Художественная эстетика

Эстетика действительности

Эстетика действительности.

II. Проблемное поле эстетики

1. Эстетика действительности.Первые эстетические идеи ро­дились у древнегреческих философов как аспект их натурфилософии. Вселенная, Космос, Природа трактовались ими как эстетические феноме­ны. Эти вопросы в дальнейшем стали первым проблемным полем отпоч­ковавшейся от философии самостоятельной науки — эстетики. Мир и происходящие в нем процессы в их ценности для человечества как рода (то есть в их эстетической значимости) — первая сфера эстетики, первый пласт ее предмета. Проблемное поле эстетики как науки — эстетическое освоение мира. Ключевая проблема — эстетическое (= многообразная действительность в ее значении для человечества).

Деятельность людей вовлекает окружающий мир в сферу их интере­сов и ставит его явления в определенное отношение к человечеству. Чело­век обладает относительно явлений мира той степенью свободы, в какой он освоил эти явления. Все это создает эстетическое богатство мира: его предметы обладают многообразными эстетическими свойствами. Пре­красное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, комиче­ское, ужасное, прелестное, чудесное предстают как разные формы прояв­ления эстетического.


Природа и сущность эстетического, историческая обусловленность и изменчивость его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества, универсальное значение категории прекрасного — все это составляет сферу компетенции эстетики действительности.

2. Эстетика искусства.В сократовской и постсократовской филосо­фии в сферу рассмотрения входят человек и искусство — зарождается второе проблемное поле эстетики.

В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для че­ловечества; особенности художественного произведения, художествен­ного образа, художественной реальности, художественной концепции ми­ра и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития ис­кусства; особенности художественного процесса (природа художествен­ного развития, художественных направлений и художественных взаимо­действий); проблемы художественного восприятия и интерпретации про­изведения. Вся эта проблематика эстетики искусства составляет второе проблемное поле эстетики как науки.


Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Меж­ду собственно художественной и практической эстетической деятельно­стью существует граница. Она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искус­ство, а со стороны индустриального освоения мира — дизайн. Многооб­разие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства.

Источник: studopedia.su

Реферат выполнила студентка 4 курса 405 гр. Карманова Надежда

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Санкт-Петербург 2008

Введение

Слово "эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки — свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.


и всем различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне ("эстетика интерьера", "эстетика спектакля") это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно- выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание Н.Баумгартен, когда в середине XYIII века ввел в оборот само понятие эстетика (от греческого aistheticos — чувственный, относящийся к чувственному восприятию).

Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всюду, где речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования — закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Затем, на протяжении тысячелетней истории эстетика не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая — в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами т.е.


сфере самой художественной практики. В XYII и XYIII веках эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики. Знаменитый этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля, вновь был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охватывающих весь комплекс проблем эстетической науки.

Таким образом, развитие эстетических представлений происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий искусства. И одна, и другая ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия. По этой причине природа эстетических обобщений — философская, однако их источник не есть чисто спекулятивное мышление. Эстетические суждения обретают корректность на основе тщательного анализа художественной практики разных эпох, понимания вектора и причин эволюции элитарных и массовых художественных вкусов, наблюдений над творческим процессом самих мастеров искусства. Большинство крупных философов, выступавших с развернутыми эстетическими системами, хорошо знали конкретный материал искусства, ориентировались в историческом своеобразии художественных стилей и направлений. Таковы, в частности, были Гегель, Ницше, Бергсон, Ортега-и-Гассет, Сартр, Хайдеггер и другие.


Эстетика в искусстве

Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В широком смысле это универсалии строения произведения искусства, художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятии природы.

Попытки выявления общих принципов художественных стилей, порождающих принципов музыкального, изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) ведутся и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин — литературоведения, искусствоведения, музыковедения. По сути дела всякий раз, когда заходит речь не об анализе одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или художественного стиля — перед нами эстетический анализ. Упрощенно говоря, эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как специальное искусствоведческое исследование есть, преимущественно, микроанализ (изучение "под увеличительным стеклом").

Вместе с тем границы между эстетическим и искусствоведческим исследованием проницаемы. Как уже отмечалось, любое побуждение искусствоведа к обобщению тенденций в своей предметной области есть стремление к генерализации фактов, к прочерчиванию сквозных линий, т.е.


сути представляет собой эстетический анализ, осуществляемый в рамках той или иной исторической длительности. В отечественной науке имеется множество литературоведческих и искусствоведческих работ, которым присущ очевидный эстетический фермент. Таковы труды "Музыкальная форма как процесс" Б.Асафьева, "Итальянское Возрождение. Проблемы и люди" Л.М.Баткина, "Искусство и утопия" С.П.Батраковой, "Музыка XYIII века в ряду искусств" Т.Н.Ливановой, "Историческая поэтика в истории немецкой культуры" А.В.Михайлова и многие другие. В последние годы наблюдается усиление тенденции в диссертационных и дипломных работах по искусствоведению и культурологии к обобщающему эстетическому анализу, когда предметом исследования выступают, к примеру, роль архетипа в восприятии произведений изобразительного искусства, игровое начало в литературе XX века, человек в зеркале музыкальных форм, проблемы философской рефлексии в современной литературе и т.п. Эта тенденция к междисциплинарному синтезу, значительно активизирующая эстетическую мысль, доминирует сегодня как в нашей стране, так и за рубежом. Показательный пример — деятельность французской "Шерлы"Анналов" с её идеей "тотальной истории", преодолевающей цеховую разобщенность историков искусства, историков цивилизаций, историков религии, науки и др. Эта тенденция обогащает проблемное поле современной эстетики.


К сожалению, отечественная эстетика оказалась пока не в полной мере восприимчивой к овладению новыми подходами и методами; столь перспективные направления как эстетика массовой и элитарной художественной культуры, взаимовлияние бытийной и творческой биографии художника, роль мифа в художественном сознании современности, эстетика художественных форм досуга и др "оттягиваются" интенсивно развивающейся культурологией, теоретическим искусствоведением.

Сказывается трудное наследие прошлых лет: идеологическая оснастка каждого тоталитарного государства была особенно заинтересована в благонадежности так называемых "общих" наук, которые должны были возвышаться над частными и "заведовать" этим общим. Такая функция была уготована и эстетике, сводившей все искусствоведческие и литературоведческие теории к единственной официальной доктрине. Главенство одного подхода парализовало научный поиск; эстетика, по сути целиком представляющая теоретическое знание, не могла спрятаться в далеких исторических эпохах; любой исторический материал встраивался в иерархию официальных оценок , искажался в соответствии с требованиями цензуры. Роль эстетики как методологического и идеологического законодателя делала невозможным непредвзятый поиск, конкурирование и состязательность разных научных школ.

Эстетические универсалии выявляют стержневые измерения социального бытия произведений искусства, процессов художественного творчества, восприятия и выражают их через предельные понятия — категории (пластичность и живописность, аполлоновское и дионисийское, прекрасное и характерное и др.).


этом смысле эстетическое знание выступает как созидание основных "несущих конструкций" художественного мира, выражение немногого о многом и неизбежно отвлекается от частностей, спрямляет отдельные особенности. Искусствоведческий анализ, напротив, ближе к детальному, конкретному исследованию, проявляет внимание к частному, отдельному, единичному, неповторимому; это знание, представляющее многое о немногом.

Первоначальное табу на обобщение реальных процессов, когда эстетическая концептуальность не привносилась бы извне, а вырастала "изнутри" исторически изменчивого движения искусства, постепенно привело к привычке игнорировать реальную историю искусств, склоняло к рассуждениям о художественно-творческом процессе в герметичной системе абстрактно-теоретических понятий. В действительности подтверждалась тревога Ф.Шлегеля, опасавшегося, что в конъюнктурных руках философия искусства превратится в то, что не будет обнаруживать в своем содержании ни философии, ни искусства. Это обстоятельство повлияло на скудость самого состава эстетических понятий, остававшихся в недавнем прошлом в отечественной науке на уровне XIX века. Только в последние годы в отечественных исследованиях началась разработка таких перспективных понятий и категорий как художественная ментальность, художественное видение, самодвижение искусства, устойчивые и переходные художественные эпохи, неклассический язык искусства и эстетики и др.


Догматическое толкование основного вопроса философии о соотношении бытия и мышления приводило к игнорированию внутренних возможностей самодвижения искусства, искажало представления о закономерностях его исторической эволюции. Несмотря на существование фундаментальных работ Г.Вельфлина, Т.Манро, А.Хаузера, Г.Зедльмайера, Э.Гомбриха, показавших, что художественное развитие в своих циклах никак не совпадает с социальным, имеет собственную логику, в отечественной эстетике продолжалась тенденция сводить все отличительные стадиальные качества художественной культуры к признакам общественно-экономических формаций.

Источник: MirZnanii.com

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714–1762) – немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена – это логика.


XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания – логика. Вторая способность — это воля, т.е. свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750–1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos – чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать – значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Источник: media.ls.urfu.ru

Зарождение искусства в человеческом сознании обнаруживается на заре человеческой цивилизации. Человек мыслящий видит и воссоздаёт художественные образы видимого мира в пещерах на камне. По мере совершенствования сознания и трудовых технологий совершенствуются формы, сущность и функции искусства.

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИКИ ИСКУССТВА — развлекая обучать, обучая развлекать и будить мысль и сознание к новым уровням совершенства. У художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в себе особенности типического и единичного, идеального и порочного в

зависимости от задач, которые ставит перед собой творец искусства или импровизатор.

В художественном творчестве проявляется авторское мастерство, гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс начинается с вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается исполнением того или иного произведения. В завершённом образце искусства (в картине, скульптуре и т.д.) проявляется авторский стиль, манера, следованием старым традициям или поиск и открытие оригинального новаторства.

