Образование в спарте

Спарта справедливо считалась самым сильным в военном отношении полисом Греции, и прежде всего потому, что являлась самым военизированным из них. Весь её образ жизни был ориентирован на войну. Граждане Спарты освобождались от необходимости сельскохозяйственного труда, поскольку поля за них обрабатывали подневольные крестьяне — илоты. А ремёслами и торговлей гражданам заниматься запрещалось. Соответственно у них было много свободного времени, которое они посвящали интенсивным военным тренировкам. Поэтому спартанское полисное ополчение имело все качества профессиональной армии.

Система воспитания детей и юношества, установленная в Спарте, была направлена именно на подготовку хорошо тренированных, физически развитых, дисциплинированных воинов. Подрастающее поколение учили главным образом быть неприхотливыми, стойкими, изворотливыми, терпеливо переносить боль. Для этого всех детей в семилетием возрасте забирали у родителей и объединяли в специальные отряды (агелы), где они и оставались до 20 лет, фактически в постоянно действующих лагерях.


В отрядах мальчики и юноши находились на казарменном положении, вели практически военную жизнь, привыкали к трудностям и испытаниям. Даже зимой они ходили легко одетыми, спали на открытом воздухе, своими руками сооружая себе «постель» — подстилку из стеблей тростника. Кормили юных спартанцев чрезвычайно скудно, и по этой причине они регулярно воровали продукты в округе.

Если их ловили за этим занятием, то жестоко наказывали. Но если им удавалось украсть что-нибудь незаметно, это только поощрялось: считалось, что так развиваются качества, необходимые будущему воину.
Поощрялись и драки детей между собой. Раз в год их подвергали бичеванию, чтобы проверить, кто лучше терпит боль. Били до первого крика, но бывали случаи, когда мальчики, стремясь продемонстрировать свою стойкость, терпели боль беззвучно до потери сознания, а то и умирали во время экзекуции. Требовалось беспрекословное повиновение взрослым, а также командирам отрядов, которые назначались из числа юношей постарше (так называемых иренов). В такой обстановке спартанский гражданин вырастал действительно прекрасным воином, но почти необразованным, грубым и жестоким.

В 20 лет спартанец достигал совершеннолетия. С этого момента он навсегда причислялся к одному из небольших отрядов, по 15 человек в каждом. Эти отряды (сисситии) были низовыми подразделениями спартанского войска. Их члены должны были ежедневно питаться вместе, за общим столом; во время войны они жили и сражались тоже вместе.


Лишь с 30 лет спартанец становился полноправным гражданином. С этого момента он имел право прекратить казарменную жизнь, жениться и обзавестись собственным домом. Однако и после этого, вплоть до окончания призывного возраста (60 лет), все спартанцы активно занимались военными тренировками. К сожалению, каких-либо деталей и подробностей об этих тренировках неизвестно. Дело в том, что Спарта была закрытым государством, иноземцы туда практически не допускались. Спартанские власти старались хранить в строжайшей тайне внутреннюю жизнь своего полиса, и в первую очередь всё, что оказывалось связано с военным делом.

Источник: SiteKid.ru

Воспитание и образование в спарте

СПАРТА – МОГУЧИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ГОРОД–ГОСУДАРСТВО

Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.

Во времена Троянской войны в тех краях была другая, ахейская Спарта, но она каким-то образом погибла, и о ней напоминала лишь гробница прекрасной Елены и Менелая в окрестностях дорийского города.


Со временем земли, пригодной для обработки, стало не хватать, чтобы прокормить быстро растущее население. Тогда спартанцы начали завоевывать соседние земли. Сначала они захватили всю Лаконику, а затем находившуюся рядом с ней богатую и плодородную область Мессению. Большую часть населения Лаконики и Мессении спартанцы сделали своими рабами. Эти рабы назывались илоты. Они отдавали своим господам в качестве дани половину урожая. Жителей окраинных лаконских и мессенских городов, периэков («периэки» по-гречески — «живущие вокруг»), спартанцы оставили свободными: в их лице они хотели иметь опору против илотов. Периэки поставляли спартанцам вспомогательные военные отряды в тяжелом вооружении, имели общее со спартанцами имя — лакедемоняне, но не считались членами спартанского государства.

