Художественно эстетическое воспитание дошкольников по фгос

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.


Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Задачи художественно-эстетического развития


  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;

  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.


Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:


  • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.

  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

Виды художественно-эстетической деятельности

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:


  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.

  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

  • Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.

  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.


Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ

Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

Видео: занятие с дошкольниками по лепке

Видео: занятие по рисованию в ДОУ

Видео: занятие по изобразительной деятельности

Видео: музыкальное занятие в детском саду

Видео: хоровое пение в детском саду

Видео: приобщение детей к художественной литературе

Видео: театрализованные игры

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию

Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством

Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

Центр литературного развития в детском саду

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
  • определение задач центра и направлений работы;
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка

Отчёт о художественно-эстетическом воспитании

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

Источник: melkie.net

Задачи и цели художественно-эстетического воспитания

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, психика ребенка развивается поэтапно пропорционально отношениям между ним и социальной действительностью. Согласно введенному термину «социальная ситуация развития», источником и толчком к самому процессу развития служит социальная среда, поддающаяся изменениям. Воспитание в свою очередь становится управляемым процессом с вектором направленности к развитию.

 Эстетическое образование ставит перед собой следующие цели:

  • сформировать чувство прекрасного, воспитать и совершенствовать эстетику вкуса;
  • привитие личности ребенка умения ценить окружающий мир, любить искусство, находить и созерцать прекрасное среди привычного ритма жизни;
  • развить умение понимать и оценивать объекты искусства;
  • привить общие нормы морали и ценностей, расширить эстетические интересы дошкольника;
  • путем привлечения к осознанной творческой работе развить самодисциплину, самоконтроль и организацию, волевые качества и повысить культуру мышления.

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС принимает за основу принцип специфичности периода детства и его разнообразия, обеспечивает сохранение уникальности данного этапа развития для дальнейшего вступления в этап взросления, осуществляет образовательную деятельность исключительно по формам соответствующим возрастной группе – игровая активность, стимуляция познавательной деятельности, творческое самовыражение.

Согласно содержанию программы для ДОУ, необходимо обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, мотивировать к развитию способностей детей охватывая такие направления как: развитие речи, улучшение социальных и коммуникативных навыков и компетенций, активизация познавательной деятельности, развитие физической культуры и эстетики художественно вкуса.

Задачи в рамках художественно-эстетического воспитания соответствуют положениям возрастной психологии и подразделяются на четыре основные подгруппы:

  1. Эмоциональная сфера. Формируется собственное представление о художественных образах, появляются личные интересы и связанные с ними приоритеты, развивается чувство эстетики.
  2. Знание и оценка. На базе полученных знаний и опыта выстраиваются персональные суждения, пробуждается интерес к искусству и переживания. Ознакомление с общепринятыми эталонами.
  3. Становление личных качеств. Развивается умение анализировать, давать критическую оценку, оперировать аргументами и получать удовлетворение от художественно – эстетических объектов.
  4. Созидание. Развитие качества созидания прекрасного, совершенствование личных творческих склонностей и талантов.

Принципы педагогической работы в рамках художественно- эстетического воспитания

Основная задача педагогов в рамках эстетического воспитания по ФГОС дошкольных образовательных учреждений – формирование общего понятия культуры школьника, развитие нравственных ценностей, взятие курса на эстетические качества детского коллектива. В рамках образования, направленного на художественно эстетический вектор, последовательно реализуются принципы педагогической работы в этом направлении.

Оптимальная педагогическая стратегия развивается за счет индивидуального подхода к условиям для развития особенностей дошкольников. Уважение к каждому ребенку и внимательное отношение к природным склонностям позволяет воплотить замысел художественно-эстетического развития в ДОУ.

Воспитательный и образовательный процессы неотделимая часть единого целого, принцип целостности обеспечивает всестороннее развитие, включая этическое, эстетическое и интеллектуальное. Детское творчество пребывает в постоянной связи с реальностью, что определяет содержание процесса, использование техник, форм и методов для реализации поставленных задач.

