Женские христианские имена для крещения

Женские имена.

Именослов | Мужские имена | Женские имена | Календарь православных именин

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Августа — мц.: 7 дек. — священная (лат.). Агата — добрая, хорошая (греч.). В святцах отсутствует. Агафия (Агафья) — мц.: 18 февр., 10 янв.; блгв. кн.: 6 июля — добрая (греч.).
Аглаида — дочь красоты, прелести (греч.). В святцах отсутствует.
Аглая — красота, блеск (греч.). В святцах отсутствует.
Агния — мц.: 3 февр. — непорочная (греч.).
Агнесса — овечка (лат.). В святцах отсутствует.
Агриппина — мц.: 6 июля. В святцах значение отсутствует.
Акилина (Акулина) — мц.: 20 апр., 26 июня — орлиная (греч.).
Аксинья (русск. форма от Ксения) — прп.: 6 февр.; блж.: 6 февр. — иностранка, странница (греч.).
Алевтина (Валентина) — мц.: 29 июля — отнятая (греч.), сильная (лат.).
Алла — мц.: 8 апр.


8212; значение не установлено (герм.),
Александра — мц.: 2 апр., 6,31 мая, 19 нояб. — мужественная (греч.).
Анастасия-мц.: 28 апр., 12 нояб., 4янв.;прмц.: 11 нояб.; прп.: 23 марта — воскресение, воскрешенная (греч.).
Ангелина — прав.: 14 июля, 23 дек. — ангельская (греч.).
Анисия (Анисья) — прп.: 12 янв.- совершение, успех, преуспевающая (греч.).
Анна — прор.: 16 февр., 10 сент., 22 дек.; прав.: 7 авг., 22 сент., 22 дек.; мц.: 8 апр., 18 июля, 4 нояб., 4 дек.; прп.: 26 июня, 11 нояб.; блгв. кн.: 23 февр., 25 июня, 15 окт. — благодать Божия (евр.).
Антонина — мц.: 14 марта, 23,26 июня — приобретающая взамен (греч.).
Антонида — дочь Антония (греч.). В святцах отсутствует.
Анфиса — мц.: 9 сент., 21 дек.; прп.: 9 авг. — цветущая (греч.).
Аполлинария-прп.: 18- посвященная Аполлону (греч.).
Ариадна — мц.: 1 окт. — верная, строго сохраняющая супружескую верность (греч.).
Валентина — мц.: 23 февр., 29 июля — сильная (лат.).
Валерия — мц.: 20 июня — крепкая (лат.).
Варвара — вмц.: 17 дек.; прмц.: 18 июля — иноземка, дикарка (греч.).
Василисса (Василиса) — мц.: 21 янв., 23 марта, 28,29 апр., 16 сент. — царственная, властительница (греч.).
Васса — мц.: 6 июля, 3 сент.

8212; пустыня (греч.).
Вера — мц.: 30 сент. (русск.).
Виринея (Вероника) — мц.: 17 окт. — победоносица (греч.).
Виктория — победа (лат.). В святцах отсутствует.
Галина — мц.: — 23 марта, 29 апр. — тишина, спокойствие, кротость (греч.).
Глафира — прав.: 9 мая — гладкая, изящная (греч.).
Гликерия (Лукерья) — мц.: 26 мая, 4 ноября; прав.: 26 мая — сладкая (греч.).
Дебора — пчела (евр.) В святцах отсутствует.
Дария (Дарья) — мц.: 1 апр.

Имена по Святцам 2018 для мальчиков и девочек. Церковный календарь именин 2018 года

— сильная, побеждающая (перс.).
Домна — мц.: 16 сент., 10 янв.- госпожа (лат.).
Дорофея (Доротея) — мц.: 18 февр. — дар Божий (греч.)
Ева — праматерь всех людей. В Недели праотец и пред Р.Х.
Евгения — прмц.: 6 янв. — благородная (греч.).
Евдокия — блгв. кн.: 6 июля; блж.: 6 июля; прмц.: 14 марта, 17 авг.; прп.: 30 мая, 20 июля — благоволение, доброслава(греч.).
Евлампия — мц.: 23 окт. — благосветлая (греч.).
Евпраксия — прп.: 25 янв., 7 авг. — благоделание (греч.) .
Евфимия — мц.: 2 апр., 24 июля, 29 сент. — всехвальная (греч.).
Евфросиния — мц.: 19 нояб.; прп.: 28 февр., 30 мая, 5, 19 июня, 6, 8, 20 июля, 8 окт. — радость (греч.).
Екатерина — вмц.: 7 дек.