Спартанская армия, состоявшая из закаленных, хорошо подготовленных и обученных воинов, не знала себе равных.

В VI в. до н.э. почти все города Пелопоннеса признали военное превосходство спартанцев. Спарта навязала им неравноправный союз, получивший название Пелопоннесского. Спартанцы играли в нем главную роль. Они командовали объединенными военными силами пелопоннесских городов. Союзники обязаны были поддерживать спартанцев во всех войнах и, прежде всего, — помогать подавлять восстания илотов.

Спартанцы стремились не допускать у себя никаких перемен, чтобы сохранить ликурговы порядки и удержать власть над илотами. Однако это оказалось им не под силу.


Расцвет «Ликурговой Спарты» приходится на VI-V вв. до н. э. Затем начинается кризис и разложение ликурговых порядков. В середине IV в. до н. э. Спарта терпит военные поражения, теряет Мессению и утрачивает значение великого и могучего государства.

2.1 История спартанского образования

Спарта, непревзойденный источник сведений об архаике, естественно составляет следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентирует практически все стороны жизни, включая супружеские отношения, орфография — замечательное исключение! — никогда не будет там унифицирована.



Спарта, наряду с Критом — также консервативным, аристократическим и воинственным государством, — занимает особое место в истории греческого образования и культуры в целом: она позволяет нам представить архаический этап античной культуры, ее преждевременный расцвет в эпоху, о которой Афины, к примеру, ничего не могут нам сообщить, поскольку никакой роли еще не играли.

С VIII века искусство уже процветало в Лакедемоне, VІІ век — век величия Спарты, а высшая точка приходится примерно на 600 год.

Это так, потому что это преждевременное развитие было резко остановлено: Спарта, некогда возглавлявшая прогресс, окажется в противоположной роли — теперь это Государство консервативное по преимуществу, упрямо придерживающееся древних обычаев, от которых все остальные уже отказались. Для всей Греции она становится краем парадоксов, легко возбуждая возмущение, а у теоретиков-утопистов — страстное восхищение.


Несомненно, Спарта VIII-VI веков – прежде всего воинственное государство. Военная мощь позволила ей завоевать и удержать гегемонию, которая, будучи удвоена присоединением Мессении (735- 716), делала из нее одно из самых обширных государств Греции. Благодаря этой мощи Спарта пользовалась влиянием, которого никто до победы афинян в Персидских войнах не мог всерьез у нее оспаривать. Преобладание воинского идеала в ее культуре засвидетельствовано воинственными элегиями Тиртея, которым служат иллюстрацией прекрасные изобразительные памятники того же времени, также прославляющие воина-героя.

Поэтому позволительно предположить, что в эту архаическую эпоху воспитание юного спартанца уже, или, вернее, по-прежнему, было прежде всего воинским воспитанием, то есть прямым и опосредованным обучением военному делу.

Важно, однако, отметить изменения по сравнению с гомеровским средневековьем, затронувшим как техническую, так и этическую сторону образования: из рыцарского оно стало солдатским, его атмосфера — «политическая», а не сеньориальная.

В основе этой метаморфозы лежит переворот технического порядка: исход сражения зависит теперь не от поединков между отдельными бойцами, сошедшими с колесниц, а от столкновения двух линий пехоты, идущей сомкнутым строем. Отныне решающая роль в сражении принадлежит тяжеловооруженным пешим бойцам-гоплитам.


Эта тактическая революция имела, как отметил с редкостной проницательностью Аристотель, далеко идущие моральные и социальные последствия: на смену глубоко личному идеалу гомеровского рыцаря, царского дружинника, приходит отныне коллективный идеал полиса, преданности государству [1;79]. Последнее становится — в отличие от предшествовавшей эпохи — основным жизненным фоном, на котором развивается и осуществляется всякая духовная деятельность. Это идеал тоталитарный: полис — все для своих граждан, именно государство делает их людьми. Это рождает глубокое чувство солидарности, объединяющее всех граждан одного города, пылкую преданность каждого благу общей родины, готовность смертных пожертвовать жизнью для его бессмертия.

