Нравственные сказки для дошкольников

Содержание:

  • А морковка уплыла
  • Кто женится на Вике?
  • Сказка про страну сладких булок

Родителями изобретены сотни способов, как побудить, уговорить, заставить ребенка «делать то и не делать это». Совершенно новый способ сегодня предлагает наш автор Марина Мосина, мама двоих очаровательных малышей. Вот что она пишет:
«Признаюсь, мои дети так же несовершенны и далеки от идеала, как и ваши. И они не слишком склонны верить нужным нотациям о пользе или вреде определенного поведения или, например, блюда. Так вот, когда мои «умные» взрослые аргументы в споре с ними уже исчерпаны, а цель так и не достигнута, я придумываю… сказку! Это очень помогает. Желаемое поведение становится куда более привлекательным, места для конфликта просто не остается, да и ребенку легче понять, что от него требуется».

Именно таким путем, с помощью сказки, Марина научила своего старшего сына самостоятельно одеваться, делиться с другими детьми, а также добилась того, что мальчик перестал слишком увлекаться сладкими булочками. Эти поучительные истории про мальчика Васю (вы можете назвать героя сказки именем своего ребенка) и Розового Зайца (этот герой возник благодаря аппликации на любимом Васином комбинезоне) мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.


Воспитание ребёнка при помощи сказок

В возрасте двух лет моего сына обуяло необыкновенно ревнивое отношение к своим игрушкам. Он не позволял никому не то что поиграть, например, вынесенной на улицу лопаткой, но даже приблизиться к ней. Если его друзья приходили к нам домой, тут же начинались ссоры и драки из-за игрушек. Правда, психологи утверждают, что каждый ребенок должен пройти этот этап развития, чтобы у него сформировалось понятие о том, что такое его собственность. Это, конечно, успокаивало, но лишь отчасти. Кому приятны постоянные вопли и слезы при любом контакте со сверстниками? Вот тогда и появились сказки о том, как Розовый Заяц учился делаться. Нельзя сказать, что это моментально решило проблему. Однако сказки слушалась с большим удовольствием, ссылки на пример любимого героя нередко помогали урезонить жадничавшего малыша. А главное, переживая подробности сказочного сюжета, мой сыночек с помощью наглядных примеров осознавал собственные чувства. Уже через два-три месяца, его отношение к своей собственности стало более спокойным.

А морковка уплыла


(Учимся делиться)

Однажды мама Зайчиха дала Розовому Зайчику большую морковку и сказала:
— Сыночек, поешь сам и поделись с друзьями.
Заяц ничего но ответил, но подумал, что и сам может съесть такую вкусную морковку. Но гулять одному ему было скучно, и он пошел на берег реки, к своему другу Бобренку.
А папа Бобёр как раз сделал для своего сыночка лодочку с парусом я веслами. Бобрёнок собрался поплавать на ней по реке.
Увидев Зайца, он закричал:
— Привет, Розовый Зай! Прыгай ко мне в лодку, поплывем вместе!
Заяц, держа свою большущую морковь наперевес, собрался прыгать в лодку с высокого берега.
— Постой! — крикнул папа Бобер. — Ты с этой морковкой очень тяжелый, лодка перевернется. Лучше разломи ее пополам, поделись с Бобренком. И наедитесь оба, и лодка в равновесии будет.
Но Заяц пожадничал и не захотел делиться. Так и прыгнул с морковкой в лодку. А морковка-то и впрямь очень тяжелая оказалась. Лодка перевернулась, Заяц с Бобренком свалились в воду. Только Бобрёнок хорошо плавает, ему не страшно. А зайцы — звери сухопутные, воду не любят. Зайчик перепугался, морковку из лап выпусти и кричит:
— Спасите! Помогите!
Бобры его на берег вытащили, успокоили. Заяц встряхнулся, дух перевел. Рад, что не утонул. Вот только морковку жалко — уплыла она по течению. И заяц голодный остался.


Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает…


Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка про страну сладких булок

Однажды бабушка привезла Васе две большие сладкие булки с маком. Вася съел одну и стал просить вторую. А мама говорит:
— Хватит. Ты одну съел, больше нельзя, объешься.
Вася стал хныкать. Хныкал, хныкал, устал и незаметно уснул. Дело-то было после обеда. И приснился ему удивительный сон. Будто идет он по дороге и вдруг видит высокую каменную стену.