8212; всегда чистая, непорочная (греч.).
Елена — равноап.: 3 июня; мц.: 8 июня; блгв. кн.: 24 июля; прав.: 12 нояб. — светлая, факел (греч.).
Елисавета (Елизавета) — прав.: 18 сент.; мц.: 4 нояб.; прмц.: 18 июля; прп.: 9 мая — почитающая бога, обет Богу (евр.).
Жанна — франц. вариант имени Иоанна.
Зинаида — мц.: 24 окт. — божественная (греч.).
Зиновия — мц.: 12 нояб. (греч.).
Злата — мц.: — 26 окт. — золотая (слав.) Букв. перевод греч. "хриса" (Хриса) (золотая).
Зоя-мц.: 15 мая, 31 дек.; прп.: 26 февр.-жизнь (греч.).
Илария — мц.: 1 апр. — тихая, радостная, ясная (греч.).
Инна — 2 февр., 3 июля — сильная вода (В "Житиях святых" упоминаются три мученика, учеников апостола Андрея — Инна, Пинна и Римма, женск. имена Инна и Римма — в честь них). В святцах отсутствует.
Иоанна — прав.: 10 июля и в Неделю святых жен-мироносиц — благодать Божия (евр.).
Ираида — мц.: 18 марта, 6 окт. — героическая (греч.). Неправильное написание имени Ироида. В святцах значение не указывается.
Ирина (Арина) — мц.: 29 апр., 18 мая, 1 окт.; прав.: 26 мая, 6 июля — мир (греч.).
Ия — мц.: — 24 сент. — фиалка (греч.).
Калерия (Валерия) — мц.: — 20 июня — крепкая (лат.), зовущая, манящая (греч.).
Капитолина — мц.: 9 ноября — рожденная на Капитолии (лат.).
Кира — прп.: 13 марта — госпожа (греч.).
Клавдия-мц.: 2 апр., 31 мая, 19 нояб., 6 янв.-Клавдий-эпитет хромоного бога Вулкана (хромая) (лат.).

святцах значение не указывается.
Клара — светлая, ясная (лат.). В святцах отсутствует.
Клеопатра — прав.: 1 нояб. — славная по отцу, слава отца (греч.).
Конкордия — мц.: 26 авг. — согласие (лат.).
Констанция — постоянная (лат.). В святцах отсутствует.
Ксения (Евсевия, Аксинья, Оксана) — прп.: 6 февр.; блж.: 6 февр. — иностранка, странница (греч.).
Лариса — мц.: 8 апр. — чайка (греч.). Другие толкования: от названия города Ларисса в Греции; приятная, сладкая (от греч. "ларос").
Леонида — мц.: 29 янв. — строгая (греч.). В святцах значение не указывается.
Лидия — мц.: 5 апр. — родом из Лидии (в Малой Азии) (греч.).
Лия — прав.: в Неделю праотец — телица, телушка (евр.). В святцах значение не указывается.
Любовь — мц.: 30 сент. — людям милая (слав), любовь (русск.).
Людмила — мц.: 29 сент. — людям милая (слав.).
Люция, Лючия — светящаяся, сияющая (лат.). В святцах отсутствует.
Мавра — мц.: 16 мая; прп.: 13 нояб. — темная, смуглая (греч.)
Магдалина — родом из г. Магдалы в Палестине (евр.). В святцах отсутствует.
Маргарита — мц.: 30 июля — жемчужина (греч.).

святцах отсутствует.
Марианна (Марьяна) — мц.: 2 марта. Имя того же корня, что и Мария. В святцах отсутствует.
Марина — мц.: 30 июля; прп.: 13 марта — морская (лат.). В святцах отсутствует.
Мария — равнопап.: 4 авг.; прав.: 19 февр., 20, 22 июня, 25 июля, 22 авг; блж.: 11 нояб.; прп.: 31 янв., 8, 25 февр., 14 апр., 6, 19 июля, 11 окт.; блгв. кн.: 6 июля — госпожа (евр.), первоначальное значение — горькая.
Марфа (Марта) — прав.: 17 июня, 14 сент.; мц.: 19 февр., 22 июня, 19 июля; прп.: 6,17 июля — наставница, владычица (арам.).
Матрона (Матрена) — мц.: 2, 9 апр., 31 мая, 19 нояб.; прп.: 22 нояб. — знатная, почтенная, госпожа, мать семьи (лат.).
Мелания (Маланья) — прп.: 13 янв.- черная, темная, смуглая (греч.).
Милица — прав.: 1 авг. — миловидная, милочка (серб.).
Муза — прав.: 29 мая — вдохновительница, богиня наук, искусства (греч.).
Надежда — мц.: 30 сент. — надежда (слав.).
Наталия (Наталья) — мц.: 8 сент. — природная (лат.).
Неонилла — мц.: 10 нояб. В святцах значение отсутствует.
Ника — мц.: 23 марта, 29 апр. — победа (греч.).
Нина — равноап.: 27 янв. В Грузии имя царицы, которая в IV в. ввела там христианство, поэтому занесена в святцы.
Нонна — прав.: 18 авг. — Богу посвященная (егип.).
Олимпиада — прав.: 7 авг.