Легко заметить, как решительно новый идеал подчиняет личность политической общности. Как удачно сформулировал В. Йегер, целью спартанского воспитания будет отныне не выделить героев, а сделать героями все население города. Героями, то есть солдатами, готовыми отдать жизнь за отечество [3;210].

Однако было бы значительным упрощением предполагать, что это образование уже тогда сводилось исключительно к военной подготовке. Благодаря своим рыцарским истокам оно было разнообразнее и богаче: прежде всего оно сохранило вкус и привычку к конному спорту и атлетике.


Летопись Олимпийских игр достаточно хорошо известна, так что можно оценить успех, закрепившийся за спартанцами в международных соревнованиях. Первая известная спартанская победа отмечена на XV Олимпиаде (720 г.); с 720 по 576 год из восьмидесяти одного известных олимпийских победителей сорок шесть — спартанцы. В наиболее престижном состязании — беге на стадий — из тридцати шести известных победителей двадцать один спартанец. Этот успех объясняется не только физической крепостью спортсменов, но и великолепными методами их тренировки. Фукидид сообщает, что спартанцам приписывались два нововведения, отличавшие греческую технику спорта: полная нагота атлета (в противоположность узким трусам, унаследованным от минойцев) и применение масла для растирания [4; 132].

Спорт не был привилегией мужчин: женская атлетика, о которой с таким удовольствием распространяется Плутарх засвидетельствована, начиная с VI века, прелестными бронзовыми статуэтками, которые изображают девушек-бегуний, приподнимающих одной рукой подол своей (и без того короткой) спортивной туники [5; 97].

Но спартанская культура не исчерпывалась культурой физической. В ней, как и в гомеровском образовании, духовная стихия представлена в основном музыкой. Эта последняя, будучи средоточием культуры, обеспечивает связь различных ее сторон: через танец она смыкается с гимнастикой, а через пение поддерживает поэзию— единственный вид архаической литературы.

Однако за ранним весенним расцветом пришло бесплодное лето.


торики почти единодушно отмечают ок. 550 года резкую остановку в доселе равномерном развитии Спарты. Все начинается с политической и социальной революции, в ходе которой аристократия, под руководством эфора Хилона, подавляет возмущение народных масс, вызванное второй Мессенской войной, и закрепляет свою победу соответствующими установлениями. Тогда и начинается расхождение между Спартой и прочими греческими городами, которые не только не стремятся вернуться к аристократическому правлению, но все направляются к более или менее выраженной форме демократии, причем тирания является в это время решающим этапом перехода к ней. Именно эта новая ситуация породила традиционное спартанское образование, обычно приписываемое Ликургу.

Государственное образование в Спарте

В своей классической форме Спартанское образование имело совершенно определенную цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая пехота создала военное превосходство Спарты, которая будет побеждена лишь в результате тактических нововведений афинянина Ификрата и великих фиванских полководцев IV века, продвинувших вперед военное дело). Организованное исключительно в интересах государства, это образование целиком находится в его руках. Быть образованным как положено, было необходимым, если и не достаточным условием пользования гражданскими правами.

Педантичный закон озабочен ребенком еще до его рождения: в Спарте ведется настоящая евгеническая политика. Сразу по рождении ребенок должен предстать на Лесхе перед комиссией старейшин: будущего гражданина принимали только если он был красив, хорошо сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали в пропасть Апотеты.


Пока ребенку не исполнится семь лет, государство доверяет свои полномочия семье: по представлениям греков, воспитание еще не началось — до семи лет речь идет только о «вскармливании» [2;41], спартанские женщины искони были в нем искусны. Лаконские кормилицы пользовались на рынке наибольшим спросом и особенно ценились в Афинах.

По достижении семи лет маленький спартанец переходил непосредственно в ведение государства — отныне он принадлежит ему беспредельно до самой смерти. Образование в собственном смысле слова продолжалось с семи до двадцати лет. За него непосредственно отвечало специальное должностное лицо, настоящий комиссар народного образования. Ребенка принимают в юношескую организацию, чья иерархия представляет некоторые аналогии со скаутизмом, а еще более – с юношескими движениями тоталитарных государств фашистского типа. Сложная и живописная лексика, служившая для обозначения годичных классов, привлекала внимание эрудитов как в древности, так и в новое время.

