Художественно эстетическая деятельность это

В разработке проблем эстетического воспитания важную роль сыграли такие исследователи, как В. Н. Шацкая, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина. Широко использовались результаты психологических исследований Л. С. Выготского, А. Л. Леонтьева, Б. М. Теплова. Важные данные были получены при разработке теории деятельности. А. Н. Леонтьев выделил тип игровой деятельности, которая носит «предэстетический характер», когда внимание детей обращено не только на процесс игры, но и на результат, который доставляет им эстетическое наслаждение.

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.


Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.


Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.

Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Научные основы художественно-эстетического развития дошкольников составляют методологические, психологические, педагогические положения.


При разработке проблем художественно-эстетической деятельности детей исследователи опираются на основные положения эстетики о том, что прекрасное – это есть жизнь; искусство – высшая форма отражения и познания мира в художественных образах. Каждый индивид присваивает опыт материальной и духовной культуры человечества. Приобретение опыта происходит при условии активной деятельности детей, что обеспечивает их развитие, развитие разнообразных художественных качеств и способностей личности. Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли А. И. Буров, В. А. Разумный, Б. Т. Лихачёв и др.

Психологические основы художественно-эстетической деятельности определяет положение психологии о роли деятельности в эстетическом развитии детей.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.


В 50 – 60 годы на основе данных психологии в нашей стране благодаря исследованиям, практической деятельности Н. А. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. была создана система эстетического воспитания детей и подростков. Использовался и сейчас используется комплексный подход, заключающийся в ознакомлении детей с прекрасным в искусстве и окружающей жизни, обучение их музыке, рисованию, художественному слову в сочетании с педагогической организацией самостоятельной художественной деятельности детей; привлечение разных видов искусств, комплекса, полифонии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

      1. Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

      2. Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

      3. Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

      4. Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

      5. Приобщить детей к ценностям культуры.

В ФГТ выделяются 3 образовательные области, связанные с художественно-эстетическим развитием дошкольников. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи:


  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественное творчество». Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству;

Содержание образовательной области «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи:

  • развитие музыкально – художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа. Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе.


Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства: художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Т. Н. Доронова разрабатывала раздел «Театрализованная деятельность». В помощь педагогам создано методическое пособие по театрализованной деятельности пока, к сожалению, только для детей 5-го года жизни. Основные рекомендации данного автора сводятся к следующему:

– для театрализованной деятельности подбираются высокохудожественные динамичные тексты (примеры приводятся в пособии);


  • все дети должны принимать участие в театрализованной деятельности; для этого предлагается большое количество одинаковых персонажей.

Репетиции не нужны, дети импровизируют:

  • дети принимают активное участие в создании простых атрибутов, костюмов;

  • вводится традиция – «театральные пятницы», когда дети выступают перед родителями «на бис».

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд».


ограмма построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

  • мир человека в искусстве;

  • мир природы в искусстве;

  • мир предметов в искусстве.

Педагогические рекомендации автора опираются на художественные традиции данных видов искусств. По мнению Р. М. Чумичевой, именно эти традиции помогут успешно развивать творческие способности детей.

Программа эмоционально-эстетического развития детей (автор – доктор психологических наук В. Г. Ражников).

Принципы программы:


  • главное – художественное произведение;

  • в игровых занятиях предлагается использовать звуки, краски, ритмы;

  • следует использовать все виды искусств;

  • ребёнок должен быть автором, исполнителем, слушателем.

Для реализации программы предлагаются наглядные, методические пособия (школа настроения, игры – лабиринты, книжки – раскраски и др.).

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз — Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.


дачи программы: «осмысленно чтение» — распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

  1. формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

  2. развивающая среда;

  1. ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, — это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность, по мнению Н. А. Ветлугиной, развивается по этапам:

  • этап накопления впечатлений;

  • возникновение замыслов;

  • результаты творческой деятельности. Периоды развития данной деятельности таковы:

с 3 до 5 лет (подготовительный этап),

с 5 лет – период активного художественного творчества.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Художественно-эстетическая деятельность организуется в блоке совместной деятельности воспитателей и детей (художественный, ручной труд) на праздниках, развлечениях. С 5 лет возможна самостоятельная художественная деятельность детей. Разновидности самостоятельной художественной деятельности: самостоятельная изобразительная деятельность – когда дети по собственной инициативе рисуют, лепят; самостоятельная музыкальная деятельность – дети самостоятельно поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах; самостоятельная театрализованная деятельность – дети самостоятельно разыгрывают театральные спектакли, играют с разными видами театральных игрушек; самостоятельная художественно-речевая деятельность – дети сочиняют стихи, сказки, загадки.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки. При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности. Можно отметить, что существуют проблемы, препятствующие полноценному художественно-эстетическому развитию дошкольников:

  • авторитаризм воспитателя;

  • безразличное отношение педагогов, родителей к детям;

  • спешка в обучении, развитии детского творчества;

  • перегруженность программ воспитания и обучения;

  • подавление взрослыми искренности детей.