8212; воспевающая Небо, олимпийская (греч.).
Ольга — равноап.: 24 июля — женск. форма от муж. имени Олег — священная (сканд. — Хельга).
Павла — мц.: 23 февр., 16 июня — женск. форма от муж. имени Павел — малая (лат.).
Павлина — женск. форма имени от Павел (дочь Павла) (лат.). В святцах отсутствует.
Параскева (Парасковья, Прасковья) — мц.: 2 апр., 10 нояб.; прмц.: 8 авг.; прп.: 27 окт. — пятница, приготовление, канун праздника (греч.).
Пелагея — мц.: 17 мая, 20 окт.; прп.: 21 окт.; прав.: 21 окт. — морская (греч.).
Поликсения — прп.: 6 окт. — очень гостеприимная (греч.).
Полина — прп.: 18 янв. — солнечная (греч.). В святцах отсутствует.
Пульхерия — прав.: 23 сент. — прекрасная (лат.).
Раиса — мц.: 18 сент. — легкая, покорная, уступчивая (греч.).
Рахиль — прав.: в Неделю праотец — овца, овечка (евр.).
Римма — 2 февр.(см. Инна.) — брошенная, бросание (греч.). В святцах отсутствует.
Руфина — мц.: 15 сент. — рыжеватая (греч.).
Саломия — прав. В Неделю святых жен-мироносиц. В святцах значение не указывается.
Светлана (Фотина, Фотиния) — мц.: 2 апр.; прп.: 26 февр. — светлая (слав., греч.).
Серафима — мц.: 11 авг. — пламенная, огненная (евр.).
Сосанна (Сусанна) — мц.: 24 авг.; прмц.: 19 июня; прав.: 21 апр., 14 мая — белая лилия (евр.).
София — прп.: 6 июля; мц.: 30 сент., 1 окт.; прав.: 1 апр. — мудрость, премудрость (греч.).
Стефанида (Степанида) — мц.: 24 нояб. — венчанная, увенчанная (греч.).
Таисия — прп.: 21 окт.; прав.: 23 мая.


В святцах значение не указывается. Документировано с IV в.н.э.
Тамара — прав.: 14 мая — смоковница, пальма (груз. севр.: Фамарь).
Татиана — мц.: 25 янв.- устроительница, учредительница (лат.).
Фаина — мц.: 31 мая — светлая, сияющая (лат.).
Фекла — мц.: 22 июня, 1 сент., 7 окт., 3 дек.; прмц.: 19 июня — совершенная (евр.), надежда (арамейск.).
Феодора — блгв. кн.: 6 июля; мц.: 23 марта, 29 апр., 9 июня;
прп.: 18 апр., 24 сент., 12 янв.; прав. 24 февр., 27 нояб.- Божий дар (греч.).
Феодосия (Федосья) — мц.: 2, 16 апр., 11 июня; прп.: 6 июля — Богом данная (греч.).
Феофания — прав.: 29 дек. — Богоявление (греч.).
Филицата — мц.: 7 февр. — счастье, осчастливленная (лат.).
Фотина (Светлана) — мц.: 2 апр. — светлая (греч.).
Фотиния (Светлана) — прп.: 26 февр. — светлая (греч.).
Харита — мц.: 14 июня — любезная, прелесть, милочка (греч.). У болгар — Милица.
Хриса (Злата) — мц.: 26 окт. (болг).
Христина (Кристина) — мц.: 19 февр., 26 марта, 31 мая, 6 авг.; блгв.


.: 6 июля — Христова, посвященная Христу (греч.).
Цецилия — мц.: 5 дек. — видящая вблизи (лат.).
Юлия — 29 июля — июльская (лат.). В Риме имя присваивалось женщинам из рода Юлиев. В святцах отсутствует.
Юстиния (Устинья) — женск. форма от Юстин — правильная, справедливая (лат.). В святцах отсутствует.
Как вы заметили, на некоторые дни падают множество имен — порою более семи десятков. Так что и церковный календарь предоставлял всегда широкий выбор.
Выбирайте имя с умом и со вкусом. А то ведь в народе говорят: "Такое прозванье, что с морозу не выговоришь". Да и разнообразие имен порой в поколениях желательно, а то получается, как сказал немец про Ивана Ивановича Иванова: Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван -никак не возможно.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

ап. — апостол; блж. — блаженный (ая);
блгв. кн. — благоверный князь (княгиня);
блгв. ц. — благоверный царь. вмц. — великомученица;
вмч. — великомученик;
мц. — мученица;
мч. — мученик;
прав. — праведный (ая);
первомч. — первомученик;
прмч. — преподобномученик;
прмц. — преподобномученица;
прп. — преподобный (ая);
прор.- пророк,пророчица;
равноап. — равноапостольный (ая);
свт. — святитель; сщмч. — священномученик.

