Развитие художественно творческих способностей дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Семицветик» комбинированного вида, г. Бердск.

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: статья посвящена проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. В ней представлена система работы по художественно эстетическому направлению образовательной программы дошкольного учреждения.

Та страна, которая будет учить

своих детей искусству, превзойдет

все остальные

Д. Дидро.

Какой родитель не мечтает видеть своего ребёнка гармонично развитым, ярким, активным, успешным? Потребность в творчестве, в созидании – одна из характеристик целостного, гармоничного человека, внутренне не зависящего от внешних обстоятельств, имеющего ясные позиции по отношению к жизни. Такой человек воспринимает и переживает жизнь, как бесконечный поток возможностей, среди которых он выбирает свой путь, следуя своим истинным смыслам, переживая чудо единения с миром в процессе своего жизнетворчества. Начинается этот процесс в детстве с пробуждения интереса к познанию себя и окружающего мира.

Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта.

Что же считается основным в обучении художественному творчеству? Ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он хочет заниматься. Если он занимается живописью, ему надо научиться элементарно, пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов и т. д. Но дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребёнок остаётся на уровне ремесла, а не творчества. Важно ещё вложить в свой произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Есть ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение – основа любого творчества.

Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления. Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:

1.Разработка и адаптация системы работы по развитию художественно-творческой активности детей дошкольного возраста.

2.Создание оптимальных условий для самовыражения ребёнка в различных видах изобразительной деятельности.

3. Обеспечение личностно-ориентированого подхода в организации занятий на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Система работы включает следующие направления:

·  Развитие изобразительных навыков;

·  Развитие воображения и фантазии;

·  Развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

Систему работы строется на следующих принципах:

Ø  Всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка.

Ø  Признание самоценности детства.

Ø  Педагогика сотрудничества.

Ø  Культивирование многообразных форм игровой деятельности.

Ø  «Познай себя через другого» (через образы искусства).

В соответствии с высказыванием : «Важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, воспитывающегося в коллективе» [3; с.38], создано вокруг детей пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на эмоционально-чувственную сферу. Поэтому направления работы не вытекают одно из другого, а взаимодополняют друг друга.

Система по развитию творческой активности детей основывается на создании необходимой атмосферы, через убеждение необходимости принятия малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребёнка, со становлением его потребностей и интересов, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний, от простого к сложному.

Система работы состоит из двух этапов.

Задачи первого этапа:

1. Развивать зрительное восприятие.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать предмет надо хорошо с ним познакомиться: запомнить его форму, цвет, величину.

Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребёнку передать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. [17; с.26]. Поэтому начинаем с «азбуки» изобразительной деятельности, без которой невозможен полёт детской фантазии, мысли. Пользуемся принципом опоры на какое-либо качество, присущее множеству предметов. Например, просим детей назвать предметы, в основе которых лежит геометрическая фигура – круг (овал, квадрат, треугольник) или одновременно круг и квадрат, овал и круг и т. д., а потом нарисовать их.

Через сравнение двух объектов, с помощью дидактических игр: «Узнай предмет по описанию», «Нарисуй предмет по отличительным признакам». идёт дружеское обсуждение.

Так, признаки, по которым происходит отбор предметов, становятся своеобразным «опорным сигналом» для восприятия.

2. Научить пользоваться палитрой и смешивать краски, получать практически бесконечное количество оттенков.

К 3 годам ребёнок знает весь ряд хроматических цветов. Но сколько разных, совсем не похожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем, же словом, к примеру «зелёным». Дети сами дают названия своим цветам (цвет берёзовых листочков, цвет молодой травки и др.).

Учим детей пользоваться палитрой и смешивать краски, получать практически бесконечное количество оттенков. Используем игры – соревнования: «Кто, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков какого-либо цвета. Сопровождающее задание: «Придумайте название своему оттенку».

Играя в такие игры, ребёнок чувствует себя уверенным в удивительном мире цвета, умеет предвидеть результаты сложных смешиваний красок, получать на палитре нужный ему оттенок.

3.Развивать навыки точного движении руки.

Для успешного воплощения замысла ребёнку необходимы навыки точного движения руки. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Нарисовав событие ребёнку потом легче рассказать о нём. По этому используем разные по содержанию игры, направленные на развитие мелкой моторики:

·  Игры, сопровождаемые речью.