Для определения эффективности педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей необходимо учитывать критерии оценки художественно-эстетической деятельности:

  • искренность;

  • инициатива;

  • оригинальность;

  • самостоятельность.

Виды и показатели самостоятельной художественной деятельности:

Самостоятельная художественно- ритм, рифма, выразитель-

речевая деятельность: ность речи

Самостоятельная изобразительная композиция, форма, образ-

и театрализованная деятельность: ность движений, речь

Самостоятельная музыкальная мелодичность,

деятельность: тональность,

интонационная

выразительность,

двигательная пластика

Самостоятельная игровая деятельность уровень развития игры,

взаимоотношения детей в

игре, игровое творчество

В психолого-педагогической литературе предложено множество диагностических методик для оценки художественно-эстетической деятельности детей. Приведём отдельные примеры.

Е. Торшилова предлагает использовать тестовые игровые задания для определения творческой характеристики восприятия, воображения (для детей после 5 лет). «Круги». Детям предлагаются карточки с изображением 15 кругов различной величины. Нужно подрисовать детали вне и внутри кругов, чтобы получился узнаваемый образ. Оценка. Если остаётся схема предмета (– 1 балл);

отдельные детали (– 0 баллов);

рисунок детализован (+ 1 балл).

«Кто есть кто?» Злой волшебник превратил повара, балерину, военного в фигуры. Нужно догадаться, кто в какую фигуру превращён. Высший балл – 6.

Е. Кравцова использует игру «Где чьё место?» для определения уровня развития воображения в заданной предметной ситуации. Детям предлагается сюжетная картинка; возле каждого предмета пустой кружок и отдельный набор этих кружков, на которых изображены предметы, относящиеся к изображённым. Нужно внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружки в «необычные» места.

Первый уровень – дети испытывают трудности, ставят фигурки на их «законные» места. Если взрослый поставит на «необычное» место, ребёнок смеётся.

Второй уровень – дети легко расставляют кружки на «чужие» места, но объяснить не могут.

Третий уровень – дети без труда расставляют кружки на чужие места и объясняют почему делают это (рассказ с единым сюжетом).

Выбор критериев и диагностических заданий будет зависеть от программы, по которой работает группа, дошкольное учреждение.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с художественно-эстетическим развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.

Художественно-эстетическая деятельность, безусловно, способствует развитию и воспитанию детей. Развиваются все психические процессы, особенно восприятие, воображение; развивается речь. Художественно-эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию детей от первых простейших эмоций при виде красивого в произведениях разных видов искусства до оценочного отношения к ним. Дети получают уроки нравственности в процессе общения с прекрасным; решаются в комплексе задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания. Одним из педагогических условий успешности воспитания, развития в художественно-эстетической деятельности является выбор методов и приёмов. В художественно-эстетической деятельности дошкольников используются следующие методы и приёмы:

  • методы побуждения;

  • методы убеждения;

  • методы приучения, упражнения;

  • методы проблемных ситуаций, творческих заданий (классификация разработана Н. А. Ветлугиной).

Например, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, осуждения безобразного: «Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?»

Метод убеждения используется при встречах детей с произведениями разных видов искусства. Сюда относится высокохудожественное исполнение музыкальных произведений, художественное рассказывание литературных произведений для детей; беседы об искусстве.

Метод упражнения, приучения используется для того, чтобы научить детей переносить приобретённые навыки в новые ситуации. Возможны следующие проблемные ситуации, творческие задания – придумать и исполнить под незнакомую музыку свой собственный танец; рисование на произвольную тему.

Выбор методов и приёмов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, т. е. выбор методов должен обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход к детям.

В выборе методов и приёмов должен осуществляться комплексный подход, который предполагает установление взаимосвязей между ними.

Методы определяются целями и задачами художественно-эстетической деятельности, источниками знаний, видами художественной деятельности, типами занятий.