Именослов | Мужские имена | Женские имена | Календарь православных именин

Весь раздел …

Церковные женские имена – это те, которые канонизировала церковь.

Святцы православные


По происхождению они различны: есть греческие и древнееврейские, латинские и славянские. Их собирают в церковные (православные и католические) календари. Многие из таких имен для девочек представляют собой церковно-славянскую вариацию светских (например, Иоанна – это Жанна, Аксинья – это Ксения, а Анжела – Ангелина). Но бывают случаи, когда аналога нет. Тогда при крещении священник советует подбирать максимально близкое по звучанию либо по смыслу церковное имя (к примеру, славянское Светлана («свет») — это греческое Фотинья с тем же значением).

Список женских церковных имен


Агафия добрая
Акилина орлиная
Александра защитница
Алла богиня, другая, вся
Анастасия воскресшая
Ангелина ангел, вестник
Анисия исполнение, завершение
Анна милость божья, сильная, храбрая
Антонина вступающая в бой; противница; цветок
Анфиса цветок
Валентина сильная, крепкая, здоровая
Валерия сильная, здоровая
Варвара не говорящая по-гречески, чужеземка, грубая
Василисса  царственная 
Вера верная
Вероника приносящая победу
Галина спокойная, тихая
Глафира гладкая; изящная; красивая
Дарья добрая, подаренная
Ева дышащая, живущая
Евгения с хорошими генами, благородная, из хорошего рода
Евдокия благоволение
Екатерина чистая
Елена светлая
Елизавета посвященная Богу, почитающая Бога, мой Бог — клятва
Зинаида божественная
Злата золотая
Зоя жизнь
Иванна помилованная Богом
Илария тихая, радостная, ясная
Ирина спокойная, мирная
Кира госпожа, властная, солнечная
Кристина христианка
Ксения чужестранка, гостья, гостеприимная
Лариса чайка; сладкая; крепость
Лидия название области в Малой Азии; музыкальная
Любовь любовь
Людмила милая людям
Маргарита жемчужина
Марина морская
Мария желанная, горькая, безмятежная
Матрона знатная
Мелания черная, темная
Надежда надежда
Наталья рожденная в день рождества Христова, рождественская, родная
Ника победа
Нина правнучка; юность; госпожа
Ольга святая, светлая, великая
Павла малая
Раиса (Ираида) легкая
Руфина рыжая, рыжеволосая, золотая
Саломия мироносица
Светлана свет, светлая
Сосанна (Сусанна) белая лилия
София мудрая
Таисия посвященная Исиде
Тамара смоковница, финиковая пальма
Татьяна учредительница, устроительница
Юлиана пушистая, кудрявая
Юлия из рода Юлиев, кудрявая, июльская

По группам

ПопулярныеНеобычные и странныеРедкиеКрасивыеСовременные и модныеРаспространенныеИнтересныеСмешныеДревние и старинныеИсламскиеСредневековыеМусульманскиеЦерковныеСоветскиеЦыганскиеДревнегреческиеСтарославянскиеДревнерусские

Имена девочек по святцам по месяцам: как правильно выбрать имя для малышки

Церковные мужские имена, еще называемые каноническими православными, имеют латинское, древнееврейское и славянское происхождение. Раньше к ним относились те, которыми называли мальчиков при крещении или при принятии монашеского пострига. Но постепенно самые красивые из них стали использоваться и в мирской жизни. Поэтому теперь их дают своим детям люди, весьма далекие от религии. Но в том случае, если гражданского имени нет в православном календаре, ребенка при крещении называют похожим на него по смыслу церковным и в наши дни. Это имя не является официальным, а используется лишь при выполнении ряда церковных обрядов. Такие имена для мальчиков очень распространены в нашей стране и превосходно сочетаются с русскими отчествами и фамилиями.

