Цели и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

— эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

— детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

— художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

— вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

— индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путейразвития творческих способностей каждого ребёнка;

— всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводит занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Так же следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью.

В качестве важного принципа следует назвать и широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети должны участвовать в создании декораций к играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы и др. дети могут изготовить детские дидактические и настольно-печатные игры и т.п.

Работа по эстетическому воспитаниюдолжна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.

Чтобы решать задачи эстетического воспитания, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных индивидов.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересованно в творческом развитии каждого.

Известный дидакт И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями.

Учитывая всё сказанное, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание объективно значимого (для ребёнка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе изображения формообразующего движения, образов героев сказок – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.), проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации и т.п., а так же способы, пути решения задач (изобразительной, игровой, музыкальной).

Из данного определения становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Для малыша творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику – верёвочку и т.п. Творческий подход к изображению может выразится в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребёнок рядом (по своей инициативе) рисует жёлтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые линии: «Птичка поёт, — объяснят он, — это её голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.

В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа, рисунок танца могут быть определены самим ребёнком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребёнком). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30 – 40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел и, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года, при условии систематических занятий с детьми у 70 – 80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел, малыш далеко не всегда может соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями. А поэтому, взяв в руку карандаш или кисть, и поняв своё неумение, он отказывается от первоначального замысла.Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Создание детьми образа.Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают, тогда, когда изображение создаётся по замыслу детей, когда даётся лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. Это даёт возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор. При тактичном, направляющем внимание детей, действий педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.

Развёрнутый анализ детских работ не обязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для ёлки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на ёлку и отметить, что все игрушки хорошо смотрятся. Если дети создавали коллективную композицию, то по её завершении следует обратить внимание детей на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить её и сделать ещё богаче и интереснее. А если дети украшали платья ля куклы, то их лучше «развесить в магазине», чтобы кукла или насколько кукол могли выбрать понравившееся.

Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушивать их мнение, советоваться с ними. Например, поговорить с ними о том, какую сказку выбрать для драматизации, предложить подумать, какие предметы могут понадобиться для оформления группы, зала, что можно найти в готовом виде, а что нужно сделать самим, какие детали костюмов для персонажей сказки необходимы. Важно ставить детей в позицию не послушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и её осуществления.

Творческий характер деятельности требует создания непринуждённой обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по-разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие по близости или вдалеке дома, идущих людей и т.п. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности.

Не следует так же требовать от детей поднятия руки для ответа. Вполне допустимы естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Словом, обстановка должна быть свободной, непринуждённой.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приёмов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связанна с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включением игровых приёмов, сказочных эпизодов, стихов, песен, предложением придумать что-то необычное, новое, своё, загадочное.

Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, — подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для групповой комнаты, зала, атрибутов для игр и т.п.

Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя способствует и уважительное, бережное отношение воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью, прежде всего, требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной деятельности, её образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требует такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, ещё сопровождают занятия с детьми.

Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незнания специфики творчества, либо от её игнорирования.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость её объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представлений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство детей с произведениями художников – иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по – своему, в свойственной только ему манере, что обогащает и эстетическое восприятие детей, и их творчество.

Решение задач эстетического воспитания средствами природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании,лепке, аппликации).

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Знакомя детей с изображениями животных, важно обратить внимание на различие манеры художников. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая, например, мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по – иному изображает зверей Т. Маврина. Её манера – условная волшебная сказочность. Её животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, подчёркивают их сказочность.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось, необходимо организовать восприятие детьми животных.Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребёнка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное. Научится изображать животных для детей очень важно – это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально — положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются так же внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В общих чертах этот результат можно было бы представить в таком виде. Выделенные показатели даны усреднённо: очень низкие результаты могут быть только у детей много болеющих, нерегулярно посещающих дошкольное учреждение, или детей с задержками психического развития. Получение более высокихрезультатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.

Художественная культура личности.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

— видеть и отмечать красотупроизведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

— знать имена и некоторые произведения 2-3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

— знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;

— знать и называть произведения народного искусства: 2-3 русские народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2-4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).

В области художественно-творческой деятельности:

— у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно – прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

— у детей следует формировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

— следует так же сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т.п.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:

— знать имена 2 – 3 художников – живописцев и 1 – 2 картины каждого;

— знать имена 2 – 3 художников – иллюстраторов детской книги;

— знать 3 – 5 видов изделий народного декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские);

— знать основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;

— знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бардовый; зелёный, салатный, болотный);

— знать изобразительные материалы: для рисования – карандаши (простой, графитный, цветные), краски – гуашь, акварель; цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки – глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой – бумага разнообразного цвета, разной фактуры;

— уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;

— уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, цвет – его разновидности и оттенки, композиционные средства (располагать изображение на листе бумаги в соответствии с их пропорциями, передавать отношенияпо величине между предметами при изображении сюжетной картинке, передавать загораживание одних изображений другими);

— уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений (разнообразными кистями, красками, карандашами, ножницами и др.), использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.

В области музыки:

В начальный период обучения:

— проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчётливо произносить слова, между короткими музыкальными фразами брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него; прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими;

— проявлять интерес к русской народной песне;

— выражать желание слушать русские народные песни и петь их;

— выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки (громкая – тихая), высоту звука (высокий – низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

— эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);

— проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

— различать весёлую и грустную мелодии;

— проявлять интерес к народной и классической музыке;

— знать русских композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);

— проявлять желание слушать разную музыку и определять её характер (спокойная, весёлая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

— уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчётливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

— уметь петь под музыку без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

— знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

— уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования:

— знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

— понимать, в чём сущность профессии архитектора;

— понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

— знать архитектурные сооружения разного назначения (на примере зданий, находящихся поблизости от детского сада и дома, где живёт ребёнок);

— называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архитектурных сооружений;

— выделять выразительные средства архитектуры: красота и выразительность формы зданий и сооружений и их отдельных частей, величинных отношений (их гармоничное сочетание), используемые архитектором украшения;

— выделять среду, в которую включено здание, называть её составляющие, определять их как красивые или некрасивые;

— различать форму деталей деревянных и пластмассовых наборов для конструирования, называть такие, как куб (кубик), кирпич, брусок, призма (трёхгранная), пластины;

— определять степень их устойчивости, возможности использования при возведении построек;

— проявлять интерес к изготовлению разных подделок из бумаги (сгибая, разрезая, склеивая её);

— проявлять стремление украшать созданные изделия, используя знакомые элементы дымковской росписи.

