Игры для развития творческих способностей дошкольников

 

Содержание

  1. Вводная часть. Обоснование выбранной темы.
  2. Содержание темы:

2.1. Научно-педагогические взгляды на проблему;

2.2. Реализация проблемы;

— что делает игры развивающими;

— как организовать занятия по развивающим играм;

— классификация игр;

1) начальные математические представления;

2) развитие пространственного внимания;

3) игры на символизацию;

4) тактильное восприятие;

5) развитие внимания и памяти;

6) развитие репродуктивного и творческого воображения;

7) восприятие оттенков цветов. Спектр;

8) зрительное восприятие сложных форм.

3. Заключение.

4 Список литературы.

 

На протяжении нескольких лет в работе с детьми я использовала развивающие игры, которые делала по книге Б.П. Никитина «Развивающие игры».


Дети с удовольствием играли в эти игры, соревновались между собой, преодолевали трудности, составляли новые варианты заданий.

В развивающих играх — в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Эти игры создают условия для развития творческих сторон интеллекта. Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерность, классифицировать и систематизировать материал, умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, пространственное представление и воображение.

Для игр я создавала непринужденную, свободную обстановку, когда все внимание сосредоточено на самой игре. Дети сами выбирают игру.

Основное правило развивающих игр — взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Когда дети только знакомились с играми, я употребляла эмоциональные реплики: одобрительные — окрыляли детей, критические — побуждали работать внимательнее, осмотрительнее. Затем лучше от этого отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль.


В ходу обычно находятся несколько игр различных по характеру. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки. Начинаем играть обязательно с выполнения посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.

Для самых маленьких игру надо оживить сказкой, рассказом, давать названия узорам, моделям. Если дети потеряли интерес к какой-либо игре, эту игру на время убираю, а потом «случайно» вспоминаю о ней. Возвращение игры всегда встречается с радостью.

Успехи детей я отмечаю на особых карточках, что позволяет мне следить за развитием творческих способностей детей.

 

Содержание темы

1. Научно-педагогические взгляды на проблему

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. В младшем возрасте центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.


ение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов — это необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представить его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета.


бенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху -где голова, внизу — где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в разные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представление о числах, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

 

Реализация проблемы


Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

В своей работе, чтобы повысить интерес детей к обучению математике, я использую развивающие игры, сюжетно-дидактические игры, нестандартные дидактические средства, занимательный материал, математические песни-считалки, песни с математическим содержанием.

 

Как организовать занятия по развивающим играм

Занимаясь с детьми развивающими играми, перед ними ставятся следующие задачи:

— создать модель развивающей среды;

— дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей,

— в игре учить мыслить самостоятельно;

— с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).

Предлагаемая программа, опробованная неоднократно в самых разных по возрасту и уровню подготовки группах, обладает следующими отличительными чертами:


  • многообразие используемых в ней игр, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны;
  • непринужденная обстановка на занятиях благодаря небольшому ко­личеству детей и разнообразию вариантов любой из игр, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка;
  • наличие в занятиях обучающих моментов, что позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей;
  • большое количество игр, требующих исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа; участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемого также индивидуально;
  • задачи, предлагаемые детям, достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень, работа над ними увлекает ребенка и развивает в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренирует память;
  • небольшое количество коллективных игр, также включенных в курс, учит умению совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорит товарищ, учитывать его возможности, т. е. воспитывает качества, необходимые для работы в коллективе.

Оборудование и материалы для развивающих игр, как правило, несложны: разные фигурки из цветного картона, наборы картинок, которые можно составить самим, кубики, покрашенные гуашью или обклеенные цветной бумагой. Довольно большая группа игр вообще не требует особого


оборудования, в первую очередь это относится к играм, направленным на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Наиболее трудоемки в изготовлении многие игры Никитиных, требующие и специально окрашенных кубиков или рамок, и наборов карточек-заданий к ним. Но усилия, затраченные однажды на изготовление комплекта любой игры, впоследствии окупаются многократно, так как ее можно использовать для занятий с детьми самого разного возраста — от 2-летних до школьников младших классов — и использовать благодаря существующим вариантам игры все время по-новому.