Список мужских церковных имен

Адам человек
Адриан адриатический, сильный, мужественный
Азат свободный, независимый, помещик
Акакий незлобивый, не делающий зла
Александр мужчина, защитник
Алексей защитник
Алим ученый
Анастасий воскрешенный, воскресенье
Анатолий восточный, рассвет, восход солнца
Андрей мужественный, отважный, человек
Антон вступать в бой, состязаться, цветок
Аркадий аркадец, счастливый, пастух
Арсений мужественный, зрелый
Артем посвященный Артемиде, безупречного здоровья, невредимый
Афанасий бессмертный
Богдан данный Богом, подарок Бога
Борис борец, славный в борьбе, выгода
Вадим правитель, спорщик, раздорник
Валентин сильный, крепкий, здоровый
Валерий быть сильным, здоровым
Варфоломей сын Талмая
Василий царский, царственный
Виктор победитель
Виталий жизненный, полный жизни
Владимир владеть миром, знаменитый правитель
Владислав владеть славой
Всеволод властелин народа, владеющий всем
Вячеслав самый славный, наиславнейший
Евгений с хорошими генами, благородный, из хорошего рода
Евфимий благодушный
Елеазар Божия помощь
Елисей Бог — спасение
Емилиан принадлежащий Емилию 
Ефрем плодовитый 
Захария память Господня
Зиновий богоугодно живущий 
Иаков держащийся за пятку; следующий по пятам
Иван помилованный Богом, Яхве милостив
Игнатий огненный
Игорь воинственный, хранитель бога-громовержца, игривый
Иеремия возвышенный Богом 
Иларион тихий, радостный 
Илья мой Бог — Яхве
Иннокентий невинный
Иоаким созданный Богом
Иосиф приумноженный
Исаак смех
Исмаил Бог услышит
Иулиан Иулиев
Кирилл владыка, господин, солнце
Константин постоянный, стойкий
Корнилий сильный
Лаврентий лавровый, лаврентский, житель города Лаврент
Леонид подобный льву, потомок льва, сын льва
Леонтий львиный
Лука светлый
Макар благославенный, блаженный, счастливый
Максим величайший
Марк маркиз, молоток; посвященный Богу Марсу
Матвей дарованный Богом, дар Яхве (Бога), Божий человек
Михаил равный, подобный Богу, испрошенный у Бога
Назарий посвященный Богу
Никита победитель
Никифор  победоносец 
Николай завоеватель, победитель народов
Павел скромный, младший, незначительный
Петр надежный, твердый, камень
Прохор начальник хора
Родион геройский; розовый
Роман римский, из Рима, римлянин
Савва старик, старец, мудрец; суббота; вино
Семен Бог услышал
Сергей знатный, высокий
Степан венок, венец, корона
Тимофей почитающий Бога
Трофим кормилец; питомец; воспитанник
Федор божий дар
Филипп любящий лошадей
Юрий земледелец
Ярослав славный жизненной силой

По группам

ПопулярныеНеобычные и странныеРедкиеКрасивыеСовременные и модныеРаспространенныеИнтересныеСмешныеДревние и старинныеИсламскиеСредневековыеМусульманскиеЦерковныеСоветскиеЦыганскиеДревнегреческиеСтарославянскиеДревнерусские

Дом и Семья

Какие христианские имена девочек

Женские христианские имена для крещенияХристианские имена пришли на Русь в X веке из Византии вместе с православием, в то время, когда уже существовала система древнерусских имен.

Имена девочек по святцам по месяцам: как правильно выбрать имя для малышки

Имена девочек после введения на Руси христианства стали черпать из церковного календаря. Христианство требовало обязательного обряда крещения. С этого времени на Руси стали распространяться христианские имена девочек.

В старорусские времена регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, имена детям давались по месяцесловам (святцам), в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковь. Ребенок, получая имя святого, обретал его покровительство и благодатную близость к нему. В Православии существует традиция выбирать имя ребенку в соответствии с именинами и Днем Ангела.

Женские христианские имена для крещения Если имя для девочки выбрали родители, и оно отсутствует в Православном месяцеслове, то священник при крещении переведет его в церковнославянскую форму и покрестит девочку под этим именем, предварительно сообщив родителям крещаемой или ей самой. Например, Анжела станет Ангелиной, Оксана – Ксенией, Жанна – Иоанной, Полина – Апполинарией, Светлана – Фотинией и т.д.

Предлагаем перечень христианских имен для девочек.

Августа Агапия Агафа Агафия Агафоклия Агафоника Аглаида Агна, Агния Агриппина Агрира Аза Акепсима Акилина Алевтина Александра Алла Аменония Амонафа Анастасия Анатолия Ангелина Андропелагия Анимаида Анимаиса Анисия Анна Антонина Антония Анфиса Анфия Анфуса Аполлинария Аппия Апфия Ариадна Арсения Артемия Архелая Аскитрея Асклиада Асклипиада Асклипиодота Асфея Афанасия

Валентина Валерия Варвара Варсима Василисса Васса Вевея Вера Вероника Вивея Викторина Виринея Вриена

Гаафа Гаиана Гаиания Гали Галина Глафира Гликерия Голиндуха Горгония Готия Гравса Гуделия

Дамара Дария Дасия Денеготия Дигна Дикторина Динара Домината Домна Домника Домнина Дорофея Дросида Дуклида