В двадцать или двадцать один год молодой человек, завершив свое образование, но еще не вполне удовлетворяя требованиям неумолимого тоталитарного государства, входил в формирования взрослых мужчин, прежде всего «игроков в мяч» [7;54].

Аналогию со скаутизмом можно продолжить: спартанские дети распределялись по единицам, аналогичным «стаям» или «отрядам». Во главе их стояли также взрослые юноши, двадцатилетние старшие из иренов. Эти отряды подразделялись на малые группы, аналогичные «шестеркам» или «патрулям», руководимые самым бойким из ее членов, получавшим завидное звание «начальник патруля»


Итак, государственное образование — коллективное, оно изымает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество сверстников. Впрочем, переход происходит постепенно: первые четыре года «волчата» собирались только для игр и упражнений. Лишь с двенадцати лет юноша подчинялся более суровой дисциплине и оставлял отчий дом для интерната, вернее, казармы, которую уже не мог покинуть, даже женившись, до тридцати лет.

Источник: studopedia.su

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет непрерывного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Тема:

Образование и основные этапы развития государственности в Древней Спарте

РЕФЕРАТ

Курсовая работа : 37 с., 17 источников, 3 прил.

СПАРТА, ЛИКУРГ, АПЕЛЛА, ГЕРУСИЯ, ЭФОРЫ, СПАРТИАТЫ, ПЕРИЭКИ, ИЛОТЫ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, СИССИТИИ.

Предметом исследования является древнегреческое государство Спарта и спартанское общество.

Объект исследования – процесс образования и этапы развития государственности в Древней Спарте.

Цель курсовой работы – раскрыть процесс становления и основные этапы развития государственности в Древней Спарте.

Методом исследования является анализ научной литературы.

Областью возможного практического применения являются научные работы по истории Древней Греции, подготовка к экзамену.

Социальная значимость курсовой работы заключается в том, что изучение и анализ опыта прошлого (в данном случае государственного устройства Спартанского государства) помогает не допускать ошибок в будущем.

Автор подтверждает, что приведённый в работе теоретический материал правильно и объективно отражает исследуемую тему, а все заимствованные из литературных источников теоретические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ

1.1 Образование Спартанского государства

1.2 Государственный строй Древней Спарты

1.3 Особенности социально-экономического и общественного строя спартанского полиса

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА СПАРТАНЦЕВ

2.1 Воспитание спартиатов

2.2 Военная организация жизни спартанцев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Древняя Греция состояла из двух государств Афины и Спарта. Интерес автора курсовой работы к Спарте не случаен.

Во-первых, о Спарте не так много известно, как о других государствах Древнего Мира. Это связано с тем, что наука и искусство не развивались. А основными источниками являются труды древних историков: Аристотеля, Геродота, Фукидида, Плутарха, Ксенофонта, Фукидида.

Во-вторых, Спартанское государство своим укладом, менталитетом сильно отличается не только от современных держав, государств других исторических эпох, но и от древнегреческих государств-полисов.

В данной курсовой работе отражен процесс становления спартанского государства, его социально-экономическая и политическая жизнь.

Данный изложенный материал можно использовать при подготовке к экзаменам и написании других научных трудов, рефератов по истории Древней Греции.

Цель курсовой работы – раскрыть процесс становления и основные этапы развития государственности в Древней Спарте.

Задачи курсовой работы:

· изучив источники научной литературы, описать этапы становления Спартанского государства и его территориальные границы;

· раскрыть экономическую жизнь спартанцев и социальное положение различных классов-сословий;

· дать характеристику политическому устройству Древней Спарты, описать структуру государственных органов;

· определить характерные черты спартанского воспитания;

· описать военный уклад жизни спартиатов.

Предметом исследования является древнегреческое государство Спарта и спартанское общество.

Объект исследования – процесс образования и этапы развития государственности в Древней Спарте.

Методом исследования является анализ научной литературы.

Литературными источниками выступили учебные пособия, литературные труды Плутарха, историографии, ресурсы отдалённого доступа.

ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ

1.1 Образование Спартанского государства

Спартанское государство возникло вследствие передвижения племени дорийцев по Балканскому полуострову. Дорийцы захватили Лаконику, находящуюся в долине Еврота, и в IX веке был сформировано Спартанское государство. Название государства произошло от города, находящемся на левом берегу реки Еврот. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей. [9]

По словам Крушкол Ю.С., Спартанское государство возникло во время последней волны переселений дорийских племён, когда все области кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них ещё не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Возникла необходимость в аппарате угнетения. Так появилось спартанское государство.[7, c.44]

Во Всемирной истории говорится о территории Спарты следующее: территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. (см. Приложение А) Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания. [2,с. 667]

Пикус Н.Н. уточняет: «Лакония с востока отделена от морского побережья горным хребтом Парноном. От других областей Пелопоннеса на западе её отделяет хребет Тайгет и его отроги. В северной части плодородной долины Еврота, как указывают археологические раскопки, в X в. до н.э. возник город Спарта. В более древнее время на его месте не было сколько-нибудь значительного поселения» [6, с.111]

Такое географическое положение Спартанского государства способствовало его возвышению. По словам Печатновой Л.Г., в то время удаленность от моря скорее благоприятствовала развитию государства, чем тормозила его. Спарта находилась в сравнительно замкнутом горном пространстве, на правом берегу реки Еврот, в сердце плодородной долины. Это место обладало целым рядом преимуществ: хорошие поля и выгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом. Однако выбор совершенно неукрепленного места предполагает подчинение и умиротворение всей прилегающей к Спарте области.[10, с.4]

По словам историков, после завоевания Лаконики до берега моря дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями – Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложнённые социальными потрясениями в спартанском тылу. Вся территория Мессении была поделена между победителями на участки. Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н.э. [2, с.668]

Относительно завоевания Мессении Печатнова Л.Г. сообщает следующее: до войны со Спартой Мессения была свободной и независимой страной. Об этом говорит, например, тот факт, что она активно участвовала в олимпийских играх. Для Мессении поражение в Мессенских войнах оказалось страшной катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие. Для Спарты же Мессенские войны стали логическим продолжением ее экспансии и своеобразным вариантом т.н. внутренней колонизации. [10, с.5]

Но, захватив довольно обширную территорию Мессинии, между общинами начались раздоры, факты самоуправства, в итоге народ и аристократия были разделены. Спартанская община отличалась от других племён тем, что, господствуя над коренным населением Лаконики, имела выраженный военный характер. После захвата Мессинии это положение более усугубилось. Так как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей. [9]

По словам Пикуса Н.Н., во время 1-й и 2-й мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, организованное по военному для обеспечения эксплуатации завоеванного населения Лаконии и Мессении. [6, с.112]

На это указывает и Крушкол Ю.С.: «так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоёванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: вся общественная и политическая организация Спарты была подчинена задаче сохранения этого господства» [7,с. 44]

По словам Варвары Владимировны и Дмитрия Евгеньевича, в результате двух мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс. [14, с.40]

После завоевания Мессении спартиатам не удалось захватить новые территории. Тогда они заключили военный союз со многими государствами Пелопоннеса. Союз был заключён в VI в. до н.э. и стал называться Пелопоннесским. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах. [6]

По словам Ю.С. Крушкол, в него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. [7, с.49]

Высшим органом было ежегодное союзное собрание, которое проводилось в Спарте. Председателями на этом собрании были спартанские эфоры. Каждое из государств обладало одним голосом, но из-за влияния Спарты на многие более слабые государства решения принимались в пользу гегемона. Союзники вносили взносы на военные нужды, которыми распоряжалась Спарта. [6]

Таким образом, Спартанский полис возник вследствие захвата племенем дорийцев территории Лаконии на острове Пелопоннесе в девятом веке до нашей эры. Но небольшая территория Лаконии не удовлетворяла запросы спартиатов, что привело к захвату близлежащих территорий – Мессении и Кенурии. В итоге под Спартанским государством оказалась значительная территория – 8400 кв.м. и многочисленное население – около 240 тыс. человек. Укрепить своё военное могущество Спартанскому государству помог Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, гегемоном же этого союза стала Спарта.

Источник: MirZnanii.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.