Кроме самих пособий для занятий желательно иметь достаточно просторное помещение, где двигательная активность ребенка не будет ограничиваться, ему можно позволить играть, сидя на полу или за столом, как удобнее ему самому. При этом ребенок чувствует себя непринужденно и эффективно работает над своим заданием.

При организации групповых занятий по развивающим играм (которые по сути своей созданы для индивидуальной работы) необходимо обратить внимание на следующее:

  • занятия проводятся в малых группах (4-6 человек); необходимо, чтобы каждый ребенок имел свой комплект игры;
  • во время занятий дети располагаются за столами, расставленными полукругом, или, особенно малыши, сидят полукругом на полу в большом зале, где можно побегать;

  • весь курс занятий проводится с помощью ведущих-игрушек; время от времени появляются вспомогательные игрушки (например, клоун Вася, специализирующийся на рисовании);
  • каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне своего «потолка», в собственном темпе; когда в группе освоено достаточное количество игр, желателен даже самостоятельный выбор игры;
  • используются карточки учета результатов (карточки побед Поташевой Е.И.) для создания дополнительной мотивации игры у детей и для фиксации уровня возможностей («потолка») каждого из детей, что и позволяет работать индивидуально; одновременно карточки учета позволяют сформировать у детей представление о том, что чем труднее задание, тем большую ценность представляет его решение;
  • кроме индивидуальных в курс включены и некоторые коллективные игры, в которых детям также предоставляется возможность подумать и самим отыскать ответы на предложенные вопросы. Благодаря тому, что занятия проводятся в небольших (до 7 человек) группах, в таких играх также возможно проследить за ходом мысли каждого из играющих и предложить впоследствии игры, возможно, более точно соответствующие уровню развития детей.

 

Что делает игры развивающими

Это очень точно определено в многократно издававшейся книге Никитиных ‘»Ступеньки творчества, или Развивающие игры»:


  • каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т.д.
  • задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступных двух-трехлетнему до непосильных среднему взрослому;
  • постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т. е. развивать творческие способности;
  • в процессе игры нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом (даже тогда, когда кажется, что задача почти решена), тем более объяснять способ и порядок решения задач, т. к. наша цель — научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и искать решения любых возникающих задач;
  • нельзя требовать решения с первой попытки — ребенок, возможно, еще не созрел;
  • решение задачи возникает не в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков и т.п.), что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания;
  • в игре каждый поднимается до «потолка» своих возможностей.

Таким образом, развивающие игры служат «пищей» для развития творческих способностей с самого раннего возраста (с 1-1,5 лет); задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества; играя со своими детьми, родители учатся не мешать ребенку думать и принимать решения. Важно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр. Развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил(по Никитину):


  • игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;
  • необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;
  • нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы и ошибки ребенок находил и исправлял сам);
  • обязателен успех в самом начале: для этого начинаем игру с посильных задач;
  • если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а потом начните с более легких (принцип «ледокола»), еще лучше предоставить ребенку самостоятельный выбор заданий;
  • игру надо оживлять сказкой (игровой мотивацией): при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;
  • в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной активности.

 


 

«Сложи узор» (по Никитину) (2-8лет)

Цель игры: развитие способности к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики, фантазии.

Оборудование: комплекты из 4, 9 или 16 кубиков, у каждого из которых четыре грани окрашены в красный, синий, белый и желтый цвета, а две оставшиеся пополам (по диагонали) — в красный с белым и синий с желтым, наборы картинок-заданий (серии узоров из четырех, девяти, шестнадцати кубиков, серия букв, цифр, серия «Зоопарк» и т. д.)

Ход игры: детям предлагается рассмотреть кубики, самым маленьким — уложить кубики обратно в коробку определенной гранью вверх. Затем можно попросить построить дорожку, посыпанную песком, укрытую снегом, длинный ковер, речку, и т. д. Желательно малышам называть каждый узор, прося его сложить, а старшим предлагать придумать свое название к картинке-заданию. В этой игре так же используются карточки учета. Если дети освоили какой-либо уровень игры, можно предложить им самим придумывать новые узоры и называть их. Дети старше 4 лет могут сами зарисовывать узоры, сначала из одноцветных граней четырех кубиков. Перед этим рекомендуется выполнить ряд подготовительных упражнений, изображая на листе бумаги в крупную клетку точки в центре клеток, на пересечении линий, горизонтальные и вертикальные линии, квадраты размером в одну, четыре, девять и шестнадцать клеток. Последний, разделенный на четыре части «как окошко», и служит заготовкой, которую раскрашивают, изображая узор.