Ева Еванфия Еввула Евгения Евдокия Евдоксия Евлалия Евлампия Евникия Евпраксия Евстолия Евтихия Евтропия Евфалия Евфимия Евфрасия Евфросиния Екатерина Елена Елеса Еликонида Елисавета Емилия Еннафа Епистимия Епихария Ермиония Еротиида Есия Есфирь

Зинаида Зиновия Злата Зоя

Иерия Иерусалима Илария Индика Иоанна Иоанникия Иовилла Ипомона Ираида Ирина Исидора Иулиания Иулитта Иулия Иуния Иуста Иустина Ия

Каздоя Калерия Калиса Каллиника Каллиопия Каллиста Каллисфения Калодота Капитолина Касиния Кассия Керкира Кетевань Кикилия Киприана Киприлла Киприна Кира Кир-Анна Кириакия Кириена Кирилла Кирия Клавдия Клеопатра Конкордия Крискентия Ксанфиппа Ксения Курдува

Лариса Леонида Леонилла Лептина Ливия Лидия Лия Лукина Лукия Любовь Людина Людмила

Мавра Макария Македония Макрина Малфефа Мамелхва Мамика Мамфуса Манефа Маргарита Мариам Мариамна Марина Марионилла Мария Маркелла Маркиана Маркия Мартина Марфа Мастридия Матрона Мелана Мелания Мелитина Милица Минодора Миропия Митродора Митрофан Михаила Моико Муза

Надежда Нана Наталия Нема Неонилла Неофита Ника Нимфодора Нина Нонна Нунехия

Олдама Олимпиада Ольга Ореозила

Павла Параскева Парфагапа Патрикия Пелагия Перпетуя Петрония Пиама Плакилла Платонида Полактия Поликсения Поплия Потамия Потенциана Препедигна Прискилла Просдока Проскудия Пульхерия

Раиса Рафаила Рахиль Ревекка Ридора Рипсимия Руфина

Савина Саломия Сарра Сатурнина Светлана Севастиана Сеия Серафима Симферуса Синклитикия Сира Снандулия Соломония Сопатра Сосанна Сосипатра София Стефанида Стратия Сусанна

Тавифа Таисия Тамара Татиана Татта Текуса Трифена

Уирко

Фавста Фаина Фауста Февея Феврония Фекла Феодора Феодосия Феодота Феодотия Феодулия Феоклита Феоктиста Феонилла Феопистия Феосевия Феотима Феофания Феофила Фервуфа Фессалоника Фессалоникия Фея Фива Фивея Филиппия Филицата Филицитата Филонилла Филофея Флавиана Фомаида Фотида Фотина Фотиния Фото Фронтина

Хариесса Хариса Харита Харитина Хиония Хриса Хрисия Хрисоплока Христина Христодула

Цецилия

Шушаника

Эдисса Эстер

Юния

Яздундокта

  • Как назвать ребенка по знаку Зодиака?
  • Какие самые популярные имена девочек
  • Как выбирать женские имена по гороскопу?
  • Какие имена являются самыми древними?
  • Какие имена для девочек лучшие?
  • Евсей

    Эта статья — о русском мужском имени. О людях с именем Евсевий см. Евсевий.

    Евсей
    греческое
    Род: муж.
    Отчество: Евсеевич
    Евсеевна
    Женское парное имя: Евсевия
    Другие формы: Евсевий
    Производ. формы: Евсейка, Евсюта
    Иноязычные аналоги:

    греч. Εὐσέβιος
    исп. Eusebio
    итал. Eusebio
    лат. Eusebius
    укр. Овсій
    чеш.
    порт. Eusébio

    Связанные статьи: начинающиеся с «Евсей»

    все статьи с «Евсей»

    Евсе́й — мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. εὖσέβιος («эусебиос») — «благочестивый». Византийская церковная форма имени — Евсевий. Имя — одно из немногих собственно христианских имён; появилось как личное имя и получило распространение среди первых христиан.

    В христианском именослове имя соотносится с несколькими раннехристианскими святыми: мучеником Евсевием, обращённым в христианство апостолами Иасоном и Сосипатром (I век); Евсевием Никомидийским, согласно преданию, придворному Диоклетиана, казнённому в 303 году по приказу императора; преподобным Евсевием Пустынником (IV век); и другими.

    В русской традиции именования имя Евсей не относилось к широко распространённым именам, однако существуют русские и украинские фамилии, образованные от разных форм имени: Евсеев, Авсеев, Авсеенко, Овсеев, Овсеенко, Евсеенков и другие. Имя в XX веке практически вышло из употребления: его не содержат ни статистические подсчёты имён новорождённых В. А. Никонова по некоторым регионам центральной России за 1961 год, оно не отмечается в сведениях А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по Ленинграду за 1960-е — 1980-е годы даже в числе редчайших имён.

    Разговорные формы имени: Авсей, Овсей, Евсий, Ивсей.

    Краткие и уменьшительные формы: Евсейка, Евся, Евсюта, Еся, Сева.