в стене — ворота. Над ними надпись большими буквами: «Страна сладких булок». Ворота открыты. Ну, Вася и зашел.
Только зашел, видит — прилавок стоит, полон сладких булочек, пирожных, печений, пряников всяких. 3а прилавком продавщица на него смотрят и спрашивает:
— Мальчик, хочешь булку?
— Хочу, только у меня денег нет с собой.
— А мы не за деньги продаем, а за желания.
— Как это — за желания? — удивился Вася.
— Очень просто. У тебя есть какое-нибудь желание?
— Есть. Я хочу научиться хорошо читать. Ну вот, откажись от этого желания, и получишь булку или пряник — что хочешь.
Вася подумал: ведь читать мне не обязательно прямо сейчас учиться, успею ещё, а вот булочку съесть хочется сию минуту. И говорит:
— Ладно, отказываюсь.
Получи Вася свою любимую булочку с маком и шоколадной глазурью и дальше пошел. В стране сладких булок все такое интересное, красивое: деревья, цветы, детские площадки с качелями, домиками, горками, лесенками. Вася все посмотрел, везде полазил. Опять есть захотел. Видит — еще один прилавок со сладостями. Он подошел. Продавщица спрашивает:
— Ты хочешь булочку?
— Хочу. Только денег у меня нет.
— А мы не зa деньги продаем, а за умения.
— Как это — за умения? — не понял Вася.
— Очень просто.

о ты умеешь?
— Да многое, — задумался Вася. — Бегать умею, прыгать, на велосипеде кататься…
— Откажись от какого-нибудь одного умения, и получишь любую булку.
— Хорошо, — говорит Вася, — отказываясь от умения кататься на велосипеде.
Получил Вася булку с повидлом, съел ее. А потом спрашивает у продавщицы:
— А почему здесь детей нет? Поиграть не с кем.
— Продавщица отвечает:
— А дети вон там, в парке.
Вася пошел в парк и видит: дети не бегают, не прыгают, не играют, а лежат неподвижно на скамейках, на траве» Некоторые на каруселях катаются. И все толстые-претолстые. Вася остановился и говорит:
— Ребята, чего вы лежите? Давайте поиграем, побегаем.
А дети даже не пошевелились, только глазами повели в его сторону и отвечают:
— Мы не можем. Мы отказались от желания играть. И от умения бегать и прыгать — тоже.
— Как? — удивился Вася. — Совсем не можете???
Тут до Васи дошло, что же происходит с детьми в Стране сладких булок: они постепенно отказываются от всех своих желаний и умений, толстеют, становятся совсем беспомощными. Ему стало страшно.
— Baм надо бежать отсюда! Скорее! — закричал он.
— Так мы же не можем бегать, — вяло ответили сразу несколько человек. Остальные даже не взглянули на него.

Тогда Вася отцепил от каруселей самую вместительную тележку, посадил туда сразу несколько человек, впрягся в нее и бегом потащил к выходу.


идев, что дети хотят убежать, к ним со всех сторон устремились продавщицы с лотками, полными всяческих сладких слоек, язычков, коврижек, рогаликов и пончиков и стали наперебой предлагать все это детям. Конечно, для того, чтобы получить все эти вкусности, надо было отказаться от желания покинуть страну. Но Вася, даже не отвечая продавщицам, припустил, что было мочи. Он понял, что останавливаться нельзя. Тем более, что кое-кто из его пассажиров готов был поддаться на уговоры.

К вечеру Вася, запряженный в тележку, наконец-то вырвался из этой злосчастной страны. Только миновав ворота, он остановился, чтобы перевести дух. Очень хотелось есть и пить. Дети в тележке тоже начали жаловаться на голод и жажду. Вася оглянулся вокруг и увидел вдали деревню. Он снова впрягся в тележку и потащил ее к этой деревне. Там он постучался в один из домов. Открыла дверь старенькая бабуля.
— Что вам, ребятки? — cпpocилa она.
— Нет ли у вас работы для нас? Мы готовы работать за еду, — сказал Вася.
— Есть работа, как eй не быть в деревне-то, — ответила бабуля. — Нужно грядки прополоть, дрова наколоть, воды принести, в доме прибрать. Я-то уже старая, трудно мне одной все успеть.
— Вылезайте! — скомандовал Вася.

