Методы и формы эстетического воспитания дошкольников

Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека[1].

В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

  1. чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
  2. теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
  3. необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
  • идейно – нравственное и художественное воспитание,
  • обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
  • развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.

Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.[2] Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты"[3]. Т. е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании –  это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям»[4].

Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно – прикладное и изобразительное искусство, музицирование[5].

Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

  • осуществление индивидуального подхода к детям;
  • благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
  • содержание в быту произведений искусства;
  • личная инициатива и желание детей.

Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.

  1. психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.
  2. педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.
  3. социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

В западноевропейской современной художественной педагогике существует ряд концепций эстетического воспитания. Смысл их ради того, чтобы адаптировать, приспособить ребенка к нравственным ценностям социального сознания. Приведем в пример основные идеи:

  1. Абстрактно – формалистическое обучение детей в области искусства. Приверженцы этой концепции считают, что самовыражение должно происходить не через реалистичное образное отображения мира, а с помощью идеи субъективистского, нефигуративного изображения посредством линий, цветов, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Связано с направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи.
  2. Идея спонтанного художественно – эстетического воспитания (У. Лоуэнфельд, Г. Рид) относится к теории свободного воспитания. Полагается, что целенаправленное художественное обучение может только помешать, не дать развиться воображению и детскому творчеству.
  3. Концепция утилитарно – прагматического эстетического развития (О. Гунтер, Ч. Кроу, Дж. Дьюи) высказывает идею максимального развития сенсорной сферы ребенка. Эта концепция опирается на неограниченные возможности человеческой природы.
  4. Теория религиозно – эстетического воспитания строится на применении искусства, с целью пробудить религиозные чувства, создать религиозно – фантастические образов как душевной опоры религиозности человека.[6]

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.

Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно – эстетическом развитии. Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:

  • по формам организации;
  • по видам деятельности;
  • по возрастам детей;
  • по количеству детей.

Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные. К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.

Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:

  • по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;
  • по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
  • по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки.

Также, методы зависят и от возраста детей. Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.

Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:

  • метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;
  • метод проблемных ситуаций – подталкивает к творческим и практическим действием [7].

Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие – передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.

Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.

Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.

На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка – смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально – нравственного отношения.

Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.

Общее правило выбора методов – поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель должен выбирать творческие задания.

Источник: nsportal.ru

Елена Дакина
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы

Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует моральный образ, воздействует на физическое развитие ребенка. В процессе общения с музыкой ребенок подчиняется интересам коллектива, получает навыки культуры поведения.

Инновационные формы воспитания дошкольника – это индивидуально-дифференцированный подход (учитывается уровень каждого ребенка, даются доступные, но развивающие его возможности задания, обязательно заканчивающиеся успехом, развлечения, праздники, а так же все виды Занятий:

— Доминантное занятие – используется для развития какой-либо музыкальной способности или ликвидирует отставание в какой-либо деятельности.

— Тематические занятия делятся на 3 вида: собственно-тематические, музыкально-тематические, сюжетно-музыкальные.

— Комплексные занятия – объединяют различные виды искусств: музыка, живопись, хореография. Цель проследить, как проходит тема разных видах искусства.

— Интегрированные занятия – в основе содержания тема или образ в одной тональности и тогда весь репертуар должен соответствовать одному настроению.

Метод – способы, с помощью которых педагог передает, а ребенок усваивает прием. Методы и приемы зависят от возраста, учебных задач, видов деятельности, этапов усвоения художественного материала.

Классификация педагогических методов.

А. В. Запорожца, Т. Марковой 1) метод прямого воздействия (дать задачу и как её выполнять); 2) метод опосредования педагогического воздействия (когда есть опыт, создаются условия, которые наталкивают на выполнение, можно дать совет); 3) метод проблемного воспитания и обучения детей (решение творческих заданий).

Ветлугина. 1) побуждение к сопереживанию, 2) убеждение в процессе восприятия; 3) поисковых ситуаций; 4) Наглядный метод – делится на наглядно-зрительный и наглядно-слуховой, который является ведущим. 5) Игра. 6) Проект.

Из своего педагогического опыта я хочу поделиться следующей темой:

Использование музыки в режимных моментах.

Цель: Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить со средствами музыкальной выразительности, воспитать эстетическое отношение к нему.

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста. Специфические задачи музыкального воспитания соответствуют возрастному уровню детей первого, второго и третьего года жизни. Это следующие задачи:

— дать детям радость и побуждать их к активности;

— дать яркие, художественные музыкальные впечатления;

— прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучание различных детских музыкальных инструментов и игрушек. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов воспитания. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, зарядка, умывание, настрой на занятия, физкультминутки, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.