    Именины

    • Православные (даты даны по григорианскому календарю): 27 января, 2 февраля, 5 февраля, 12 февраля, 28 февраля, 5 апреля, 8 апреля, 7 мая, 11 мая, 13 июня, 5 июля, 4 октября, 7 октября, 17 октября, 20 октября, 1 ноября, 11 декабря, 23 декабря

    Евсевия это:

    Евсевия Евсевия -и, жен.Стар.редк.

    Производные: Евся; Сева; Ева.

    Происхождение: (Женск. к (см. Евсевий))

    Именины: 6 февр.

    Словарь личных имён.

    Евсевия ж Женское к Евсевий. 6 февраля (24 января) – преподобная Евсевия, в инокинях Ксения.

    День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010.

    Евсевия -и, ж.Стар. редк.Производные: Е́вся; Се́ва; Е́ва. †6 февр.

    Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011.

    Смотреть что такое "Евсевия" в других словарях:

    • Евсевия — сост.

      Как выбрать имя по святцам

      жизнеоп. еп. астрах. Герасима (1885), монахиня. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    • ЕВСЕВИЯ — (нач. IV в.), прав. Евхаитская (пам. визант. в субботу накануне Крестопоклонной недели Великого поста). Сохранился панегирик Е. (BHG, N 632), написанный Иоанном Мавроподом, митр. Евхаитским (ок. 1000 после 1075 1081), содержащий… … Православная энциклопедия

    • Евсевия Геева — 1764 1736 г. игуменья Успенского м. в Александровой слоб. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия Ефимова — 1764 1780 г. игуменья Успенск. мон. в г. Александрове. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия Огарева — 1716 1724 г. игуменья Успенск. мон. в г. Александрове. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия, игуменья Арзамасского Николаевского мон. — 1800 1827 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия, игуменья Михаиловского Покровского мон. — 1840 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия, игуменья Слободского Котельницкого мон. — (1849 г.). {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    • Евсевия Флавия — († в 360 г.) вторая жена императора Констанция; славилась красотой, красноречием и ученостью; умерла бездетной. Е. покровительствовала Юлиану Отступнику, который, благодаря ей, получил титул цезаря и руку сестры императора, в благодарность за что … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Каноны Евсевия — Таблицы канонов Евсевия (окончание первого канона). Латинская рукопись Евангелий, V в. Апостольская библиотека, Ватикан (Vat. Lat. 3806. F° 2v.) … Википедия

    Книги

    • Хроника Евсевия, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Хроника — написанный в начале IV века фундаментальный… Подробнее Купить за 1500 руб
    • Евсевия Памфилова, епископа Кесарии Палестинской, о названиях местностей, встречающихся в Священном Писании # Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского, о положении и названиях еврейских местностей / Перевел и объяснил И. В. Помяловский., . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1894 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная… Подробнее Купить за 1129 руб
    • Евсевия Памфилова, епископа Кесарии Палестинской, о названиях местностей, встречающихся в Священном Писании Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского, о положении и названиях еврейских местносте, . Книга представляет собой репринтное издание 1894 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее Купить за 1048 грн (только Украина)

    Другие книги по запросу «Евсевия» >>

    Что обозначает имя Евсевия?

    V e r o n a

    http://go.mail.ru/search?q=имя+Евсевия? &fr=search.otvet
    Тайна имени Евсей, Евсевий, Авсей. Значение имени Евсей, Евсевий, Авсей. Толкование имени Евсей, Евсевий, Авсей
    Евсей, Евсевий, Авсей
    Значение и толкование имени. Евсей — благочестивый (греч.) .

    Именины, святые покровители. 2 февраля (20 января) -Св. мученик Евсей — знатный вельможа при царе Диоклетиане; уверовал во Христа и крестился, за что принял мученическую кончину в Никомидии около 303 г. вместе со своими пятью рабами.
    7 мая (24 апреля) — св. мученик Евсевий среди других уверовал во Христа при виде мучений св. великомученика Георгия, за что и был обезглавлен в 303 г.

    Суеверия, приметы, обычаи. 7 мая — Евсей — овсы отсей. Считается, что овсы должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения. Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога.

    Зодиак имени — Телец. Планета — Луна. Цвет имени — сиреневый. Благоприятное дерево — сирень. Заветное растение — цветы сирени. Покровитель имени — сова. Камень-талисман — карисол.

    Уменьшительные формы. Евсейка, Евсюта, Евся, Сева.

    Отчество. Евсеевич, Евсеевна; разг. Евсеич, Авсеич.

    Имя и характер. Евсей — это соль земли, ответственный и как бы с детства зрелый человек, которого все и всегда очень уважают. При этом он мягкий, добрый и ласковый, принимающий остальных такими, какие они есть, умеющий все простить и понять. Евсей -верный человек, ценит своих друзей, у него очень приятный характер, и даже в гневе этот человек не выйдет из себя.