Особенности обучения детей дошкольного возраста.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на всестороннее развитие личности ребёнка. Цель обучения систематическая передача детям элементов общественно-исторического опыта человечества. Разумеется, весь социальный опыт не может усвоить ни один человек, тем более ребёнок. Учитывая это, учёные выделили основные его элементы, усвоение которых необходимо для всестороннего развития личности.

Для осуществления любой деятельности необходимы знания,точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормального осуществления деятельности одних знаний недостаточно. Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребёнок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определённым образом шнурки в дырочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не выработаются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь. Отсюда следует, что важными компонентами усвоения опыта являются навыки и умения, которые ребёнок тоже усваивает в процессе обучения.[5]

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, её место в жизни ребёнка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

В теорию игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская. Подчёркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, — писала она, — игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». [1, с. 207]

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [2, с. 373]

Своеобразие игры как деятельности детей.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. [3]

Выдающийся режиссёр и актёр К.С. Станиславский в книге «Работа над собой» характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. [4, с.170]

Литература:

  1. Н.К. Крупская «О дошкольном воспитании», с.207;

  2. А.С. Макаренко Сочинения, т.IV, с. 373;

  3. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности. 2002г. «Дошкольное воспитание» и 2010г. «Воспитание в дошкольных учреждениях» В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др., Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986 – 415с.

  4. К.С. Станиславский «Работа актёра над собой» Москва, 1954г.

  5. Л.Ф. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия» 1997г. – 240с. – ISBN 5-7695-0137-5

Источник: moluch.ru

Актеры должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.


Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
В эстетическое воспитание входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Задачи эстетического воспитания: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.

Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду


Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это — труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2—3 картин. 
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.
Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой младшего воспитателя, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им

: «Что за прелесть эти сказки… каждая из них есть — поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден .
Изобразительное искусство также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания.

Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Источник: pandia.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, что в значительной степени затрудненно у слабо-видящих детей ,  незрячих детей и детей со сложным дефектом развития.

 В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:

— систематически развивать эстетическое восприятие,

— эстетические чувства и представления детей,

— художественно-творческие способности,

— формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка.                                                                                                                          Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие воспитанников, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

Для детей имеющих сложный дефект развития художественно-эстетическое воспитание осуществляется через расширение чувственного опыта:

  1.  сенсорное развитие;
  2.  использование сохранных анализаторов;
  3.  использование наглядности.

В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дошкольники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Сенсомоторное воспитание и развитие – основа эстетического воспитания.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

У слабо-видящих детей, лишенных зрительного восприятия , на передний план выходят другие анализаторы:

Слуховой, осязательный, обонятельный. кинестетический, вкусовой.  

Необходимо рассказывать ребенку о цвете. Даже если он совсем не видит и не может представить себе, что такое цвет, он должен знать, какие цвета существуют, что они окрашивают предметы и делают их характерно узнаваемыми.  Перечислите основные носители эталона цвета: небо голубое, трава зеленая, помидор красный, солнце и одуванчики желтые, снег белый, земля черная. Постепенно этот список нужно расширять ,чтобы ребенок не думал , что голубое только небо а зеленая лишь трава и больше ничего. Надо на словах объяснять детям, что некоторые совсем не похожие друг на друга предметы могут быть одного или похожего цвета, но с различным оттенком. Оттенки цвета можно сравнить на примере разной температуры воды . Если очень насыщенные цвета, как очень холодная или очень горячая вода, а если более спокойные, теплые и прохладные. Ребенок должен знать, какого цвета на нем одежда.

С учетом своеобразия развития детей с сложным дефектом- эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.
  2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.
  3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.
  4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.
  5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.
  6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.
  8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

 Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности.

В детском саду самыми доступными и распространенными средствами эстетического воспитания являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр.

Большое место  в работе с детьми,  имеющими сложный дефект,  отводится знакомству с музыкой, музыкальному воспитанию. Музыка звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Задачи музыкального воспитания:

формировать знания о музыке;

корригировать отклонения интеллектуального развития;

совершенствовать певческие навыки;

развивать речевую активность;

развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

На музыкальных занятиях используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

хоровое и сольное пение;

игра на музыкальных инструментах;

слушание музыки;

музыкально-ритмические движения;

инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;

рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;

творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;

коммуникативные игры.

На занятиях используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.

Музыкальное воспитание не исчерпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных занятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Родителям важно знать о музыкальных произведениях, рекомендуемых ребенку для домашнего прослушивания. Таким образом, в коррекционно-развивающий процесс включаются все взрослые, окружающие малыша: родители, воспитатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель.

Развитие музыкальных способностей при прослушивании музыки, пении, в танце, играх, помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Это воздействие особенно сказывается на развитии ребенка дошкольного возраста. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых — стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.

Заключение

Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.

Одной из задач эстетического воспитания детей с сложным дефектом, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов дошкольного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием дошкольников.

Эстетически действенной должна быть форма проведения любого мероприятия — высокохудожественное оформление, содержательная программа, оригинальные костюмы и т. д.

Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, малыш учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Источник: nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.