Для более глубокого ознакомления с видами искусства используется принцип объединения. Интегрированность способствует гармоничному развитию детского воображения и фантазии с привлечением к музыкальной, изобразительной и театральной деятельности. Расширяя кругозор, дошкольники обогащают внутренний мир познаниями о творчестве других стран, знакомятся с общей картиной культуры мира, обучаются уважительному отношению к творческому наследию.

В рамках художественно-эстетического развития реализуются принципы: индивидуальности, целостности, связи с реальностью, интегративности, народности и преемственность дошкольного образования в процессе перехода к образованию в младших классах школы.

Анализ условий эстетического развития дошкольников

В период пребывания ребенка в детском саду проходит ознакомительный момент с произведениями искусства (в первую очередь музыкального и изобразительного), формируются ранние элементарные представления, стимулируется активность к творческой деятельности и выражение чувств героям художественных произведений, персонажам сказок.

Заложенные на раннем этапе детства личностные качества являют основу для вступления во взрослую жизнь, опираясь на полученные знания и опыт. Художественно- эстетическое развитие, полученное в дошкольном возрасте, составляет базис для построения воспитательной и образовательной деятельности в дальнейшем.

Возрастной период от 2,5 до 4-5 лет отличается сильно выраженной эмоциональностью, важный этап развития, усвоения новых слов и элементов, ребенок находится в постоянном движении, поиске и развитии, открыт миру и предельно любознателен. В этом возрасте появляется умение выбирать, проявлять свою личность, ощущение мира в творчестве, приходит предпочтение форм творчества, интерес к тематике.

За весь дошкольный период происходит переход в восприятии, после ознакомления с сенсорными образцами уровень возрастает и переходит к описанию, детальному исследованию предметов, выявления особенностей. До 7 лет происходит развитие воображения, появляется умение чувствовать сюжет, гармоничность композиции, художественный стиль.

Культура сенсорики, умение сочетать формы и образ значимы для художественно-эстетического воспитания дошкольников, обеспечивая овладение навыками изобразительного искусства, проходя путь от простых действий к более сложным.

К моменту завершения дошкольного периода дети обладают эстетическими переживаниями, выражают свои чувства и состояния подражая взрослым в сопереживании. В это время основная задача взрослого подчеркивать при общении с дошкольников яркую, привлекательную эстетическую сторону предмета разговора.

Дошкольные образовательные учреждения принимают на себя ответственность по подготовке детского коллектива к вступлению во взрослую жизнь. Все аспекты успешной реализации художественно-эстетического развития тщательно контролируются, начиная от оформления помещений детского сада.

 Главное условия успешной реализации эстетического развития – наличие произведений искусства вокруг ребенка, начиная с раннего возраста. Ознакомление детей с видами и формами искусства прививает любовь к творчеству, заботу и уважение труда других людей.

Художественно –эстетическое развитие стимулирует активную осознанную деятельность дошкольника, обучает чувствовать и самостоятельно создавать красоту вокруг себя, опираясь на чувство эстетики. Успешное эстетическое развитие достигается путем единства видом и форм деятельности. Обучение в детском саду объединяет систематические занятия с использованием музыкального сопровождения во время работы с аппликациями, лепкой или обучения изобразительному искусству.

Музыкальное искусство объединяет детский коллектив, сопровождает во время отдыха и развлечений, игровой деятельности, вызывает положительные эмоции, бодрое и радостное настроение.

Художественное и эстетическое мировосприятие, моральные принципы и нормы не являются врожденными компетенциями ребенка, требуют особого подхода для культивации и развития. Эмоциональная отзывчивость педагогов и воспитателей в дошкольных учреждениях особенно важна для становления собственного чувства прекрасного у детей.