«Палочки» (по Михайловой) (с 2,5 лет)

Цель:развитие способности к анализу и синтезу, пространственного воображения, логического мышления, создание начальных математических представлений.

Оборудование:набор счетных палочек (по 30 палочек на каждого ребенка), карточки-задания.

Ход игры: каждому ребенку ведущий раздает по три палочки, просит пересчитать их и сложить из них треугольник. Потом добавляет еще одну палочку, и все складывают квадрат. Затем раздается еще по две палочки и предлагается сложить два треугольника. Потом ведущий «отбирает» у детей по одной палочке и просит снова сложить два треугольника (из пяти палочек); затем предлагаются другие подобные задания (два квадрата из 7 палочек, квадрат и треугольник из 6 палочек и т. д.). Старшие дети (6 лет и больше) могут, освоив задания на пристраивание фигуры к фигуре, переходить к заданиям типа «переложить несколько палочек», «убрать несколько палочек». Важно не обучать детей способу решения тех или иных задач, а дать им возможность определить эти способы самостоятельно, на основании опыта.

Вариант: детям любого возраста, начиная с двух лет, можно предложить составить из палочек елку, дерево, домик, кораблик, человечка или любую фигурку, которой ребенок может придумать название.

 Игры на символизацию

 

«Погода» (1,5-4 года)

Цель игры: расширение кругозора, освоение чтения и придумывания Символов, развитие речи.

Оборудование: набор карточек с символическими обозначениями погоды (солнце, облака, дождик, ливень, ветер, безветрие и т.д.).

Ход игры: детям предлагается составить письмо клоуну Васе, рассказав о том, какая сегодня погода (какая была погода в праздники и т.д.). Писать мы пока не умеем, а вот составить письмо из картинок можем. Дети выбирают из предложенного набора нужные символы и «прочитывают» их.

Вариант: старшим детям, умеющим рисовать, можно предложить самим придумать символы для обозначения погоды.

 

«Человечки» (2,5-5 лет)

Цель игры: развитие навыков чтения символов, моторики, координации движения.

Оборудование: набор картинок с символическими изображениями разных поз (упражнений).

Ход игры: детям предлагается встать в ту же позу, как та, что изображена на картинке. Малышам можно сопроводить картинку пояснением соответствующего положения. Серия картинок может иллюстрировать набор упражнений зарядки. Старшим детям можно предложить придумать самостоятельно комплекс упражнений и зарисовать их.

 

«Пирамидка» (2-5 лет)

Цель игры: развитие навыков составления вариационных рядов, чтения и составления схем.

Оборудование: пирамидки по числу детей, не менее восьми-девяти колец или плоскостная модель пирамидки, где кольца заменены полосками цветной бумаги, набор схем составления пирамидки.

Ход игры: при первом знакомстве дети рассматривают свои пирамидки, выясняют, что в них все кольца разного размера, и постепенно составляют пирамиду (младшие — по подсказке: «найди самое большое из всех колец на столе»). Если ребенок справляется с этим заданием, ему предъявляется одна из схем и предлагается сложить не равномерно уменьшающуюся кверху пирамидку, а соответствующую схеме. Можно подсказать, сколько именно колец следует оставить на каждую из частей.

Вариант: когда составление по готовой схеме освоено, дети могут зарисовывать свои варианты сборки пирамиды, при этом кольца обозначаются линиями разной длины.

 

Тактильное восприятие

 

«Рамки Монтессори» (по Никитину) (1,5-8 лет)

Цель игры: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, создание начальных математических представлений.

Оборудование: набор квадратных рамок, в которых вырезаны отверстия в форме геометрических фигур, вкладыши-фигуры, плотно прилегающие к отверстиям, образцы узоров, нарисованных по рамкам.