·  Игры с предметами. Дети выкладывают из крупы, ниточек, бисера различные предметы. Это могут быть ответы на загадки, герои стихотворений или небольшого произведения.

·  Игры на листе бумаги.

4.Развивать способности в выражении и различии эмоционального состояния.

Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. А это своеобразное личное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Научиться понимать свои чувства и эмоции, отражать их в поведении и рисунке детям помогают игры и упражнения, развивающие эмоциональное состояние: «Встреча с другом», «На лесной полянке» и др.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Вследствие того что, результаты диагностики показали низкий уровень передачи динамического состояния изображаемого объекта, в систему занятий включаем упражнения при выполнении которых, у ребёнка в воображении возникает конкретный образ:

·  Изобрази лыжника, балерину, космонавта, обезьянку. Изобрази птицу, которая сидит на ветке, пьёт, поёт, мечтает.

·  Дети придумывают загадки о предложенном объекте, а остальные изображают то, что представили себе в отгадке.

Ребёнок выражает внутреннее состояние с помощью всевозможных средств выразительности: жестов, поз, мимики, движений.

Развитие творческой активности происходит благодаря всем вышеизложенным методам и приёмам, что позволило на втором этапе работы использовать задания, игры-эксперименты, проблемные ситуации, позволяющие детям выйти на более высокий уровень художественного развития.

Задачи второго этапа:

1.Осознание и принятие ребёнком принципа связи цвета и настроения, характера и чувства.

Искусство смешивания красок – это не бесцельное умение перебирать на палитре всевозможные сочетания цветов. Поэтому на втором этапе работы использем игры-эксперименты: например, раздаём детям цветные квадраты, среди которых светлые и тёмные тона, насыщенные и мягкие. Спрашиваем: какой «характер», какое «настроение» у этих цветов? Есть ли среди них «добрые» и «злые», «весёлые» и «сердитые»? [2; с.44]. Применяя такую игру, можно уидеть, что у ребёнка существует связь цвета и настроения, изображая в рисунке «добро» или «зло», ребёнку цвет не безразличен, он чувствует его эмоциональное воздействие и пользуется им как выразительным средством.

С помощью таких игр, познавая и овладевая выразительными возможностями цвета, ребёнок по-другому воспринимает его и в самой действительности.

2.Развитие воображения.

Важная творческая способность выражается в умении видеть мир единым, целостным, без незаполнимых разрывов. Способность, которая с годами слабеет, глохнет у большинства людей, если её не развивать и не закреплять в детстве. Для приобретения силы воображения я учу детей видеть во всём, что их окружает не бесстрастную объективность внешнего мира, а то, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызвать и выражать. Решение поставленной задачи достигаются с помощью игровых приёмов: «Что на что похоже?», «Какое бывает», «Угадай кто это?», «На что это похоже?»; проблемных ситуаций: «Представь, что ты…», сценок – импровизаций. Так, дети привыкают искать в видимых формах предметов и явлений характер, настроение.

С целью мотивации: предлагаем детям представить, что они сказочники, художники, строители и т. д. Обыгрываем изобразительный материал (кисточки, краски, восковые мелки, и т. п.) С ними можно разговаривать, соревноваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать как зайчик и т. п.).

Во время занятия используем задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Нарисуй животное, какого, нет, и не было на белом свете», игру «Картинки невидимки».».

На подведении итогов используем приём обыгрывания изображения. Например, на занятии «История о морском царстве» дети оживляли нарисованных ими подводных жителей, составляли о них рассказы.

Используем разные техники нетрадиционного рисования, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Это рисование свечой, рисование «по мокрому», «кляксография», «монотипия», «печатание», «набрызг», «ниткография», «граттаж», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей и объёмных аппликаций (рисование по песку, рисование солью и т. д.).

Для развития творческого воображения составила «Копилку творческих заданий». Это дорисовывание различных элементов: игры с точкой, геометрическими фигурами, кляксами, пятнами. Задания «Дорисуй», «Забывчивый художник», «Оживи камешки», «Картинки невидимки».

3.Создавать у ребёнка целостное представление о мире, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку и окружающему миру.