Толстые дети повздыхали, покряхтели, а деваться некуда, кушать-то хочется. Доковыляли до грядок, начали полоть. К счастью, от умения полоть они ещё не успели отказаться. Все грядки пропололи. Проголодались — сил нет. Тогда хозяйка дала им морковки, капусты, огурцов, чеснока, зелени, хлеба черного. Они поели, водой из колодца запили и почувствовали себя намного лучше. Отдохнули и стали дальше работать. Прожили они у доброй бабули целую неделю. Похудели, окрепли. Все желания и умения к ним вернулись.


Попросили напрокат большую телегу и отправились в страну сладких булок — остальных детей выручать. Забрали всех, привезли к той же бабушке. Она всех к себе взяла, всем работу нашла, всех овощами и фруктам кормить стала. Дети за несколько дней выздоровели, стали снова сильные, подвижные, ловкие, веселые.

А Вася с тех пор ел сладкие булочки только изредка и понемногу.

Марина Мосина, мама двоих детей

Источник: www.7ya.ru

Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников

link

Доклад по самообразованию

«Сказка как средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста. Методика работы»

Подготовила: Воспитатель Миняева Елена Владимировна

Содержание

Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.

Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными произведениями вызывает у детей интерес, воспитывает любовь к родному языку. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности. Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей, так как такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу, уступить в чем-то.

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их. «На каждое произведение, — писал К.Д. Ушинский, — мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или иную сторону жизни».

К примеру, в коридорах Павлышской школы на стенах не было свободного места – стены были оформлены выдержками из книг великих людей. Это были слова о маме, смысле жизни, чести, труде, умные, серьезные, но и не прямолинейные мысли. Они не читали нотаций, но и в то же время воспитывали.

Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего мира, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Также дети получают представление об изобразительных средствах народного языка.

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», — писал К.Д. Ушинский.

А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».

С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

С.И. Ожегов определяет сказку как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

К. Д. Ушинский был о сказках высокого мнения, включал их в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он писал о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения и Л.Н. Толстой. «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем», говорил он.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.

В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Да и сам народ в пословицах выражал свое отношение к сказкам: «Сказка — складка, послушать сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица, как известно, не даром молвится!

О сказке писал и А.С. Пушкин: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».

К.И. Чуковский писал, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использование тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.

Сказка — один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.

Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывали в своих работах О.И. Соловьева, В.М. Федяевская, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и др. Ими разработано несколько критериев:

— идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Они отмечали, что ставить перед детьми слишком много вопросов нецелесообразно, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они призваны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.

Вывод. Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.

Ребята получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.

Однако в практике использования художественной литературы с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нет системы, что послужило основанием для организации и проведения экпериментальной работы в этой области.

2. Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста

Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию мы разработали перспективный и календарный планы. Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы мы подбирали в соответствии с поставленными задачами, предусмотрели постепенное усложнение содержания работы с учетом достижений детей.

Определяя средства и методы воздействия на детей, мы руководствовалисьпринципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А.С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, мы учитывали, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни.

Планируя работу, мы использовали принцип систематичность и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения).

В работе с детьми мы использовали сказки, рекомендуемые для чтения в программе «Истоки», этические беседы (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник), театрализованные игры по сказкам (приоритетной задачей нашего детского сада является театрализованная деятельность), проблемные ситуации.

К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.

Для чтения детям мы подобрали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Художественные произведения, используемые для чтения детям

Название сказки

Мораль

«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»

Победа добра над злом

«Репка», «Три поросенка»

Трудолюбие, взаимопомощь

«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»

Наказ слушаться старших

«Теремок», «Зимовье зверей»

Дружба помогает победить трудности

«У страха глаза велики»

Высмеивание трусость, глупость

«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л.Н. Толстой)

Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко»

Забота о ближнем

«Заяц-хваста»

Осуждение хвастовства

«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина»

Высмеивание, осуждение жадности

Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки»

Забота о ближнем

К.Чцковский «Муха-цокотуха», с.н.с. «Кто сшил Видеку рубашку»

Взаимопомощь

После прочтения мы проводили беседу. Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который мы проводили путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», мы побуждали детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Мы формулировали вопросы так, чтобы их смысл был доступным для детей, а слова точными, оправданными.

Составляя вопросы, мы также записывали желаемые ответы на них и наводящие вопросы, чтобы использовать их в том случае, если ответы детей будут не верными.

Например:

Рассказывание детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: объяснить смысл сказки, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).

Хорошей основой для закрепления понимания сказки является театрализованные игры, игры – драматизации, так как в этом возрасте восприятие художественного текста все еще опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности:

Игра — драматизация "Теремок".

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, активизировать словарный запас, отражающий эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать инициативу детей в организации театрализованных игр.

Читая и рассказывая сказки мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.

Также в своей работе мы использовали этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также мы использовали и проблемные ситуации. Эти ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

В основе каждой беседы лежало художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали вопросы воспитателя. Темы бесед были различны: «Зачем говорят «Здравствуй», «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место».

Так как перед нами стояла задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых будут формироваться мотивы поведения, то   мы разъясняли как следует поступать на примерах: «Заботливые дети — это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Мы заботились о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, предупреждая этим появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.

Мы знали, что детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому предположили, что их любимые герои окажут влияние на развитие нравственных качеств. Мы обращать внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, такие как смелость, честность, отзывчивость, доброта, щедрость, чтобы дети не только эмоционально воспринимали героев, но и стремились быть похожими на них.

Даже в ежедневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, мы учим его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Например, при разыгрывании этюдов из сказки «Спящая красавица» дети с удовольствием изображали добрую фею на балу, и никто не захотел изобразить злую волшебницу.

Организация практического нравственного опыта, использование игровых упражнений в положительных поступках явилось ведущим методом нравственного воспитания, так как в практической деятельности ребенок накапливает опыт, реализует полученные знания, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Формируя нравственный опыт детей, мы стремились создать условия для их постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам.

Опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний мы сначала обращали внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п. Например: «Я вижу, что Платон чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, мы привлекали детей к проявлению заботливого отношения к нему. Также мы, используя метод проблемного обучения, часто ставили детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчали это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращались к детям с вопросами о том, как можно поступить.

Мы считали важным понимать мотивы детских поступков, давать им правильную, справедливую оценку. Под влиянием педагога у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример: Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации. Используя оценку как метод воспитания, мы учитывали возраст детей. Так, мы стремились чаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создавала у детей хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.

В воспитательной работе мы использовали в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имел пример самого воспитателя, а также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, мы подчеркивали: «Какой у нас Кирилл молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Полину». Подобное одобрение поступка мальчика вызывало у многих детей желание поступать так же, и построение проходило без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, мы отмечали: «Как аккуратно Вера повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям. Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Мы стремились предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, мы разъясняли, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, мы использовали методы разъяснения и убеждения.

Не менее важной мы считаем взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Мы провели следующую работу:

Анкетирование родителей на тему «Стили воспитания в семье»;

оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;

создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.

Список использованной литературы

1.   Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.

3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. — № 4.

6. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с. – (высшее образование).

7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.

8. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .

10. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.- метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.

12. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.

13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.

14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

15. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

16. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. — № 1.

17. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.

19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

20. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.

21. nsportal.ru (социальная сеть работников образования).

Источник: nsportal.ru

УДК 373 ББК 74.100.5 В 18

Е.С. Вареца

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной

педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической

академии; E-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ

( Рецензирована )

Аннотация. Основой воспитания нравственной привычки является положительная мотивация поведения детей. Показателем сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире будет сказка. Она развивает у ребёнка способность к рефлексии. В каждой сказке заложен нравственный урок, и педагогам и психологам необходимо это использовать в своей работе. Сказка должна быть осмыслена ребенком, и этому способствует совместный анализ сказки. Взрослый помогает найти скрытые значения и жизненные уроки, заложенные в сказке.

Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, методы нравственного воспитания, сказка, анализ сказки.

E.S. Varetsa

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social, Special

Pedagogics and Psychology Department, Armavir State Pedagogical Academy;

E-mail: [email protected]

MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY USING THE FAIRY TALE

Abstract. The basis of moral education is the habit of positive motivation of children's behavior. An indicator of formation of the moral qualities of the person is the presence of internal control. The best way to transfer knowledge of the world to preschoolers is a fairy tale. It develops the child's ability to reflect on the circumstances. A moral lesson is put in each tale, and teachers and psychologists need to use this in their work. Tale must be comprehended by a child, and this is facilitated by the joint analysis of the tale. Adults help the child to find hidden values and life lessons inherent in the tale.

Keywords: morality, moral education, methods of moral education, the tale, the analysis of the tale.

Нравственный человек — тот, кто направленность личности может рас-по внутреннему побуждению или по- крыться в общей деятельности, ко-требности нравственно себя ведёт, и, торую необходимо оценивать через самое главное, это соответствует его активное проявление личностью своей привычке поведения. В этом случае жизненной позиции [1]. внешний контроль не нужен, пове- В то же время известно, что инди-дение контролируется собственны- видуальные различия в развитии нрав-ми взглядами и убеждениями. Нрав- ственной направленности и мораль-ственное воспитание заключается в ного сознания влияют на возрастные выработке необходимых взглядов и границы, которые можно выделить убеждений у подрастающего поколе- весьма приблизительно. Исследования. Сформированная нравственная ния показывают, что на доморальном

уровне развития находятся дети раннего и дошкольного возраста. Иногда так же действует часть детей постарше. Следует отметить, что на этом уровне ребенку известно, как следует себя вести, но почему-то он поступает иначе. Психологические исследования показывают взаимосвязь уровня моральных суждений и реального нравственного поведения ребенка. Следовательно, необходима целенаправленная работа по формированию моральных суждений ребенка.

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в принятом ФГОС дошкольного образования. Утвержденная Программа подразумевает «создание условий для всестороннего личностного морально-нравственного развития ребенка», а одной из приоритетных задач выделено «становление первичной ценностной ориентации дошкольника». В Стандарте представлены требования к результатам освоения Программы, составляющие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок должен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…» Это значит, что дошкольник должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствие с ними свое поведение [2].

Нравственное воспитание — сложный и многогранный процесс. В основе воспитания нравственной привычки должна быть сформированная положительная мотивация поведения детей. Нравственные поступки человек совершает под руководством моральных мотивов, побуждающих к размышлению над соответствующими проявлениями образа действий. Возможность добиваться от детей осознанного и обоснованного поведения взрослым ведется на основе целенаправленной работы по формированию мотивов. Сформированные моральные мотивы можно считать основой нравственного поведения и результатом воспитания.

Необходимо отметить, что воспитательные воздействия, как внешние воздействия, могут способствовать формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию. Цель воспитания нравственности заключается в формировании целостности и совершенности личности в гуманистическом аспекте, что предполагает [3]:

1. Понимание жизненной важности морали.

2. Наличие нравственного самосознания (совесть).

3. Установку на выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.

4. Моральную стойкость, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.

5. Милосердие и любовь к людям.

Традиционные методы нравственного воспитания дают качественный результат при условии наличия довольно сильного внешнего контроля со стороны взрослых, а также общественного мнения и угрозы наказания. Но основой показателя сформированное™ нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Именно он является основой эмоционального дискомфорта, недовольства собой, если пришлось поступить иначе в проверенных личным опытом правилах общественной жизни.

Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребёнка в различных сферах: интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой. Ребенок свои побуждения подчиняет представлениям и знанию о культуре человеческого бытия, что дает возможность повысить самооценку личности, развить чувство собственного достоинства. Формирование навыков самоконтроля будет способствовать в успешном развитии нравственных качеств личности.

Следует обратить внимание, что если в младших классах в качестве

метода формирования нравственных качеств часто используется беседа на этическую тему, то дошкольникам это ещё не подходит, им необходимо предложить тот материал, который будет доступен пониманию и найдет отклик в душе ребенка.

Сказки, былины, легенды и мифы, а также малые литературные формы: пословицы и поговорки — являются основой первых знаний ребенка о жизни [4]. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным [5].

Психологи говорят, что примерно до 10-11 лет у детей преобладает художественный тип мышления, это предъявляет особые требования к важной для развития информации, которая воспринимается легче, если представлена в ярких образах. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире будут сказочные и мифологические истории.

Сказка обращена к интенсивному эмоциональному резонансу. Кроме этого, как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6], сказочные образы одновременно направлены на два психологических уровня: сознания и подсознания, и это будет основой для новых возможностей при коммуникации, ведь ребёнок не чувствует воспитательного воздействия.

Сказка развивает у ребёнка способность к рефлексии в окружающих его обстоятельствах, хотя он ещё не осознает мотивы своего поведения и не выстраивает их в систему по степени значимости. Во внутреннем мире ребёнка лишь начинается формироваться определенность и устойчивость. Следует подчеркнуть, что, хотя взрослые оказывают решающее влияние на обра-

зование внутреннего мира ребенка, всё же не происходит непосредственного вложения в ребёнка своего отношения к людям, к вещам, не происходит передачи своих способов поведения.

Сказки богаты вариантами поведения и отношений между людьми. Окончание сказок показывает, что получается, если человеком не учитываются интересы других, если думать только о себе, если не сочувствовать и не помогать ближнему. Сказки помогают усвоению нравственных норм, которое происходит быстрее и легче.

С позиции Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой, душа, сознание, чувства ребёнка в процессе соприкосновения со сказкой учатся «слышать наставления и приобретать знания». Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся данные о мире и человеке, а также нравственные принципы [6]:

— какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить и как с ними справляться;

— как приобретать и ценить дружбу и любовь;

— какими ценностями руководствоваться в жизни;

— как строить отношения с другими людьми;

— как бороться и прощать;

— как себя вести, если… а также о многом другом.

Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций» является основой для формирования нравственного поведения у детей. Но чтобы «банк жизненных ситуаций» работал, необходимо чтобы опыт был осмыслен ребенком [6]. Для этого сказку нужно не только рассказать, но и совместно с ребенком разобрать заложенные в ней скрытые значения и уроки.

В каждой сказке есть определённый нравственный смысл. В этом отношении педагогам и психологам дошкольного учреждения необходимо обратиться к мировому литературному наследию.

В соответствии с общими требованиями к работе со сказкой в каждом

конкретном варианте взаимодействия с конкретно определённой нравственной целью и задачами используется следующий алгоритм: вербально взрослый (педагог, психолог, родитель) предъявляет определенную смысловую часть фольклорного произведения, а затем в режиме диалога с ребенком пытается выстроить образ анализируемой части сказки.

Как пример приведём работу по русской народной сказке «Коза-дереза» [7]. В сюжете сказки можно выделить две смысловых части. Представим особенности работы на примере анализа первой части сказки «Коза-дереза».

«Жили да были мужик да жёнка, да девка. И у них ничего не было — ни ножа, ни топора. Они купили козу за три гроша да спроводили девку пасти. Она весь день пасла да и повалила домой и говорит: «Пригоняла». Хозяин и сидит у крыльца: «Козонька-коза, ела ли чего?» — «Нет, не ела я, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гре-бельку, ухватила водицы капельку».

Он девку напорол и прогнал» [7].

После вербального предъявления первой части сказки взрослый может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:

— как ты думаешь, девушка хорошо выполняла свои обязанности?

— почему мужик спросил у козы, сыта ли она?

— коза сказала правду?

— почему мужик выпорол девушку и прогнал её?

— почему мужик поверил козе, а не девушке?

— чему нас может учить эта ситуация?

«На другой день он послал женку. Она пасла, пасла и домой привалила. Хозяин и кличет у крыльца: «Козонька-коза, ела ли чего?» — «Нет, не ела, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, ухватила водицы капельку».

Он тоже ей напорол и прогнал, жену ту» [7].

После вербального предъявления данной части сказки взрослый также

может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:

— как ты думаешь, а жена хорошо выполняла свои обязанности?