По мнению Н. А. Ветлугиной, назначение методов художественного воспитания – научить ребёнка вглядываться, вслушиваться, ценить прекрасное, творчески действовать.

Другим педагогическим условием воспитания и развития детей в художественно-эстетической деятельности является тесное взаимодействие с семьёй. Через пропагандистскую, просветительскую, организационную и диагностико-коррекционную деятельность педагоги дошкольных учреждений привлекают родителей к активному участию в художественно-эстетическом развитии детей в детском саду и дома.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для художественного развития детей важна профессиональная организация художественно-эстетической деятельности; данная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей, желаний создавать и беречь прекрасное. Современные педагоги должны знать и учитывать в работе теоретические основы организации художественно-эстетической деятельности; грамотно выбирать среди множества существующих технологий наиболее эффективную, приемлемую, обеспечивающую эстетическое развитие дошкольников, владеть диагностическими методиками.

Задания:

Запомните:

Определения понятий «эстетическое воспитание», «художественное образование», «художественно-эстетическое развитие».

Проверьте себя:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников – это:

  • умение петь, танцевать, рисовать, лепить;

  • развитие умения у ребёнка воспринимать красивое в жизни;

  • процесс становления эстетического отношения к окружающему, к разным видам искусства, эстетической деятельности.

Источник: StudFiles.net

Художественно-эстетическая деятельность как средство

творческой самореализации школьников

Творческая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства, музыки, МХК является формой выражения личностного отношения как к окружающим явлениям, так и к искусству. Искусство позволяет школьнику осознать себя как духовно-значимую личность, развивать способность эстетической, нравственной оценки окружающего мира, осваивать вечные ценности культуры, перенимать духовный опыт поколений. Именно в искусстве школьник приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Эстетическая активность учащихся зависит от интереса к дисциплинам соответствующего профиля; определяется желанием читать книги, слушать классическую музыку, созерцать произведения живописи, графики, скульптуры и т.д. Она определяется уровнем развития психики и способностью определять личное отношение к произведению, оценивать его и интерпретировать, умением выражать свои впечатления и мысли, связанные с восприятием искусства.

Ученые выявили следующие уровни художественно-эстетической деятельности. Первый уровень: познавательные интересы аморфны; мотивы самообразования и творчества отсутствуют, или их проявление ситуативно и кратковременно. Второй уровень: учащиеся проявляют интерес к изучению искусства как школьного предмета, осознают важность развития своих познавательных и творческих интересов. Для третьего уровня характерно усиление сочетания познавательного и творческого интересов.

Активность учащихся формируется и проявляется, когда создаются условия для ее появления, и это осознается школьником. Важно, чтобы перед учениками в процессе проявления эстетической активности возникали трудности, посильные и вместе с тем требующие известного напряжения, а их преодоление вызывало бы чувство успеха и удовлетворения.

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся в условиях изучения культуры и искусства предполагает приобретение умений, навыков восприятия и оценки художественно-эстетических явлений; обогащение эмоциональных реакций и опыта общения с искусством; накопление знаний о художественно-эстетических явлениях; овладение ценностными ориентирами в сфере вкусовых предпочтений; развитие личностных мотивов.

Эстетическое воспитание и индивидуальное развитие ученика возможно только при наличии постоянного диалога с одноклассниками, учителем, культурным текстом. Критериями диалога является проблемность учебного материала, субъективно переживаемая ситуация поиска ценностного смысла в ходе интерпретации фактов искусства.

При выполнении учебных заданий совершенствуются навыки мыслеречевой деятельности. Например, учащимся предлагается сформулировать проблемные вопросы и адресовать их автору художественного произведения или привести примеры высказываний философов, известных деятелей искусства об искусстве, наиболее созвучные вашему представлению.

Примером реализации деятельностного подхода в преподавании искусства является технология творческого проектирования. Проекты могут быть реализованы как в урочное время, на занятиях в системе дополнительного образования, так и во внеурочное время. Каждый проект имеет последовательность этапов (проблематизация, разработка проектного задания, технологическая стадия, трансляционно-оформительский этап, рефлексия), что может быть осуществлено в любом учебном заведении. Тематика проектов определяется традициями школы, социокультурными особенностями и актуальными проблемами территории. В ходе разработки индивидуального проекта ученик приобретает опыт исследовательской и художественно-эстетической деятельности. Каждый учебно-исследовательский проект — попытка разработать модель своей деятельности в какой-то области культуры. Ученикам предлагается «исполнить роль» автора произведения одного из видов искусства, или выступить в роли зрителя, слушателя, художественного критика. Он может стать также «посредником», организующим встречу автора и зрителя (выступить в роли антрепренера, куратора выставки, продюсера и т.д.). Сроки реализации проекта зависят от целей, задач и содержания работы.