Виды и формы художественно-эстетического развития

Само по себе межличностное общение в детском коллективе развивает любознательность и стремление к познанию нового, неизведанного. Задача педагогов и воспитателей в детском саду направить общение в эстетические рамки, поднимать в разговоре темы о добре и красоте, умении создавать прекрасное, любви к своему окружению, природе и миру в целом.

Для формирования бережного отношения к природе используется контактная форма общения при прогулках и экскурсиях, обеспечивая культуру общения с природой, бережное отношение к ее богатствам и ресурсам.

При погружении в самостоятельное изучение искусства во время рисования, создания аппликаций по теме или лепке, происходит более глубокое познание жанров, формируются собственные представления и вкусы, ребенок получает удовольствие от успешного освоения нового вида деятельности.

Среди форм организации художественно-эстетического развития предпочтение отдается игровой деятельности как ведущему варианту познавательной деятельность дошкольного возраста. В процессе игры происходит ознакомление с искусством в подходящей, легкой и доступной для ребенка форме. Игровая форма успешно совмещается с организацией праздников, где присутствуют элементы театральных постановок, например, танцы, сценки из сказок, что уже само по себе является выражением искусства и приобщением к прекрасному.

Планирование художественно-эстетического развития согласно возрастным группам

 Календарное планирование педагогической деятельности это обязательное условия для реализации в образовательном процессе поставленных задач. При составлении календарного плана мероприятий педагогом принимается во внимание психологические особенности детского возраста, персональные возможности, склонности и потребности детей. Образовательная стратегия художественно-эстетического развития творческих способностей детей в ДОУ в обязательном порядке требует от педагогического коллектива умение диагностировать и устранять сложности в достижении целей, знать сферы интересов дошкольников и организовывать деятельность оперируя знаниями, изучать личностные показатели и особенности возраста подопечных.

Календарные планы, в отличие от перспективных, разрабатываются на несколько занятий, охватывают небольшой временной промежуток. Перспективное планирование распространяется на более длительный период, начиная от одного месяца до полугода или года.

При составлении плана за основу принимается нормативный документ с указанием умений, навыков и объема знаний, характерного для определенной возрастной группы дошкольного учреждения. Руководствуясь психологическими особенностями разрабатывается программа мероприятий.

Таким образом, на примере младшей группы возрастом до 4 лет прослеживается становление желаний и возможностей ребенка, на основе полученных оценок от взрослых, происходит совершенствование речи, развивается словарный запас. Появляются первые признаки самостоятельного поведения по образцу взрослых, дети успешно справляются с легкими заданиями по выбору предметов с общими признаками: цвет, форма, размер. В этом возрасте появляется желание приобщиться к изобразительному и музыкальному искусству. Отмечается интенсивное развитие воображения, привычные предметы предстают символическими аналогами других.

Для младшей группы детского сада виды творческой деятельности в ДОУ по ФГОС определяются литературными произведениями в жанре сказки, просмотра иллюстраций, акцентирование внимания на изобразительном искусстве, уроки изображения простых предметов и легких композиций.

Примеры перспективного планирования для младшей группы сроком на один месяц по занятиям музыкой

 Вид деятельности

Программные задачи

Репертуар

Музыкально-ритмические движения:

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей двигаться с предметами (листочками, флажками), выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

«Ловим — бегаем» Тиличеева, «Мы шагаем» Рустамов, «Листики- платочки» Гольцов, «Свободная пляска», «Гопачок» Макшанцева, «Игра в прятки» Рустамов.

Восприятие музыкальных произведений

Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку весёлую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание. Отмечать хлопками изменение мелодии музыки.
 

«Колыбельная» Тиличеева, «Ах вы, сени!», «Ловкие ручки» Тиличеева.

Пение

 Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.
 

«Да-да-да!» Тиличеева», «Кошка» Александров.

Развлечение

Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять знание знакомой сказки.

«Курочка Ряба»

 

    По итогам развития способностей детей в ДОУ важно отметить, что художественно-эстетическое развитие, как и воспитание в целом является социокультурным феноменом и находится в прямой зависимости от уровня развития личности.