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ:

Визуальная функция искусства. Наблюдение — наслаждение зрительными образами искусства (пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.). В основе эстетического восприятия лежит человеческая способность реагировать на красоту, распознавать её в действительности.

ФУНКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ИСКУССТВА.

3.. Фоно-лексико-семантическая (звуко-словесно-понятийная) функция искусства. Прослушивание и наслаждение художественным чтением или пением (бас, тенор, сопрано, фальцет, хор).

Воспитательная, развивающая функция искусства. («Полное отсутствие добра и истин в искусстве равносильно отсутствию искусства» Шарль Бодлер (1821-1867)- французский поэт и критик.

Суггестивная (убеждение), гипноз художественно-эстетическими средствами искусства.

Коммуникативная функция искусства.

(См. Нечкина М.Ф. Функция художественного образа в историческом процессе.- М., 1982).

Но английский прозаик и драматург Оскар Уайльд (1854-1900) заявлял: «Художник не моралист. Морализаторство рождает непростительную манерность стиля. Искусство, как зеркало отражает того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь…» Но это ещё не означает, что искусство ничему не учит. Оно учит того, кто желает совершенствоваться. Например, итальянский художник эпохи Возрождения Антонио Поллайло на картине «Муки святого Себастьяна» (1475 г.) без манерности и морализаторства показал силу воли человека, умирающего, но не изменяющего вере Христовой.

Антонело да Мессина «Святой Себастьян» (1476)

Тоже самое находим в аналогичном сюжете другого итальянского

художника Антонело да Мессина «Святой Себастьян» (1476). Язычники стреляют в его тело из арбалетов, причиняя ему множество страданий, чтобы он (Себастьян) отрёкся от веры в Христа. Прохожие равнодушно взирают на муки праведника. Стоик Себастьян просит у Бога сил для того, чтобы достойно принять мученическую смерть, но не предать идеалы христианства. Для кого- то такая позиция — фанатизм, для кого-то — утопия ради утопии, но любовью и верой держится истинная жизнь праведников на земле. Не живет село (город) без таких праведников, как Себастьян, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.

Организующая (собирательная, объединяющая, систематизирующая) функция искусства.

Образовательная функция искусства.

Информационно-справочная функция искусства

Познавательная функция искусства. Искусство, содержащее тайны, секреты и ответы помогает познавать мир образов и образы мира.

Питер Брейгель на картине «Падение Икара» (1567) в подтексте дал понять зрителю, что не все великие дела, происходящие на земле, а тем более в небесах люди замечают и понимают должным образом. Плуг оставляет заметный след на пахоте, а плуг судьбы не оставляет зримых отметин, но оказывает более существенное влияние на всё материальное.

Питер Брейгель на картине «Падение Икара» (1567) в подтексте дал понять зрителю, что не все великие дела, происходящие на земле, а тем более в небесах люди замечают и понимают должным образом. Плуг оставляет заметный след на пахоте, а плуг судьбы не оставляет зримых отметин, но оказывает более существенное влияние на всё материальное.

10. Гедонистическая (наслажденческая) функция искусства. Высокое искусство дарит высокое духовно-нравственное и интеллектуальное наслаждение от приобщения к красоте.

Сандро Боттичелли - флорентийский художник эпохи Возрождения. Картина «Весна». Фрагмент: Три Грации. Ок. 1478 г.

Сандро Боттичелли — флорентийский художник эпохи Возрождения. Картина «Весна». Фрагмент: Три Грации. Ок. 1478 г.

11.Функция авторского самовыражения, самоутверждения. Функция условного или фантастического восприятия и отражения художественных образов в творчестве.

Функция условности, вымысла, фантастики. Даже в произведениях социалистического реализма всенепременно обнаруживаем вымысел и тенденциозность.

S КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Как вы понимаете содержание сущности эстетики искусства? Какие функции эстетики вам известны? Что такое условность в искусстве?

Чем отличается понятие художественной условности от творческой фантазии? (Всякая фантазия условна, но не всякая условно — фантазия…) Что включает в себя понятие авторское самовыражение, самоутверждение в искусстве и через искусство?

Имеет ли право иконописец на самовыражение и самоутверждение? Что включает в себя понятие «гедонистическая функция искусства» ?

И 8 Литература

А.Л.Андреев. Место искусства в познании мира. -М., 1980.- 255 с.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.,

1988.

Дёмина Л.М. По законам красоты. -М., 1990.

Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология. -М., 1984.

Зись А.Я. Виды искусства. — М., 1979.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998. — 240 с.

Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.:

Просвещение, 1985. — 175 с.

Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. — М., 1972.

Лихачёв Д.С. Земля Родная. — М.: Просвещение, 1983.

Нечкина М.Ф. Функция художественного образа в историческом процессе. — М., 1982.

Источник: scibook.net


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.