Художественно-эстетическая деятельность выступает как целенаправленный процесс реализации возможностей школьников в эстетическом освоении и преобразовании окружающего мира. Она позволяет на практике осуществлять целостный подход к развитию личности, так как эстетическое развитие ученика связано с развитием и совершенствованием интеллекта, эмоций, речи, поведения, общения по поводу искусства. Отмечается повышение уровня мотивации старшеклассников, развитие их эстетической культуры и творческого воображения.

Полноценная творческая самореализация начинается с самопознания. Школьник, познающий себя, способен к объективной самооценке. Это является мощным стимулом формирования осознанной потребности в саморазвитии. Учащиеся в процессе творческого моделирования осуществляют рефлексивный анализ, который учит конструктивно относиться к удачам и неудачам. Иначе говоря, данное действие аккумулирует творческую энергию и вырабатывает осознанную потребность созидать, несмотря на возможные трудности. Художественно-эстетическая деятельность развивает в ученике самокритичность, ответственность, открытость, стимулирует творчество и созидание, вырабатывает перспективность мышления.

Литература

  1. Останина С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии [Текст] / С. А. Останина // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 110-112.

  2. Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов н/Д.: изд-во » Феникс», 1998. — 480 с.

Источник: infourok.ru

· восприятие:

— эмоционально-эстетическое,

— аксиологоческое,

— эмпатическое

· знание, познание

— эмпирическое,

— теоретическое,

— мировоззренческое,

— толерантное

· деятельность

— исполнительская,

— эвристическая,

— творческая (проектная),

— продуктивная

Наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей:

· повышенная моторная активность – невозможность заниматься длительно одним делом, характерна для раннего школьного возраста;

· сенсорно-перцептивная активность – способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;

· интеллектуально-волевая активность – интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.;

· мотивация и эмоционально-выразительная активность – социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению.

Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования:

Креативность (лат. creatio – сотворение, создание) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Эмпатийность – способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Основными качествами, влияющими на успешность изобразительного творчества, во всех его проявлениях, ведущими свойствами являются:

· творческое воображение и особый тип мышления, для отражения реальных объектов окружающей действительности, путем анализа и отбора главного, существенного; обобщения художественного образа; формирование идеи, выраженной в композиции;

· развитая система эстетического восприятия, а также чувственное, эмоциональное отношение к изображенному объекту или событию;

· зрительная память, способная сформировать в сознании зрительный образ, выраженный в художественном образе;

· волевые качества личности, для успешного практического воплощения творческих замыслов.

5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.

Характеристика программ «Музыка» (авторский коллектив под руководством Д.Б. Кабалевского), «Музыка» (авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева), «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), «Музыка» (Т.И. Бакланова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

В программе раскрываются основные принципы и методы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, даются краткие методические рекомендации для проведения уроков по всем темам этой программы. Новое издание доработано авторами: частично осовременен текст; музыкальный материал дополнен произведениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к содержанию программ по музыке для общеобразовательных учреждений; введены названия литературных произведений и произведений живописи, созвучных музыке, представленной в программе. По программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, работают в разных регионах страны. Образный язык, глубокие мысли, методическая обоснованность всех положений программы сделали ее классикой этого вида изданий. Программа необходима учителям, работающим с учебно-методическими комплектами «Музыка», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Издание программы – хороший подарок учителям к 100-летию выдающегося композитора и педагога современности Д.Б. Кабалевского, которое отмечали в декабре 2004 г.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы
Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.

Источник: studopedia.ru

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Задачи художественно-эстетического развития

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

  • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

Виды художественно-эстетической деятельности

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

  • Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ

Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

Видео: занятие с дошкольниками по лепке

Видео: занятие по рисованию в ДОУ

Видео: занятие по изобразительной деятельности

Видео: музыкальное занятие в детском саду

Видео: хоровое пение в детском саду

Видео: приобщение детей к художественной литературе

Видео: театрализованные игры

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию

Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством

Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

Центр литературного развития в детском саду

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
  • определение задач центра и направлений работы;
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка

Отчёт о художественно-эстетическом воспитании

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

Источник: melkie.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.