На занятиях объединяем различные виды искусства, что с одной стороны обусловлено детским синкретизмом (способностью одновременно воспринимать предметы и явления жизни всеми органами чувств), а с другой стороны – спецификой предмета. Изобразительное искусство – это занятие, на котором формируется диалогическая культура ребёнка с окружающим миром, «родственное» внимание к миру. А все сущее как раз и зафиксировано (только по-разному) в главнейших семиотических средствах культуры: изображении, слове, интонации. Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. [14; с.5].

Для полихудожественных занятий разработали творческие задания на активизацию внимания, на развитие ассоциативного мышления, на развитие воображения и фантазии.

Индивидуальные и дополнительные занятия используем для работы с отдельными категориями детей:

v  Формирование элементарных изобразительных навыков у детей с отставанием в развитии;

v  Расширение изобразительных возможностей у потенциально одарённых детей.

Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов, тем самым создавая творческую, мыслящую, гармонично развитую личность ребёнка.

Успех используемой системы работы во многом зависел от профессионализма в построении работы с родителями, воспитателями группы, музыкальным руководителем.

Развитие художественно творческих способностей дошкольниковИнтеграция деятельности педагогов и родителей.

Воспитатель ИЗО

 

Развитие художественно творческих способностей дошкольников

Развитие художественно творческих способностей дошкольников

 

Направление деятельности педагогов и родителей по

развитию художественно-творческой активности.

Воспитатели группы

Родители

Психолог

Музыкаль-ный руко води — тель

·  Организовывают наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений «Ли сточки танцуют», «Тяжелые тучи», «Кошка потягивается» и др.

·  Вызывают у детей интерес к сотрудничеству с воспитате лем и другими детьми при создании коллективных работ;

·  Создают условия, ведущие к «творческому сотрудничест ву», направленные на поддер жание взаимоотношений, вза имопомощь, взаимовыручку;

·  Знакомят детей с произведе ниями разных видов искус ства: живопись, графика, народное и декоративно-прик ладное искусство, архитекту ра;

·  Проводят поэтические вече ра;

·  Создают условия для экспери ментирования с художествен ными материалами, инструм ентами, изобразительно-выра зительными средствами.

·  Выступают не только как пассив ные зрители, но и принемают актив ное участие в вос питании детей:

·  Посещают занятия по изобразитель ной деятельности, и принимают в них участие;

·  Принимают учас — тие выставках сов местных работ: «Я рисую с папой», «Музыка в мами — ном сердце».

·  Организуют экскурсии в лес;

·  Разучивают с детьми стихи;

·  Посещают музеи и концерты.

·  Проводит с детьми этю ды, упраж нения на развитие эмо ционально-чувственной сферы;

·  Игры на развитие тво рческих спо собностей, мышления и креативнос ти.

·  Проводит диагностику уровня социально-эмоциональ — ного развития и уровня развития коммуника — тивности деятельно — сти детей.

·  Слушание музыки, разучива — ние песен, танцев.

·  На музыкаль-ных занятиях показыва-ют возмож — ность передачи настрое — ния в му — зыкаль-

ных произ

ведениях.

Список литературы.

1.  Белобрыкина, волшебники, или на пути к творчеству./ . – Новосибирск, 1993.

2.  Ветлугина, творчество и ребёнок./. –– М.: Педагогика., 1972.

3.  Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования./ – М.: Издательство АПН РСФСР, 1998.

4.  Дошкольное воспитание. Словарь терминов. /Сост. и др.) – М.: Айрис-пресс, 2005.

5.  Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника./ Н. Захарюта,// Дошкольное воспитание. – 2006 — №6.

6.  Казакова, детское творчество./ –М.: Педагогика., 1972.

7.  Куревина, искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. / . – М.: Линка-Пресс, 2003.

8.  Лыкова, художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»./ . – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

9.  Мелик-, Новлянская в каждом ребёнке./-Пошаев, – М.: «Просвещение», 2008.

10.  Самолдина, К. А., Маркова подход к воспитанию дошкольников./ , . – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

11.Фатеева, без кисточки./ . – Ярославль: Академия развития: Ака демия Холдинг, 2004.

12.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций./ – М.: Айрис пресс, 2004.

13.Шайдурова, обучения рисованию детей дошкольного возраста./ — М.: Торговый Центр, 2008.

Источник: pandia.ru

Как и зачем заниматься творчеством в детском саду

Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.

Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребёнка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врождённых задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.

Синити Судзуки

Цели, задачи, приёмы творческого развития

По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.

Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи творческих занятий:

  • познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
  • развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
  • способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
  • развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
  • формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
  • стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.

Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):

  • информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
  • репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
  • проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
  • эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
  • исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.

Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой. Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:

  • Комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
  • Сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
  • Живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.

Таблица: игры на развитие ассоциативного, системного мышления

Виды деятельности, развивающие творческие способности

Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду.

Нетрадиционное рисование

Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.

Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:

  • Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
  • Техника проступающего рисунка (рисование свечой) с особым восхищением воспринимается детьми. Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.
  • Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
  • Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
  • Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
  • Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
  • Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.

Видео: развитие детской инициативности с помощью техник нетрадиционного рисования

Видео: занятие «Рисование в технике Эбру» (подготовительная группа)

Кулинария

С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в искусстве приготовления салатов, фигурок и рулетиков из песочного и слоёного теста. Кроме того, дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:

  • разгадывают загадки об овощах;
  • узнают о таком необычном растении, как бешеный огурец, который при прикосновении взрывается и разбрасывает вокруг себя семена;
  • мечтают оказаться на весёлом празднике томатов в далёкой Италии;
  • определяют овощи по запаху и на ощупь, узнают масло по этикетке на бутылочке;
  • учатся аккуратно нарезать овощи, раскатывать тесто, пользоваться тёркой;
  • придумывают названия приготовленным блюдам;
  • продумывают рецепты, подбирая карточки с продуктами;
  • помогают приготовить угощение для Домовёнка Кузи, красиво сервировать стол к приходу гостей.

Конструирование городов и зданий

Конструирование из настольных или напольных наборов станет практической частью занятия по архитектуре, во время которого перед группами детей будут поставлены задачи по строительству зданий в разном стиле для сказочных героев по планам (схемы и чертежи) архитектора, например, диковинного дворца для Золушки, уютного домика для Красной Шапочки, сказочных хором для Алёнушки. Для того, чтобы постройки получились красивыми и прочными, детям необходимо работать сообща, демонстрировать технические навыки, научиться договариваться, придерживаться заранее оговорённой последовательности действий.

Простые бумажные коробки с помощью клея, ножниц, картона и детской фантазии превращаются в неприступные крепости с подъёмными мостами, величественные дворцы с остроконечными башенками. Большие строительные модули станут прекрасным материалом для конструирования современных жилых зданий, школ, магазинов, спортивных комплексов в полный детский рост. В сконструированных городах дети могут поселить свои игрушки, «посадить» бумажные деревья, проложить железные дороги и автомагистрали.

Дети познакомятся с ландшафтной архитектурой, если им предложить вокруг города «вырастить» из природного материала леса, парки и сады, украсить их декоративными мостиками и дорожками, уютными избушками в технике бумагопластики, «создать» горы и холмы, нарисовать голубое небо, яркое солнышко, сочную траву. Населить «сотворённый» природный мир можно фигурками животных и сказочных человечков, вылепленных из пластилина или изготовленных в технике оригами и киригами.

Литературное творчество

Литературное творчество пробуждает живые эмоции ребёнка, активизирует воображение, развивает образное восприятие мира, формирует речевую культуру.

Приёмы словесного творчества:

  • Составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — облако. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, качество, действие): какое? – белое, пушистое, плывёт; что бывает таким же? – снег, цыплёнок, кораблик. Далее детей просят дать образные характеристики объектам, которые они назвали: выпавший снег, маленький цыплёнок, плывущий кораблик. После заполнения таблички, воспитатель просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Не». Окончательный вариант загадки про облако: «Белое, как выпавший снег, пушистое, как маленький цыплёнок, плывёт, но не кораблик».

  • Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – ребятам предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект, о котором будет составлено предложение (деревья), определяется свойство (золотистые), затем подбирается объект со схожим признаком (одежда), указывается место (осенний лес), наконец, составляется предложение (Деревья в осеннем лесу нарядились в золотистые одежды).

  • Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. Сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:

    • «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную (мальчик-зайчик, лес-лиса, мальчишка-книжка, опушка-кукушка, крыши-мыши и т. д.)

    • «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.

  • Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке, в процессе которых педагог просит детей подобрать удачные метафоры, образные словесные сравнения, произвести воображаемое перемещение объекта в прошлое или будущее.

  • Использование приёма эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.

  • Составление текстов сказочного типа — пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:

    • «Чудеса волшебника». Игра выстраивается вокруг приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: вы превратили простой карандаш в волшебную палочку, теперь все ваши желания могут исполниться. Всегда ли это хорошо?

    • «Новые похождения…». Игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Иванушка оказался в Подводном Царстве. Как встретят его жители Подводного Царства? Какие приключения его ожидают? Кто станет его другом или врагом?

Видео: составление творческого рассказа

Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность пробуждает воображение и фантазию, развивает внимание, память, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах. Театральная игра (режиссёрская и драматизация) становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, разыгрывающего ролевые диалоги, этюды, пантомимы, спектакли. В старших группах каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».

Музыкальное творчество

Детское музицирование открывает волшебный мир музыкальных звуков, помогает пробудить творческую инициативу. Ребёнок спонтанно напевает марш для солдатиков, поёт колыбельную кукле во время ролевой игры, придумывает самобытные танцевальные движения в такт, импровизирует и аккомпанирует на детских музыкальных инструментах, получая эстетическое удовольствие и совершенствуя музыкальный слух, чувство ритма и пластику движений. Примеры творческих заданий:

  • «Сыграй танец снежинок на металлофоне»;
  • «Изобрази шуршание осенних листьев с помощью шумовых инструментов»;
  • «Изобрази дуновение ледяного ветра на флейте»;
  • «Придумай танец дождя или солнечных лучиков»;
  • «Придумай и сыграй марш на барабане».

Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей

Формы образовательного процесса:

  • фронтальные занятия по развитию творческих способностей с использованием синтеза искусств (художественная деятельность, словесное творчество, музыка, театрализованная и игровая деятельность), а также эвристического и исследовательского приёмов работы;
  • творческие краткосрочные и долгосрочные проекты, в которых принимают участие педагоги, дети и родители;
  • праздничные утренники, викторины, спектакли, концерты, выставки;
  • индивидуально-коррекционная работа;
  • кружковая работа.

Таблица: темы творческих занятий

Таблица: конспект занятия по литературному творчеству в подготовительной группе на тему «Путешествие с Буратино», автор Быкова Татьяна Владимировна

Творческий проект

Творческий проект — комбинированный и расширенный способ осуществления творческого развития, объединяющий в единой тематике несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий.

Виды проектов:

  • краткосрочный — от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочный — от месяца до года.

Структура проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Итоговый этап.

Направления работы и формы осуществления:

  • Познавательная область:
    • образовательные беседы с родителями и детьми;
    • викторины и интеллектуальные игры;
    • домашние творческие задания;
    • демонстрационный материал и художественные выставки (стенды, папки-передвижки, макеты, коллективные композиции, плакаты, тематические газеты и т. д.);
    • проведение утренников, постановка спектаклей и представлений;
    • экскурсии, посещение музеев, выставок, концертов и спектаклей.
  • Развивающие игры (литературные, музыкальные, театрализованные, ролевые).
  • Художественная практическая деятельность (конструирование, рисование, аппликация, лепка).
  • Приёмы развития словесного творчества (стихосложение, сказкотерапия, загадки, сочинительство).
  • Физическая культура — эстафеты, спортивные праздники.

Видео: творческий проект (презентация)

Таблица: примеры долгосрочных творческих проектов

Видео: творческий проект «12 мини-музеев»

Как заниматься с детьми с нарушением интеллекта

Нарушение интеллектуального развития, или умственная отсталость — глубинная дисфункция познавательной деятельности, обусловленная органическими нарушениями в работе головного мозга. С раннего детства у таких детей наблюдается безразличие к окружающему миру, отстранённость и пассивность, что приводит к низкой обучаемости. Основная задача коррекционно-развивающего обучения — помочь социализироваться умственно отсталым детям, насколько это будет возможно в современном обществе.

Особенности творческой деятельности детей с умственной отсталостью:

  1. Репродуктивный, стереотипный характер деятельности, ребёнку тяжело выполнять работы на основе собственного замысла.
  2. Примитивный уровень развития воображения и мышления, что не позволяет в полной мере раскрыть творческие грани личности.
  3. Дети испытывают трудности в процессе создания новых оригинальных образов, как правило, «новые» образы появляются в результате припоминания известных образцов.

Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия в игровой форме, которые проходят в психологически благоприятной обстановке. Цели таких занятий:

  • стимулирование самостоятельной деятельности,
  • пробуждение познавательного интереса,
  • развитие сенсорики,
  • освоение детьми простейших логических операций;
  • формирование элементарных технических навыков предметной деятельности.

Возможные виды творческой деятельности:

  1. Лепка является ведущим направлением занятий. Занятия позволяют познакомить малышей с основными свойствами объектов, изучить и попробовать передать их форму, подобрать цветовое исполнение. Педагог направляет внимание ребёнка на предмет, проговаривает вместе с ним действия и закрепляет новые слова в речи, постепенно добиваясь активного их использования.
  2. Аппликация позволяет сформировать представление о контуре предмета, на основе которого можно приступать к созданию графического изображения, обучению рисования предмета определённой формы.
  3. Рисование способствует развитию зрительного восприятия и образного мышления в целом, нормализует координацию движений, помогает скорректировать моторику и стабилизировать поведение, наполнив смыслом деятельность ребёнка. Особенно эффективны в работе с проблемными детьми приёмы нетрадиционного рисования, поскольку они позволяют заниматься творчеством и без овладения сложными техническими навыками.
  4. В конструировании формируется начальный уровень предметной игры. Здесь преобладает подражательная деятельность, дети сначала учатся создавать строительные конструкции по образцу. Важно развивать сюжетное конструирование, создавать игровые условия, ориентированные на достижение конкретной цели. Такие занятия благотворно воздействуют на развитие памяти, основ планирования и пространственного мышления.
  5. Музыка, ритмопластика позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные возможности, способствует развитию эмоциональной сферы, обогащению мира чувств.

Центр творчества в детском саду

Центр творчества — создание в пространстве группы комплексной предметно-развивающей среды (зоны, посвящённые разным видам творческой деятельности), активизирующей интерес детей к творчеству, самостоятельность и инициативность.

Принципы работы:

  1. Свободная деятельность — ребёнок сам находит занятие по душе, что стимулирует инициативность и самостоятельность.
  2. Стимуляция творческой активности — создание благоприятной творческой атмосферы, правильно организованной предметно-развивающей среды для творческой самореализации:
    • задания должны отличаться вариативностью и учитывать возрастные особенности;
    • материалы должны размещаться на специальных полках и столах;
    • игры, иллюстрации, книги, карандаши, конструкторы должны быть в свободном доступе;
    • детям должно быть удобно заниматься индивидуально и в небольших группах.
  3. Комплексное зонирование — материалы должны располагаться в строго отведённом месте (зона рисования, конструирования, театральной игры, музыкальных инструментов), «тихие» и «шумные» зоны должны быть разведены.
  4. Доверительное общение — создание атмосферы взаимопонимания между детьми и педагогами; педагогическим кредо является тезис «Направлять, а не принуждать».

Таблица: комплектация центра творческого развития

Выставка детских работ

Важно, чтобы родители видели результаты ежедневного, кропотливого труда педагогов и стараний детей. Для демонстрации детских работ в раздевалках групп оформляются яркие, красочные стенды. Объёмные работы, макеты, коллективные композиции выставляются на специальных столиках или на детских шкафчиках. Мини-выставка может быть организована и в уголке творчества. Масштабные тематические выставки, в которых принимают участие все воспитанники детского сада, устраиваются в фойе или в выставочном зале. Все работы должны быть аккуратно подписаны, при оформлении больших выставок к каждой работе прилагается паспорт с указанием:

  • названия,
  • авторства или соавторства,
  • даты создания,
  • материалов и техник, которые использовались.

Тематика выставок:

  1. Мини-выставки, посвящённые итогам одного занятия.
  2. Тематические выставки работ, представляющие различные виды деятельности и техники исполнения, но объединённые общей темой. («Дары природы», «Новогодняя сказка», «Золотая осень», «Мамин праздник», «Времена года», «Подводный мир», «Космос» и т. д.).

Диагностика творческих способностей дошкольников

Для исследования уровня художественно-творческого развития рекомендуется использовать методику Н. В. Шайдуровой. Показанный по ней результат, впрочем, соотносится с текущим моментом и может изменяться в дальнейшем.

