишет, что, по его мнению, общество утратило «традиционное российское сознание» и теперь ему необходимо «обновление духовных начал» и «высокая самодисциплина, воля и гражданское мужество». Поэтому Гордеев проводит в своем юнармейском отряде «Зарницу» — он считает, что так у подростков повышается мотивация «к службе в Вооруженных силах Российской Федерации».

Впрочем, и среди учителей — сторонников патриотического воспитания находятся те, кто считает, что любовь к родине нельзя воспитывать слишком усердно. Например, преподаватель казанского IT-лицея КФУ Константин Болгарский рассказывает, что пытается воспитать в детях патриотизм и «активную гражданскую позицию», — он готовит для школьников конкурсы и вывозит их на ролевые игры, посвященные русской истории. Но развивать в школе патриотизм, по его словам, он старается «не так навязчиво, как спускается сверху». Болгарский объясняет, что, по его мнению, школьники действительно любят свою страну и край, но слишком формальное отношение к этому вопросу детям не интересно. «У нас в норме исполнение гимна каждую неделю на линейке, но далеко не все проникнуты духом патриотизма», — объясняет Болгарский.

Учителя, которые столкнулись с патриотическим воспитанием, уточняют: даже если в школу присылают рекомендации из вышестоящих инстанций, их соблюдение — личное дело администрации и учителей. Некоторые считают, что при желании классные часы можно провести и без лекций о присоединении Крыма. «Никакого конкретного приказа насаждать в школах патриотизм нет, и меня, например, никто не пытался заставить это делать», — говорит директор московской школы № 109 Евгений Ямбург.

По его словам, есть тренд, который «задается с самого верха». В основе тренда — наивная вера в то, что сработают инструменты советского образования. А есть энтузиазм отдельных педагогов и региональных властей — они пытаются ловить сигналы, которые подаются через телеканалы. «Это как социалистическое соревнование между мясокомбинатом и винзаводом, — говорит Ямбург. — К тому же многие педагоги считают, что патриотическое воспитание — самое правильное. Они вспоминают собственную советскую молодость, когда трава была зеленее, и пытаются повторить опыт, с которым знакомы. Хотя лично я считаю, что бездумной и картонной пропагандой мы скорее заставим подростков выйти на митинги. А я вообще-то против этого — мне как педагогу просто страшно за детей».

Источник: meduza.io


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.