    Источник: kanal21.ru

    Как определить день именин

    В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

    Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

    При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

    Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

    Именины и День Ангела

       Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

    Почитание и подражание своему святому покровителю

    О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

    Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

    Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

    • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
    • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
    • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

    По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
    Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
    Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
    Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
    Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

    Имена в честь Ангелов

    Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

    Если имени нет в святцах

    Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
    В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

    Как встретить именины

    Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
    Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
    После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
    См. Именинный пирог Наталья Сухинина

    Что дарить на именины

    В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для святой воды, красивые свечи для молитвы, книги , аудио и видеодиски духовного содержания.

    Молитва своему святому

    О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
    Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

    Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
    Некоторые молитвы ко святым.

    Святоотеческие высказывания о именинах

    «Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
    святитель Феофан, Затворник Вышенский

    «Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
    святитель Филарет, митрополит Московский

    «Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

    «Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
    Антоний, митрополит Сурожский

    История и символика празднования именин

    Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

       Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

        Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

       После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

    Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
         Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

       Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
         В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
         В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

        В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

        Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

       У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:   Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

        Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

       Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

        Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

         Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
         С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

        Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

        Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

    иеромонах Макарий (Маркиш):
    С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
    Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
    Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
    Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
    При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

    См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

     

    Источник: azbyka.ru


    Женские христианские имена для крещенияК списку православных имен

    Согласно обычаям русского именования православное имя (церковное, каноническое) – это личное имя, данное человеку и закреплённое за ним по христианским традициям. К ним относятся имена, которые взяты из православного календаря. Поэтому их ещё называют календарные, либо агиографические имена. Они имеют в основном греческое происхождение, но встречаются имена, образовавшиеся благодаря латинским и славянским языковым группам.

    Верующие люди стараются проживать свою жизнь согласно религии, соблюдая все её традиции. Так согласно Библейским традициям вопросу имени для православного человека всегда придавалось большое значение. Люди считали, что, дав ребёнку имя праведника, его носитель становился причастником к доле святости и славы, которую имел первоначальный обладатель имени у Бога. Поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова.

    В раннем христианстве не существовало определенного регламента получения имени человеку. Немало имён было языческого характера. А христианскими их сделали обладающие ими люди, став святыми.

    Эффект прецедента для любого верующего в его жизни играет очень важную роль. Так если в его религиозной жизни произошёл случай, ставший примером, то и последующий свой путь необходимо строить таким же образом. Всё это делается для достижения главной цели, которая заключается в спасении собственной души.

    Можно сказать, что такой подход в чём-то напоминает традиции Ветхого завета. Но стоит отметить и разницу. Так в Ветхом завете святые, чьи имена носят люди, не играют в их жизни активно роли и являются в большей степени данью традиций, чем проявлением чего-то свехестественного.

    С точки зрения христианства всё наоборот. Человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу. Такая традиция — давать имена в честь святых и получать в их лице поддержку – быстро заняла своё место в религии. Она появилась на Руси вместе с принятием Православия. А князь Владимир, креститель Руси, в таинстве крещения получил имя Василий.

    В семьях христиан в России имя всегда выбиралось родителями. А в Синодальный период это право перешло к священнослужителю, совершающему таинство крещения. Он в свою очередь чаще всего пользовался святцами. Святцы представляют собой распределенный по датам кончины список святых. Эти даты считались началом вечной жизни и именно на них приходились особые церковные праздники. Благодаря тому, что святцы за многовековую историю постоянно пополнялись, в настоящее время Церковь практически ежедневно отмечает память святых. Таким образом, у родственников, придерживающихся этих обычаев, есть возможность выбора. Но чаще всего имя ребёнку даётся непосредственно родителями, а священник лишь подтверждает его при имянаречении.

    Как выбрать имя новорождённому?

    Имя ребёнку в христианских семьях родители обычно дают в честь канонизированных святых. Выбор обычно осуществляется либо по святцам, либо в честь святого, почитаемого в семье. Так родители в своём чаде могут увековечить своё отношение к небесному покровителю.

    Со временем каноническое имя вошло в употребление и утвердилось как основное имя человека. Часто имена меняли свою форму в произношении и написании. Так, например, имя Иоанн стало звучать в неканоническом виде как Иван. А некоторые имена религиозных деятелей средневековья, такие как Ольга, Глеб, Владимир, были канонизированы и внесены в ряд календарных.

    В советское время православные имена сознательно вытеснялись, замещаясь иностранными и «советскими» именами. С наступлением «оттепели» 50-60-х годов снова начался всплеск популярности некоторых православных имен, таких как Екатерина, Анастасия, Елизавета.


    Источник: kakzovut.ru


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    Adblock
    detector