Ход игры: если в группе 3-4 ребенка, детям предлагается в разложенные в форме четырехэтажного домика рамки подобрать вкладыши («плотно закрыть окна, чтобы в них не попадал дождик»). При большем количестве детей игру можно проводить в форме лото, обязательно называя при этом правильно все геометрические фигуры. Можно вкладывать фигуры с закрытыми глазами. Потом детям предлагается выбрать любую «самую красивую» из рамок (для старших детей — фигурок) и обвести ее.

Вариант: по мере освоения игры нарисованные фигуры можно закрашивать, заштриховывать, составлять «бусы», узоры из повторяющихся элементов, «ковры» с симметричными узорами. При этом образцы рассматриваются и обсуждаются, но не копируются.

Вариант: эти же рамки и вкладыши легко можно использовать для игры на дорисовывание фигур. Любой контур можно превратить в забавного человечка, зверюшку, паровоз, дом и т. д. несколькими дополнительными деталями. В таком случае игра может работать на развитие воображения.

«Муха» (с 2 лет)

Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, развитие слухового внимания, развитие умения различать основные цвета.

Оборудование: игровое поле 5×5 клеток, которые через одну окрашены в разные неповторяющиеся цвета, центральная клетка занята изображением мухи, фишка-муха.

Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась, три-четыре раза. Потом спрашивает у детей, на какой цвет приползла муха (или между какими цветами оказалась).

Вариант: с 4,5 лет можно играть не на индивидуальных полях, передвигая фишку-муху, а предложить им глазами проследить путь мухи по демонстрационному полю.

Вариант: дети 5-6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).

Вариант: передвигая фишку-муху по клеткам, можно (особенно для детей младшего возраста) предложить представить себе, что муха летает из одного магазина в другой, в каждом покупая какую-то вещь, еду и т. д. Когда после десяти-двенадцати «магазинов» муха возвращается, все вместе вспоминают, что же лежит у нее в корзинке с покупками.

Развитие репродуктивного и творческого воображения

 

«Мешок гнома» (с 3 лет)

Цель игры: развитие репродуктивного воображения, фантазии, развитие речи.

Оборудование: фигурка гнома с мешком в руках (из картона); набор мешков- силуэтов.

Игровая ситуация:хитрый гном пошел на базар и там что-то купил, спрятал в мешок и не хочет показывать.

Детям предлагается отгадать, что на этот раз у гнома в мешке. Начинается игра с мешков, по которым сразу видно, что внутри кошка, утка, заяц и т. д. Потом можно предложить мешки, где лежит что-то круглое, квадратное и т. д., каждый раз стараясь получить от детей максимальное число вариантов ответов. Затем можно перейти к мешкам типа «клякс» (с трудно определяемой, неоднозначной формой).

 

«Танграм» (по Михайловой) (с 2 лет)

Цель игры: развитие умения различать оттенки, классификация по цвету, развитие способности к анализу и синтезу изображений, развитие фантазии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: восемь наборов деталей «Танграма» (квадрат, разрезанный определенным образом на семь частей) разных близких оттенков, сложенные в одну коробку, набор картинок с образцами складываемых фигур (т. н. расчлененные силуэты, на которых видно, из каких частей и как они сложены); нерасчлененные силуэты, силуэты, в которых используются несколько наборов деталей, причем местоположение каждой отмечено цифрой, одной и той же для одинаковых элементов, бумага и карандаши.

Ход игры: первый уровень сложности: выбрать себе все детали одного оттенка, сложить из них любую фигурку и назвать ее (при этом есть два ограничения — в каждой фигурке используются все детали и ни одна из деталей не перекрывает, «не наступает» другие). Второй уровень сложности: складывание фигурок по картинкам-образцам (начиная с расчлененных силуэтов). Третий уровень сложности: придумать фигурку, назвать ее, сложить по изложенным выше правилам на листе бумаги и обвести ее детали. Полученные таким образом фигурки хорошо использовать как образцы на последующих занятиях в той же группе.

«Вьетнамская игра» (по Михайловой) (с 2 лет)

Цель игры: развитие умения различать оттенки, классификация по цвету, развитие способности к анализу и синтезу изображений, развитие фантазии, развитие мелкой моторики.

Оборудование: восемь наборов деталей «Вьетнамской игры» (круг, разрезанный определенным образом на семь частей) разных близких оттенков, сложенные в одну коробку, набор картинок с образцами складываемых фигур (т. н. расчлененные силуэты, на которых видно, из каких частей и как они сложены), бумага и карандаши.