 Воспитание и привитие норм морали, чувства прекрасного, умение видеть эстетическую красоту предметов, самостоятельно создавать и поддерживать вокруг себя красивое является одним из звеньев на пути формирования личности.

Дошкольный возраст отличается особой чувствительностью и восприимчивостью к новым явлениям, доминированием положительных эмоций, радостью открытий в познавательной и творческой деятельности. Именно дошкольный возраст, начиная с младшей группы от 2,5 и до 4 лет, является наиболее благоприятной почвой для реализации задачи по художественно –эстетическому развитию в ДОУ.

Качественные изменения в восприятии ребенком самого себя, окружающей действительности и своей роли в ней позволяют приобщить дошкольников к особенностям других культур, национальным явлениям, развить художественный вкус.

Начиная от самого рождения базовые элементы художественно-эстетического развития закладываются в процессе воспитания в семье и продолжаются все последующие годы совершенствоваться при участии педагогов и воспитателей. Творчество в ДОУ по ФГОС активно развивается благодаря созданию особой благоприятной атмосферы для формирования художественного вкуса, творческих умений и навыков, чувства прекрасного.

В задачу педагогов и воспитателей для реализации художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС входит концентрация внимания детского коллектива на разнообразие впечатление от цвета и звука, красоты форм во время прогулок, игровой и образовательной деятельности. Важно уметь акцентировать внимание таким образом и на тех предметах, которые вызывают интерес у ребенка, распознавать детские переживания и уметь с ними работать. Программа творческой деятельности в ДОУ по ФГОС направлена на всестороннее развитие дошкольника с ориентиром на художественно- эстетический аспект.

Источник: www.resobr.ru



Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Источник: moluch.ru

Штабеева Валентина Петровна
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования.

Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Цель работы – выявить особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть проблему художественно-эстетического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе;

• выделить особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО;

• выявить отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического развития — формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых — развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание — это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.

Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Г. С. Лабновская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути.

Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора.

Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен знать не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А. В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании Российской Федерации», дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

С одной стороны это говорит о признание значимости дошкольного образования в развитии детей, с другой – повышение требований к дошкольным учреждениям.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, разработанный с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которого заложены следующие основные принципы:

• поддержки специфики и разнообразия детства;

• сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

• уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

• осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Программы стандарта должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• физическое развитие;

художественно-эстетическое развитие.

Основное содержание образовательной области «Музыка», которая реализовывалась в рамках Федеральных государственных требований (ФГТ, структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования приказы Минобрнауки России: от 23.11.2009 N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования«; от 20.07.2011 N2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утратили силу, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного возраста это было нецелесообразно, т. к. важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Рассмотрим основные принципы, задачи и условия реализации художественно-эстетического направления в контексте ФГОС ДО.

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла.

Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Способствует развитию интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

• обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

• организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

• предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

• поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.). Уделяется большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности). В изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании – экспериментирование с цветом, составление композиции; осваивание различных художественных техник (таких как оригами, папье –маше, разрывная аппликация); использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.). В музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах – создание художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно – ролевой и режиссерской игре – способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания настроения персонажей.

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-

эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а также разработку программ по реализации требований стандарта.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Рассмотрим, в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое, физическое (10 образовательных областей). В ФГОС содержание программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию, а ФГТ на саму общественность (социализацию).

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40% ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной программы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы).

Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:

1) целевой,

2) содержательный,

3) организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация программы». По ФГТ: обязательная часть: Пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-третьих, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества, желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования): инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, воображение, физическое развитие, волевые усилия, любознательность и интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• проектной деятельности;

художественной деятельности;

• физического развития.

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание – необходимое условие развития человека высокой культуры.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этот период у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, формируется личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно научить его не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.

Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.