— почему мужик спросил у козы, сыта ли она?

— коза сказала правду?

— почему мужик выпорол жену и прогнал её?

— почему мужик поверил козе, а не жене?

— чему нас учит эта ситуация?

«Назавтра сам пошел да пас. Как

погнал домой, обогнал ее да и сел на крыльцо и спрашивает: «Козонька-коза, ела ли чего?» А она опять: «Нет, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гребельку, ухватила водицы капельку». Он взял да ей напорол и пошел нож ковать да топор бить, хотел хозяйку созвать да мясом накормить. Коза оторвалась и убежала» [7].

После вербального предъявления данной части сказки взрослый также может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:

— как ты думаешь, а мужик хорошо выполнял свои обязанности?

— почему теперь мужик спросил у козы, сыта ли она?

— коза сказала правду?

— почему мужик решил наказать козу?

— чему нас учит эта ситуация?

— чему нас учит вся сказка?

Вторая часть сказки похожа на сюжет другой сказки «Заюшкина избушка». Отличие составляет замена лисы персонажем коза, а помощники, которые хотели помочь зайцу в этой сказке, — корова, конь, медведь и петух.

Поэтому при работе со второй частью взрослый имеет возможность провести аналогию не только с накопленным ребенком социокультурным опытом реагирования в различных ситуациях, но и с уже слышанными ребенком фольклорными произведениями. В данном случае выстраивается более систематизированная, комплексная и иерархизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений.

ТЕКЖ6 это (выстраивание ассоциатив- ние других. В любом случае выбирать, ного ряда) позволяет на основе нагляд- как поступать — в соответствии со сво-но-образного мышления и воображе- ей совестью или нет, — придётся са-ния ребенка не только активизировать мому ребёнку. Педагогическое воздей-эмоциональную сферу, но и личност- ствие наравне с другими факторами, но заинтересовать ситуацией анализа например, социальной средой, различи практического применения игровых ными видами деятельности, ведущи-форм и методов в общественном взаи- ми типами общения, полоролевыми модействии. различиями детей, оказывает влияние

Подобная работа может быть по- на формирование нравственных ка-строена практически на основе любой честв личности дошкольников. Таким сказки, которая не только дает ин- образом, дополнительным источни-формацию, но и показывает варианты ком целенаправленного формирования действий и их результаты. В сказках устойчивых нравственных свойств ребёнок увидит, к чему приведет чёр- личности ребенка могут стать сказки ствость, жадность, жестокость, униже- и другие литературные формы.

Примечания:

1. Шагаева Н.А., Бадмаева Ц.А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 2 (136).

2. Сайт старшего воспитателя «Светлячок». URL: http://mdoull3irk.jimdo.com/ методическая-страничка/фгос-дошкольного-образования-2014-г

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2010.

4. Мамышева 3.3., Блягоз З.У. Воспитательный потенциал пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 2 (117).

5. Case С., Dalley Т. The handbook of art terapy. L.: Tavistock and Routledge, 1992.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.

7. Русские народные сказки. Т. 2 / сост. О.Б. Алексеева. М.: Современник, 1987. 336 с.

References:

1. Shagayeva N.A., Badmayeva Ts.A. Formation of students' moral values in the course of Ethics and Aesthetics mastering // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2 (136).

2. Site of the housemaster of Svetlyachok. URL: http://mdoull3irk .jimdo.com/ methodical — page/fgos — preschool — educations — 2014

3. Arkhangelsky N.V. Moral education. M.: Prosveshchenie, 2010.

4. Mamysheva Z.Z., Blyagoz Z.U. Educational potential of proverbs and sayings in formation of value orientations of younger school students in the multicultural educational environment // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2 (117).

5. Case C., Dalley T. The handbook of art terapy. L.: Tavistock and Routledge, 1992.

6. Zinkevich-Yevstigneyeva T.D., Grabenko T.M. Practical work on creative therapy. SPb.: Rech, 2003.

7. The Russian folk fairy tales. V. 2 / сотр. by O.B. Alekseeva. M.: Sovremennik, 1987. 336 pp.

Источник: cyberleninka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.