Ход игры: первый уровень: выбрать себе все детали одного оттенка. Сложить из них любую фигурку и назвать ее (при этом есть два ограничения — в каждой фигурке используются все детали и ни одна из деталей не перекрывает, «не наступает» другие). Второй уровень сложности: складывание фигурок по картинкам-образцам. Третий уровень сложности: придумать фигурку, сложить ее по итоженным выше правилам на листе бумаги и обвести ее детали. Полученные таким образом фигурки хорошо использовать как образцы на последующих занятиях в той же группе.

Восприятие оттенков цветов. Спектр

 

«Корабль, машина, паровоз» (1,5-3 года)

Цель игры: учить подбирать «такой же» по цвету и оттенку.

Оборудование: выполненные из картона шасси грузовика, яхта с мачтой и колеса паровоза, набор кабин и кузовов к грузовику (оттенков от красного до синего цвета), набор парусов (по два каждого цвета, оттенков от синего до зеленого цвета), две части паровоза, желто-коричнево-оранжевых оттенков.

Ход игры: для работы выбирается, например, яхта. По одному парусу каждого цвета раздается детям, парные к ним паруса этих же цветов лежат в центре. Каждый ребенок подбирает себе подходящей по цвету парус и прикрепляет его к яхте. Так же проводится игра с машиной и паровозом. Когда этот набор цветов дети освоят, можно предлагать построить голубую, изумрудно-зеленую, и т. д. яхту. Таким образом, дети будут подбирать цвет не по образцу, а по названию.

 

«Цыплята» (2-4 года)

Цель игры: развитие умения отыскивать «такой же» по цвету, умения раз­личать цветовые оттенки, создание представления о смешивании цветов.

Оборудование: набор петухов и курочек основных цветов (желтого, синего, красного и белого) и цыплят, которых можно разложить по спектру между основными цветами.

Игровая ситуация: у мамы — синей курочки — и папы — красного петуха — есть трое деток — цыпляток. Один из них больше всех похож на маму (детям предлагается найти фиолетового цыпленка и положить его рядом с мамой), другой — на папу (найти малинового и положить рядом с папой), а третий похож и на маму, и на папу (сиреневый цыпленок кладется посередине). Можно предложить детям, если есть возможность, прямо на занятии получить эти цвета, добавляя в банку с синей водой понемногу красной краски; (если нет — то это домашнее задание). То же на следующем занятии проводится на спектре оттенков между синим и желтым цветами, а также между красным и желтым цветами. Если занятие проводится повторно, можно замкнуть спектр в круг. Так же проводится игра на подбор ряда по интенсивности (между цветным петухом и белой курочкой).

Вариант: малыши могут подбирать цыпленка такого же цвета, как демонстрируемый ведущим, называя его оттенок.

 

Зрительное восприятие сложных форм

 

«Силуэты» (1,5-4 года).

Цель игры: развитие зрительного восприятия, умения анализировать изображения; развитие быстроты реакции.

Оборудование: картинки с зачерненными силуэтами (по 3-5 на каждого ребенка, цветные картинки, точно повторяющие силуэт и напоминающие его (всего по 3 на каждый силуэт), можно использовать пособие «Играем и учимся» Третьяковой.

Ход игры: детям раздаются картинки-силуэты, предлагается сначала догадаться, что это может быть. Затем игра проводится в форме лото. Для малышей в игре используются только цветные картинки, точно повторяющие силуэт. Детей постарше можно попросить подобрать вес картинки, в т. ч. и напоминающие силуэт.

Вариант: можно каждому из детей предложить набор из 4 картинок (силуэт и напоминающие его цветные картинки) и попросить найти, какая из картинок точно та же, что и силуэт.

 

Заключение

Важнейшим условием развития творческих способностей детей является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.

Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования развивающих игр. Это возможно при условии систематического использования игр как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

 

Список литературы

  1. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез, 2010 г.
  2. Н.А.Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Мозаика-Синтез, 2009 г.
  3. В.Новикова, Л.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера» Мозаика-Синтез, 2008 г.
  4. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова «Математика для дошкольников» Просвещение, 1992 г.
  5. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Просвещение, 1990 г.
  6. Б.П.Никитин «Развивающие игры» Знание, 1994 г.
  7. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Акцент, 1996 г.
  8. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая «Математика до школы» Акцидент, 1998 г.
  9. А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» Просвещение, 1993 г.
  10. И.Э.Томашпольская «Развивающие игры для детей 2-8 лет» Смарт, 1996 г.

Источник: dohcolonoc.ru

Светлана Подсинева
Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности

Уважаемые коллеги!

Предлагаемый Вашему вниманию практический материал, представленный в виде комплекса игр и упражнений для развития творческих способностей детей дошкольного воз-раста в изобразительной деятельности, адресован педагогам и родителям, осуществляющим целенаправленную образовательную деятельность с детьми, по данной проблеме.

С помощью представленной подборки развивающих игр, обеспечивается качественное психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников, которое включает в себя все аспекты образовательно- коррекционного процесса.

В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Один из них — организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры как свободной, творческой деятельности обусловливается ее потенциальными возможностями, местом и ролью как основной, ведущей деятельности. Своеобразие игры заключается и в том, что она является генеральной формой поведения, внутри которой зарождаются другие виды деятельности.

Общий элемент для игр с художественным содержанием — их творческий характер. Мир игры тесно связан с воображением. Ее участник выстраивает собственный, условный, субъективный мир в своем воображении.

При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности (см. таблицу). Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:

— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;

— альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);

— решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п. ;

— нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).

Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников

Многофункциональность игры позволяет расширить диапазон ее применения. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции.

Таким образом, игра отвечает современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации педагогического процесса дошкольного учреждения: эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов искусств.

В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.

Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:

— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;

Комплекс развивающих упражнений

СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.

В младшем дошкольном возрасте возможно включение предварительного этапа при проведении данной серии упражнений. Дети словесно обозначают разные предметы, похожие на заданную фигуру, педагог контролирует, чтобы дошкольники не копировали изображения объектов и предметов друг у друга. При проведении упражнения в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания, т. е. предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона.

При анализе работы, как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.

Приемы и методы

Стимулирование творческой инициативы:

— индивидуальное размещение детей для выполнения задания;

— исключение возможности стандартного изображения;

— обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий.

Развитие творческого воображения:

— агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; предметы технического творчества — танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации);

— гиперболизация — преобразование предметов (увеличение или уменьшение, изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т. д.);

— акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта, при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (пример: рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.);

— схематизация — черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира);

— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе;

— аналогия — поиск сходства объекта с реальным предметом (с формой, звуком, цветом, ритмом и т. д.); разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы: облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.

Варианты заданий на аналогию:

— нарисовать дом, который бы построили в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах;

— сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др. ;

— найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку).

Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Ребенок может представить животное, обладающее такими качествами, которых нет в реальной живой природе.

Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

С использованием приема дополнения изображения.

Для детей 3—4 лет

Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.

Дорисуй так, как хочешь

Цель: та же.

Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.

Дорисуй фигуры

Цель: та же.

Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.

Дорисуй прямоугольники

Цель: та же.

Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.

Что ты видишь?

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.

Для детей 4—5 лет

Двойное изображение

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

Забавы с геометрическими фигурами

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.

Четыре колеса

Цель: та же.

Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.

Камушки на берегу

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.

Оживи фигуру

Цели:

упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;

— создавать на этой основе относительно новый художественный образ.

Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.

Обведи свою ладонь и оживи

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.

Кляксы

Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений. Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.

Спрятанная форма

Цель: та же.

Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.

Секретные письма

Цель: создать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

Педагог говорит, что сегодня по дороге в детский сад он встретил почтальона, и тот передал ему секретное письмо, которое надо расшифровать (показывает лист бумаги с нарисованными линиями). Если повернуть одной стороной, то получится., а если другой — то. Дети получают свои письма и им предлагается внимательно посмотреть, повернуть лист несколько раз и разгадать, что написано в письме.

С использованием приема составления образа из заданных элементов.

Для детей 3—4 лет

Составление изображений объектов

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

Сложи рыбку

Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).

Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.