Необходимо помнить, что полноценное раскрытие творческого потенциала требует наличия психологического комфорта ребёнка и уверенности малыша в себе.

Таблица: критерии оценивания художественных способностей по методике Н. В. Шайдуровой

Характеристика уровней развития творческих способностей:

  1. Высокий (восемнадцать-пятнадцать баллов):
    • ребёнок демонстрирует оригинальный подход и высокое качество работ;
    • с заданием справляется самостоятельно;
    • проявляет творческое воображение и живую фантазию.
  2. Средний уровень (четырнадцать-десять баллов):
    • ребёнок не может выполнить задание полностью самостоятельно с опорой на собственное творческое решение;
    • работает по образцу;
    • обращается за помощью к педагогу;
    • следует заданному алгоритму;
    • демонстрирует удовлетворительный качественный уровень работ.
  3. Низкий уровень (девять-шесть баллов):
    • ребёнок выполняет задание исключительно по образцу и с обязательной помощью педагога;
    • работы отличаются низким качественным уровнем технического исполнения и примитивностью образов.

Пример заданий для исследования уровня развития творческих способностей:

  • «Дорисуй фигуру»: ребёнок получает карточку с изображением треугольника, квадрата или круга, затем создаёт целостный художественный образ, достраивая фигуры и дорисовывая детали картины.
  • «Придумай и нарисуй узор»: украсить декоративным геометрическим узором заготовку в форме круга, квадрата, полосы
  • «Волшебная птица»: придумать и нарисовать образ сказочной птицы.
  • «Забавные картинки»: детям раздают листы бумаги с наклеенными фрагментами открыток и просят дорисовать сюжет картины.

Критерии оценивания: оригинальность замысла и творческой идеи, богатство художественных ассоциаций.

Детское творчество — это «обыкновенное чудо», позволяющее ребёнку испытать радость созидания и чувство эмоционального удовлетворения от результатов своего труда и поиска. Оно открывает детям простую житейскую истину: ошибки — это всего лишь необходимый опыт на пути к достижению поставленной цели, в творчестве нет пути правильного или неправильного, но нужно найти свою дорогу и смело идти по ней.

Источник: melkie.net

Развитие художественно творческих способностей  детей дошкольного возраста
Содержание:

Введение 

1. Актуальность, значимость развития художественно-творческих способностей 

2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества) 

3. Особенности проявления творчества до школьников
 
4. Развитие творчества дошкольников по конструированию природного материала
5. Итоговый эксперимент
 
Список используемой литературы
Приложение 

Введение
Развитие художественно-творческих способностей – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове¬ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
 Цель данного исследования –
• изу¬чение проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко¬торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите¬лей.
• выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
• определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
• Определение  основных  направлений  и  педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 
• Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 
1. Актуальность, значимость развития художественно-творческих способностей
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка». В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творче¬ство», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель¬ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но¬вое отношение к действительности. 
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос¬производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Рассмотрим проблему развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во¬просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест¬вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са¬мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато¬мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра¬боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре¬дой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чув¬ствительности и пластично¬сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно¬стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на¬чинается развитие. Если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из воз¬можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созре¬вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис¬пользуются, то есть со¬ответствующие способности не развиваются, не функ¬ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса¬ние возможностей к развитию — необрати¬мый процесс.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри¬ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз¬расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна¬вать окружаю¬щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во¬влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире¬нию дет¬ского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпо¬сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь¬ников более сво¬бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо¬димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе¬риодом для разви¬тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно¬стей к творчеству. И от того, насколько были использо¬ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен¬циал взрос¬лого человека. 
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз¬дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.
На ос¬нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол¬за¬ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на¬сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую¬щий момент спо¬собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за¬долго до обучения чте¬нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук¬вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте¬нием. 
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви¬ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по¬степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по¬знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани¬маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя¬тельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это де¬лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Роди¬тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 
Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за¬ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно¬сти, в чере¬довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не¬навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под¬сказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду¬маться. 
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи¬ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус¬пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству проявлять  со¬чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не¬свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби¬хода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме¬шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со¬хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до¬казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до¬школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис¬кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 
Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко¬торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже¬ние конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изуче¬ния лите¬ратуры  по данной теме, попытались определить основные направле¬ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор¬ческих способностей как творческое мышление и воображение в до¬школьном возрасте.
Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы под¬черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди¬телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ¬альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по¬чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ¬хо¬димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 
3.Особенности проявления творчества до школьников
Анализ про¬цесса творчества у детей позволил вы¬делить следующее противоречие: разви¬ваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и рече¬вых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стан¬дартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений прак¬тически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения пре¬ломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропуска¬ет его через свой личный опыт, кото¬рый неповторим и уникален. Новое зна¬ние творчески трансформируется каж¬дым ребенком и приобретает свой ко¬лорит и свои особенности. В этом про¬цессе наблюдаются существенные ин¬дивидуальные различия детей. Некото¬рые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творче¬ство: они задают взрослому массу воп¬росов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позво¬ляющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроник¬новение новых и уже имеющихся зна¬ний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порож¬дению оригинальных интересных дога¬док, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обу¬чения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами иссле¬довании изучаются механизмы такой трансформации (творческой перера¬ботки) ребенком вновь приобретаемо¬го опыта, а также количественные и качественные особенности преобразую¬щей, комбинирующей деятельности де¬тей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошколь¬ников.
Творческий про¬цесс — это особая форма качественно¬го перехода от уже известного к но¬вому, неизвестному. У детей этот пере¬ход осуществляется в процессе много¬образных форм поисковой деятельно¬сти, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем раз¬нообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригиналь¬нее поисковая деятельность, тем боль¬ше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе кото¬рого будут затем строиться оригиналь¬ные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий раз¬работки проблемы творчества заключа¬ется в изучении поисковой деятель¬ности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.
Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это ис¬тинно детская самостоятельная дея¬тельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно раз¬вивающаяся на протяжении всего до¬школьного детства. Данный период раз¬вития ребенка характеризуется высо¬кой сенситивностью к этой деятель¬ности, в процессе которой дети прояв¬ляют удивительную выдумку и изо¬бретательность.
Детское экспериментирование харак¬теризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание ново¬го продукта (постройки, рисунка, сказ¬ки и т. д.). Получение новых ориги¬нальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольни¬ком по мере получения всех новых све¬дений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представ¬лен момент самодвижения, самораз¬вития: преобразования объекта, произ¬водимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преоб¬разования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок по¬лучает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким об¬разом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой мо¬гут быть изучены механизмы самодви¬жения, саморазвития детской деятель¬ности.
Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко под¬дается формированию и развитию в самых различных направлениях. На¬ряду с реальным экспериментирова¬нием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различ¬ными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоя¬тельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов дея¬тельности.
В поисковой деятельности нахо¬дит проявление и развивается природ¬ная любознательность детей, их актив¬ное отношение к окружающей дей¬ствительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.
Творчество де¬тей всегда насыщено яркими положи¬тельными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость пер¬вых, пусть пока маленьких, но откры¬тий, удовольствие от своих новых ри¬сунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творче¬ского процесса с эмоциональным раз¬витием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования ост¬рой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, глав¬ное, в осуществлении самого этого про¬цесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению раз¬личных детских деятельностей, имею¬щих творческий характер, благоприят¬ствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенси¬фикации развития новых мотивов дея¬тельности дошкольников, что суще¬ственно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в ко¬нечном счете, способствует формирова¬нию эвристической структуры личности.
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.
     По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.     Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
     Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
     Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
4. Развитие творчества дошкольников по конструированию природного материала
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 — 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. 
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки — Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.
Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 
5. Гульянц Э. К., Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение 1991 -175 с.
6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспита¬ние. — 1967 №12.
7. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1995 № 9,№10
8. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.-М.,1983
9. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
10. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978
11. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества».
12. Полуянов Д. Воображение и способности.   — М.:3нание, 1985.
13. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — До¬школь¬ное воспитание. — 1996 №5
14. Поддьяков Н.Н.Формирование и развитие творчества дошкольников.
15. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.-М.,1987
16. Ушинский К.Д. История воображения// Избр. Пед. Соч.-М.,1954.-Т.2

 

Источник: kitaphana.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.