Конспект проведения «Режима дня с навыков самообслуживания в песнях».

Тема: «Осенние картинки»

1. «Прием детей»

Воспитатель: Утром всех ребят встречаю, по секрету сообщаю: Осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Посмотреть решила осень, как живет здесь детвора.

(Звучит песня «Осень постучалась», дети в приемной переодеваются, слушая музыку)

2. Зарядка.

Воспитатель: Часики бегут, бегут, на зарядку нас зовут. Становитесь в круг, ребятки, дружно сделаем зарядку. (Звучит песня «Тик-так», дети выполняют комплекс упражнений. Кукла Осень выполняет движения с детьми, затем разбрасывает на ковер листья.)

Воспитатель: Осень листья разбросала, вместе с нами танцевала. Вы листочки соберите, всем ребятам покажите. Мы подуем на листок, покружись для нас, дружок.

(дети выполняют дыхательное упражнение)

3. Мытье рук и пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Скоро завтракать пойдем, значит, дружно мы сейчас к умывальнику пройдем. Наши ручки мы помоем и ладошки разотрем. Звучит песня «Умывание».

4. Физкультурная минутка на развитие ритмического слуха.

Воспитатель: Как мы весело живем и танцуем, и поем, веселимся и играем, никогда не заскучаем. Становитесь-ка, ребятки, на ритмичную зарядку! (Звучит песня «У меня, у тебя звонкие ладошки)

5. Театрализация.

Воспитатель: Сказки любим мы читать и зверей изображать. Птичками летаем, целый день играем. А давайте мы сейчас песню разыграем.

(Инсценировка песни «Жили у бабуси». Используются атрибуты: платок, маски гусей.)

6. Подготовка ко сну.

Воспитатель: Отдохнуть пришла пора, одеяла и подушки очень ждут вас, детвора.

(Звучит «Сладкая греза», музыка П. Чайковского)

7. Пробуждение.

Воспитатель: Все проснулись, потянулись, улыбнулись. Глазки открываем, Осень мы встречаем. (Звучит музыка Чайковского). Отдохнули все ребятки и готовы малыши на веселую зарядку. (Звучит песня «Ты похлопай).

Таким образом, использование песен и классической музыки, звучащей вне занятий, способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, созданию в коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни помогают согласовывать воспитательные усилия не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Источник: www.maam.ru

16)Своеобразие трудовой деятельности дошкольников. Цели и задачи воспитания детей в труде.

Особенности трудового воспитания:

1.Труд дошкольников носит воспитывающий характер;

2.Труд дошк. не отделен от игры, тесно связан с игрой;

3.Труд детей носит ситуативный характер;

4.Осознание цели трудовой деятельности детьми отностительно;

5.Отношение к процессу и результату труда.

Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств.

Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание

По своему содержанию труд детей дошк-го возр делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. Качество

и осознанность действий у разных детей разные, поэтому

задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хоз—быт труд. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, стирка и др.

Х-б труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Х-б труд — это та деят-ть взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.

Х-Б труд детей мл гр по содержанию представляет собой помощь взрослому. В процессе такого труда восп-ль формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети ср и ст дошк возраста способны к более разнообразному Х-Б труду и меньше нуждаются в помощи взрослого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Источник: StudFiles.net

1.2 Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Особенно полезны творческие задания. Их можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.

Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности[5].

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей.

1. Художественная деятельность – процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме).

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, то есть дети соединяют в ней разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Признаками самостоятельной деятельности являются: внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

2. Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Организованные занятия могут проводиться по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

3. Важным средством эстетического воспитания являются экскурсии. Природа, памятники, музеи, празднично украшенная улица – места проведения экскурсий. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач.

Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

4. Организованные развлечения дошкольников также являются одним из средств воспитания. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели.

Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера[6].

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал (литературный, музыкальный, изобразительный и т. п.) на одну тему, например: «Поет зима – аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т. д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

5. Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, — также важное средство эстетического воспитания. Их можно разделить на:

— праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля – День защитника Отечества, 9 Мая – День Победы, 12 июня – День независимости России);

— праздники, связанные с народными и религиозными традициями (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год);

— праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения воспитанника группы и др.).

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. Реализуются задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

6. Совместно-раздельная дизайн-деятельность – одно из средств эстетического воспитания дошкольников. Эта деятельность способствует:

— воспитанию эмоционального отклика;

— эстетическому отношению к природному окружению и дизайну быта;

— созданию аранжировки из природных и искусственных материалов;

— приобщению детей к дизайн-деятельности.

Выбор формы организации эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

1.3 Сущность экологического воспитания

Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых — особенности этого процесса[7]:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых — огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

Источник: www.KazEdu.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.