Придумай животное

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

Для детей 4—5 лет

Конструирование фраз

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.

Художник в зоопарке

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.

Дети выполняют.

Волшебный круг

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.

Сказочная птица

Цели:

упражнять в передаче формы и расположения частей птицы;

развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

Бабушкин сундучок

Цель: учить конструировать из бросового материала.

Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.

Мозаика

Цели:

упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур;

развивать вариативность мышления.

Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов.

Составь натюрморт

Цели:

упражнять в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами;

развивать вариативность мышления.

Дети составляют из набора (вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга.

С использованием приема применения предметов в другом качестве.

Для детей 4—5 лет

Чем может быть.

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

Портрет из пуговиц

Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.

Для детей 4—5 лет

Спонтанное рисование

Цель: развивать фантазию.

Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.

Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови, опилок.

Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

Лоскутное одеяло

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

Картина из дырок

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т. п.).

Ощипанный портрет

Цель: та же.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.

Дети выполняют.

Посуда для куклы

Цель: та же.

Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы. Пусть в этот набор войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога.

Дети выполняют.

Праздник

Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему.

Дети работают в альбомах творческих заданий. Тема «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры. Педагог предлагает разрисовать торты для различных праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т. д.

Кто вылупится из яйца?

Цель: развивать фантазию.

Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот. В общем долго мы пытались представить себе этого. не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют.

Только для детей

Цель: развивать воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события.

Растительные бусы

Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности.

Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.

Дети выполняют.

Волшебная закладка

Цель: та же.

Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты. Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.

Дети выполняют.

С использованием приема опредмечивания изображений.

Для детей 4—5 лет

Облака-загадки

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

Три краски

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Педагог предлагает детям взять три краски и разрисовать весь лист. Затем дает задание придумать, на что похож рисунок и как можно больше названий к нему.

Придумай по рисунку

Цель: развивать умение соотносить форму с реальными предметами окружающего.

Педагог последовательно рисует условные символы и рассказывает детям сказку, предлагая Им придумать образы (персонажи) через опредмечивание предлагаемых рисунков. Постепенно дорисовывая рисунок, педагог рассказывает сюжет сказки: «Жил-был. (Рисует кружочек.) Кто? Было у него. (Подрисовывает внизу кружка овал.) Видит он.». (Рисует треугольник). И так далее по ходу рассказа.

Угадай что

Цель: развивать внимание и умение по частям домысливать целое изображение.

Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению).

С использованием приема дополнения изображения.

Для детей 5—6 лет

Веселое соревнование

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.

Незаконченный сюжет

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.

Придумай узор

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

Дорисовки

Цель: та же.

Перед каждым ребенком педагог кладет игровую карточку с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать.

Дополни рисунок до образа

Цель: та же.

Педагог раздает детям листы, разделенные пополам линией, где на каждой половине — одинаковое, схематичное изображение ломаных линий и предлагает дорисовать их справа и слева до образа, но так, чтобы оба рисунка были разными.

Волшебники

Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы.

Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.

Забывчивый художник

Цели:

способствовать созданию в воображении образа на заданную тему;

развивать эмпатию.

Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою картину. «Как вы думаете, что он хотел изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника».

Незаконченный рисунок

Цель: учить по собственному замыслу достраивать целостный образ по его фрагменту.

Педагог. Однажды знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незавершенным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину по начатым линиям.

Дети выполняют.

С использованием приема составления образа из заданных элементов.

1. Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб., 1997.

2. Афанасьев СП., Коморин СВ. Триста творческих конкурсов. М., 1997.

3. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.

4. Борзова В. А., Борзое А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.

5. Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1997.

6. Дыбина О. В. и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002.

7. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

8. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. М., 2005.

9. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5— 9 лет. Ярославль, 2002.

10. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

11. Сто фантазий в голове / Авт. -сост. Т. В. Димитрова. Самара, 1996.

12. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

Источник: www.maam.ru


КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 «Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

 «Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

 

 

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. 

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

 

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

 

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки. 

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

 

 

 

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

— Какой характер у той или иной птицы?

— С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

— Кто враги?

— О чем она поет?

— Из чего и как строит гнездышко?

— Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

 Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  —  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  —  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

 

 

Источник: sad4.kostjukovichi.edu.by


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector